Наследие отцов
Сегодня на уроке вы научитесь:
· понимать информацию и делать выводы;
· находить сложные предложения с разными видами связи;
· использовать «Метод четырех предложений».
Предтекстовая работа
|
|
Кадры из фильма «Отцы и дети» Режиссёры: Адольф Бергункер, Наталья Рашевская |
Значок «Работа в паре» |
1. Рассмотрите иллюстрации. 2. Обсудите в паре. Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? 3. Как вы понимаете слова, приведенные в теме урока. 4. Приведите примеры высказываний на данную тему на английском, русском и казахском языках. |
Значок «Теория» |
Последовательность действий при анализе структуры сложного предложения» 1. Устанавливаем грамматические основы предложений, входящих в состав сложного (имеем в виду, что предложения могут быть и односоставными, и неполными). 2. Определяем языковые средства, которыми осложнены части предложений (однородные члены, сравнительные обороты, обособленные и уточняющие члены, вводные слова, словосочетания и предложения, обращения). Установив языковое средство, его границы, ставим знак препинания (запятую, двоеточие или тире при обобщающем слове; запятые, тире или скобки при вводных словах, словосочетаниях, предложениях; запятую или восклицательный знак при обращении и др.)
союзные слова, бессоюзие), ставим соответствующие знаки препинания (запятую, точку с запятой, двоеточие, тире). Например: Десяток земляничин первых несла и потихоньку пела, и птицы надо мною пели, пока не обступили ели.
Схема : [ ….о и о…], и [ ], ( пока…). Яковом, видимо, овладевало упоение: он уже не робел, он отдавался весь своему счастью; голос его не трепетал более – он дрожал, но той едва заметной внутренней дрожью страсти, которая стрелой вонзается в душу слушателя, и беспрестанно крепчал, твердел и расширялся.
Работаем с применением алгоритма. Находим предикат в первой части упоение овладевало,( эта часть осложнена вводным словом видимо) ставим двоеточие, потому что между первой и второй частью смысловые отношения пояснения , во второй части основа – он не робел, после второй части ставим запятую, так как между второй и третьей частью отношения одновременности; в третьей части основа он отдавался, в конце ставим точку с запятой, потому что здесь требуется более «сильный» знак, так как между предыдущими частями уже есть запятая, четвертая часть связана с третьей отношениями последовательности, предикат четвертой части голос не трепетал. Пятая часть разделяется с шестой при помощи тире, так как связаны отношениями противопоставления, предикат шестой части он дрожал, крепчал, твердел и расширялся (осложнение однородными членами - сказуемыми и пояснительным оборотом), далее ставим запятую, потому что седьмая часть соединяется с шестой при помощи союзного слова которая, оно входит в предикат которая вонзается, шестая часть разорвана седьмой частью. Таким образом, это предложение сложное с бессоюзной и подчинительной связью и содержит 7 компонентов: бессоюзные предложения и противопоставления, предикат шестой части он дрожал, крепчал, твердел и расширялся (осложнение однородными членами - сказуемыми и пояснительным оборотом), далее ставим запятую, потому что седьмая часть соединяется с шестой при помощи союзного слова которая, оно входит в предикат которая вонзается, шестая часть разорвана седьмой частью. Таким образом, это предложение сложное с бессоюзной и подчинительной связью и содержит 7 компонентов: бессоюзные предложения и сложноподчиненное предложение. Схема: [ ] : [ ], [ ]; [ ] – [ , п.об., (которая…..), и 0,0 и 0
|
Значок «Письменная работа»
I. Запишите предложения, расставив знаки препинания. Составьте схемы, определите вид подчинения.
1. Римскому показалось что свет в настольной лампе гаснет и что письменный стол наклоняется. (М.Булгаков)
2. Когда Байрон вошел в мою мастерскую я обрадовался так сильно как исландские дети радуются после зимы летнему солнцу. (К.Паустовский).
3. Нужно с горечью признаться что реальная личность писателя художника артиста редко совпадает с тем представлением какое мы составляем по их произведениям. (В.Короленко)
4. Когда наскучат ей лукавые новеллы и надоест сидеть в плетеных гамаках она уходит в порт смотреть как каравеллы плывут из дальних стран на зыбких парусах. (Э.Багрицкий)
5. Я не думаю чтобы из него вышло что-нибудь серьезное хотя все молодые художники – его поклонники. (В.Гаршин)
6. И всем казалось что радость будет что в тихой гавани все корабли что на чужбине усталые люди светлую жизнь себе обрели. (А.Блок)
II. Расставьте недостающие знаки препинания.
1. У нее мелькнула дикая мысль что если так будет дальше то они погибнут. (К.Паустовский)
2. Расставьте знаки препинания, определите вид подчинения.
1. Николай Николаевич старается идти рядом с ним но так как он путается между деревьями и спотыкается то ему часто приходится догонять своего спутника вприпрыжку. (А.Куприн)
2. Он думал удивить ее своею щедростью но она даже бровью не повела и когда он отвернулся презрительно скорчила свои стиснутые губы. (И.Тургенев)
3. У нее мелькнула дикая мысль что если так будет дальше то они погибнут. (К.Паустовский)
Значок «Работа в паре» |
Исходя из заголовка, предположите о теме текста, стиле и типе речи. Обсудите в паре. Прочитайте текст. |
Значок «Работа с текстом»
Наследие отцов.
Он поднимался то на один перевал, то на другой, вглядываясь в степную даль. Ему не сиделось дома: как можно сидеть, если в суровой земле, под непроницаемым покровом снега, покоятся останки немалочисленных твоих предков? Ведь дух радуется, когда потомок появляется на свет <…>… За недолгую земную жизнь они терпели лишения и невзгоды, чтобы нам досталась лучшая доля в этом мире. И они, предки наши, по праву заслужили благодарную память.
Высшее назначение человека – жить честно, достойно, вырастить достойных потомков, способных сберечь и продлить вечную нить жизни. Мы нередко напрасно сетуем на судьбу, называя нашу повседненвную жизнь серыми буднями. Разве высший смысл жизни не в том, чтобы каждый пришедший в этот мир заботился о себе и своих потомках, оставляя их после себя на этой прекрасной земле.
(По А. Алимжанову)
1. Предложите свое название текста.
2. Обсудите в паре и выпишите ключевые предложения.
3. Напишите рассуждение, опираясь на ключевые предложения.
Послетекстовая работа
Поучение Владимира
Мономаха
Куда бы вы ни держали путь
по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни селам, ни посевам, чтобы
не стали люди проклинать вас. Везде куда вы пойдете и где остановитесь, напойте
и накормите просящего. Всего же более убогих не забывайте и подавайте сироте.
Гордости не имейте в сердце и в уме. Старых чтите, как отца, а молодых, как
братьев.
Более же всего чтите гостя, откуда бы он к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, то угостите его пищей и питьём: ибо он, проходя, прославит вас всем землям или добрым, или злым человеком. Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите.
Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитель, как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь будет от других стран. Ленность ведь всему мать: что кто умеет, то не забудет, а чего не умеет, тому не научится.
(Из «Поучения» Владимира Мономаха)
Подтвердились ли ваши предположения о теме текста, типе и стиле речи. Выпишите сложные предложения с разными видами связи, используя алгоритм, данный выше.
Значок «Работа в группе» |
Задание 1. Напиши о содержании текста, используя «Метод четырех предложений»
Задание 2. Напишите поучение для ваших ровесников. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.