Урок русского языка в 9 классе
Тема: СПП с придаточными обстоятельственными.
Цель: Изучить особенности построения сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными.
Задачи:
Метапредметные:
· Регулятивные УУД: формирование умения определять и формулировать цели урока без помощи учителя, формирование чётких и последовательных действий в процессе работы.
· Познавательные УУД: формирование навыка работы с различными текстами, источниками информации с целью отбора нужного материала, формирование умения применять теоретические знания на практике, умение делать выводы, формирование умения графически обозначать изученные пунктограммы, а также умение составлять схемы СПП.
· Коммуникативные УУД: формирование умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме, умение слушать других, воспитывать уважительное отношение к мнению других.
Предметные: обобщить и систематизировать знания по сложноподчинённым предложениям, закрепить навык постановки запятой в СПП. Развивать умение анализировать и систематизировать учебный материал.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебники, рабочие тетради.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие учащихся учителем. Подготовка урока.
2. Проверка домашнего задания.
3. Постановка цели и задач урока.
Беседа с учащимися:
- Что такое сложное предложение? Чем оно отличается от осложненного?
- Типы связи предикативных единиц в сложном предложении?
- Виды сочинительных союзов? Смысловые отношения в ССП?
- Чем ССП отличается от СПП? Виды придаточных предложений?
Практическая работа: Определить тип предложения, сделать схему.
1.Грош цена человеку, который не может сломить дурной привычки. (Придат. определит.).
2.Я читала, что бессмертны души. (Придаточное изъяснительное).
3.Дом, в котором я живу, находится возле речки. (Придаточное определительное).
4.Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе. (Придаточное изъяснительное).
5.Не место красит человека, а человек место. (Сложносочиненное предложение).
6.В росистых лугах течет речонка, что мне так мила. (Придаточное определительное).
4. Работа над темой урока.
Повторение материалов из учебника. Составление кластера.
Выполнение задания: записать в два столбика простые предложения с обстоятельствами и СПП с придаточными обстоятельственными.
1.Если отец был рядом, он закидывал голову и хохотал открыто и дурашливо. (прид. условным).
2.Наскоро одевшись, он вышел в ночь. (Простое).
3.Когда мы двигались к школе, за спиной все время звучал голос Терёхи. (С прид. времени).
4.Двое продолжали гулять вопреки дождю. Прост.
5.Я остановился, чтобы сделать привал. прид. цели
6.Переходя улицу, нужно быть очень внимательным. (Простое пр.)
5. Физ. минутка.
Разминка
6. Рефлексия.
Выполнение упражнений из учебника.
Задание: Сделать схемы предложений.
Когда солнце прощается с летом, краски памяти так пестры.
(Когда —— ====), [—— ====] – обст. времени.
Часа через четыре мы добрались туда, где нам предстояло менять лошадей.
[—— ==== указ. сл.], ( где —— ====) – обст. места.
Ракета рванулась к зениту, чтоб маленькой звездочкой замерцать.
[—— ====], ( чтоб ====) – обст. цели.
Вода так чиста, что на дне отчетливо виден каждый прошлогодний листок, каждая затонувшая веточка.
[—— ====], (что ====) – обст. степени.
Мелкие листья ярко и дружно зеленеют, словно кто их вымыл и лак на них навел.
[—— ====], (словно —— ==== и ====) – обст. сравнит.
- Подведение итогов урока.
- Беседа с учащимися.
7. Домашнее задание.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.