Урок русского языка во 2 классе
Тема: «Произношение и обозначение на письме гласных в ударных и безударных слогах»
Цели: формировать умение подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными, грамотно обозначать на письме безударные гласные.
Задачи: закреплять практическое умение подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными, развивать орфографическую зоркость, совершенствовать каллиграфию письма, развивать устную речь учащихся, воспитывать ответственное отношение к учебе.
Оборудование: снежинки для проведения минутки чистописания; плакат для проведения рефлексии; «снежки» с безударными гласными; картинка с зимними забавами детей для развития речи; шкатулка.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель. Какой сейчас месяц?
Дети. Декабрь.
Учитель. А вы знаете, что в древние времена на Руси декабрь называли «студень», потому что в этом месяце начиналась зима, приходила стужа, становилось студено, т.е. холодно.
2. Проверка домашнего задания
- прочитайте слова с пропущенными буквами.
- Какую букву вы вставили? Почему?
- Как проверить написание безударных гласных?
3. Актуализация знаний и умений учащихся
Захрустела льдинка,
А под ней в...да.
Падает сн…ж…нка –
Легкая зв…зда.
- Какие орфограммы вам встретились? Объясните написание пропущенных букв.
- В каких словах не нужно ставить знак ударения? Почему?
4. Гимнастика для кисти руки.
Учитель. Поставьте руку на локоть. Представьте, что вы – художница зима и в руках у вас волшебная кисть. Давайте побелим деревья, крыши домов, нарисуем узоры на окнах, припорошим снежком поля, луга, дороги.
5. Учитель. Откройте тетради и запишите сегодняшнее число. Минутку чистописания мы проведем на снежинках.
Напишем маленькую петельку, доведем до нижней линеечки и закруглим хвостик. Какая получилась буква? е (прописываем)
На следующей линеечке напишем букву е, большую петельку, снова букву е.
Молодцы. Положите снежинку в тетрадь.
Прочитайте на доске слова, в которых есть элементы, которые мы прописали. Лёд, ледовый, ледок.
Запишите эти слова в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.
Учитель. Проверим, как вы поставили ударение и какие гласные подчеркнули. Оцените свою работу на полях. Все ли безударные гласные надо проверять?
Дети. Нет. Только те, в написании которых мы сомневаемся.
Учитель. Какую гласную будем проверять?
Дети. Букву е.
Учитель. А как мы ее проверим?
Дети. Подберем проверочное слово.
Учитель. Есть ли среди этих слов проверочное слово? Докажите.
Дети. Лёд, ударение падает на букву ё.
Учитель. Какое правило мы применяем для проверки безударной гласной?
Дети. Если в слове гласная
Вызвала сомнение,
Ты ее немедленно
Ставь под ударение.
6. Сообщение темы и целей урока
Учитель. Сегодня на уроке мы будем учиться писать слова с безударной гласной в середине слова, подбирать проверочные слова, учиться писать грамотно.
Учитель. Волшебница-зима подарила нам шкатулку, в которую мы положим слова, проверяемые ударением. Первое слово положу я: зима – зимний. Кто продолжит?
Учитель. Молодцы. Вы назвали много слов. Я закрываю шкатулку вместе со всеми словами. А сейчас прочитаем слова, которые волшебница-зима подготовила вам.
Береза, сосна, сорока, грачи, щенок, волчата.
Разделите их на 2 группы.
-Кто уже догадался, как это сделать? Как можно проверить безударную гласную в словарных словах? (по словарю)
Как можно проверить безударную гласную в остальных словах? (подобрать проверочное слово). Запишите эти слова в столбик, рядом напишите проверочные слова. В первом столбике подчеркните безударную гласную, во втором поставьте ударение.
Проверьте себя (за доской написаны слова)
Грачи – грач
Волчата – волк
Сосна – сосны
Учитель. Оцените свою работу.
Работа с учебником.
С. 118, упражнение 192 – в парах; упражнение 193 – самостоятельно.
- Какими словами вы заменили рисунки?
- Спишите одно предложение (по рядам).
Физкультминутка
7. Развитие речи учащихся.
Учитель. Зима предлагает нам рассмотреть картинку, которую она нарисовала для вас.
- Какая пора года нарисована на картинке? (зима)
- Что делают дети? (дети лепят снеговика, катаются на санках, играют в снежки).
- Давайте назовем слова, в которых есть безударные гласные.
Дети. Снеговик, снежки, кормушка, гора, следы, деревья.
Учитель. Составьте по картинке несколько предложений из 4-5 слов.
Учитель. Молодцы. А сейчас прочитайте предложения, записанные на доске
Пришла з…ма. Выпал сн…жок. Дети сл…пили сн…говика. Весело з…мой!
Учитель. Списать, вставить пропущенные буквы. В парах объяснить друг другу, какое проверочное слово подобрали.
Оцените свою работу.
8. Обобщение и систематизация
Работа с учебником с. 119, упражнение 194
9. Тест на первичное закрепление знаний
Учитель. Молодцы, ребята. Вы хорошо потрудились на уроке. А сейчас мы с вами поиграем в снежки.
Условие игры: на снежках написаны безударные гласные, которые надо вставить в слово. Кто у нас самый меткий стрелок?
о а е
С…ва с…ды ст…на
Н…сы гл…за сн…жок
М…ря тр…ва с…стра
Ст…лы ч…сок з…мля
10. Информация о домашнем задании
Учебник, с. 119, упражнение 195.
-Назовите проверочные слова.
10. Подведение итогов урока.
- Как проверить безударную гласную?
- Какое задание вам понравилось?
11. Рефлексия
Учитель. Прикрепите к плакату снежинки, на которых мы писали минутку чистописания, рядом с предложениями
- Я все понял(а) и справился(лась) с заданиями.
- Я все понял(а), но было трудно выполнить задания.
- У меня не все получилось.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.