КГУ «ГИМНАЗИЯ №34»
ОТКРЫТЫЙ УРОК
ПО
САМОПОЗНАНИЮ
в 3 классе
Провела: Лямкина О.Л.
АЛМАТЫ
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО САМОПОЗНАНИЮ
В 3 «В» КЛАССЕ
Урок 19
Тема: О доброжелательности
Цель: расширить представление детей о доброжелательности как ценном
качестве человека.
Задачи: - раскрыть значение понятия «доброжелательный человек»;
- развивать потребность дарить радость окружающим людям; развивать навыки
доброжелательного
и заботливого отношения, побуждать стремление к добрым поступкам; формировать
позитивные восприятие мира;
- воспитывать умение приносить радость себе и окружающим, чуткое и доброжелательное отношение учащихся к себе и другим.
Тип: изучение и закрепление новых знаний, умений и навыков учащихся.
Вид: урок-игра.
Методы: беседа, игра-инсценировка, чтение,
творческая деятельность.
Ресурсы: аудиозапись песен «Совершите чудо», «Дорогою добра», картинки о
дружбе, бумажные цветы, яблоки, груши, лучики солнца, солнышки для творческой
деятельности.
Ход урока:
1. Круг радости
Я очень рада видеть всех вас, ведь каждый из вас как маленькое солнышко,
которое согревает всех своими лучами. А вы своими улыбками и добрыми делами
согреваете мое сердце и сердца окружающих. Я очень надеюсь, что сегодняшний
урок пройдет очень весело и хорошо.
Я приглашаю всех встать в круг радости, и давайте скажем друг другу добрые
пожелания :
Бақыт тілеймін. Желаю счастья.
Денсаулық, тілеймін. Желаю здоровья.
Жақсылық тілеймін. Желаю всего хорошего.
Ашық аспан тілеймін. Желаю чистого неба.
Бейбітшілік тілеймін. Желаю мира.
Махаббат тілеймін Желаю любви.
2. Беседа.
-Сегодня мы с вами будем не просто учениками, а сказочными садовниками.
- Что вы знаете о людях этой профессии?
- Чем интересна эта профессия? Садовник — специалист по уходу за садом или любым озеленённым объектом. Садовник может работать в частном усадебном саду, в городских садах и парках, в организациях, которые занимаются ландшафтным дизайном, питомниках, оранжереях. Садовник должен обладать знаниями в таких науках, как цветоводство, агрономия, почвоведение, ботаника. Профессиональный садовник должен обладать также навыками ландшафтного дизайнера. Садовник должен выполнять следующие работы по уходу за садом: прополка, полив, подкормка растений удобрениями, обрезка и стрижка декоративных и плодовых растений, создание декоративных композиций, цветников, посадка растений. И мы все вместе на этом уроке «посадим» чудесный сад. В нём будут расти не просто деревья и цветы, а необычные растения. Для начала каждый из вас выберет свой плод и повесит его на дерево. Я подойду к каждому, и вы выберете тот, который вам больше понравится. (звучит песня “Дорогою добра» Ю.Энтина, М.Минкова)
3. Определение темы урока. Работа над цитатой.
- О чём прозвучала песня? Доброта - это солнце, которое согревает душу человека. Какой человек может быть добрым? (Доброжелательный) Об этом и будет наш сегодняшний разговор.
• Что такое доброжелательность?
• Какого человека можно назвать доброжелательным?
• Кого из окружающих вас людей можно назвать доброжелательным
человеком? Расскажите о них.
(Ответы учащихся )
- Доброжелательность - природное свойство человека. Слово
«доброжелательность» означает «желать добра». Доброта, милосердие выработались человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость.
Цитата урока:
Давайте все вместе прочитаем слова М. Пришвина:
«Все хорошее в природе - от солнца; а все лучше в жизни – от человека».
- Это цитата нашего урока.
- Как вы понимаете значение высказывания? Мы знаем, что от добрых слов возникает прекрасное человеческое чувство – ДОБРОТА. Я смотрела на ваши улыбающиеся лица и заметила, что в классе от прекрасной мелодии стало светлее. Это, наверно, потому что собрались здесь добрые сердечные люди.
4. Почитаем. А. Лопатина, М. Скребцова «Почему великан помог?»
Притча
Жители горной деревни возили виноград на продажу в город по узкой горной дороге, которая шла мимо замка великана. Высокая каменная ограда с железными воротами окружали замок. Чтобы великан не трогал крестьян, они оставляли ему корзину с виноградом возле ворот.
Однажды ночью, когда все спали, гора затряслась. К счастью, толчки быстро прекратились. Утром люди увидели, что огромная глыба перегородила горную дорогу. Крестьяне не смогли сдвинуть камень и решили попросить помощи у великана. Двое из крестьян спустились к замку. Великан чинил каменный забор.
- Эй, великан, убери глыбу! - крикнул один крестьянин.
- Если не уберешь, мы не дадим тебе винограда! - крикнул второй.
Тут великан сделал вид, что хочет бросить в крестьян камень. Те быстро убежали.
Все ругали злого великана, но одна девочка думала по-другому. Рано утром она взяла горшок с цветком и вышла из деревни. Девочка спустилась к замку и постучала в железные ворота. Великан приоткрыл их.
Здравствуйте, я принесла вам цветок. Я сама его вырастила, - сказала девочка и протянула великану подарок.
- Какой красивый! - прошептал великан.
В деревне уже все искали девочку.
Смотрите, по дороге идет великан, а на его плече сидит девочка! - крикнул кто-то.
Крестьяне схватили палки и побежали навстречу великану. Он, не обращая внимания на крестьян, ссадил малютку на землю и стал толкать глыбу. Камень покачнулся. Мужчины навалились на него с другой стороны, и вскоре дорога очистилась.
На прощанье девочка сказала великану:
- Спасибо, добрый великан.
Доброе, слово железные ворота открывает - произнесла мама Девочки.
Вопросы:
Вывод: Добрые слова не случайно называют волшебными - в них заключена огромная сила.
А как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами,
А может не слова — дела важны?
Дела — делами, а слова — словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
5. Поиграем.
Доброта и милосердие - создают основу человеческого счастья. Как вы думаете, быть вежливым к окружающим — это тоже доброжелательность?
Предлагаю поиграть и вспомнить вежливые слова.
· Когда нас бранят за шалости, мы говорим... (простите, пожалуйста)
6. Минутка тишины.
Под спокойную тихую музыку учитель читает текст:
— Оказывается, что доброту можно дарить не только тому, кто рядом с вами, но и тому, кто находится далеко от вас, кто живёт в другом городе или другом конце нашей планеты, потому что у доброжелательности нет границ, ведь добро — это могущественная и великая сила жизни.
— А теперь я предлагаю вам побыть наедине с собой... Сядьте удобно, расслабьтесь, можете закрыть глаза.
Давайте мысленным взором попробуем заглянуть в своё сердце. Представьте, что внутри вашего сердечка раскинулся великолепный сад — сад вашей души. Светит солнце любви и тепла. Переливается радуга. Может быть, вы увидите там дерево, покрытое зелёной кроной. Это дерево доверия, уважения, радости, честности. Полюбуйтесь цветами любви и добра, пройдитесь по саду своей души, насладитесь красотой.
— Представьте себе, что доброта — это свет, озаряющий мир. От этого света людям становиться тепло и уютно. Сердца их радуются. Люди поют песни, говорят друг другу тёплые слова. Доброта — это качество, которое наполняет особым смыслом жизнь человека. У доброго человека открытый и приветливый взгляд. Почувствуйте доброту в вашем сердце. Отправьте этот свет доброты своим близким. Пусть они ощутят вашу доброжелательность, и она согреет их своим теплом. Побудьте в этом саду еще немного, ровно столько, сколько вам необходимо. Возьмите в с собой самое лучшее, самое доброе, самое необходимое и медленно возвращайтесь в класс . Откройте глазки.
- Получилось ли у вас послать свет доброты своим близким?
- Что вы чувствовали в этот момент?
7. Чтение стихотворения. Создание «Клумбы Доброжелательности»
Добро и зло творить
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить труднее!
- Посмотрите: без заботы садовника, без ухода в нашем саду выросли сорняки (зло). Они растут сами по себе: без труда и занимают все пространство. Украшают ли они наш сад?
- Давайте мы вырвем сорняки и посадим красивые цветы. Каждый сорняк имеет своё название и каждый новый цветок тоже с необычным именем (учащиеся снимают сорняки черного цвета и прикрепляют яркие цветы). Вырывают: ложь, война, лень, зло, горе, лесть, неряшливость, грубость. Сажают: правда, мир, труд, добро, радость, честность, аккуратность, вежливость.
- Посмотрите, какая чудесная клумба получилась у нас. Так и мы с вами учимся, играем, трудимся вместе. Я желаю, чтобы вы в классе тоже были сплоченные и дружные, чтобы эти отношения у вас остались надолго. Доброта - тот язык, на котором с вами всякий захочет разговаривать. Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
8. Творческая деятельность «Доброе солнышко»
- А что необходимо для того, чтобы эти цветы росли и цвели нам на радость? (свет, тепло). Так давайте мы изготовим «Доброе солнышко»
|
Возьмите основу - круг. Это солнышко. Выберете из предложенных лучиков только лучики с добрыми словами. |
|
ЛЮБОВЬ |
НАДЕЖДА |
ЛЮБЕЗНОСТЬ |
ИСТИНА |
ДОБРОТА |
ВЕРНОСТЬ |
ВЕЖЛИВОСТЬ |
ЗАВИСТЬ |
ЛОЖЬ |
ССОРА |
ОБИДА |
РАДОСТЬ |
УЛЫБКА |
РЕВНОСТЬ |
ЭГОИЗМ |
ТЕПЛО |
Прикрепите их по кругу. Посмотрите, как засияло наше солнышко! Какой прекрасный сад получился у нас с вами. Как много теплых, добрых слов. Наш класс наполнился добротой, а наши сердца доброжелательностью. Сохраните это тепло, поселите его в своем сердце, пронесите через всю свою жизнь.
Как бы жизнь не летела
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело
Тем живем на земле.
9. Круг «От сердца к сердцу»
-
Приглашаю вас в круг «От сердца к сердцу».
Я всех вас благодарю за тёплый, доверительный разговор, за добрые мысли.
Ребята, возьмитесь за руки и повторим такие слова:
Добрые
слова-корни
Добрые мысли-цветы
Добрые дела-плоды
Добрые сердца-сады .
10. Групповое пение
Фонограмма песни
Сл.М.Пляцковского, муз. Е. Птичкина «Совершите чудо»
Совершите чудо
Землю обогнули тоненькие нити,
Нити параллелей и зеленых рек,
Протяните руку, руку протяните,
Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.
Обогрейте словом, обласкайте взглядом,
От хорошей шутки тает даже снег.
Это так чудесно, если с вами рядом
Станет добрым и веселым хмурый человек
- Какой смысл скрыт в данной песни?
- Понравилась ли песня? Чем?
11. Заключительная минута тишины.
Ребята! Закройте глаза на минутку, вспомните все хорошее, о чем
говорили на уроке, что вам больше всего понравилось. Наполните свои сердца доброжелательностью и сохраните это хорошее настроение на весь день.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.