Урок "Склонение существительных" для 5 класса
Оценка 4.6

Урок "Склонение существительных" для 5 класса

Оценка 4.6
docx
16.12.2022
Урок "Склонение существительных" для 5 класса
Урок склонение существ 5.docx

Урок 147. Склонение имен существительных. (Презентация)

Цели урока: 1.Образовательная. Формирование понятий и способов

                       самостоятельной поисковой деятельности. Познакомить

                       учащихся с разносклоняемыми существительными,

                       определить признаки, по которым  разносклоняемые

                       существительные объединены в  тип склонения.

                      2. Развивающая. Развитие речи, логического и аналитического

                      мышления, коммуникативных умений, навыка применения

                      теории в практической деятельности по выработке

                      орфографической грамотности.

                      3. Воспитательная.  Воспитание интереса к родному языку, его

                      истории. Воспитание ответственного отношения к учению.

Ход урока.

 

 I.   Организационный момент. Самоопределение учебной деятельности.

 

-  Здравствуйте, ребята! За окном – весна. У всех у нас хорошее настроение, а значит всё у нас с вами получится! Все готовы к уроку?  

 

II. Актуализация прежних знаний.

1.Какую часть речи вы изучаете в течение многих уроков?  (Имя существительное)

2. Как изменяются существительные?(По числам-единственное и множественное и падежам (их шесть))

3. Как называется изменение имён существительных по падежам?

4.  Сколько склонений у существительных?

5. Какие существительные относятся к 1 склонению?

6. Какие существительные относятся ко 2 склонению?

7. Какие существительные относятся к 3 склонению?

Мы часто произносили  слова «падеж» и «склонение» существительных.  

 - Какую учебную задачу мы будем решать в связи с темой урока? (Определять падежи и склонения)

 

Всё пробудилось ото сна:

По миру шествует ВЕСНА.

 

Как будто расцветаем мы,

Почувствовав приход ВЕСНЫ.

 

И захотелось выйти мне

Навстречу молодой ВЕСНЕ.

 

В листве зелёной утону

И в этом обвиню ВЕСНУ.

 

Природа дышит лишь одной

Неповторимою ВЕСНОЙ.

 

Скворец, присевший на сосне,

Горланит песни о ВЕСНЕ.

Другим об этом расскажи,

И повторишь ты падежи.

 

Ребята, а каковы ваши ассоциации со словом «весна»? Назовите существительные, относящиеся к теме «весна»?

(Трава, солнце, скворец, ручей, облако)

Давайте определим их род и склонение. Молодцы! Продолжим работу по определению склонений.

Что вы знаете о склонении существительных?

Как определить склонение существительных?

Самостоятельная работа по вариантам.

 

III. Фиксация затруднений. Возьмем существительное «время» Определите род (средний), а теперь окончание (-я).

Ну и куда мы его отнесем в нашей системе склонения? По роду вроде как во 2 подходит, а окончание –я.

Такие есть в первом типе, но среднего рода там нет. А нет для него места! 
IV. Построение проекта выхода из затруднений и решение проблемы

 Как вы понимаете «разносклоняемые»?

 В древнерусском языке тоже было склонение. Но строилась эта система совсем по другому критерию. Для современной системы важным является род, а для древнерусской – основа слова. Вернее, не сама основа, а на какой звук она заканчивается. Оканчиваться она могла по-разному: на гласный звук, на согласный твердый, на согласный мягкий и еще куча всяких условий была. И было не 3 типа склонения, а целых…  6 типов склонения! - Что случится с вазой, если я уроню ее на пол? (разобьется). Соберем все осколки и приставим друг к другу. Но вот ваза получается не круглая, а квадратная. По-новому склеили. Склеить-то склеили, а вот остались несколько осколков, которые в новую форму вазы не вошли. Не подошли. Куда мы их денем? А давайте внутрь новой квадратной вазы положим. Они вроде как и не вошли в новую посуду, но в то же время в ней вместе находятся. - Так и древнерусская система из 6 типов склонения раскололось. Все перемешалось, выстроилась в новую систему из трех склонений. Но вот остались осколки, которые в новую систему никуда не подошли. Эти существительные так и называют сейчас – разносклоняемые. И тема нашего урока «Разносклоняемые имена существительные».

К разносклоняемым существительным относятся:

1)    десять существительных на –мя. (не путать с окончанием!)

Но я не стану вам их просто перечислять,   вы сами их найдёте и выпишите из стихотворения, которое я вам прочитаю, себе в тетрадь.

Есть история про племя.

Лишь весной настанет время,

     Племя мирно сеет семя,

Хоть пахать и сеять  - бремя.

У коровы полно вымя.

Папуаске нужно имя

Для сынишки сочинить

И корову подоить.

Но вожак их – ногу в стремя,

Прилепив перо на темя,

Над собою поднял знамя,

Раздувая распри пламя:

Призывает всех опять

Не работать – воевать.

Но не хочет племя вновь

Проливать напрасно кровь.

 (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя);

Значение каких слов вам непонятно? В каком словаре узнаём значение? (В Толковом)

 

   Бремя – 1. Тяжёлая ноша (стар.), 2. перен. Нечто тяжкое, трудное, тяжесть (книж.) Взять на себя непосильное бремя. Под бременем забот. (Из Толкового словаря С.И. Ожегова)

 

ПЛЕМЯ ср. — в обширном значении: вид живот­ных. Все племена земные. Племя человеческое — все люди. Колено, поколенье, род, потомство (Из Толкового словаря В.И.Даля)

ТЕМЯ — макушка, верх головы, маковка; самое место, где лобовая кость при­мыкает к двум темянным или макушным костям, и выше до спуска к затылку. Темя горы — самая вер­шина.

СТРЕМЯ, стремена ср. — часть верхо­вой конской сбруи: железная дуга, дужка с проуши­ной и с донцем, подвешиваемая к седлу на путлище (ремне), для упора ног всадника.

 

2)    существительное путь.

 

Разбираемся сначала с первой группой слов. Эти «осколки» старой системы не смогли приспособиться к новым условиям и так и остались со своими окончаниями в современном русском языке. Давайте посмотрим, что же мешало им войти в новые правила.

Тут мы берем любое существительное на -мя (какое понравится). Например, время .
И.п. –   время.
Тут просто, основа   врем,   а окончание  –я.

Ставим в Родительный падеж.
Р.п. –   времени .
Вот тут начинается что-то непонятное. Вы заметили, что основа удлинилась? Почему? Была врем,  стала времен.   Дело в том, что у этих 10-ти существительных есть скрытый суффикс –ен-. В форме именительного падежа он скрыт, а проявляется только в формах косвенных падежей и при склонении во множественном числе. Вот так-то! Вот какой суффикс! В прятки вздумал играть. А мы его все равно обнаружим.
Д.п. –   времени
В.п. –   время
Т.п. –   временем.
П.п. –   о времени

Кстати! - Правильно говорить: Сколько времени, потому что форма Р.п.-времени, если разговор идет об отрезке времени, имеющем границы. Но если мы хотим узнать, сколько показывают часы, необходимо говорить: Который час?

 ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

РЕБУСЫ

2) Давайте выясним, в чем же особенность их склонения и просклоняем существительные 2 склонения, 3 склонения, существительные на -мя и существительное путь.

Им.п

Конь

Степь

Знамя

Путь

Р.п.

Коня

Степи

Знамени

Пути

Д.п.

Коню

Степи

Знамени

По пути

В.п.

Коня

Степь

Знамя

Путь

Т.п.

Конем

Степью

Знаменем

Путём

П.п.

О коне

О степи.

О знамени.

О пути

Выделим окончания у существительных 2 склонения в творительном падеже и у существительных знамя, путь в творительном падеже.

– Почему эти существительные называются разносклоняемые?

Вывод: Разносклоняемые существительные имеют окончание -и в родительном, дательном, предложном падежах, как существительные 3 склонения, и окончание -ем (ём) в Творительном падеже единственного числа, как существительные 2 склонения.

 

V. Применение правила.

Прочитайте текст и выполните задания.

(1) Вы видели, чтобы кто-нибудь не пил день, два, неделю? (2) Нет? (3) А вот верблюд может не пить две недели!

(4) Зачем верблюду горбы? (5) В горбах он запасает воду в виде жира. (6) Воды в пустыне не хватает. (7) Жир в горбах превращается в воду. (8) Из ста граммов жира сто семь граммов воды получается.

(9) Даже в самую сильную жару верблюд совсем рот не раскрывает, воду экономит. (10) Рот от слюны мокрый. (11) Откроешь рот и много воды упустишь. (12) Поэтому верблюд и дышит очень редко, всего восемь раз в минуту. (13)Вот он как воду бережет! (По И.И. Акимушкину)

Задания

1. Как удается верблюду не пить две недели?

2. Для чего верблюду запасы жира?

3. Почему даже в сильную жару верблюд не открывает рот?

4. Определите тему, идею. Озаглавьте текст.

5. Найдите верное утверждение.

По цели высказывания предложение 1:

1) побудительное;

2) вопросительное;

3) восклицательное;

4) повествовательное.

6. Найдите верное утверждение.

Слово рот из предложения 9 употреблено в форме:

1) винительного падежа;

2) именительного падежа;

3) родительного падежа;

4) творительного падежа.

7. Определите тип речи.

8. Подберите антоним к слову мокрый (из 10-го предложения).

9. Выпишите из текста существительные 2-го склонения.

 

VI. Рефлексия

- Чем мы занимались сегодня на уроке?

- Что нового узнали?

VIII. Домашнее задание.

С. 73-74, упр. 561, списать пословицы, вставляя пропущенные буквы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоанализ урока

Тема урока: Разносклоняемые существительные

 

Цели урока: 1.Образовательная. Формирование понятий и способов

                       самостоятельной поисковой деятельности. Познакомить

                       обучающихся с разносклоняемыми существительными,

                       определить признаки, по которым  разносклоняемые

                       существительные объединены в  особый тип склонения.

                      2. Развивающая. Развитие речи, логического и аналитического

                      мышления, творческих способностей, коммуникативных умений, навыка применения теории в практической деятельности по выработке орфоэпической грамотности.

                      3. Воспитательная.  Воспитание интереса к родному языку, его

                      истории. Формирование положительной мотивации к школе.

Оборудование: мультимедийная презентация, фонограмма, карточки с заданиями.

Тип урока - урок усвоения новых знаний

Форма организации учебной деятельности – фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Методы  и  приёмы: частично-поисковый

                                     словесный

                                     наглядный

Представление о результатах:

- метапредметные – познавательные УУД (аналитическая деятельность, сравнение), регулятивные УУД (постановка и способы решения учебной задачи учебной задачи, соотнесение результата с поставленными задачами), коммуникативные УУД (правила парной работы, выражение собственного мнение, слушать речь других)

- личностные (ценностное отношение к русскому языку, положительное отношение к учению)

- предметные (сформированность

 представления о разносклоняемых существительных, способах их склонения)

Этапы урока:

- Самоопределение учебной деятельности (готовность к уроку, создание положительной мотивации)

- Актуализация знаний (устный опрос про падежи и склонения, работа со стихотворением, «У кого больше слов»)

- Фиксация затруднений (создание проблемной ситуации со словом ВРЕМЯ)

- Построение проекта выхода из затруднений и решение проблемы (попытка детей подобрать критерии для определения склонения, акцент на незнании, уточнение учебной задачи, слово учителя, введение нового термина «разносклоняемые», уточнение ЛЗ слов, работа с таблицей с помощью сравнительного анализа – формируются универсальные учебные действия)

- Закрепление, введение в систему знаний (творческая работа, цель которой, чтобы дети поработали с новыми словами)

- Контрольно-оценочная ситуация (детям предложены задания и критерии самооценивания, отметка не выставляется, так как урок введения новых знаний)

- Рефлексия (в вопросно-ответной форме, дети комментируют свою деятельность на уроке), итог урок, домашнее задание (вариативное).

Технологии: элементы здоровьесберегающей, ИКТ технологии, проблемно-диалоговая.

Поскольку я работаю над темой «Развитие творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы», в деятельность обучающихся введены следующие задания: работа со стихотворением о весне при повторении падежей (развиваем чувство рифмы), подбор слов по теме «Весна» (обогащаем словарный запас, предполагалось, что дети назовут слова не только передающие внешние признаки весны, но и внутреннее состояние человека), работа со стихотворением на этапе закрепления, творческое домашнее задание (сочиняем лингвистическую сказку по аналогии с историей про вазу).

Структура урока укладывается в  системно-деятельностный подход, положенный в основу ФГОС.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Урок 147. Склонение имен существительных

Урок 147. Склонение имен существительных

Неповторимою ВЕСНОЙ. Скворец, присевший на сосне,

Неповторимою ВЕСНОЙ. Скворец, присевший на сосне,

Есть история про племя. Лишь весной настанет время,

Есть история про племя. Лишь весной настанет время,

Ставим в Родительный падеж.

Ставим в Родительный падеж.

Зачем верблюду горбы? (5) В горбах он запасает воду в виде жира

Зачем верблюду горбы? (5) В горбах он запасает воду в виде жира

Самоанализ урока Тема урока:

Самоанализ урока Тема урока:

Закрепление, введение в систему знаний (творческая работа, цель которой, чтобы дети поработали с новыми словами) -

Закрепление, введение в систему знаний (творческая работа, цель которой, чтобы дети поработали с новыми словами) -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.12.2022