Урок 147. Склонение имен существительных. (Презентация)
Цели урока: 1.Образовательная. Формирование понятий и способов
самостоятельной поисковой деятельности. Познакомить
учащихся с разносклоняемыми существительными,
определить признаки, по которым разносклоняемые
существительные объединены в тип склонения.
2. Развивающая. Развитие речи, логического и аналитического
мышления, коммуникативных умений, навыка применения
теории в практической деятельности по выработке
орфографической грамотности.
3. Воспитательная. Воспитание интереса к родному языку, его
истории. Воспитание ответственного отношения к учению.
Ход урока.
I. Организационный момент. Самоопределение учебной деятельности.
- Здравствуйте, ребята! За окном – весна. У всех у нас хорошее настроение, а значит всё у нас с вами получится! Все готовы к уроку?
II. Актуализация прежних знаний.
1.Какую часть речи вы изучаете в течение многих уроков? (Имя существительное)
2. Как изменяются существительные?(По числам-единственное и множественное и падежам (их шесть))
3. Как называется изменение имён существительных по падежам?
4. Сколько склонений у существительных?
5. Какие существительные относятся к 1 склонению?
6. Какие существительные относятся ко 2 склонению?
7. Какие существительные относятся к 3 склонению?
Мы часто произносили слова «падеж» и «склонение» существительных.
- Какую учебную задачу мы будем решать в связи с темой урока? (Определять падежи и склонения)
Всё пробудилось ото сна:
По миру шествует ВЕСНА.
Как будто расцветаем мы,
Почувствовав приход ВЕСНЫ.
И захотелось выйти мне
Навстречу молодой ВЕСНЕ.
В листве зелёной утону
И в этом обвиню ВЕСНУ.
Природа дышит лишь одной
Неповторимою ВЕСНОЙ.
Скворец, присевший на сосне,
Горланит песни о ВЕСНЕ.
Другим об этом расскажи,
И повторишь ты падежи.
Ребята, а каковы ваши ассоциации со словом «весна»? Назовите существительные, относящиеся к теме «весна»?
(Трава, солнце, скворец, ручей, облако)
Давайте определим их род и склонение. Молодцы! Продолжим работу по определению склонений.
Что вы знаете о склонении существительных?
Как определить склонение существительных?
Самостоятельная работа по вариантам.
III. Фиксация затруднений. Возьмем существительное «время» Определите род (средний), а теперь окончание (-я).
Ну и куда мы его отнесем в нашей системе склонения? По роду вроде как во 2 подходит, а окончание –я.
Такие есть в первом типе, но среднего рода там нет. А нет для него
места!
IV. Построение проекта выхода из затруднений и решение
проблемы
Как вы понимаете «разносклоняемые»?
В древнерусском языке тоже было склонение. Но строилась эта
система совсем по другому критерию. Для современной системы важным является
род, а для древнерусской – основа слова. Вернее, не сама основа, а на какой
звук она заканчивается. Оканчиваться она могла по-разному: на гласный звук, на
согласный твердый, на согласный мягкий и еще куча всяких условий была. И было
не 3 типа склонения, а целых… 6 типов склонения! - Что случится с вазой, если
я уроню ее на пол? (разобьется). Соберем все осколки и приставим друг к другу.
Но вот ваза получается не круглая, а квадратная. По-новому склеили. Склеить-то
склеили, а вот остались несколько осколков, которые в новую форму вазы не
вошли. Не подошли. Куда мы их денем? А давайте внутрь новой квадратной вазы
положим. Они вроде как и не вошли в новую посуду, но в то же время в ней вместе
находятся. - Так и древнерусская система из 6 типов склонения раскололось.
Все перемешалось, выстроилась в новую систему из трех склонений. Но вот
остались осколки, которые в новую систему никуда не подошли. Эти
существительные так и называют сейчас – разносклоняемые. И тема нашего
урока «Разносклоняемые имена существительные».
К разносклоняемым существительным относятся:
1) десять существительных на –мя. (не путать с окончанием!)
Но я не стану вам их просто перечислять, вы сами их найдёте и выпишите из стихотворения, которое я вам прочитаю, себе в тетрадь.
Есть история про племя.
Лишь весной настанет время,
Племя мирно сеет семя,
Хоть пахать и сеять - бремя.
У коровы полно вымя.
Папуаске нужно имя
Для сынишки сочинить
И корову подоить.
Но вожак их – ногу в стремя,
Прилепив перо на темя,
Над собою поднял знамя,
Раздувая распри пламя:
Призывает всех опять
Не работать – воевать.
Но не хочет племя вновь
Проливать напрасно кровь.
(бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя);
Значение каких слов вам непонятно? В каком словаре узнаём значение? (В Толковом)
Бремя – 1. Тяжёлая ноша (стар.), 2. перен. Нечто тяжкое, трудное, тяжесть (книж.) Взять на себя непосильное бремя. Под бременем забот. (Из Толкового словаря С.И. Ожегова)
ПЛЕМЯ ср. — в обширном значении: вид животных. Все племена земные. Племя человеческое — все люди. Колено, поколенье, род, потомство (Из Толкового словаря В.И.Даля)
ТЕМЯ — макушка, верх головы, маковка; самое место, где лобовая кость примыкает к двум темянным или макушным костям, и выше до спуска к затылку. Темя горы — самая вершина.
СТРЕМЯ, стремена ср. — часть верховой конской сбруи: железная дуга, дужка с проушиной и с донцем, подвешиваемая к седлу на путлище (ремне), для упора ног всадника.
2) существительное путь.
Разбираемся сначала с первой группой слов. Эти «осколки» старой системы не смогли приспособиться к новым условиям и так и остались со своими окончаниями в современном русском языке. Давайте посмотрим, что же мешало им войти в новые правила.
Тут мы берем любое
существительное на -мя (какое понравится). Например, время .
И.п. – время.
Тут просто, основа врем, а окончание –я.
Ставим в
Родительный падеж.
Р.п. – времени .
Вот тут начинается что-то непонятное. Вы заметили, что основа удлинилась?
Почему? Была врем, стала времен. Дело в том, что у этих 10-ти
существительных есть скрытый суффикс –ен-. В форме именительного падежа он
скрыт, а проявляется только в формах косвенных падежей и при склонении во
множественном числе. Вот так-то! Вот какой суффикс! В прятки вздумал играть. А
мы его все равно обнаружим.
Д.п. – времени
В.п. – время
Т.п. – временем.
П.п. – о времени
Кстати! - Правильно говорить: Сколько времени, потому что форма Р.п.-времени, если разговор идет об отрезке времени, имеющем границы. Но если мы хотим узнать, сколько показывают часы, необходимо говорить: Который час?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
РЕБУСЫ
2) Давайте выясним, в чем же особенность их склонения и просклоняем существительные 2 склонения, 3 склонения, существительные на -мя и существительное путь.
Им.п |
Конь |
Степь |
Знамя |
Путь |
Р.п. |
Коня |
Степи |
Знамени |
Пути |
Д.п. |
Коню |
Степи |
Знамени |
По пути |
В.п. |
Коня |
Степь |
Знамя |
Путь |
Т.п. |
Конем |
Степью |
Знаменем |
Путём |
П.п. |
О коне |
О степи. |
О знамени. |
О пути |
Выделим окончания у существительных 2 склонения в творительном падеже и у существительных знамя, путь в творительном падеже.
– Почему эти существительные называются разносклоняемые?
Вывод: Разносклоняемые существительные имеют окончание -и в родительном, дательном, предложном падежах, как существительные 3 склонения, и окончание -ем (ём) в Творительном падеже единственного числа, как существительные 2 склонения.
V. Применение правила.
Прочитайте текст и выполните задания.
(1) Вы видели, чтобы кто-нибудь не пил день, два, неделю? (2) Нет? (3) А вот верблюд может не пить две недели!
(4) Зачем верблюду горбы? (5) В горбах он запасает воду в виде жира. (6) Воды в пустыне не хватает. (7) Жир в горбах превращается в воду. (8) Из ста граммов жира сто семь граммов воды получается.
(9) Даже в самую сильную жару верблюд совсем рот не раскрывает, воду экономит. (10) Рот от слюны мокрый. (11) Откроешь рот и много воды упустишь. (12) Поэтому верблюд и дышит очень редко, всего восемь раз в минуту. (13)Вот он как воду бережет! (По И.И. Акимушкину)
Задания
1. Как удается верблюду не пить две недели?
2. Для чего верблюду запасы жира?
3. Почему даже в сильную жару верблюд не открывает рот?
4. Определите тему, идею. Озаглавьте текст.
5. Найдите верное утверждение.
По цели высказывания предложение 1:
1) побудительное;
2) вопросительное;
3) восклицательное;
4) повествовательное.
6. Найдите верное утверждение.
Слово рот из предложения 9 употреблено в форме:
1) винительного падежа;
2) именительного падежа;
3) родительного падежа;
4) творительного падежа.
7. Определите тип речи.
8. Подберите антоним к слову мокрый (из 10-го предложения).
9. Выпишите из текста существительные 2-го склонения.
VI. Рефлексия
- Чем мы занимались сегодня на уроке?
- Что нового узнали?
VIII. Домашнее задание.
С. 73-74, упр. 561, списать пословицы, вставляя пропущенные буквы.
Самоанализ урока
Тема урока: Разносклоняемые существительные
Цели урока: 1.Образовательная. Формирование понятий и способов
самостоятельной поисковой деятельности. Познакомить
обучающихся с разносклоняемыми существительными,
определить признаки, по которым разносклоняемые
существительные объединены в особый тип склонения.
2. Развивающая. Развитие речи, логического и аналитического
мышления, творческих способностей, коммуникативных умений, навыка применения теории в практической деятельности по выработке орфоэпической грамотности.
3. Воспитательная. Воспитание интереса к родному языку, его
истории. Формирование положительной мотивации к школе.
Оборудование: мультимедийная презентация, фонограмма, карточки с заданиями.
Тип урока - урок усвоения новых знаний
Форма организации учебной деятельности – фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Методы и приёмы: частично-поисковый
словесный
наглядный
Представление о результатах:
- метапредметные – познавательные УУД (аналитическая деятельность, сравнение), регулятивные УУД (постановка и способы решения учебной задачи учебной задачи, соотнесение результата с поставленными задачами), коммуникативные УУД (правила парной работы, выражение собственного мнение, слушать речь других)
- личностные (ценностное отношение к русскому языку, положительное отношение к учению)
- предметные (сформированность
представления о разносклоняемых существительных, способах их склонения)
Этапы урока:
- Самоопределение учебной деятельности (готовность к уроку, создание положительной мотивации)
- Актуализация знаний (устный опрос про падежи и склонения, работа со стихотворением, «У кого больше слов»)
- Фиксация затруднений (создание проблемной ситуации со словом ВРЕМЯ)
- Построение проекта выхода из затруднений и решение проблемы (попытка детей подобрать критерии для определения склонения, акцент на незнании, уточнение учебной задачи, слово учителя, введение нового термина «разносклоняемые», уточнение ЛЗ слов, работа с таблицей с помощью сравнительного анализа – формируются универсальные учебные действия)
- Закрепление, введение в систему знаний (творческая работа, цель которой, чтобы дети поработали с новыми словами)
- Контрольно-оценочная ситуация (детям предложены задания и критерии самооценивания, отметка не выставляется, так как урок введения новых знаний)
- Рефлексия (в вопросно-ответной форме, дети комментируют свою деятельность на уроке), итог урок, домашнее задание (вариативное).
Технологии: элементы здоровьесберегающей, ИКТ технологии, проблемно-диалоговая.
Поскольку я работаю над темой «Развитие творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы», в деятельность обучающихся введены следующие задания: работа со стихотворением о весне при повторении падежей (развиваем чувство рифмы), подбор слов по теме «Весна» (обогащаем словарный запас, предполагалось, что дети назовут слова не только передающие внешние признаки весны, но и внутреннее состояние человека), работа со стихотворением на этапе закрепления, творческое домашнее задание (сочиняем лингвистическую сказку по аналогии с историей про вазу).
Структура урока укладывается в системно-деятельностный подход, положенный в основу ФГОС.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.