Методические рекомендации по проведению урока-события
«Эгоизм, альтруизм, героизм»
Цель – расширить представление об эгоизме, альтруизме и героизме, создать условия для соотнесения с личным опытом участников, «открыть» личностно-значимые смыслы.
Задачи:
· Проследить возможную эволюцию от эгоизма к альтруизму в развитии человека и человечества.
· Осознать и осмыслить явление «героизм» как собственно человеческое проявление.
· Создать для каждого участника возможность собственного опыта альтруистического поступка и его рефлексия.
Оборудование: стикеры, ручки, карандаши, распечатанные цитаты, изображения.
Слова ведущего урок: Наша встреча обращена к ключевым вопросам жизненного самоопределения. Для вас, молодых, это актуально. Выбор друзей, выбор профессии, просто выбор в каждой конкретной ситуации. Даже если мы не осознаем, то все равно выбираем, а если не мы, то за нас выберут родители (например, подходящий с их точки зрения ВУЗ и т.д.).
Жизненное самоопределение – это в том числе и о ценностях, мировоззрении, жизненной философии.
Прежде чем мы начнем, я хочу настроить вас на диалог, свободное выражение чувств, мнений, на внимание друг к другу, готовность слушать и слышать. Давайте уходить от категорий «прав» и «не прав». В современном мире уже признана относительность и субъективность многих истин, поэтому самое лучшее, что мы можем – быть открытыми друг другу, открыты новому опыту, новым идеям, новым ценностям и смыслам.
Сегодня мы продолжим наше исследование, проживание, размышления. Для нашей сегодняшней встречи мы выбрали тему Эгоизм и альтруизм.
Кроме общего суффикса что-то связывает эти понятия?
Это слова - антонимы, слова противоположные по значению. «Эго» - я, «Альтер» - другой. «Изм» - суффикс, который встречается в названиях учений, общественных движений (коммунизм, социализм, капитализм, иудаизм) и делает акцент на том, что является главным в этом учении. (Капитал, общественная собственность (common).
Сегодня мы поговорим об эгоизме и альтруизме. Мы начинаем исследование с «ассоциативного эксперимента». Напишите на стикерах несколько слов – ассоциаций к слову «эгоист».
У кого сколько, тот, у кого больше – зачитывает, все по очереди зачитывают, что не названо – добавляют. Получили собирательный образ эгоизма в вашем сознании.
Плохо? Возможно, некоторые из вас слышали в свой адрес «Ты – эгоист» и это звучало как обвинение. Поднимите руки, для кого это так.
Вспомните героя Карлсона? - образчик «махрового эгоизма». Какие чувства вызывают его поступки? Как живется Карлсону? Легко. Он получает все, что хочет, делает, что хочет, не мучается угрызениями совести и т.д. Ему живется просто здорово!
Важно, в ходе обсуждения подвести ребят к мысли, что в эгоизме много хорошего для того, кто эгоист.
Ребенок рождается эгоистом. Посмотрите, как он рьяно добивается младенец удовлетворения своих потребностей. Карлсон – это ребенок лет 3-х или 5-ти. А может быть и старше, но поскольку он один без родителей и других существ себе подобных, то он так и остался эгоистом. Но человек, как правило, не остается 100% эгоистом. Мы с вами разберемся – почему.
Дискуссия с опорой на зрительный ряд.
Изображение – играющие дети и в стороне стоит ребенок, которого не приняли в игру. Почему? Вывод: начиная с 5-ти – 7-ми лет дети учатся ради удовольствия от совместной деятельности поступаться собственными эгоистическими потребностями.
Человек – существо общественное! Исторически это было необходимо для выживания.
Детское сообщество – прообраз социума.
Итак, мы с вами обнаружили «внешние факторы», то, что ограничивает естественный эгоизм человека со стороны общества. Но есть в природе человека нечто, то, что идет из самой его внутренней сути, что побуждает его выйти за пределы собственной личности, преодолеть свой эгоизм. Это…
На листе – цитата: «Романтическая любовь – это таинство. Громадная энергия, прорывающаяся из неизведанных и непредсказуемых глубин бессознательного, то есть из той части нашей личности, которую мы не видим, не понимаем и не можем объяснить простым здравым смыслом. Она увлекает нас против воли, переворачивает с ног на голову, кардинально изменяет всю нашу жизнь…»
Работа в группах. Ваша задача – ответить на вопрос, как именно «переворачивает, кардинально изменяет всю жизнь»? Описать самим эту «перестройку сознания» при переживании опыта любви. Чтобы вам немножко облегчить задачу, я выдаю еще несколько текстов. Это – любовная лирика поэтов разных эпох. Как правило, участники. Исходя из собственного опыта и читая стихи, догадываются, что, с одной стороны, переживание любви «излечивает» от эгоизма. А с другой стороны, только преодолев эгоизм можно научиться любить.
Двигаемся дальше. Казалось бы, полюбил, обрел семейное счастье, супруги, дети, внуки… Понятен альтруизм матери, которая не спит ночь, сидя у постели больного ребенка, или, усталая после рабочего дня, готовит ужин для семьи, проверяет уроки. Разговаривает по душам с детьми, а потом у нее нет времени, чтобы перед сном почитать книжку…
Но! Были, есть и будут в истории человечества люди, которые видели свое индивидуальное счастье в служении другим. Они в буквальном смысле посвящали себя другим людям.
Работа в группах. Сейчас вы получите документы, которые помогут вам составить короткий рассказ о человеке, жизнь которого является примером альтруизма. Вы работаете 7 минут, затем представитель от группы рассказывает. Обратите внимание на факты (поступок), мотивы (зачем человек это делал?) и, самое сложное, ценности (ради чего?). На экране – слайды с портретами:
· А. Швейцер, врач и миссионер
· Антон Макаренко, педагог
· Павел Третьяков, меценат.
· Билл Гейтс, бизнесмен. Рассказать об инициативе богатейших людей мира перечислить половину состояния на образование и развитие планеты.
Вывод: в определенный момент жизни человек (не каждый, но хочется думать, большинство, и это подтверждено психологическими исследованиями) задумывается: что останется после меня? Это вопрос о смысле жизни. Нет смыслов, подходящих всем, каждый ищет и реализует свои индивидуальные смыслы, смыслы ситуации и жизни в целом. У нас с вами будет подробный разговор и на эту тему. А пока обратите внимание на то, что одним из смыслов может стать служение другим людям, альтруизм как жизненный выбор.
Дискуссия с опорой на зрительный ряд. Теперь поговорим о человечестве в целом.
Изображение: четыре фотографии - свидетельства потребительского отношения к природе.
Крайний вариант эгоистического отношения – это потребление, «потребление» другого человека, потребление природы и, как следствие, разрушение.
Изображение: раковая опухоль. Раковая клетка начинает безудержно размножаться, реализуя свои эгоистические стремления. Опухоль растет, что, в конце концов, приводит к гибели всего организма и раковой опухоли в том числе. Это жестко, но, тем не менее человечество иногда сравнивают с раковой опухолью на теле планеты. (Имеется в виду не только рост населения, но и потребительское, хищническое отношение к природе, что породило экологические проблемы, по-другому их называют глобальные проблемы современности, глобальные – значит касающиеся жизни всей планеты). Человечество осознав, что находится на краю гибели, вступило в новую эру своего развития. Изображение: взаимозависимость и сохранение. Общество устойчивого развития. Как не допустить ухудшения, хотя бы сохранить то, что есть!
Послесловие. Из жизни братьев наших меньших. Слайд: крысиное сообщество. Рассказ об эксперименте, в котором все крысиное сообщество разделилось на три равные группы: эгоисты, альтруисты, конформисты. Примеры альтруистического поведения в стае летучих мышей, обезьян. Вывод: то, к чему человечество шло долго и мучительно, заложено в нем на генетическом уровне как в представителе биологического вида. Альтруизм необходим для выживания вида! Некоторые философы и психологи считали. Что причина всех бед человечества в том, что человек утратил связь со своей внутренней сутью, отчуждение от самого себя, что приводит и к отчуждению друг от друга. Подумайте об этом.
Опыт «здесь и теперь»
Важно, чтобы участники получили опыт «здесь и теперь». Предлагается выполнить упражнение «Дарение от всего сердца». Класс делится на три группы по 8-10 человек. Группы встают в круг, водящий в центре.
Ведущий обращается к водящему: «Посмотри на одноклассников. Каждый из них прямо сейчас может сделать что-то для тебя (сказать, улыбнуться и т.д.), от чего у тебя поднимется настроение, ты почувствуешь дружеское расположение, поддержку, внимание. Посмотри на них и подумай, что они могут прямо сейчас сделать для тебя? Скажи им. А вы сделайте. Просто сделайте это, даже если чувствуете недоумение, сопротивление. «Водящий» распределяет «роли» и по сигналу ведущего все делают одновременно. Водящий находится в центре круга столько, сколько ему нужно.
Обсуждение в общем круге: сначала говорит «водящий»: как тебе было? Затем все желающие. Вывод: дарить свое внимание другому человеку тоже очень приятно.
Теперь у каждого из вас есть возможность выбрать человека, от кого вам бы хотелось получить внимание и поддержку. Подойдите и попросите! На языке конкретных позитивных действий! (Скажи мне, пожалуйста, обними меня, пожми мне руку, улыбнись мне и т.д.) Это не просто, но! Если вы достаточно четко выскажете свою просьбу, то другой человек, очень вероятно, сделает это для вас. Некоторые из вас не подходили ни к кому, почему? (Это вопрос ко всем) Возможно выйти на обсуждения страха получить отказ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.