Сообщество. Экосистема. Биогеоценоз. 9 кл.
Цели и задачи:
Образовательные:
- сформировать знания о биоценозе и экосистеме, классификации экосистем;
- дать сравнительную характеристику биогеоценоза и экосистемы
Развивающие: развитие умений и навыков:
- формулировать определения понятий «биоценоз», «биогеоценоз», «экосистема»
- сравнивать, обобщать, делать выводы
- высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения, аргументируя её
- свободно и правильно излагать свои мысли в устной форме
- грамотно формулировать вопросы
- навыков самооценки и самоанализа
Воспитательные:
- воспитание любви и бережного отношения к природе
- воспитание коммуникабельности, доброжелательности, терпеливости
- воспитание уверенности в себе, своих силах
- воспитание культуры общения и поведения на уроке
- воспитание ответственности за свои действия
- формирование экологического мировоззрения
Оборудование: таблицы «Сообщество смешанного леса», «Биоценоз водоёма».
Ход урока.
1. Орг. момент
2. Проверка знаний.
Опрос. Индивидуальные задания.
3. Изучение нового материала.
- Может ли популяция одного вида существовать изолированно от популяций других видов? Почему?
- Приведите примеры взаимного влияния организмов друг на друга.
Итак, разные группы организмов приспособились жить совместно на определенной территории. Они образуют сообщества.
Сегодня на уроке мы выясним, как называются такие сообщества, дадим им характеристику; выясним, что происходит внутри этих сообществ; сделаем вспомним, как составляются пищевые цепи; научимся строить экологические пирамиды.
1) Биогеоценоз.
- Посмотрите в окно. Вдалеке вы видите смешанный лес. Как вы думаете, какие группы организмов могут населять этот лес? (растения, животные, грибы, микроорганизмы)
Совокупность растений, обитающих на определенной однородной территории называется фитоценоз.
Совокупность животных, обитающих на определенной однородной территории называется зооценоз.
Совокупность м/о, обитающих на определенной территории называется микробиоценоз.
Биоценоз – это совокупность связанных друг с другом видов растений, животных, грибов, микроорганизмов, обитающих на определенной территории при однородных условиях существования.
Понятие «биоценоз» ввел Мёбиус в 1877 г. (это комплекс взакимосвязанных популяций, обитающих на определенной территории с более или менее однородными условиями существования
- Какая группа организмов будет определять границы данного биогеоценоза? (растения – фитоценоз)
Но бывают биоценозы, не имеющие растительных организмов - пещеры, морские впадины.
Всем организмам нужна вода. Многие организмы обитают на почве или в почве. Всем нужен воздух и др. факторы.
Биотоп – это участок территории с одинаковыми абиотическими условиями среды, которую населяет биоценоз
2) Экосистема, биогеоценоз.
Экосистема - сообщество организмов вместе с его физической средой обитания, функционирующее как единое целое, в котором осуществляется круговорот вещества и поток энергии.
Понятие «экосистема» ввел англ. ботаник А. Тенсли в 1935 г.
Граница экосистемы устанавливается по границе растительного сообщества (фитоценоза).
Классификация экосистем.
Понятие «экосистема» широкое, гибкое, безранговое, границы её неопределенны.
3) Биогеоценоз
Биогеоценоз - исторически сложившаяся совокупность живых организмов (биоценоз) и абиотической среды вместе с занимаемым ими участком земной поверхности (биотоп), и с помощью биологического круговорота веществ устойчиво поддерживающих свою целостность и единство.
Понятие «биогеоценоз» ввел в 1942 г академик В.Н. Сукачев.
Смешанный лес – это биогеоценоз. А также биогеоценозами можно назвать луг, сосновый бор, березовую рощу, озеро, болото.
- Приведите еще примеры биогеоценозов.
- Можно ли биогеоценоз назвать экосистемой? Почему?
- А можно ли одну березу, на которой живут и взаимодействуют примерно 803 вида животных и других организмов, назвать экосистемой? Почему?
- Будет ли данная береза являться биогеоценозом?
- Какой можно сделать вывод?
Любой биогеоценоз – это экосистема, но не всякая экосистема – биогеоценоз!
4. Закрепление.
1) Беседа.
- Что такое биоценоз? Фитоценоз? Зооценоз? Микробиоценоз?
- Кто ввёл термин «биоценоз»?
- Дайте определение биотопа.
- Что такое экосистема? Кто ввёл этот термин?
- Какие экосистемы вы знаете?
- На какие группы делятся экосистемы?
- Какие экосистемы называют естественными? Искусственными?
- В чём различие естественных и искусственных экосистем?
- Что такое биогеоценоз? Кто ввёл этот термин?
2) Тест "Сообщество. Экосистема. Биогеоценоз"
5. Итоги урока. Рефлексия (подбери окончание)
1. На уроке я работал(а) (активно / пассивно)
2. Своей работой на уроке я (доволен / не доволен)
3. Урок для меня показался (полезен / бесполезен)
4. Материал на уроке был (лёгким / трудным)
6. Домашнее задание.
§ 42 - пересказ, выучить определения, выуч. записи в тетради, ответить на вопросы п/ §.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.