Урок-суд на тему «В чем причина трагедии Катерины Кабановой»
Оценка 4.6

Урок-суд на тему «В чем причина трагедии Катерины Кабановой»

Оценка 4.6
docx
11.06.2021
Урок-суд на тему «В чем причина трагедии Катерины Кабановой»
Урок-суд на тему «В чем причина трагедии Катерины Кабановой».docx

Поурочная разработка по литературе

на 1 курсе в группе № 84

https://www.miloliza.com/images/Rasskaz/ostrowskij.jpg

По пьесе А.Н.Островского "ГРОЗА"

Преподавателя  Эмирбековой  Л.А.

Урок-суд на тему«В чем причина трагедии Катерины Кабановой

Цели:

1. Проанализировав высказывания героев пьесы «Гроза», прозвучавшие в ходе свободной дискуссии, выяснить, в чём причина трагической гибели Катерины Кабановой.

2. Развитие навыков свободной дискуссии, умения выстроить монолог с позиций своей «ролевой маски».

3.Развитие понятия официально-делового стиля речи на примере следственных деловых бумаг.                                                                                                                                                    Задачи:

1. Дать оценку деятельности каждого персонажа пьесы «Гроза». Проанализировать, какую роль сыграл этот герой в жизни и смерти Катерины Кабановой.

2. Подвести к выводу о том, кто же виноват в гибели молодой женщины.

3. Развивать у учащихся интерес к предмету, логическое мышление.

Тип урока :  Урок - суд

Методическое обоснование урока: Урок является обобщающим при изучении в 10 классе драмы А. Н. Островского «Гроза». Все «роли»: прокурор, адвокат, Варвара, Кабаниха и т.д.- были розданы заранее. Заранее проводится беседа с ребятами о том, как ведут себя на суде «наши герои», какова их речь, мимика, жесты.                                

Оборудование: медиапроектор, тексты, костюмы                                                                                                               

ХОД УРОКА.

 

I.  Вступительное слово учителя (подготовка к восприятию темы)

Сегодняшний  урок  мы проведём в форме деловой игры — суда над виновниками смерти Катерины. Такая форма как нельзя лучше подходит к пьесам Островского, ведь он их писал по материалам суда, где работал писцом.

Во времена Островского и вплоть до ХХ века считалось, что «Гроза» написана по следам одного реального нашумевшего дела в Костроме. Сюжет пьесы, был очень похож на этот случай: в Волге найден труп молодой женщины, которая покончила собой, не выдержав издевательств свекрови и безразличия мужа. Однако потом выяснилось, что пьеса была написана раньше этого происшествия

— Как вы думаете, о чем это говорит?

Это говорит о том, что пьесы Островского жизненны и их не зря называли «пьесами жизни».

II.  Объявить тему, цель, задачу урока .

Работа с эпиграфом (Слайд)

 Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но именно с их молчаливого согласия совершаются на земле предательства и убийства.

Роберт Эберхардт

 

Ход урока:

Секретарь суда.

- Встать! Суд идёт!

-Сегодня проводится судебное расследование причин гибели Катерины Кабановой.

Судья: Заседание посвящено расследованию причин гибели Екатерины Кабановой.

В заседании участвуют: присяжные заседатели, следователь, свидетели, родственники покойной, приглашенные.

Излагаю суть дела. В Волге найден труп молодой женщины. Как установлено следствием, тело принадлежит Екатерине Кабановой, проживающей в городе Калинове совместно с мужем, свекровью, сестрой мужа. Просьба зачитать заключение судебной экспертизы.

(зачитывается членом суда присяжных)

Присяжный: Следствие констатировало самоубийство.

Судья: Что привело молодую женщину к такому решению — броситься с обрыва в Волгу? На этот вопрос мы и должны сегодня ответить.

Для дачи показаний вызывается свидетель Тихон Иванович Кабанов, муж покойной.

Допрос Тихона.

 https://sun1-96.userapi.com/s/v1/if1/raxgI74_i3IA8fwM8EY7iHCOmLQOl_3bd9q6WTTwqmABtt4F7CzkmjBxQC2m-T4uSjmeApRt.jpg?size=400x0&quality=96&crop=0,0,410,600&ava=1

Следователь: Ваши фамилия, имя, отчество?

Тихон: Кабанов Тихон Петрович.

Следователь: Пытались ли вы защищать от нападок своей матери жену?

Тихон: Да заездили они меня совсем, не чаял вырваться. До защиты ли мне?

Следователь: Значит нет. Что вы ответили жене, когда она умоляла вас взять ее в поездку?

Тихон: «Ты ещё навязываешься»

Следователь: Чем вы занимались в отъезде?

Тихон: Всю дорогу гулял и в Москве гулял, так «чтобы уж на целый год отгуляться! Ни разу про дом то и не вспомнил».

Следователь: Что такое «гулял»?

Тихон: Да пил, конечно!

Следователь: Что вы ответили Кулигину, когда он советовал вам простить жену?

Тихон: «Да пойми ты, Кулигин, я то бы ничего, а маменька-то, разве с ней сговоришься? Где уж мне своей волей жить!»

Следователь: Били ли вы свою жену?

Тихон: По приезде побил немного, да и то маменька приказала.

Следователь: Итак, Тихон Кабанов не был опорой для жены. Это бесхарактерный человек, пьяница, во всем слушался маменьку. Могла ли Катерина любить такого человека? Она старалась изо всех сил, но сам Тихон оттолкнул ее. И это послужило одной из причин гибели молодой женщины.

Допрос Марфы Игнатьевны.

 

Следователь: Марфа Игнатьевна, почему Вы старались унизить Катерину при людях?

Кабанова: Чтоб не зазнавалась. Я люблю, чтобы все мне в доме подчинялись, боялись. А молодые много воли взяли, старых порядков не знают совсем, старших не почитают.

Следователь: Почему Вы постоянно донимали ее бранью, упреками?

Кабанова: За непослушание, непочтительность. Гордая она была больно, независимая. А я хозяйка дома —  все мне должны повиноваться. Мои деньги — и воля, и законы мои.

Следователь: Почему Вы не пустили сына вытаскивать Катерину?

Кабанова: Вот еще! Из-за нее да себя губить, стоит ли она этого. Сказала только: «Прокляну, по миру пойдешь, вытащут: взглянешь».

Следователь: Вот, господа судьи, Вы видите, в какой обстановке приходилось жить молодой женщине. Постоянные унижения, попреки со стороны свекрови, ее деспотизм и самодурство — всё это делало ее жизнь невыносимой и толкало к пропасти. 

Допрос Бориса.

https://sun9-59.userapi.com/c858020/v858020647/e3c27/gjCw9BWDBD8.jpg

Судья: Для дачи показаний вызывается племянник Дикого Савёла Прокофьевича Борис Григорьевич.

Судья (Борису): В ходе расследования установлено, что Катерина имела с Вами тайную связь. Что Вы можете сказать суду о Ваших отношениях с Катериной Кабановой?

Борис: Я любил Катю. Мы встречались с ней всего десять деньков, когда Тихон Иванович уехал в Москву по делам маменьки. Потом всё кончилось.

Следователь: Кто дал Вам знать об отъезде мужа Катерины?

Борис: Варвара Ивановна, она всё и устроила.

Следователь: Что Вам сказала Катя, когда Вы впервые встретились?

Борис: Ведь я замужем, ведь мне с мужем жить до гробовой доски.

Следователь: Где Вы встречались?

Борис: В овраге за садом.

Следователь: Кто еще знал о Ваших встречах?

Борис: Никто кроме Вари и Кудряша. И никто бы не узнал про нашу любовь с Катей, если бы она сама не рассказала.

Следователь: Катя просила Вас взять ее с собой в Сибирь. Почему Вы ей отказали?

Борис: Не по своей воле я в Сибирь-то ехал: дядя посылал.

Следователь: Таким образом, получается, что Вы бросили свою возлюбленную на произвол судьбы. Итак, господа, еще одна причина гибели Катерины — это трусость, безволие ее возлюбленного. 

Допрос Варвары

Судья: Для дачи показаний вызывается сестра мужа покойной Варвара Ивановна Кабанова.

Следователь: Что вы можете сказать о личности погибшей?

Варя: Странная она была! Не похожа на других. Уж очень совестливая. Врать не умела, потому и мужу и свекрови всё рассказывала. В бога очень верила и решительная была. Как-то в детстве ее обидели чем-то, она и убежала на Волгу, села в лодку и всю ночь «каталась». На следующий день верст за десять нашли. Я ее все с птицей сравнивала — с такой большой белой птицей. Как-то она сказала мне: «От чего люди не летают так, как птицы: Знаешь мне иногда кажется, что я птица... Вот так бы разбежалась и полетела». Но вольная птица попала в железную клетку. И билась, и тосковала, пока не освободилась. Теперь ее душа свободна.

Следователь: Как Вы думаете, мог бы быть для Кати другой выход?

Варвара: Я думаю, что да! Промолчала бы, хотя с ее характером не избежать ей было смерти. Вот ее слова: «Коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь».

Судья: Спасибо. В суд присяжных поступила записка от свидетеля Кулигина, который сам не смог явиться в суд. Зачитайте, пожалуйста.

Присяжный: «Жестокие нравы царят в нашем городе, жестокие! Стяжательство, зависть, духовное обеднение прочно укоренилось здесь. В мещанстве вы ничего грубости да бедности, нагольной не увидите. Вот какой у нас городишко! У всех ворота заперты и собаки спущены. И не от воров они запираются, а чтоб люди не ведали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят. И что слёз льется за этими запорами, невидимых и неслышимых! И что за этими запорами разврата темного да пьянства! И все шито и крыто — никто ничего не видит и не знает, видит только один Бог! А у потерпевшей характер был свободолюбивый, независимый, вот и не вытерпела она. Просьба учесть эти обстоятельства в ходе расследования».

Судья: Итак, суд допросил основных свидетелей, следователь дал свои заключения. Теперь слово предоставляется суду присяжных для вынесения основного заключения.

Присяжный: Итак, перед нами предстала страшная картина жестоких нравов, царящих как в семье Кабановых, так и в целом в наших городах. Что мы видим? Невежество, стяжательство, грубость серость, дикое ханжество, деспотизм. В семьях насаждается домострой, при котором у женщины нет никаких прав. Право на свой выбор, право любить, право жить по своим убеждениям и понятиям — ничего этого нет. И жить в этом обществе душе свободолюбивой, гордой, независимой, честной, любящей, такой как у Кати? Смириться? «Лучше могила» — говорит Катерина. Лучше смерть, чем рабство. Такому сердцу душно и томно жить в этом обществе. И для такого характера один выход — смерть. И вина — тому — жестокие нравы, царящие в купеческих семьях, городах!

Судья: На этом заседание объявляется закрытым.

1.     Проверка изученного материала

*Тестирование

Итак, под занавес давайте закрепим наши знания .

1. Определите жанр произведения.

а) семейно-бытовая драма

б) трагедия

в) комедия

г) сплав комизма, драматизма, лирики и трагедии

д) психологическая драма

2. Определите вид конфликта в драме «Гроза».

а) философский

б) социальный

в) идеологический

г) внутренний

д) семейный

3. Какими художественными средствами передается в пьесе мотив замкнутости города Калинова?

а) символическими деталями — калитка, забор

б) конкретными авторскими указаниями, ремарками

в) отсутствием связи с другими городами

г) образом Феклуши

4. С какой целью А. Н. Островский вводит в пьесу экспозицию?

а) чтобы подчеркнуть положительные черты в характере Кулигина

б) наметить конфликт между молодежью и старшим поколением в пьесе

в) обозначить место действия и обстановку в городе

г) описать волжский берег

5. В противостоянии каких героев наиболее ярко выразился основной конфликт пьесы?

а) Кабаниха — Дикой

б) Катерина — Варвара

в) Катерина — Кабаниха

г) Катерина — Тихон

6. Кто из героев пьесы так отзывается о Кабанихе? «— Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних по­едом заела совсем...»

а) Борис

б) Кулигин

в) Катерина

г) Дикой

7. Кому из русских критиков принадлежит эта оцен­ка образа Катерины: «Вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних противоречий; она ежеминутно кидается из одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что делала вчера...»?

а) Н. А. Добролюбову

б) Д. И. Писареву

в) В. Г. Белинскому

г) И. А. Гончарову

8. В какой момент происходит основная кульминация пьесы?

а) публичное признание Катерины в своей греховности

б) свидание с Борисом

в) в монологе Катерины в финале пьесы

г) в пьесе отсутствует кульминация

9. С кем убегает из дома Варвара в конце пьесы?

А) с Кулигиным

Б) с Кудряшом

В)с Борисом

Г) с Диким

10. Почему А. Н. Островский был назван «отцом рус­ского национального театра»?

а) возродил традиции А.С. Грибоедова, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя

б) его перу принадлежит сорок семь пьес

в) своим творчеством оказал определяющее влияние на последующее развитие прогрессивной русской драматургии

г) построил здание Малого театра

*Самопроверка

5. Итог

*Беседа

·         Можно ли сказать, что такие люди, такие нравы господствуют только в Калинове?

·         Добролюбов писал, что есть что-то освежающее вместе с тем в этой пьесе. Что?

·         Что доказывает, что мир Диких и Кабаних пошатнулся?

*Слово учителя

Хочу закончить свое выступление, обратившись к эпиграфу урока.

«Бойся равнодушных... именно с их молчаливого согласия совершаются на земле предательства и убийства». На этот раз с их согласия, в результате их бездействия произошло самоубийство. Погиб человек, который не поддался насилию и угнетению.

Гибель Катерины показала их бессилие, нежелание и неумение бороться. Все они виноваты в смерти Кати, и эта смерть пробудила в них чувство протеста. (Варвара ушла из дома, Тихон не станет подчиняться маменьке, Кулигины станут смелее). 

Протест их слаб, но «темное царство» уже не так всемогуще.

Островский показал слабых людей, которые не смогли бороться за свою судьбу, а значит не достойны лучшей жизни.

«Раз в борьбу не вступил с подлецом, палачом, значит в жизни ты был ни при чем, ни при чем» (В.Высоцкий). А быть в жизни ни при чем — это страшно.

6. Домашнее задание.                                                                                                                Представьте, что вы корреспондент и должны написать статью или репортаж (из зала суда, с места событий). Определите тему и название вашей статьи.                                     Одно выступление.                                                                                                                                       Самая яркая речь.                                                                                                                            «Кабановское царство».                                                                                                                              «Тихий Тихон».                                                                                                                                                 «По следам дела об утопленнице».                                                                                                                   «За высоким забором».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата: 12.12.2017г.

Тема урока: «Встать! Суд идет!» по драме А.Н.Островского «Гроза»

Тип урока: урок - суд

ЗАДАЧИ урока:

1. Дать оценку деятельности каждого персонажа пьесы «Гроза». Проанализировать, какую роль сыграл этот герой в жизни и смерти Катерины Кабановой.

2. Подвести к выводу о том, кто же виноват в гибели молодой женщины.

3. Развивать у учащихся интерес к предмету, логическое мышление.

 

Цели урока:

1. Проанализировав высказывания героев пьесы «Гроза», прозвучавшие в ходе свободной дискуссии, выяснить, в чём причина трагической гибели Катерины Кабановой.

2. Развитие навыков свободной дискуссии, умения выстроить монолог с позиций своей «ролевой маски».

3.Развитие понятия официально-делового стиля речи на примере следственных деловых бумаг.                                                                                                                                                   

 

Ведущие аспекты анализа урока

Содержание наблюдения

Дидактическая задача урока (краткий оценочный анализ)

 Основной целью данного урока является стремление преподавателя развивать у обучающихся умение понимать суть человеческого характера, находить правильный ответ на сложные жизненные вопросы, уметь логически последовательно излагать свою точку зрения.

Содержание урока

   Системообразующим на уроке является четко отобранное содержание, соответствующее возрастным особенностям обучающихся.

Преподавателем были созданы условия для формирования знаний на творческом уровне.

Методы обучения

Учебная деятельность на уроке построена преподавателем в соответствии с дидактическим циклом: удивление (выделение смысла) - восприятие - осмысление - запоминание - применение по образцу в новой ситуации - обобщение - систематизация.

Формы обучения

В течение всего урока шла активная познавательно-развивающая деятельность обучающихся с самооценкой или взаимооценкой по каждому этапу, обучающиеся вместе с преподавателем решали проблемные вопросы:

1. Что привело к трагедии главную героиню драмы?

2. Почему Катерина не выдержала предательства Бориса?

3. Какое участие в судьбе Катерины  приняли персонажи драмы?

3. В чем смысл названия пьесы?

Результативность урока

Данный урок продемонстрировал результат планомерной работы. Эмирбекова Л.А. умело использовала групповую форму работы, опираясь на индивидуальные особенности обучающихся.Студенты   ищут верное решение сообща, учатся сотрудничать

Практическая направленность урока

Большинство студентов владеет литературной терминологией, умеют работать со словарем.  На протяжении всего урока прослеживается межпредметная  связь с историей, правоведением.

Самостоятельная работа студентов как форма организации учебной деятельности

 Каждый обучающийся  является активным участником урока, отстаивает свою точку зрения на основе своих доказательств. Обучающиеся владеют умением самооценки, требовательны к себе и товарищам.

Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока

     На уроке творческая атмосфера, царит сотрудничество и взаимопонимание. Урок научно обоснован, методически грамотно  выдержан. Нужно отметить высокую эмоциональность урока, грамотно поставленную, последовательную работу преподавателя.

Урок имеет большое воспитательное значение.

Формирование  ИКТ-компетентности

Очень гармонично, логично и точно подобраны все ауди - и кинофрагменты, презентация, работающие на общую идею урока

Структура урока

Содержание урока полностью соответствует теме. Все единицы содержания урока связаны между собой.

Педагогический стиль

Эмирбекова Л.А..  отличается высокой педагогической культурой, что способствует созданию благоприятного психологического климата, познавательной  активности обучающихся. Урок литературы, проведенный Л. А. Эмирбековой ,   представляет собой целостную систему.

Гигиенические требования

Температурный режим соблюдается в кабинете, происходит чередование видов деятельности, что позитивно влияет на психологическое состояние обучающихся.

Результаты урока

-ориентир на самооценку обучающегося,

-подведение итогов урока,

-выполнение намеченного плана урока

 

Выводы:

Триединая дидактическая цель достигнута. Поставленные цели были приняты всеми обучающимися.

Реальные результаты – активная работа обучающихся на уроке. Методы, подобранные преподавателем оптимально подобраны под содержание дидактической цели. Чередование словесных методов и форм организации познавательной деятельности способствовали предупреждению перегрузки обучающихся в процессе урока. В ходе просмотренной презентации положительным моментом являются:

- наглядное изображение изученного материала;

- подбор иллюстративного материала;

- элемент новизны подачи изученного материала.

Проведение данного урока с использованием ИКТ считаю целесообразным, так как это позволяет в более простой, интересной, доступной для обучающихся форме преподнести учебный материал.

Рефлексия показала, что своими успехами и участием в работе довольны все обучающиеся, отметили сотрудничество.

Материал изложен в соответствии с программными требованиями, соответствует возрастным особенностям студентов. Для домашнего задания было предложено задание, которое требует творческого подхода.

Урок достиг целей, представляет собой целостную систему. Связь и между дидактическими задачами, содержанием учебного материала, методами формами обучения прочные и обеспечили оптимальное функционирование всей системы урока

                                                                                                                                                           Учитель русского языка и литературы -----------------------Эмирбекова Л. А.


 

Поурочная разработка по литературе на 1 курсе в группе № 84

Поурочная разработка по литературе на 1 курсе в группе № 84

Урок-суд на тему : «В чем причина трагедии

Урок-суд на тему : «В чем причина трагедии

Дать оценку деятельности каждого персонажа пьесы «Гроза»

Дать оценку деятельности каждого персонажа пьесы «Гроза»

Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но именно с их молчаливого согласия совершаются на земле предательства и убийства

Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но именно с их молчаливого согласия совершаются на земле предательства и убийства

В заседании участвуют: присяжные заседатели, следователь, свидетели, родственники покойной, приглашенные

В заседании участвуют: присяжные заседатели, следователь, свидетели, родственники покойной, приглашенные

Следователь: Ваши фамилия, имя, отчество?

Следователь: Ваши фамилия, имя, отчество?

Следователь: Значит нет. Что вы ответили жене, когда она умоляла вас взять ее в поездку?

Следователь: Значит нет. Что вы ответили жене, когда она умоляла вас взять ее в поездку?

Следователь: Марфа Игнатьевна, почему

Следователь: Марфа Игнатьевна, почему

Допрос Бориса. Судья: Для дачи показаний вызывается племянник

Допрос Бориса. Судья: Для дачи показаний вызывается племянник

Борис: Никто кроме Вари и Кудряша

Борис: Никто кроме Вари и Кудряша

Волгу, села в лодку и всю ночь «каталась»

Волгу, села в лодку и всю ночь «каталась»

В семьях насаждается домострой, при котором у женщины нет никаких прав

В семьях насаждается домострой, при котором у женщины нет никаких прав

С какой целью А. Н. Островский вводит в пьесу экспозицию? а) чтобы подчеркнуть положительные черты в характере

С какой целью А. Н. Островский вводит в пьесу экспозицию? а) чтобы подчеркнуть положительные черты в характере

С кем убегает из дома Варвара в конце пьесы?

С кем убегает из дома Варвара в конце пьесы?

Протест их слаб, но «темное царство» уже не так всемогуще

Протест их слаб, но «темное царство» уже не так всемогуще

Дата: 12.12.2017г . Тема урока: «Встать!

Дата: 12.12.2017г . Тема урока: «Встать!

Формы обучения В течение всего урока шла активная познавательно-развивающая деятельность обучающихся с самооценкой или взаимооценкой по каждому этапу, обучающиеся вместе с преподавателем решали проблемные вопросы:…

Формы обучения В течение всего урока шла активная познавательно-развивающая деятельность обучающихся с самооценкой или взаимооценкой по каждому этапу, обучающиеся вместе с преподавателем решали проблемные вопросы:…

Структура урока Содержание урока полностью соответствует теме

Структура урока Содержание урока полностью соответствует теме

Учитель русского языка и литературы -----------------------Эмирбекова

Учитель русского языка и литературы -----------------------Эмирбекова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.06.2021