Дата: 23.12
Технология 5 класс
Урок № 32
Тема урока: Гигиена на кухне. Практическая работа «Определение загрязнения столовой посуды»
Цель урока: Познакомить обучающихся с правилами гигиены, сформировать у учащихся знания о здоровых принципах питания.
Задачи урока:
1.Ознакомить с правилами гигиены, изучить безопасные приемы труда; познакомить учащихся с посудой и приспособлениями, правилами ухода за ней; способствовать формированию представления о значении пищи в жизни человека, о питательных веществах.
2.Способствовать развитию мышления, речи, памяти, внимания. Формировать познавательный интерес к предмету.
3.Воспитание культуры безопасного труда и стремления к здоровому образу жизни.
Тип урока: комбинированный.
Планируемые образовательные результаты.
Предметные:
-Осознание понятия кулинария.
-Уяснение санитарно-гигиенических требований к лицам, приготовляющим пищу, к приготовлению пищи, хранению продуктов и готовых блюд; правил и последовательности мытья посуды; правил ухода за поверхностью стен и пола.
Метапредметные:
-Самостоятельная постановка и формулировка темы и задач урока.
-Планирование собственной познавательной деятельности.
-Формирование навыков работы с учебной литературой.
-Освоение навыков проведения лабораторной работы.
-Формирование навыков анализа и систематизации.
-Осознанное использование речевых средств для выражения собственных мыслей.
-Организация сотрудничества и совместной деятельности с учителем и одноклассниками.
-Оценивание правильности выполнения поставленных задач, диагностика собственной познавательной деятельности в соответствии с разработанными критериями.
Личностные:
-Проявление познавательной активности на уроке.
-Формирование навыков самообразования.
-Формирование навыков общения и сотрудничества.
-Формирование экологического сознания и бережного отношения к природным ресурсам.
Ресурсы урока:
Учебник: Технология. 5 класс: под ред. В.М.Казакевича – М. «Просвещение», 2019; иллюстрации, посуда, пипетка, йод.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний. Целеполагание и планирование.
Учитель: - Свой урок я хотела бы начать со следующего стихотворения:
Пришла с работы мама.
Вздыхает мама тяжко,
В глаза ей лезет прямо
Невымытая чашка,
Обертка шоколадки
Да две арбузных корки –
Жалкие остатки
Завтрака Егорки.
- Что это за картина? –
Голос мамы тверд.
Сын сказал невинно:
- Это натюрморт!
Вопросы для обучающихся:
1.О чем это стихотворение? (ответы учащихся)
2.Одобряете ли вы поведение Егорки? (ответы учащихся) Почему? (ответы учащихся)
3.Как бы вы поступили на его месте?
4.Как вы думаете, какая проблема рассматривается в этом стихотворении? (ответы учащихся)
Учитель: - Давайте подумаем, какой будет наша тема урока?
- Запишите тему урока: «Гигиена на кухне» (записать на доске). Какой будет цель урока?
- Прослушайте пожалуйста еще одно стихотворение, оно вам должно быть знакомо:
Робин Бобин Барабек
Скушал сорок человек,
И корову, и быка,
И кривого мясника,
И телегу, и дугу,
И метлу, и кочергу,
Скушал церковь, скушал дом,
И кузницу с кузнецом,
А потом и говорит:
"У меня живот болит".
Вопросы для обучающихся:
1.Почему заболел живот у Робина Бобина? (ответ учащихся)
2.Опасно ли переедание? (ответ учащихся)
3.Питание должно быть здоровым? (ответ учащихся)
4.А какую проблему вы видите в этом стихотворении?(ответы учащихся)
А знаете ли вы что такое кулинария?(ответ учащихся).
Учитель: - Кулинария - это искусство приготовления пищи.
- Какие профессии связаны с кулинарией?
( Ответы учащихся: повар, помощник повара, официант, санитарный врач).
- Сегодня на уроке речь пойдет о посуде, о правилах ухода за ней. А так же мы проведем с вами лабораторно-практическую работу.
3. Работа по теме урока.
Учитель: - Давайте для начала вспомним что такое кухня? (ответ учащихся)
Слово «кухня» заимствовано из немецкого языка и означает «место для варки». Слово кухня в русском языке не упоминалось до конца 18в. Специального помещения для приготовления пищи в крестьянских избах не было.
Примерно ¼ избы занимала русская печь, она служила для обогрева, хлебопечения и приготовления пищи. Здесь были сосредоточены все принадлежности для готовки. Посуда, найденная при раскопках: из камня, керамическая, металлическая, из бересты.
Среди древнейших орудий важное место занимали кремневые ножи, служившие и оружием и для нарезания пищи.
Сотни тысяч лет потребовалось, чтобы примитивные ножи приобрели ручку, затем превратились в бронзовые, железные, стальные и из грозного орудия преобразились в столовый нож.
Когда появились ложки, сказать трудно, но две тысячи лет тому назад они были уже известны. Без ложки обойтись труднее, чем без вилки, поэтому и знают ее уже давно почти все народы.
Вилки вошли в обиход сравнительно недавно – два, три века тому назад, а в России – во времена Петра 1. Вначале вилки, использовали, как особо ценные предметы сервировки для десерта.
Вопрос для обучающихся:
Давайте с вами выясним, каким должен быть основной набор кухонной посуды и инвентаря?
(ответ учащихся)
- Молодцы! Давайте проверим и запишем. Проверяем и я вношу пояснения насчет посуды.
Посуда:
1. кухонная 2. столовая
(кастрюли, сковородки и т.д.) (чайный, кофейный, столовый сервизы)
Учитель: - Приготовление пищи требует безупречной чистоты, тщательного соблюдения санитарно – гигиенических правил. Очень часто причиной желудочно-кишечных заболеваний и пищевых отравлений могут быть не только недоброкачественные продукты, но и антисанитарное состояние кухни, кухонного инвентаря и приспособлений.
Вопрос для обучающихся:
Что нужно делать для поддержания чистоты на кухне? (ответ учащихся)
1.Кухонную посуду надо мыть сразу после ее использования.
2.Ежедневно проводить уборку помещения.
3.Ежедневно мыть и вытирать мебель и кухонное оборудование.
4.Своевременно выбрасывать мусор.
5.Производить уборку специальными моющими и чистящими средствами.
6.Ежедневно менять кухонные полотенца.
7.Часто менять губки для мытья посуды.
Учитель: Каждый из вас наверняка мыл посуду. А умеете ли вы мыть посуду правильно? В какой последовательности вы это делаете? (ответ учащихся) Сначала моют чайную, потом столовую, а затем уже кухонную посуду.
Скажите, а кроме моющих средств продающихся в магазине, что можно еще использовать для мытья посуды? (ответ учащихся)
Учитель: - Приготовление пищи не терпит присутствия грязи на руках, одежде, посуде, так как болезнетворные микробы могут вызвать пищевые отравления. Вот почему при кулинарных работах нужно соблюдать санитарно-гигиенические требования.
Учитель: Оказывается, существуют правила подготовки продуктов к приготовлению пищи:
1) Продукты перед тепловой обработкой должны быть вымыты.
2) Фрукты и овощи, которые будут употреблять сырыми, обязательно ополаскивают кипяченой водой.
3)Для разделки мяса, рыбы, нарезки сырых и вареных овощей, хлеба нужно иметь специальные доски, а чтобы их не путать, доски надо промаркировать: Х – хлеб, СО – сырые овощи, ВО – вареные овощи, СР –сырая рыба, СМ – сырое мясо, ВР –вареная рыба, ВМ – вареное мясо, Г – гастрономия, т.е. колбаса, сыр и др.
4) Нельзя готовить пищу в посуде с поврежденной эмалью.
-Запишите в тетрадь.
Учитель: А знаете ли вы правила хранения продуктов и готовых блюд?
Самые важные правила надо запомнить.
1) Нельзя употреблять в пищу несвежие продукты, скоропортящиеся продукты надо хранить в холодильнике.
2) Продукты и готовые блюда можно хранить не больше определенного срока.
3) Готовые к употреблению продукты, хранить в закрытом виде, отдельно от сырых.
4)Перед загрузкой в холодильник все продукты заворачивают в пищевую пленку.
5)Готовые продукты в холодильник помещают остывшими в стеклянной, фаянсовой или эмалированной посуде.
6)Различные продукты и готовые блюда размещают в холодильнике на соответствующих полках.
-Запишите в тетрадь.
4. Физкультминутка
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
На неправильный совет
Вы потопайте – нет, нет!
Постоянно нужно есть -
Для здоровья важно!
Фрукты, овощи, омлет,
Творог, простоквашу.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
Не грызите лист капустный,
Он совсем, совсем невкусный,
Лучше ешьте шоколад,
Вафли, сахар, мармелад,
Это правильный совет?
(Нет, нет, нет!)
Зубы вы почистили и идите спать.
Захватите булочку
Сладкую в кровать.
Это правильный совет?
(Нет, нет, нет!)
Вывод: в пищу необходимо употреблять полезные продукты, исключить из своего меню «злые» продукты, которые укорачивают жизнь человека, посоветовать это окружающим людям: друзьям, родным.
Продолжение работы по теме урока.
Работа с учебником: стр. 92 – 93 выполнение лабораторно-практической работы «Определение загрязнения столовой посуды».
Учащиеся делятся на три группы.
5. Домашнее задание.
Стр. 94 «Поведем итоги» ответить на вопросы.
6. Итог урока. Рефлексия.
Учитель: Ну, что же. Давайте подведём итоги, сделаем выводы по теме урока.
1)Что нового узнали на уроке?
2)Что понравилось сегодня?
3)Какие затруднения у вас возникали?
Дайте оценку сегодняшнему уроку пригодятся вам эти знания, переработаете вы их, или вовсе не пригодятся.
Наш урок здоровья хочу закончить высказываниями знаменитых людей:
Переедание вредно для здоровья. Гиппократ
Неподходящая пища может привести к заболеваниям. К. Джефри
Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить. Сократ
Будьте здоровы!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.