Урок: Учимся различать глаголы на – тся, - ться.

  • docx
  • 20.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала урок 78.docx

Урок 78

Тема урока:  Учимся различать глаголы на – тся, - ться

Цель урока:  познакомить учащихся со способами действия при выборе правильного  написания –ться и  -тся в глаголах;

Задачи:

-отработать способ действия при выборе написания –ться и –тся, вести работу по предупреждению наиболее распространенных и устойчивых ошибок в написании  данной орфограммы;

- развивать умение  высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать, развивать орфографическую зоркость;

- воспитывать положительное отношение к учебе, к знаниям, уважение  друг  к другу через работу над пословицами.

Оборудование: мультимедийная презентация, карточки, учебник, алгоритм ;

Тип урока: знакомство с новым материалом

                                             Ход урока:

1.Организационный момент.

2. Повторение изученного материала.

Перед тем, как изучить  новую тему, давайте повторим ранее изученный материал. Ответим на несколько вопросов. Внимательно посмотрите на экран. А пока остальные отвечают, два ученика поработают индивидуально.(раздаются карточки) .


Глагол- это…

Глаголы изменяются по….

Инфинитив- это…

Глаголы в инфинитиве отвечают на вопросы…

Инфинитив имеет на конце…

Возвратные глаголы- это…


Задание 1

Поставьте глаголы в неопределенной форме. Выдели корни и окончания.

Идешь, бежишь, шагает, ходим, мчимся, берегу, учусь, любишь, охраняем, испеку , радуюсь.

Задание 2.

Ч или ЧЬ? Запишите слова в два столбика: 1) ь пишется, 2) ь не пишется.

   Заже…, сила…, ре…, привле…, скрипа…, сбере…, испе…, кала…, стере…, кума…, вра…, обже…, гра…, запря…, зада…       

А теперь послушаем ваших товарищей. Очень хорошо! Вы справились с заданием.

3. Введение  в новую тему. Постановка проблемной ситуации.

Дети, посмотрите на экран.

- Внимательно посмотрите рисунки и прочитайте предложения, записанные на экране.

- Что интересного вы заметили?

- Какие вопросы у вас возникли?

- Разные это слова или в каком-то из них допущена ошибка?

-В этом мы с вами должны разобраться в течение урока.

-Ребята, открыли тетради, написали число и тему сегодняшнего урока:    

 «Правописание –ться и –тся в глаголах».

Посмотрите на экран. Запишите эти предложения в тетради, подчеркните глаголы, определите число, время, лицо глаголов.

- В каком предложении вы не смогли определить у глагола время, число, лицо? Почему?

- Правильно, дети. В первом предложении глагол учится стоит в настоящем времени, в единственном числе, в 3-ем лице. А во втором предложении глагол стоит в неопределенной форме - это инфинитив. Он не указывает ни на время, ни на число, ни на лицо, он только называет действие.

Ребята, как определить, -ться или –тся следует писать в конце глаголов?

- Правильно, выбор написания зависит от формы слова. А форму глагола мы устанавливаем по вопросу.

- Помните, дети! Вопрос - ваш главный помощник. Если вы сможете правильно поставить вопрос, то вы правильно напишете глагол.


Прежде чем глагол писать

Не забудь вопрос задать.

Если мягкий знак в вопросе,

То в глагол его мы вносим.


-Правильно, дети. Если в вопросе есть мягкий знак, то он будет и в глаголе, а если нет, то не будет и в глаголе.

Перед вами алгоритм правописания –тся и  -тся в глаголах. По этому алгоритму вы легко справитесь с задачей.

                   Алгоритм правописания –тся и –ться.

Неопределенная форма

   (что делать?)

Форма 3-го лица единственного числа

          (что делает?)

            Учиться

                  Учится

             Трудиться

                 Трудится

             Купаться

                 Купается

4. Работа по теме

Открытие нового знания.

Итак, дети, сделаем вывод. В какой форме мягкий знак пишется, а в какой- нет?

Правильно, дети. (Дети формулируют правило, а потом сравнивают его с правилом учебника на стр. 114)

Физкультминутка

5. Закрепление

Отработка умений и навыков.

Молодцы, ребята. Мы отдохнули, продолжим  дальше. А теперь закрепим наши полученные  знания упражнениями.

1) Перед вами “аукцион пословиц”.

Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму.


Друзья познают(?)ся в беде.

Трус своей тени боит(?)ся.

Всякий человек в деле познает(?)ся.

У него из рук валит(?)ся.

Не стыдно не знать, стыдно не учит(?)ся.

За все брат(?)ся- ничего не сделать.


2) Работа с учебником.

Стр. 115 упр. 360, 362, 359

6. Подведение итогов урока.

- Что новое узнали на уроке?

- Какое «знание» открыли?

-Чему учились? ( как правильно написать на конце глаголов –тся и –ться).

Вопрос - твой помощник.

Хорошо, ребята, молодцы! Я надеюсь, вы и в дальнейшем не забудете правописание –ться и –тся  в глаголах. Вы сегодня активно поработали. Молодцы!

7. Домашнее задание.  Стр. 115 упр. 361