Тема урока: Пути исканий Пьера Безухова.
Цель урока: познакомить учащихся с толстовским героем – носителем высоких нравственных идеалов, помочь разобраться в его характере;
Проследить путь исканий этого героя;
Воспитывать учащихся в духе патриотизма и гуманизма на примере этого героя.
Ход урока.
1. Проверка д/з. Этапы жизненного пути А. Болконского, отметить духовные кризисы и возрождения.
А) социальные проблемы: аристократ, но в обществе скучно, но от народа далёк (пример с прудом, брезгует купаться с солдатами) ;
Б) недосягаемые ценности, которые поманили, позвали, но остались недосягаемые (любовь земная – невозможна, слава – ничто)
В) чувство связи со всеми, всепрощающую христианскую любовь испытывает лишь тогда, когда отрекается от жизни. Отказываясь от личного, А. перестаёт жить, и наоборот, едва лишь в нём просыпается чувство личной любви к Наташе, втягивающее его в земную жизнь, как мгновенно у А. исчезает чувство связи со всеми. Быть частицей целого князь А. не может – несовместимо для него.)
Новая тема.
Как и у А. Б. вся жизнь Пьера- поиски смысла жизни.
(Больше. Добрее, доверчивее)
Т 1 Стр. 11, 23, 25.
А А. Болконский о нём? (Ты один живой человек среди нашего света) Почему? (Нет корысти, личного интереса, не заискивает , нет авторитетов)
1) Попойки с Анатолем Курагиным, Долоховым. Т 1. Стр. 32, 36, 50.
2) Женитьба на Элен Т 1 Стр. 192, 193, 196, Т. 2. Стр. 135
Т. 2. Стр. 22-24.
3) Дуэль с Долоховым Т. 2. Ч. 1. Гл. 5.
4) Вступление в масонскую ложу.
А) (Хочет понять, что дурно, что хорошо, что надо любить и ненавидеть, для чего надо жить и что такое я, что такое жизнь, что смерть.)
Б) масонство ему представлялось братством людей, соединённых целью поддерживать друг друга на пути добродетелей.
Добродетели эти были Т 2. Стр 59
Кажется, идеи неплохие, и Пьер говорит: «Да…кажется для этого надо жить»
Вдохновленный, П. решает начать преобразования в деревне: освободить крестьян от крепостной зависимости, женщины с детьми не должны посылаться на работу, построить школы, больницы, приюты. Он ездит по деревням, ео встречают с хлебом-солью.
НО! Везде был обман. Т. 2. Стр. 80
Но и в масонстве он не нашёл себя, видит, что всё это подставное, обман. Т. 2 стр. 221
130, 223.
Наступает очередной кризис в душе Пьера, на него находит тоска Т. 2. Стр. 224
Обратимся к войне 1812 года, к Боодинское сражение.
Т.3 Стр. 171, 172
Пьер, в отличие от А. Б. сумел соединить в душе своей любовь ко всем, слился с солдатами, не брезгует есть облизанной ложкой кавардачок. Т 3 стр 218
Понял, что простота, правда и сила за простыми людьми Т 3 стр 269
Он старается быть ближе к простым людям, спасает девочку во время пожара, помогает армянской семье. Т 3 Стр 296, 298
Во время расстрела пленных П. ощутил в себе утрату в прежние идеалы Т 4 Стр 34.
П. видит размеренность и аккуратность в движениях П. К., даже когда тот раздевается и сушит обувь. Что-то приятное и успокаивающее почувствовал П. в его размеренных и круглых движениях. Т. 4 Стр. 34
Но главное, что покоряет П. в этом человеке-это любовное отношение к миру, это любовь благоговейная. Т 4 Стр 35
Этот человек обладает особым даром любви, которая исцеляющее подействовала на П.
Каратаев-символ воплощения мирных свойств крестьянского характера, «непостижимое, круглое и вечное олицетворение духа простоты, добра и правды» Это человек, способный выдержать любое испытание и не сломаться, не утратить веры в жизнь. В нём торжествует жизнелюбивая религиозность, основанная на бескорыстной и всепоглощающей любви к земному миру, не требующей никаких наград. Т.4 Стр. 37.
Общение с П. К. приводит П. к более глубокому пониманию смысла жизни: «прежде разрушенный мир теперь с новой красотой. На каких-то незыблемых основах воздвигался в его душе.» Т4. Стр34.
Пьеру открывается в плену тайна народной веры в бога, основанной не на отречении от мира (как у А. Б. ), а на деятельной любви к нему. Полное согласие индивидуального с миром . Т4. Стр 121-122.
Христианские чувства , Б. в минуты смерти представляются Т. слишком аристократичными и надменными по отношению ко всему мирскому, интимному, чем живёт человек.
Христианство Каратаева и Пьера нисходит в мир, освещает жизнь, любовь, семейные отношения. Т. призывает читателя полюбить мир.
Пройдя через плен, приняв каратаевский взгляд на мир, Пьер________Т.4 Стр 157
Т. 2 Стр. 271-272.
( любовь к Наташе Р.)
Проанализировать диалог П. с Курагиным. Как этот поступок характеризует его?
Т. 2 Стр. 275.
Пьер решил для себя: «Надо…, чтобы быть с нею мужем и женой» Т4. Стр. 171, 174.
· Каким мы видим П. в эпилоге? Стр 204.
· Завершился ли путь исканий П. Б. ?
( посмотрим на стрелки графика, сравнить с Болконским, мы узнаём в эпилоге, что Пьер посещает какие-то кружки, возможно, он будет один из декабристов)
Д/З Подготовить сообщение о нравственных исканиях Пьера Безухова
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.