Технологическая карта
урока окружающего мира в 4 классе «г» по УМК «Начальная школа XXI века»
Учитель начальных классов Никитина Галина Ивановна
МАОУ «СОШ№1» г. Заводоуковск
Тема урока |
Тайга. Смешанные леса. |
|
Место урока в серии других уроков |
Урок раздела «Родная страна: от края до края» |
|
Тип урока |
Открытие нового знания |
|
Новое понятие |
Тайга. Смешанные и широколиственные леса |
|
Цель |
Познакомить учащихся с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом; познакомить с растительным и животным миром зоны лесов. |
|
Задачи |
Создать условия для развития познавательной активности детей; способствовать развитию навыков работы с информацией в процессе чтения; развивать умение делать выводы из результатов исследовательской деятельности. |
|
Планируемый результат
|
Предметные умения |
Универсальные учебные действия |
Сформировать умение показывать природную зону на карте, называть особенности климата, растительного и животного мира, труда и быта людей тайги, смешанных и широколиственных лесов.
|
Регулятивные: анализ своего отношения к природе; составление кластеров по тексту, выделение главных мыслей. Коммуникативные: правила взаимодействия при групповой совместной деятельности. Личностные: Развитие познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение данной темы.
|
|
Формы работы |
фронтальная, индивидуальная, групповая |
|
Технология |
Развитие критического мышления через чтение и письмо. Приёмы «Инсерт», «Синквейн» |
|
Оборудование урока |
«Окружающий мир. 4 класс». Учебник для учащихся общеобразовательных школ. 2 часть. Под редакцией Н.Ф.Виноградовой. Москва: Издательство «Вентана-Граф», 2013 год; карта природных зон, тексты для самостоятельной работы, энциклопедии, гербарий |
|
Межпредметные связи |
Литературное чтение, русский язык |
Конспект урока
– Дети, вам тепло? Да!
– В классе светло? Да!
– Прозвенел уже звонок? Да!
- Только начался урок? Да!
– Хотите учиться? Да!
– Значит можно всем садиться!
-На уроке окружающего мира мы продолжим изучать природные зоны России.
-А вот о какой зоне будем говорить на этом уроке, вы определите сами.
I.Мотивация к учебной деятельности
Просмотр видео «Лес, точно терем расписной»
-Как вы думаете, в какую природную зону отправимся? (лесная зона)
- Сформулируйте тему урока (Зона лесов).
-Что хотели бы узнать, изучая зону лесов?
Географическое положение
Животный мир
Растительный мир
Экологические проблемы
Охранная деятельность человека.
II. Актуализация знаний
Работа с текстом. Чтение текста с маркировкой (приём «Инсерт»)
-Возьмите простой карандаш. Прочитайте текст, делая пометки карандашом на полях:
«v»- уже знал;
«+»- новая информация;
«?»- не понял.
Тексты у учащихся.
III. Этап построения проекта выхода из затруднения.
Работа в группах.
- У каждой группы своя учебная задача, в результате решения которой, вы представите проекты.
- Чем будете пользоваться для того, чтобы решить учебную задачу? (карта, учебник, раздаточный материал, энциклопедии, гербарий).
IV. Этап реализации построенного проекта.
Географы
Составить кластер. Какие три части выделяют в лесной зоне?
Леса
![]() |
![]() |
![]() |
|||
тайга смешанные широколиственные
(работа с картой) Показать эти зоны на карте.
Ботаники.
Составить кластер «Растения лесной зоны»
(работа с гербарием)
леса
тайга
смешанные широколиственные
![]() |
ель берёза дуб
сосна осина липа
пихта ольха клён
кедровая сосна пихта ясень
Зоологи.
Составить кластер «Животные лесной зоны».
животные лесной зоны
![]() |
травоядные хищники всеядные
![]() |
![]() |
![]() |
заяц волк ёж
лось рысь медведь
мышь лиса кабан
Физ. минутка «У оленя дом большой»
Экологи.
Составить кластер «Экологические проблемы зоны лесов».
Экологические проблемы
![]() |
![]() |
||
загрязнение вырубка уничтожение уничтожение
лесов лесов животных растений
Краеведы
Составить кластер. Охраняемые природные территории.
Охраняемые
природные территории
заповедники нац. парки заказники
Пинежский Кенозерский Сийский
Водлозерский Земля Франца-Иосифа
Группы по очереди защищают проекты.
Задача остальных групп – слушать очень внимательно и по ходу выступлений отмечать в таблице, которые есть у каждого ученика, основные характеристики данной зоны.
Природная зона |
Расположение и климатические условия |
Растения
|
Животные |
||
Звери |
Птицы |
Насекомые |
|||
|
|
|
|
|
|
-Итак, какая тема нашего урока? (зона лесов)
- Многое теперь о ней знаете?
-Готовы к проверке своих знаний?
V. Этап самостоятельной работы
Тест «Да-нет». (ученики отвечают на вопросы, ответы записывают на карточке)
1. За время лета оттаивает только верхний слой земли.
2. Самый богатый животный мир.
3. Растительность бедная.
4. Главное занятие людей – оленеводство.
5. Живет большая часть населения нашей страны.
6. Охранная деятельность не осуществляется.
Проверка - сличение с эталоном.
Творческая работа: составить «Синквейн»
Ученики работают индивидуально, а затем в парах.
Лес.
Дремучий, темный.
Пугает, страшит, манит.
«Лес, лес, до небес, полон сказок и чудес…»
Тайна.
VI. Рефлексия
- Итак, над какой темой работали?
- Какие цели ставили? (научиться показывать на карте, изучить растительный и животный мир, познакомиться с деятельностью человека)
-Справились ли с поставленной задачей?
- В каких видах работы были успешны?
- В чем не разобрались?
-
Что понравилось?
YII. Домашнее задание
В удобной форме (мини-сочинение, рисунок) выразить свое отношение к лесам России.
Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
И знания точно уж вам пригодились
Спасибо всем урок окончен
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.