Методическая разработка урока композиции "Образы Сибири"
Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
искусство +1
Взрослым
11.08.2017
Данная методическая разработка может быть интересна учителям изо и педагогам дополнительного образования.Возраст обучающихся 13-14 лет. В материале представлен конспект урока-путешествия. Учащиеся на уроке, двигаясь от одной станции к другой, решают задачи на классификацию учебного материала, на анализ произведений искусства, и составление коллективной композиции различными средствами художественной выразительности.Методическая разработка урока композиции
Урок композици. Иванович ТА.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА
«НАРОДНЫЕ РЕМЕСЛА»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА КОМПОЗИЦИИ
«ОБРАЗЫ СИБИРИ»
Автор: Иванович Татьяна Александровна,
педагог дополнительного образования Урок-путешествие «Образы Сибири». Иванович Т.А.
р.п. Чунский
2017г.
СОДЕРЖАНИЕ
1 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ЗАНЯТИЮ…………………………… 3
2 КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ……………………………………………………………..
4
9
3 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ…………………………………………….
4. ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………
10
…
2 Урок-путешествие «Образы Сибири». Иванович Т.А.
1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ЗАНЯТИЮ
Одной из важнейших педагогических задач в дополнительном образовании в
современных условиях является формирование и развитие творческой личности. Для ее
успешного решения нужно менять подход к обучению детей, применять такие
педагогические технологии и методы обучения, которые будут способствовать проявлению
творческой активности каждого ребёнка, независимо от уровня его возможностей.
В данной методической разработке я хотела представить свой подход к решению
этой задачи. На мой взгляд, созданию условий для активной творческой деятельности всех
учащихся
способствует применение в педагогической практике технологии
интерактивного обучения и проведение занятий в нестандартных формах. Одно из таких
творческих (креативных) занятий я предлагаю вашему вниманию.
Особенность этого занятия состоит в том, что в его основе лежит сочетание
информационнокоммуникационной технологии с технологией интерактивного обучения.
Цель такой модели организации занятия – создание комфортных условий обучения, при
которых все участники образовательного процесса активно взаимодействуют между собой
и обмениваются информацией и творческими идеями, развитие умения работать с
различными источниками информации, получение навыков самооценки и взаимооценки,
развитие коммуникативных умений учащихся.
Занятие включает задания на классификацию и анализ произведений живописи,
интерпретацию запечатлённого в картине образа с разных позиций, задания на поиск и
обобщение информации и формулирование понятий на ее основе, на творческое решение
художественного образа.
Для успешного проведения занятий такого рода нужно, чтобы материал был
понятен детям, соответствовал их возрастным особенностям, а формулировка заданий
вызывала интерес учащихся. Оптимальный возраст учащихся 1314 лет.
Для подготовки занятия, конечно, потребуются больше, чем обычно, времени и
материальнотехнических ресурсов, но результат стоит того!
Данная методическая разработка может быть использована педагогами
а также учителями
дополнительного образования для проведения занятий,
изобразительного искусства во внеурочной деятельности.
3 Урок-путешествие «Образы Сибири». Иванович Т.А.
2. КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
ТЕМА: ОБРАЗЫ СИБИРИ.
ЦЕЛЬ: выполнить коллективную работу «Образ Сибири», применяя на практике
изученные приемы работы с художественным образом, развивать умение сочетать
различные художественные материалы и техники и творчески использовать их в работе,
развивать коммуникативные умения учащихся, воспитывать эстетическое восприятие
красоты окружающего мира.
ВИД ЗАНЯТИЯ: урокпутешествие.
ТИП УРОКА: обобщения и систематизации знаний.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Предметный результат: создать собирательный образ Сибири, выразив особенности
природы края при помощи средств художественной выразительности живописи.
Метапредметный результат:
деятельности, осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией.
научатся определять цель и проблему будущей
Формирование универсальных учебных действий:
личностные: понимать и принимать значение красоты в жизни людей, ценность родного
края, иметь положительную мотивацию к учебной и творческой деятельности, проявлять
интерес к работе живописными материалами.
Познавательные: анализировать, какие средства художественной выразительности можно
использовать для передачи художественного образа, обобщать имеющуюся информацию и
применять ее в практической деятельности, уметь формулировать проблему, осуществлять
поиск способов решения творческой задачи.
Регулятивные: организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения
заданий, определять способы достижения цели, составлять план действий при помощи
педагога, самостоятельно следовать составленному плану.
Коммуникативные: отвечать на вопросы педагога, участвовать в работе группы,
аргументировать свою позицию по проблеме, выражать собственное мнение, уметь
поддерживать позитивный учебный диалог адекватно воспринимать оценку своей работы
педагогом, товарищами.
Основные понятия: «художественный образ», «целостный художественный образ».
4 Урок-путешествие «Образы Сибири». Иванович Т.А.
Ресурсы: презентацияпутешествие, фотографии Чунских пейзажей, 3 компьютера,
мультимедийный проектор, иллюстративный материал для упражнения (репродукции
разных жанров, + разной эмоциональной направленности изображений), листы формата А3
и фломастеры для групповой работы (по 1 на задание для каждой группы), карточки: 1
вагон, 2 вагон (Приложение 1). Различные живописные материалы и инструменты в
«чёрных ящиках», 2 листа А3, 2 паровозика, к которым команды прикрепляют вагончики
жетоны (Приложение 2), мяч.
Организационная структура урока
Этап учебного
занятия
Деятельность учителя
Бло
ки
й Организационный Подготовка детей к работе на занятии.
ы
н
ь
л
е
т
и
в
о
т
о
г
д
о
П
.
I
Организация начала занятия, создание
психологического настроя на учебную
деятельность и активизация внимания
1. Приветствие.
2. Проверка готовности учащихся к
уроку.
Мотивационный.
Обеспечение
и
мотивации
принятие детьми
цели
учебно
познавательной
деятельности.
Нет, не пейзаж влечет меня,
Не краски я стремлюсь подметить,
А то, что в этих красках светит,
Любовь и радость бытия,
Она повсюду разлита…
Она везде, где красота.
И. Бунин
Подведение к теме урока.
Что может быть прекраснее, чем земля,
где ты родился и вырос, где тебя
приветливо встречает каждое дерево,
каждый кустик, даже солнце тут светит
поособенному.
Как мы называем это прекрасное место?
А как называется область, в которой мы
живем?
А как называют огромный участок нашей
родины от уральских гор до Байкала?
ТЕМА НАШЕГО УРОКА ОБРАЗЫ
СИБИРИ.
с вами в
Сегодня мы отправимся
путешествие по родному краю.
Путешествовать мы будем в двух вагонах,
и, чтобы нам было не скучно, проведем
Деятельность
учащегося
Самоорганизация
на
Настраиваются
занятие,
внимательно
слушают, отвечают на
вопросы, вступают в
диалог.
Работают
презентацией.
с
С помощью педагога
формулируют
тему
урока.
5 Урок-путешествие «Образы Сибири». Иванович Т.А.
Дети
правила
работы.
озвучивают
групповой
Выполняют творческое
задание (придумывают
название команды).
соревнование между группами, которые
следуют в разных вагонах.
(1 группа, 2 группа).
Давайте вспомним правила работы в
группе.
Предлагаю вам первое задание украсить
свой вагон и придумать название
команды.
По пути
следования команды
зарабатывают жетоны. (Они выдаются за
каждый правильный ответ, а так же за
активность всех участников группы и
творческий подход к выполнению
заданий).
6 Урок-путешествие «Образы Сибири». Иванович Т.А.
й Актуализация
опорных знаний.
о
н
в
о
н
с
О
.
I
I
Использование заданий и вопросов,
которые активизируют познавательную
деятельность детей.
1СТАНЦИЯ «ОБЗОРНАЯ».
Работа с иллюстративным материалом.
1.Классифицировать изображения по
жанрам.
Разделить
изображения
предложенному основанию.
какие жанры представлены.
по
Записать,
2. Найти работы с противоположной
эмоциональной
окраской.
Проанализировать и обсудить, какие
средства
художественной
выразительности
применялись
художниками.
Сделать обобщение,
записать полученный вывод.
(Для передачи эмоционального состояния
служат характер линий, ритм пятен, цвет,
расположение предметов относительно
центральной точки картинной плоскости).
2 СТАНЦИЯ «ПЕРСОНАЛЬНАЯ».
4. Как называют художника, который
любит рисовать природу?
Проведем небольшую разминку.
На слайде представлена картина
выдающегося мастера, работавшего в
жанре пейзаж. Как его зовут? Как
называется произведение?
Написать
имена художников
пейзажистов. (жетон получает команда,
назвавшая больше имен).
передать
состояния.
5. Художники стараются в любом своём
произведении
чувства,
эмоциональные
Ваше
следующее задание: описать картину,
представленную в иллюстративном
материале, сделав упор на эмоциональную
сторону рассказа.
1команда. Я прощаюсь с любимым домом,
уезжая надолго.
2 команда. Наконец я вернулся домой!
Учатся анализировать
произведения живописи
разных жанров.
Решают задачи на
классификацию
изображений.
Представляют
результат выполнения
упражнения.
картин,
Определяют
эмоциональное
состояние
анализируют
визуальные
образы,
обсуждают срежства
художественной
выразительности.
Отвечают на вопросы,
оформляя
их
письменно.
Представляют
результат выполнения
упражнения.
Вступают в диалог.
и
Анализируют
уже
структурируют
известный материал.
Называют известных
пейзажистов.
Составляют
устный
рассказ по картинам,
описывая
образ,
выраженный
художником.
Представители
команд
устно
представляют картины.
7 Урок-путешествие «Образы Сибири». Иванович Т.А.
Динамическая
пауза
Использование средств двигательной
активности.
«Цветовая» разминка с мячом.
Педагог называет группу цветов, бросая
мяч ученику, ученик, ловя мяч, называет
цвет. Например: холодные – синий.
Выполняют
упражнений с мячом.
8 Урок-путешествие «Образы Сибири». Иванович Т.А.
Применение
знаний и способов
действий.
Установление
правильности и
осознанности
усвоения учебного
материала
и
коррекция.
Применение
практических
заданий на знание
теоретического
материала.
образ
т.е.
и чувственным,
3 СТАНЦИЯ «ИНФОРМАЦИОННАЯ»
6. Зайти в интернет через строку поиска и
найти
понятия
определение
«художественный образ».
(Подсказка: http://dic.academic.ru/)
В словаре представлены определения
этого понятия для различных сфер
Сформулировать своими
культуры.
словами
понятие «художественный
образ».
Художественный образ обобщенное
отражение действительности в форме
конкретного индивидуального явления.
Художественный
является
наглядным,
доступным для
восприятия,
т.е.
непосредственно воздействующим на
чувства человека.
Поэтому можно
что образ выступает как
сказать,
нагляднообразное воссоздание реальной
жизни. При этом необходимо иметь в
виду, что автор художественного образа
не просто пытается повторить,
«скопировать» жизнь. Он ее дополняет,
домысливает
по художественным
законам.
Связано ли это понятие с передачей
эмоционального состояния в картине?
Что означает понятие «целостный
художественный образ»?
В таком решении все средства
художественной
выразительности
направлены на решение идеи картины.
4 СТАНЦИЯ «ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ»
Анализ ситуации. Зачем на столе в
каждой
представлены
фотографии, материалы и инструменты?
Определите цель нашего занятия.
группе
ЦЕЛЬ:
Выполнить коллективную работу о
родном крае, применяя на
практике
изученные приемы работы, сочетать и
творчески использовать живописные
техники.
5 СТАНЦИЯ «ТВОРЧЕСКАЯ»
Проблемная ситуация.
1. Создать художественный образ
применив в
Чунской природы,
Отрабатывают умения
работать в интернете
со
справочной
литературой.
Обобщают полученную
информацию.
Формулируют
понятия
«художественный
образ».
Представляют
результат выполнения
задания.
Отвечают на вопросы,
вступают в диалог с
учителем,
аргументируют свою
точку зрения.
Осознанно применяют
учебный материал.
Решают задачи на
оценку
явлений,
событий.
Формулируют цель
занятия,
учебную
задачу.
Осознанно применяют
изученный материал на
практике.
С помощью учителя
план9
составляют Урок-путешествие «Образы Сибири». Иванович Т.А.
Контрольный
6 СТАНЦИЯ «ОЦЕНОЧНАЯ»
Наш состав прибывает на конечную
станцию.
Предлагаю представить творческую
работу, которую вы выполнили в течение
путешествия.
Представление работы.
Описание
эмоционального состояния в пейзаже.
Описание
применения
инструментов и материалов в работе.
Просмотр
выполненных учащимися других групп.
и обсуждение работ,
способов
Итоговый
й Рефлексивный
ы
в
о
г
о
т
И
.
I
I
I
Педагог совместно с детьми подводит
итог занятия.
Достигнута ли цель занятия?
Что больше всего понравилось?
Что было наиболее трудным?
Обобщение изученного материала.
Мобилизация детей на самооценку.
Построить состав из вагончиков, которые
получили группы за работу.
У какой группы состав получился
длиннее?
Как вы думаете, почему?
Информационный Определение
занятия в системе
последующих занятий.
Определение перспектив деятельности.
Осмысление
выполненной работы.
Представители команд
описывают, как решили
проблему,
для чего
использовали
различные материалы и
инструменты.
Сравнение результатов
собственной
деятельности с работой
другой
группы,
осмысление
результатов.
Самоутверждение
детей в успешности.
Проводят самооценку
работы. Анализируют,
достигнута ли цель
занятия, выполнена ли
учебная задача?
Оценивают
работоспособность,
психологическое
состояние,
причину
некачественной работы,
результативность
работы, содержания и
полезность
учебной
работы.
свою
педагога.
Слушают
Проектируют
собственную
деятельность
на
последующих занятиях.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения. – Мн.: «Тетра Системс», 2011, –
223с.
2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.:
«Народное образование», 1998. – 256с.
3. http://www.artonline.ru
4. http://fb.ru/article/138909/hudojnikipeyzajistyirusskiehudojnikipeyzajistyi
5. http://palitraru
6. http://dic.academic.ru
7. http://chunskiy.ru
10 Урок-путешествие «Образы Сибири». Иванович Т.А.
Приложение 1
11 Урок-путешествие «Образы Сибири». Иванович Т.А.
Приложение 2
12 Урок-путешествие «Образы Сибири». Иванович Т.А.
Образец паровозика.
Образец вагончика.
13
Методическая разработка урока композиции "Образы Сибири"
Методическая разработка урока композиции "Образы Сибири"
Методическая разработка урока композиции "Образы Сибири"
Методическая разработка урока композиции "Образы Сибири"
Методическая разработка урока композиции "Образы Сибири"
Методическая разработка урока композиции "Образы Сибири"
Методическая разработка урока композиции "Образы Сибири"
Методическая разработка урока композиции "Образы Сибири"
Методическая разработка урока композиции "Образы Сибири"
Методическая разработка урока композиции "Образы Сибири"
Методическая разработка урока композиции "Образы Сибири"
Методическая разработка урока композиции "Образы Сибири"
Методическая разработка урока композиции "Образы Сибири"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.