Урок русского языка в 5 класс
Тема: Имена существительные собственные и нарицательные.
Цель: углубить и расширить знания об именах существительных собственных и нарицательных; учить различать и правильно писать имена существительные собственные.
Задачи:
Обучающие: Закрепление и систематизация знаний об именах существительных собственных и нарицательных.
Развитие орфографической зоркости, речевого слуха, навыка графического обозначения орфограмм.
Развивающие: Развитие умения анализировать, наблюдать, сравнивать, обобщать, устанавливать взаимосвязи, делать выводы.
Развитие воображения в процессе учебной деятельности.
Воспитательные: Воспитание культуры общения учащихся, любви к Родине, позитивного отношения друг к другу.
Планируемые результаты:
Предметные:
Различать собственные и нарицательные имена существительные, уметь употреблять их в письменной речи.
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности
Метапредметные:
Уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД)
Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД)
Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы (Познавательные УУД)
Оборудование: мультимедиапроектор, экран, компьютер, индивидуальные карточки.
Этапы урока |
Действия учителя |
Действия учащихся |
УУД |
|||||||
1.Организационный Настрой учащихся на работу. Проверка готовности к уроку. |
||||||||||
2. Актуализация опорных знаний. Повторить пройденный материал. Подготовить к восприятию нового материала
Работа по теме урока
Закрепление изученного материала
Первичный контроль знаний
Подведение итогов урока |
Проверка домашнего задания, орфографическая минутка.
Упр.485. На тему «Имена существительные одушевленные и неодушевленные». Назвать имена одушевленные и неодушевленные, в выписанных словах выделить орфограммы.
- Обратите внимание на написание слов ? Что вы заметили? - В чём заключается разница в оформлении этих слов на письме?
- Сформулируйте тему урока.
Беседа: - По какому признаку мы распределили имена собственные по группам? - Как мы правильно напишем их на письме?
- Какие еще мы можем выделить группы имён собственных по лексическому значению? Для этого обратимся к материалам учебника.
Упр. 500. Обсуждение вопросов и заданий. 1. Город, птица, теплоход («Орёл», Орёл, орёл), 2. Журнал, яркий (огонёк, «Огонёк») 3. Добросовестный, газета (труд, «Труд»)
Задание на нахождение соответствия. Перед вами слова в двух столбиках. Прочтем их и определим, какие называют однородные предметы, а какие единичные из числа однородных.
город Анна озеро Антоновна пес Асмолова фамилии Полкан река Кубань отчество Рица имя Краснодар
Групповое задание на карточках (см. Приложение 2)
Творческий диктант. Составьте и запишите полные ответы на вопросы. 1. В каком городе ты живёшь? 2. На какой улице ты живёшь? 3. Какая река протекает возле твоего города? 4. Назови самую знаменитую улицу твоего города. 5. Какая книга твоя любимая? 7. Как зовут твоего домашнего питомца? 9. Куда бы ты хотел поехать на экскурсию? 10. Какой самый известный парк в твоём городе? 12. Какой музей в твоём городе ты бы рекомендовал посетить приезжим?
В форме тестирования (см. Приложение)
1) Какую тему мы сегодня изучали? Как пишутся имена существительные собственные? Что нового мы узнали о правописании имен собственных. 2) Чем могут быть обозначены имена собственные? 3)Какие сложности встали на нашем пути? Что показалось вам трудным? А что воспринялось легко?
Этап рефлексии
Выставление оценок: комментирование отметок.
Домашнее задание. Дифференцированный подход Комментирование домашнего задания. |
Проверка домашнего задания по вариантам (1 вариант выписал одуш. имена сущ., 2 вар. – неодушевл. Имен сущ.) Проверка и взаимопроверка.
Сверяют свои записи с образцом, Исправляют ошибки
Примерные ответы детей:
- Группа слов пишется с заглавной буквы.
- Эти слова являются именами собственными.
- Имена существительные собственные и нарицательные
Самостоятельные наблюдения (§ 91, с.52).
Выбрать общее название для каждой группы слов.
Распределение имён собственных по группам. Заполнение таблицы (см. Приложение)
Чтение теоретических сведений (стр. 56) - Печатные издания, название организаций и т.д. Заполнение таблицы (см. Приложение)
Работа у доски и самостоятельная работа в тетради.
Учащиеся самостоятельно выполняют работу , учитель корректирует их деятельность.
Групповая работа с текстом (вставить пропущенные имена собственные).
Индивидуальная работа учеников, чтение и обсуждение работ.
Проверка, взаимопроверка самостоятельной работы
1) Имена собственные и нарицательные. Заглавие стихотворений, журналов, газет, картин, кинофильмов, фабрик, заводов пишутся не только с большой буквы, но и заключаются в кавычки. 2) Они могут быть обозначены не только отдельным словом, но и собственным наименованием. 3) Имен нарицательных в русском языке намного больше.
Я это знал... Я это умел... Я узнал... Я научился...
Упр. 495. Упр. 498.
|
Регулятивные: умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем
Познавательные: умение анализировать, делать умозаключения
Познавательные : построение речевого высказывания в устной форме
Познавательные: осуществление поиска необходимой информации Регулятивные: выполнение учебных действий
Познавательные: осуществление поиска необходимой информации, структурирование знаний (классификация по заданным критериям)
Регулятивные: выполнение учебных действий
Регулятивные: выполнение учебных действий
Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
Личностные: формирование самоидентификации, самоуважения и самоприятия.
Регулятивные: осуществление итогового контроля, оценки правильности выполнения действий.
Регулятивные: адекватное восприятие оценки учителя. |
Использованная литература
• Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений . Авт.; Т.А. Ладыженская и др. - М: Изд-во «Просвещение» , 2009;
• Егорова И.В. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. – М.: ВАКО, 2014.
• ЕГЭ по русскому языку : Учебно-тренировочные тесты и другие материалы / Т.Ю.Угроватова.
• Севрук А.И. , Юнина Е.Ф. Здоровьесберегающий урок . // Школьные технологии.- М., 2004. №2
• Львова С.И. Русский язык в кроссвордах. - М: Дрофа, 2005
• Белова Лариса Сергеевна. Карточки по теме: «Заглавная буква имён собственных».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.