Урок в 6 классе по теме "Имя прилагательное как часть речи.Роль прилагательного в речи"

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 18.02.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Презентация к уроку русского языка в 6 классе на тему_ _ Имя прилагательное как часть речи_.pptx

Давайте, друзья, улыбнёмся другу другу, улыбки подарим гостям!
К уроку готовы? Тогда - за работу!
Удачи желаю я вам!

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Имя прилагательное как часть речи. Роль имени прилагательного в речи.

По опорным фразам сформулируйте цель урока

1.Повторить изученное об…
2. Учиться .…… ..…..в речи
3. Уметь находить….
4.Различать….
5. Обогащать…

Цели и задачи урока:

1.Повторить и систематизировать знания об имени прилагательном;
2.Определять синтаксическую роль в предложении;
3.Научиться различать полные и краткие прилагательные, определять их особенности и роль в предложении;
4.Развивать внимание к слову, мыслительные способности при распознавании. имён прилагательных в тексте.
определять их синтаксическую роль в предложении;
3) научиться различать полные и краткие прилагательные, определять их особенности и роль в предложении;.
4)     развивать внимание к слову, мыслительные способности при распознавании имён прилагательных в тексте.
тельных, определять их синтаксическую роль в предложении;
3) научиться различать полные и краткие прилагательные, определять их особенности и роль в предложении;.
4)     развивать внимание к слову, мыслительные способности при распознавании имён прилагательных в тексте.

Восстановите текст

…………. осенью выпадает первый снег. Он изменяет всё вокруг. ………..снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в …………. наряд. Побелели дорожки и крыши домов. Загораются, блестят ………… искорки инея. ………вода темнеет среди ………… зарослей камыша.
Как прекрасна ……… роща!

Поздней осенью выпадает первый снег. Он изменяет всё вокруг. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд. Побелели дорожки и крыши домов. Загораются, блестят разноцветные искорки инея. Свинцовая вода темнеет среди беловатых зарослей камыша.

Роль прилагательного в тексте

Эпитет - это яркое образное определение, которое влияет на выразительность речи.

Прекрасен снежный лес зимой. Сонные деревья покрыты пушистыми хлопьями снега. Все ветки в серебристом инее. Зимнее солнце освещает верхушки деревьев. От такой картины природы радостное настроение!

Склонение имени прилагательного

Сонные деревья, пушистыми хлопьями,серебристом инее

Прекрасен снежный лес зимой. Сонные деревья покрыты пушистыми хлопьями снега. Все ветки в серебристом инее.
Зимнее солнце освещает верхушки деревьев. От такой картины природы радостное настроение!

Прекрасен (ед.ч., м.р., П.п.)снежный (ед.ч., м.р., И.п.)лес зимой. Сонные (мн.ч., И.п)деревья покрыты (мн.ч.) пушистыми ( мн.ч., Т.п.)хлопьями снега. Все ветки в серебристом (ед.ч., м.р., П.п.) инее.
Зимнее (ед.ч., ср.р., И.п.)солнце освещает верхушки деревьев. От такой картины природы радостное (ед.ч., ср.р., И.п.)настроение!
ВЫВОД: прилагательные изменяются по падежам,числам, а в единственном-по родам

Вывод:

прилагательное зависит в предложении от существительного или местоимения. Род, число и падеж прилагательного будут такими же, как и у существительного/местоимения, от которого зависит прилагательное.

Работа с текстом

Круговерть
Свистит косая метель, белой метелью дороги заметает. Дымятся сугробы и крыши. Рушатся с сосен белые водопады. Скользит по двору яростная позёмка. Февраль летит на всех парусах.
Гонятся вихри за машинами, кружат хороводы вокруг домов, засыпают дороги. Тонут в белых волнах заборы. Вертит ветер снеговороты. Тучи-снегосыпы сыплют снег сверху. Сугробы-снеговеи веют снег снизу. Солнце путается в вихрях, как золотая рыбка в белой сети. Круговерть от земли и до неба!
 

И.Э.Грабарь «Зимний пейзаж»

Творческая работа

 
В природе творилось нечто необычное. Казалось, что она праздновала небывалый праздник, - праздник ……….. неба, ………..берёз, …………… веток и ………..теней на …….снегу.
 

Тренировочные упражнения

Упр.320

Понятие об имени прилагательном

Что обозна
чает

На какой вопрос отвечает

Как изменяет
ся

Синтакси
ческая роль

Признак предмета: синее небо, мамин платок.

Какой?
Чей?
Каков?
Каковы?

По падежам, числам, родам (в ед.ч.): золотому кольцу – Д.п., ед.ч., ср.род.

Определение или сказуемое
Природа прекрасна.В саду росли белые розы.

ТЕСТ

1.Имя прилагательное обозначает:
А)действие предмета
Б) признак предмета
В) количество предметов.

ТЕСТ

2. В предложении имя прилагательное может выступать:
Г) только определением
Д) только сказуемым
Е) и определением, и сказуемым.

ТЕСТ

3. На какой вопрос отвечает имя прилагательное:
Ё) какой? чей?каков?
Ж) сколько?
З) кто? что?

ТЕСТ

4. Найти имя прилагательное:
И) писать
К) пять
Л) весёлый.

ТЕСТ

5. В каком предложении есть прилагательное:
М) Мне купили красивое платье.
Н) Идёт дождь.
О) Мне весело с друзьями.

ТЕСТ

6.Какое слово пишется без ь?
П)ХОРОШ
Р)РОЖЬ
С)СТЕРЕЖЕШЬ

Домашнее задание

Выполнить одно задание (на выбор):
1. Из учебника литературы выписать 5 предложений с прилагательными, определить род, число, падеж, синтаксическую роль.
2. Подобрать 15 прилагательных для словарного диктанта на следующий урок.
3. Составить небольшой рассказ на тему «Февральский день», используя прилагательные: весёлый, снежный, солнечный, хмурый,
зимний, красивый, умный, мокрый, холодный, сонный. Можно также использовать и другие прилагательные.

Итоги урока. Составление синквейна

УРОК ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
 Синквейн состоит из пяти строк:
1 строка – тема синквейна, заключает одно существительное, которое обозначает предмет или явление, о котором пойдёт речь;
2 строка – два определения-прилагательные к нему, заключающие существенные признаки;
3 строка – три глагола, раскрывающие действия, ощущения, производимые предметом (явлением), обозначенным ключевым словом;
4 строка – предложение из 3 – 4 слов, выражающее личное отношение автора к описываемому предмету (явлению);
5 строка – слово или несколько слов, связанные с первым словом, отражающие сущность темы.