.
Феденева Наталия Владимировна
МБОУ «Гимназия №1 имени А.А. Иноземцева»
город Братск Иркутская область
Развивающий урок в 7 классе по теме: «Давление в жидкости и газе»
Ⅰ. Вводное слово
Этапы развивающего урока
1. Начальный (его цели)
1) Создать потребность в познании, показать значимость данных знаний и умений;
2) Создать мотив к познанию, вызвать желание изучать этот материал
2. Основной (его цель – изучение материала силами самих учащихся, т.е. через их деятельность)
3. Итоговый (его цель – сведение воедино всей новой информации, добытой учениками).
4. Заключительный (его задачи)
1) Применить полученные новые знания
2) Провести рефлексию (обдумывание выполненной работы: ее этапов, удач и сложностей - «Взгляд назад»)
3) Творческое домашнее задание»
Ⅱ. Проектирование учебного процесса
Этап 1. Начальный
1. Орг. момент
2. Тема урока. Мы продолжаем изучать «Давление», ведь эта величина присутствует в каждом мгновении нашей жизни. Это давление и твердых тел и газов . А какова же тема сегодняшнего урока ? Ее вы сможете определить сами, решив кроссворд. А заодно повторим основные моменты «Давления», потому что вопросы кроссворда – вопросы по данной теме.
3. Потребность в знаниях. Мы еще не забыли о том, какую опасность порою может таить давление газов. Следующая видеоинформация доказывает, что и с давлением жидкости тоже шутки плохи
4. Создание мотива. Вопрос - проблема: «Почему водолазы, ныряя на глубину, используют такое сложное снаряжение?»
5. По вопросам-ответам, которые вперемешку возникают у ребят после поставленной проблемы, выстраиваем цели урока, а по целям – план урока
Этап 2. Основной
В первой колонке – информация о том, что именно по содержанию должны узнать ученики. Во второй – каждый выписанный элемент знаний «переводим» в вопрос. Третья – решаем, что должны сделать учащиеся для ответа на каждый поставленный вопрос. Четвертая – обдумываем, какие компетенции (умения) ученик будет развивать при выполнении каждого намеченного действия.
Поэлементный анализ темы |
Задаваемый вопрос |
Деятельность учащихся |
Развиваемые компетенции |
1. Внутри жидкости существует давление |
Существует ли давление внутри жидкости |
1. высказывают свое мнение 2. делают выводы |
Устная речь - РК |
2. Давление жидкости с глубиной увеличивается |
Будет ли давление во всех точках жидкости внутри сосуда одинаково |
1. наблюдают виртуальный опыт с водой и стеклянной трубкой, нижнее отверстие которой закрыто тонкой резиновой пленкой; 2.формулируют выводы |
Умение проводить наблюдения – ПрК Умение делать выводы из фактов - МК |
3. Давление внутри жидкости на одном и том же уровне одинаково по всем направлениям |
Действует ли внутри жидкости закон Паскаля |
1. наблюдают виртуальный опыт с водой и трубкой, в которой резиновая пленка закрывает боковое отверстие; 2.ставят опыт: наблюдают за боковым давлением воды в пластиковой бутылке, в которой с боку сделано несколько отверстий; 3.сравнивают результаты, делают выводы |
Умение проводить наблюдения – ПрК Умение ставить опыт - ПрК Умение провести сравнение, сделать вывод - МК |
4. Давление на дно сосуда не зависит от его формы |
Зависит ли давление на дно сосуда от его формы |
1.наблюдают анимационный «гидростатический парадокс», опыт Паскаля, 2.формулируют выводы |
Умение проводить наблюдения – ПрК Умение делать выводы из фактов - МК |
5. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда |
Что произойдет с давлением, если взять жидкость а) с большей плотностью, б) с меньшей плотностью |
1.работают с виртуальным выводом формулы или с учебником; 2.делают вывод |
|
При выполнении экспериментальных заданий рекомендую использовать учащимся «бланк практических исследований». Его образец:
№ опыта |
цель |
оборудование |
результат |
выводы |
|
|
|
|
|
Этап 3. Итоговый
Предлагается создать простейшую схему, в которой отразить то, что изучено.
Учитель: «Что мы узнали на сегодняшнем уроке?». Ответ дает либо один ученик, либо несколько, добавляя (в ходе обсуждения) сказанное предыдущим). По содержанию полный ответ – это перечень положений, записанных в первом столбце.
Этап 4. Заключительный
1. Применение полученных новых знаний для решения задач. Вид промежуточного контроля учащиеся выбирают самостоятельно. Это: задания на соответствие, решение задач на гидростатическое давление, тестовые задания.
2. Организация рефлексии. Рефлексия – это процесс осмысления того, какие знания, умения, навыки и опыт приобрел ученик на этом уроке (какие компетенции приобрел). Одним вопросом «Чему научился?» не обойтись. Поступаю так. Дети отвечают на мои вопросы при помощи сигнальных карточек (красная – да, черная – нет, зеленая – иногда). А вопросы всему классу могут быть такими: - Был внимательным? – Был активным? – Проблемы, поставленные учителем, легко решал? - Отвечал наугад? - Опыты получались? И т.д. Из каждого такого вопроса может получиться мини-дискуссия, только способствующая развитию ключевых образовательных компетенций.
1) Творческое домашнее задание Практическое задание. Прояви смекалку и любознательность: где сельский житель встречает зависимость давления жидкости от ее глубины? (отчет-презентация …)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.