ТЕМА УРОКА: Определение.
ЦЕЛИ УРОКА:
1. Обучающие:
ü активизация ранее усвоенных знаний учащихся о второстепенных членах предложения;
ü расширение понятия об определении: согласованные и несогласованные определения;
ü наблюдение над ролью определений в речи.
2. Развивающие:
ü формирование умения находить согласованные и несогласованные определения в предложении, ставить к ним вопросы;
ü закрепление умения графически обозначать определения.
3. Коррекционные:
ü активизация образно-эмоциональной речевой деятельности;
ü формирование умения находить и выделять главное;
ü развитие зрительного восприятия на основе сходства и различия.
4. Воспитательная:
ü воспитание любви и бережного отношения к родной природе.
ТИП УРОКА: объяснение нового материала.
ОБОРУДОВАНИЕ:
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:
1. Словесный метод (беседа).
2. Объяснительно-иллюстративный метод (презентация).
3. Репродуктивный метод (работа с карточками, практическая работа, самостоятельная работа, работа с таблицей).
ПЛАН УРОКА
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний. Подготовка к объяснению нового материала.
3. Восприятие и первичное осмысление новых знаний.
4. Закрепление изученного.
5. Проверка и коррекция знаний, полученных на уроке.
6. Домашнее задание.
7. Подведение итогов урока, выставление оценок.
ХОД УРОКА
1
(слайд 1) |
I. Организационный момент. Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас не просто урок – у нас урок прощания с осенью. Сегодня на уроке мы вспомним то, что изучали ранее о второстепенных членах предложения. Мы будем изучать определение. Научимся находить определения в предложении, правильно ставить к ним вопросы, поговорим о роли определений в художественном тексте. Откройте тетради, запишите число, классная работа. В конце урока мы с вами проведем самостоятельную работу, поэтому в течение урока будьте очень внимательны. Художники, писатели, поэты разных эпох воспевали в своих произведениях красоту родной природы, описывали времена года такими, какими они их видели. Давайте посмотрим на экран и постараемся увидеть эти картины глазами поэтов.
|
1 |
1 (слайд 2) |
II. Актуализация опорных знаний. Подготовка к объяснению нового материала.
1. Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора – Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера… (Ф.И.Тютчев)
Учитель: Посмотрите внимательно на текст и назовите слова, без которых мы не смогли бы увидеть осеннюю картину так, как ее показал поэт? (первоначальной, короткая, дивная, хрустальный, лучезарны).
|
|
2 (слайд 3) |
Учитель: А вот еще отрывки из стихотворений об осени. Послушайте их: 2. Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой пестрою стеной Стоит над светлою поляной. (И.Бунин)
3. В полях сухие стебли
кукурузы,
Учитель: Из этих (2, 3) текстов выберите и назовите словосочетания, с помощью которых мы с вами можем представить описанные поэтом красочные пейзажи (лес лиловый, лес золотой, лес багряный, терем расписной, весёлой стеной, пёстрою стеной, над светлою поляной, сухие стебли, блеклая ботва, в холодном море, бледные медузы, красная трава, подводная трава).
|
|
3
(слайд 4)
|
Учитель: Давайте запишем эти словосочетания с помощью кроссворда (у каждого учащегося на столе карточка с кроссвордом). Например: лес какой? лиловый; терем какой? расписной. В выделенных клетках у вас сложится ключевое слово. |
|
4 (слайд 5) |
Учитель: Посмотрите на экран и проверьте, правильно ли вы заполнили клеточки кроссворда. Запишите в тетрадь словосочетания (7, 9, 10) в столбик. (у доски один учащийся выписывают словосочетания в столбик). Определите главное и зависимое слово в каждом словосочетании, укажите, какими частями речи они выражены.
|
|
5 (слайд 6) |
Учитель: Давайте вспомним виды подчинительной связи слов в словосочетаниях (согласование (в роде, числе и падеже), управление (зависимое слово в том же падеже, что и главное), примыкание (зависимое (неизменяемое) слово присоединяется к главному по смыслу). Определите вид связи в записанных словосочетаниях. Вывод: |
|
6 (слайд 7) |
Учитель: Теперь давайте посмотрим на предложения и сравним их:
Наступила осень. После знойного лета наступила прохладная золотая осень.
Какое из предложений несёт больше информации? (Больше информации во втором предложении, т.к. в нём, кроме грамматической основы, есть второстепенные члены предложения). Запишите оба предложения в тетрадь и разберите их по членам предложения. Из каких членов предложения состоит 1 предложение? (подлежащее и сказуемое, т.е. из грамматической основы). А 2 предложение? (из грамматической основы и второстепенных членов). |
|
(слайд 8) |
Учитель: Так на какие 2 группы делятся члены предложения? (главные и второстепенные). Назовите главные члены предложения (подлежащее и сказуемое). Назовите второстепенные члены предложения (дополнение, определение, обстоятельство). Какие второстепенные члены предложения встретились вам во 2 предложении? (определения).
|
|
1 (слайд 9) |
III. Восприятие и первичное осмысление новых знаний.
Учитель: Вот мы и подошли к теме нашего урока. Запишите тему в тетради «Определение».
|
|
2 (слайд 10) |
Учитель: Для того, чтобы было легче запомнить, я хочу вам предложить шуточное зарифмованное правило:
Признак предмета или явления
|
|
3 (слайд 11)
|
Учитель: А сейчас запишите в тетрадях: определение – это второстепенный член предложения, обозначающий качества, свойства и признаки предметов и явлений. Определение отвечает на вопросы какой? чей? который? и служит для распространения и пояснения другого члена предложения.
|
|
4 (слайд 12) |
Посмотрите, пожалуйста, на предложения:
Красными кистями свисают крупные ягоды. Особенно хороша на поляне ранняя осень. В сухих листьях шуршат ежи. За поляной был забытый старый сад. В нём поспевали маленькие кислые яблочки.
По очереди назовите определения, которые вам в них встретились (красными, крупные, ранняя, сухих, забытый, старый, маленькие, кислые) |
|
5 (слайд 13) |
Физминутка Передавая друг другу осенний листок, вы должны его описать, т.е. придумать определение. Какой он? Вывод: Так зачем же нужны второстепенные члены предложения в речи, в художественном тексте? (они поясняют, уточняют, дополняют; помогают более полно и точно описывать предметы и явления окружающей действительности; обогащают нашу речь). Какова роль определений в нашей речи, в художественном тексте? (придают яркость, образность описанию). Смогли бы мы так же полно и ярко описать этот листок без помощи определений? (нет). |
|
1 (слайд 14) |
IV. Объяснение нового материала. Учитель: Мы с вами вспомнили то, что знали об определении раньше. Но мы ещё не всё узнали об определении. Запишите в тетрадях подзаголовок «Согласованные и несогласованные определения». |
|
2 (слайд 15) |
Учитель: Согласованные определения связываются с определяемым словом согласованием, т.е. стоят в том же роде, числе, падеже. Давайте проверим это утверждение. (На доске: тоненькие (-ая, -ий, -ую) берёзки, прозрачное (-ая, -ые, -ого) небо, холодная (-ый, -ые, -ую) река). Итак, как же связываются согласованные определения с определяемым словом? (они стоят в том же роде, числе и падеже, что и определяемое слово) |
|
3 (слайд 16) |
Учитель: Несогласованные определения связываются с определяемым словом по способу управления, реже примыкания. Давайте проверим и это утверждение. (На доске: тени (сок, прохлада) берёз, середина (конец, начало) осени). Изменяется ли несогласованное определение, ели изменить род, число и падеж определяемого слова? (нет, оно остается неизменным). |
|
4
|
Учитель: Так как же узнать вид определения? Для этого надо задать вопрос от определяемого слова. Согласованное определение отвечает на один из вопросов (какой?, чей?, который?) и может быть выражено именем прилагательным, причастием, местоимением, числительным (листок какой? осенний) Несогласованное определение отвечает не только на вопросы какой? чей? который?, но и на вопросы других второстепенных членов. Оно может быть выражено другими частями речи. (небо какое?, в чём? в тучах) Итак, мы с вами узнали, что в зависимости от характера подчинительной связи с определяемым словом различаются определения (какие?) (согласованные и несогласованные).
|
|
1 |
V. Закрепление изученного. Учитель: Давайте потренируемся. Откройте учебник на стр. 72. Выполним упр. 137 устно. В данном упражнении нужно заменить согласованные определения несогласованными там, где это возможно. (На доске: В кожаном пальто сегодня жарко. – В пальто из кожи сегодня жарко).
|
|
2 |
Учитель: Сейчас я раздам вам карточки с заданием. На них написаны словосочетания с согласованными и несогласованными определениями. Вам необходимо соединить линией словосочетания, подходящие друг другу по смыслу.
|
|
1
|
VI. Проверка и коррекция знаний, полученных на уроке. Учитель: А сейчас я предлагаю вам выполнить небольшую тестовую работу. Перед вами тест по теме сегодняшнего урока. Внимательно читайте задание. |
|
(слайд 17) |
VII. Домашнее задание. Запишите домашнее задание. Основное: выполнить упр. 142 Дополнительное: составьте по 3 предложения с согласованными и несогласованными определениями.
|
|
|
VIII. Подведение итогов урока, выставление оценок. Учитель: Вот мы и простились с дождливой осенью. Итак, давайте подведём итоги урока.
ü Какой второстепенный член предложения мы сегодня изучали? (определение). ü Какова роль определений в речи, в художественном тексте? (Яркость, образность описания). ü Что нового об определении мы сегодня узнали? Какие бывают определения? (определения бывают согласованными и несогласованными). Оценки за работу на уроке (с комментариями). |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.