Урок в 8 классе по теме "Определение"
Оценка 4.9

Урок в 8 классе по теме "Определение"

Оценка 4.9
doc
математика
30.10.2020
Урок в 8 классе  по теме "Определение"
Конспект откр. урока Определение.doc

ОТКРЫТЫЙ УРОК
русского языка
в 8 классе

 

ТЕМА УРОКА: Определение.

 

ЦЕЛИ УРОКА:

1. Обучающие:

ü активизация ранее усвоенных знаний учащихся о второстепенных членах предложения;

ü расширение понятия об определении: согласованные и несогласованные определения;

ü наблюдение над ролью определений в речи.

2. Развивающие:

ü формирование умения находить согласованные и несогласованные определения в предложении, ставить к ним вопросы;

ü закрепление умения графически обозначать определения.

3. Коррекционные:

ü активизация образно-эмоциональной речевой деятельности;

ü формирование умения находить и выделять главное;

ü развитие зрительного восприятия на основе сходства и различия.

4. Воспитательная:

ü воспитание любви и бережного отношения к родной природе.

 

ТИП УРОКА: объяснение нового материала.

 

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Учебник «Русский язык. 8 класс» учеб. для общеобразоват. учреждений/Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М. Александрова; науч. ред. Н.М.Шанский. – М.: Просвещение, 2010.
  2. Классная доска.
  3. Раздаточный материал (кроссворд).
  4. Раздаточный материал (карточки с заданием).
  5. Интерактивная доска.

 

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:

1.     Словесный метод (беседа).

2.     Объяснительно-иллюстративный метод (презентация).

3.     Репродуктивный метод (работа с карточками, практическая работа, самостоятельная работа, работа с таблицей).

 

ПЛАН УРОКА

1.     Организационный момент.

2.     Актуализация опорных знаний. Подготовка к объяснению нового материала.

3.     Восприятие и первичное осмысление новых знаний.

4.     Закрепление изученного.

5.     Проверка и коррекция знаний, полученных на уроке.

6.     Домашнее задание.

7.     Подведение итогов урока, выставление оценок.

 

ХОД УРОКА

 

1

 

 

(слайд 1)

I. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас не просто урок – у нас урок прощания с осенью.

Сегодня на уроке мы  вспомним то, что изучали ранее о второстепенных членах предложения. Мы будем изучать определение. Научимся находить определения в предложении, правильно ставить к ним вопросы, поговорим о роли определений в художественном тексте.

Откройте тетради, запишите число, классная работа. В конце урока мы с вами проведем самостоятельную работу, поэтому в течение урока будьте очень внимательны.

Художники, писатели, поэты разных эпох воспевали в своих произведениях красоту родной природы, описывали времена года такими, какими они их видели. Давайте посмотрим на экран и постараемся увидеть эти картины глазами поэтов.

 

 

1

1

(слайд 2)

II. Актуализация опорных знаний.

Подготовка к объяснению нового материала.

 

1.       Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера… (Ф.И.Тютчев)

 

Учитель: Посмотрите внимательно на текст и назовите слова, без которых мы не смогли бы увидеть осеннюю картину так, как ее показал поэт? (первоначальной, короткая, дивная, хрустальный, лучезарны).

 

 

2

(слайд 3)

Учитель: А вот еще отрывки из стихотворений об осени. Послушайте их:

2.      Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой пестрою стеной

Стоит над светлою поляной. (И.Бунин)

 

3.       В полях сухие стебли кукурузы,
Следы колес и блеклая ботва.
В холодном море - бледные медузы
И красная подводная трава.
(И. Бунин)

 

Учитель: Из этих (2, 3) текстов выберите и назовите словосочетания, с помощью которых мы с вами можем представить описанные поэтом красочные пейзажи (лес лиловый, лес золотой, лес багряный, терем расписной, весёлой стеной, пёстрою стеной, над светлою поляной, сухие стебли, блеклая ботва, в холодном море, бледные медузы, красная трава, подводная трава).

 

 

3

 

(слайд 4)

 

Учитель: Давайте запишем эти словосочетания с помощью кроссворда (у каждого учащегося на столе карточка с кроссвордом). Например: лес какой? лиловый; терем какой? расписной. В выделенных клетках у вас сложится ключевое слово.

 

4

(слайд 5)

Учитель: Посмотрите на экран и проверьте, правильно ли вы заполнили клеточки кроссворда. Запишите в тетрадь словосочетания (7, 9, 10) в столбик. (у доски один учащийся выписывают словосочетания в столбик).

Определите главное и зависимое слово в каждом словосочетании, укажите, какими частями речи они выражены.

 

 

5

(слайд 6)

Учитель: Давайте вспомним виды подчинительной связи слов в словосочетаниях (согласование (в роде, числе и падеже), управление (зависимое слово в том же падеже, что и главное), примыкание (зависимое (неизменяемое) слово присоединяется к главному по смыслу).

Определите вид связи в записанных словосочетаниях.

Вывод:

 

6

(слайд 7)

Учитель: Теперь давайте посмотрим на предложения и сравним их:

 

Наступила осень.

После знойного лета наступила прохладная золотая осень.

 

Какое из предложений несёт больше информации? (Больше информации во втором предложении, т.к. в нём, кроме грамматической основы, есть второстепенные члены предложения).

Запишите оба предложения в тетрадь и разберите их по членам предложения.

Из каких членов предложения состоит 1 предложение? (подлежащее и сказуемое, т.е. из грамматической основы).

А 2 предложение? (из грамматической основы и второстепенных членов).

 

 

 

 

 

(слайд 8)

Учитель: Так на какие 2 группы делятся члены предложения? (главные и второстепенные).

Назовите главные члены предложения (подлежащее и сказуемое).

Назовите второстепенные члены предложения (дополнение, определение, обстоятельство).

Какие второстепенные члены предложения встретились вам во 2 предложении? (определения).

 

1

(слайд 9)

III. Восприятие и первичное осмысление новых знаний.

 

Учитель: Вот мы и подошли к теме нашего урока. Запишите тему в тетради «Определение».

 

 

2

(слайд 10)

Учитель: Для того, чтобы было легче запомнить, я хочу вам предложить шуточное зарифмованное правило:

 

Признак предмета или явления
Обозначает определение.
Чей и Какой - ответы просты.
Лишь не хватает волнистой черты.

 

 

3

(слайд 11)

 

 

 

 

Учитель: А сейчас запишите в тетрадях: определение – это второстепенный член предложения, обозначающий качества, свойства и признаки предметов и явлений.

Определение отвечает на вопросы какой? чей? который? и служит для распространения и пояснения другого члена предложения.

 

 

4

(слайд 12)

Посмотрите, пожалуйста, на предложения:

 

Красными кистями свисают крупные ягоды.

Особенно хороша на поляне ранняя осень.

В сухих листьях шуршат ежи.

За поляной был забытый старый сад.

В нём поспевали маленькие кислые яблочки.

 

По очереди назовите определения, которые вам в них встретились (красными, крупные, ранняя, сухих, забытый, старый, маленькие, кислые)

5

(слайд 13)

Физминутка

Передавая друг другу осенний листок, вы должны его описать, т.е. придумать определение. Какой он?

Вывод: Так зачем же нужны второстепенные члены предложения в речи, в художественном тексте? (они поясняют, уточняют, дополняют; помогают более полно и точно описывать предметы и явления окружающей действительности; обогащают нашу речь).

Какова роль определений в нашей речи, в художественном тексте? (придают яркость, образность описанию).

Смогли бы мы так же полно и ярко описать этот листок без помощи определений? (нет).

 

1

(слайд 14)

IV. Объяснение нового материала.

Учитель: Мы с вами вспомнили то, что знали об определении раньше. Но мы ещё не всё узнали об определении. Запишите в тетрадях подзаголовок «Согласованные и несогласованные определения».

 

2

(слайд 15)

Учитель: Согласованные определения связываются с определяемым словом согласованием, т.е. стоят в том же роде, числе, падеже. Давайте проверим это утверждение. (На доске: тоненькие (-ая, -ий, -ую) берёзки, прозрачное (-ая, -ые, -ого) небо, холодная (-ый, -ые, -ую) река).

Итак, как же связываются согласованные определения с определяемым словом? (они стоят в том же роде, числе и падеже, что и определяемое слово)

 

3

(слайд 16)

Учитель: Несогласованные определения связываются с определяемым словом по способу управления, реже примыкания. Давайте проверим и это утверждение. (На доске: тени (сок, прохлада) берёз, середина (конец, начало) осени).

Изменяется ли несогласованное определение, ели изменить род, число и падеж определяемого слова? (нет, оно остается неизменным).

 

4

 

 

Учитель: Так как же узнать вид определения?

Для этого надо задать вопрос от определяемого слова.

Согласованное определение отвечает на один из вопросов (какой?, чей?, который?) и может быть выражено именем прилагательным, причастием, местоимением, числительным (листок какой? осенний)

Несогласованное определение отвечает не только на вопросы какой? чей? который?, но и на вопросы других второстепенных членов. Оно может быть выражено другими частями речи. (небо какое?, в чём? в тучах)

Итак, мы с вами узнали, что в зависимости от характера подчинительной связи с определяемым словом различаются определения (какие?) (согласованные и несогласованные).

 

 

1

V. Закрепление изученного.

Учитель: Давайте потренируемся. Откройте учебник на стр. 72. Выполним упр. 137 устно. В данном упражнении нужно заменить согласованные определения несогласованными там, где это возможно. (На доске: В кожаном пальто сегодня жарко. – В пальто из кожи сегодня жарко).

 

 

2

         Учитель: Сейчас я раздам вам карточки с заданием. На них написаны словосочетания с согласованными и несогласованными определениями. Вам необходимо соединить линией словосочетания, подходящие друг другу по смыслу.

 

 

 

 

1

 

VI. Проверка и коррекция знаний,

полученных на уроке.

Учитель: А сейчас я предлагаю вам выполнить небольшую тестовую работу. Перед вами тест по теме сегодняшнего урока. Внимательно читайте задание.

 

 

(слайд 17)

VII. Домашнее задание.

         Запишите домашнее задание.

Основное: выполнить упр. 142

Дополнительное: составьте по 3 предложения с согласованными и несогласованными определениями.

 

 

 

VIII. Подведение итогов урока, выставление оценок.

Учитель: Вот мы и простились с дождливой осенью. Итак, давайте подведём итоги урока.

 

ü Какой второстепенный член предложения мы сегодня изучали? (определение).

ü Какова роль определений в речи, в художественном тексте? (Яркость, образность описания).

ü Что нового об определении мы сегодня узнали? Какие бывают определения? (определения бывают согласованными и несогласованными).

Оценки за работу на уроке (с комментариями).

 

 


ТЕМА УРОКА: Определение. ЦЕЛИ

ТЕМА УРОКА: Определение. ЦЕЛИ

ХОД УРОКА 1 (слайд 1)

ХОД УРОКА 1 (слайд 1)

Учитель: Давайте запишем эти словосочетания с помощью кроссворда (у каждого учащегося на столе карточка с кроссвордом)

Учитель: Давайте запишем эти словосочетания с помощью кроссворда (у каждого учащегося на столе карточка с кроссвордом)

Учитель: Для того, чтобы было легче запомнить, я хочу вам предложить шуточное зарифмованное правило:

Учитель: Для того, чтобы было легче запомнить, я хочу вам предложить шуточное зарифмованное правило:

Учитель: Несогласованные определения связываются с определяемым словом по способу управления, реже примыкания

Учитель: Несогласованные определения связываются с определяемым словом по способу управления, реже примыкания

VIII . Подведение итогов урока, выставление оценок

VIII . Подведение итогов урока, выставление оценок
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.10.2020