Урок-викторина По страницам истории средних веков
Оценка 5

Урок-викторина По страницам истории средних веков

Оценка 5
doc
30.10.2022
Урок-викторина По страницам истории средних веков
Урок-викторина по истории средних веков.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект урока.

 

 

 

 

 

 

“Путешествие по страницам истории средних веков”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                             Учитель: Бирюкова Ольга Владимировна

 

                  МОУ “ СОШ №46”

г.Саратов

 

 

 

 

 

 

 

Тема: “Путешествие по страницам истории средних веков”.

Тип урока: повторительно-обобщающий урок в форме игры-викторины.

Цели урока: 1. Образовательная: систематизировать знания учащихся по курсу истории средних веков.

                         2. Развивающая: продолжить формирование умений учащихся работать с   картой и историческими источниками. Развивать навыки логического мышления, умения анализировать и обобщать изученный материал; высказывать свою точку зрения.

                         3. Воспитывающая: на примере истории средних веков продолжить воспитывать у учащихся уважение к истории других стран и народов; чувство восхищения достижениями искусства и культуры.

 

Учебное оборудование: карта, табло для ведения счета, карточки с заданиями, конверты с вопросами, жетоны.

 

                                             Ход урока:

 

1.     Организационный момент.

2.     Проведение игры:

А) Предварительно класс должен быть разделен на команды.

Б) Правила игры:

1.Каждая команда должна выбрать капитана и придумать себе название.

2. Команда должна принять участие в игре не менее одного раза.

3.Капитан должен следить за активностью игроков, руководить обсуждением вопросов и назначать отвечающих.

4.Правильный ответ оценивается в 10 баллов, неполный – 5 баллов, дополнение от команд -3 балла.

5. За подсказку с команды снимается один балл и вопрос заменяется.

6. За первое место участники команды получают оценку пять, за второе и третье – оценку четыре.

 

Первый этап.

 

Непосредственно перед началом игры, когда команды уже подготовлены и укомплектованы, учитель, чтобы определить какая из команд первой начнет игру, задаёт насколько простых вопросов:

 

-Сколько веков длился период Средневековья?

-Какой век принято считать началом периода средних веков, а какой его окончанием?

- С помощью, каких источников мы узнаем, как жили в средние века?

 

Далее участникам сообщается название областей знаний, и учитель раскладывает перед собой разноцветные конверты с вопросами:

А) красный: вопросы общего характера

Б) синий: вопросы на знание дат

В) желтый: вопросы о исторических деятелях

Г) зеленый: вопросы по культуре

Д) коричневый: вопросы на знание понятий.

 

Второй этап.

 

Игровой стол.

 

I тур – Битва знатоков.

 

Команды сами выбирают область знаний и отвечают на пять вопросов из разных областей знаний поочередно. На обдумывание ответа дается 1 минута. По истечении времени капитан даёт ответ. Команда зарабатывает очко, а отвечавший – жетон. Если команда не отвечает, то ей помогают болельщики. Ответивший болельщик получает жетон, но команда в этом случае очко не зарабатывает. Если дается неполный ответ, то за существенное дополнение также дается жетон.

 

II тур – Кто кого.

 

В этом туре область знаний назначают друг другу поочередно команды-соперницы по 5 вопросов каждая. За правильный ответ команды получают по 1 баллу, а ответивший – жетон.

 

III тур – “Ты - мне, я – тебе”.

 

Теперь каждый участник назначает область знаний сопернику, сидящему напротив, который после обдумывания в течении 1 минуты сам отвечает на поставленный вопрос (без помощи команды). За правильный ответ команда получает 1 балл, а ответивший – жетон.

 

IV тур – Дуэль капитанов.

 

Капитанам команд дается по два задания каждому: устное и письменное.

Первый вариант: Устное – рассказать о Жанне д,Арк.

                               Письменное – одинаковое для обоих капитанов

 

В левой колонке вписаны имена или события, связанные с периодом средневековья, а в правой – даны пояснения. Найдите правильное соответствие.

 

1.Клермон

А.“Морские ворота” Франции, оставшиеся в руках англичан после Столетней войны.

2.Кале

Б. Союз ремесленников или купцов.

3.Генеральные штаты

В. Племена турецкого происхождения к началу IX захватившие почти всю Малую Азию.

4.Сарацины

Г. Девушка, спасшая Францию и объявленная святой-покровительницей этого государства.

5. Цех

Д. Город, где происходил церковный собор, на котором папа Урбан II призвал к крестовому походу против неверных.

6.Иерусалим

Е. Название, данное крестоносцами туркам- сельджукам.

7.Пуатье

Ж. Город, где находилась главная святыня христиан - гроб Господень.

8.Сельджуки

З. Город, под которым произошла одна из крупнейших битв столетней войны.

9.Иннокентий III

И. Сословное представительство из трех палат при короле Франции.

10.Жанна д Арк

К. Один из самых могущественных римских пап, считавший, что папская власть выше королевской.

 

 

Второй вариант: Устное – рассказать о Карле Великом.

                          Письменное – одинаковое для обоих капитанов

 

В левой колонке вписаны имена или события, связанные с периодом средневековья, а в правой – даны пояснения. Найдите правильное соответствие.

 

1.Клермон

А.“Морские ворота” Франции, оставшиеся в руках англичан после Столетней войны.

2.Кале

Б. Союз ремесленников или купцов.

3.Генеральные штаты

В. Племена турецкого происхождения к началу IX захватившие почти всю Малую Азию.

4.Сарацины

Г. Девушка, спасшая Францию и объявленная святой-покровительницей этого государства.

5. Цех

Д. Город, где происходил церковный собор, на котором папа Урбан II призвал к крестовому походу против неверных.

6.Иерусалим

Е. Название, данное крестоносцами туркам- сельджукам.

7.Пуатье

Ж. Город, где находилась главная святыня христиан - гроб Господень.

8.Сельджуки

З. Город, под которым произошла одна из крупнейших битв столетней войны.

9.Иннокентий III

И. Сословное представительство из трех палат при короле Франции.

10.Жанна д Арк

К. Один из самых могущественных римских пап, считавший, что папская власть выше королевской.

 Пока капитаны выполняют работу, команды-участницы и болельщики получают своё задание. Для этого им выдаются кроссворды и два набора карточек: с датами и событиями. Тот, кто быстро и правильно выполнит задание получает жетон, а команда 1 балл.

 

Карточки с указанием дат и событий

(на них могут быть отражены следующие события):

 

1.Распад Римской империи – 476г.

2. Образование государства у франков – 500 г.

3. Образование государства у арабов – 630 г.

4. Битва у Пуатье – 732г.

5. Подписание Верденского договора – 843 г.

6. Начало крестовых походов – 1095 г.

7. Раскол христианской церкви – 1054 г.

8. Созыв Генеральных штатов – 1302 г.

9. Подписание Великой Хартии вольностей – 1215 г.

10. Завершение Реконкисты на Пиренейском полуострове – 1497 г.

 

Кроссворд Занимательное средневековье.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

0

1

г

а

л

и

я

 

 

ф

 

 

 

 

 

 

 

 

 

д

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г

 

 

 

 

е

 

 

 

р

 

 

 

6

 

 

 

 

 

у

 

 

 

 

 

1

2

 

 

3

у

н

и

в

е

р

с

и

т

е

т

 

 

д

 

 

5

о

р

л

е

а

н

 

 

 

т

 

 

 

т

 

 

 

 

у

 

 

 

с

 

 

 

о

 

1

4

 

 

ь

 

 

 

 

 

 

у

 

 

 

е

 

 

 

 

с

 

 

7

к

о

р

а

н

 

 

в

 

 

г

 

 

 

 

 

9

р

е

к

о

н

к

и

с

т

а

 

 

 

а

 

 

 

ж

 

 

а

 

 

е

 

 

 

1

1

 

н

1

3

 

б

 

 

 

 

л

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

с

 

 

н

 

 

 

ц

е

х

и

 

е

р

е

т

и

к

 

и

 

 

 

 

1

5

и

н

к

в

и

з

и

ц

и

я

 

 

 

 

р

 

 

 

р

 

 

 

 

м

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

л

 

 

и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

е

 

 

я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с

 

 

 

 

 

 

 

По горизонтали: 1. Римская провинция, завоёванная франками. 3. Высшее учебное заведение, возникшее в средние века. 5. Город, освобожденный Жанной д,Арк. 7. Главная книга мусульман. 9. Отвоевание христианами земель захваченных арабами на Пиренейском полуострове. 11. Объединение мастеров одной специальности.13.Противник господствующего вероучения церкви. 15.Специальный церковный суд для борьбы с еретиками.

По вертикали: 2.Город, освобождение которого являлось главной целью крестоносцев.4.Роспись по сырой штукатурке.6.Главная башня в замке.8.Грамота об отпущении грехов.10.Изобретатель книгопечатного станка.12.Боевое состязание рыцарей.14.титул византийского императора.

 

После того как команды получили задания, проводится проверка задания капитанов. За правильно выполненное задание команда получает 1 балл, а капитан – жетон.

 

 

По окончании тура подводятся общие итоги, и оценивается работа учащихся. Каждому игроку победившей команды дается по одному жетону. От количества жетонов зависит оценка. Каждый, кто набрал 7-10 жетонов, получает приз “первой степени” – оценку отлично. Те, кто получил 5-6 жетонов – приз “второй степени” – оценку хорошо, за три жетона ставится отметка удовлетворительно.

 

Примерные вопросы по отраслям знаний

(в конвертах разного цвета)

 

А) Красный: вопросы общего характера.

1. Перечислите основные занятия древних германцев.

2. Объясните что такое феодальная лестница.

3. Кого в средние века называли норманнами.

4. Расскажите, кто такие майордомы.

5. Когда и где стали возникать первые европейские города.

6. Что такое цехи?

7. Для чего была создана инквизиция?

8. Гербом какого европейского государства была лилия и почему?

9. Как называлась столица Османской империи?

10. Для чего крестоносцы отправились в поход на Восток?

 

Б) Синий: вопросы на знание дат.

1.Что произошло в 300 году? (Основание Константинополя)

2. Какое историческое событие датируется 630 годом? (Образование государства у арабов)

3. Что произошло в 1054 году? (Раскол христианской церкви)

4. Какое событие из истории Англии датируется 1215 годом? (Подписание Великой хартии вольностей)

5. Какое из известных вам исторических событий произошло в 1337 году? (Началась Столетняя война)

6. Что произошло в 500 году? (Образование государства у франков)

7. Какое историческое событие датируется 1453 годом? (Захват Константинополя турками )

8. Какое событие из истории Франции произошло в 1302 году? ( Созыв Генеральных штатов)

9. С чем связана дата 1095 год в истории средних веков? (Начало крестовых походов)

10. Что произошло в 1497 году? (Завершение Реконкисты)

 

В) Желтый: Личность в истории.

1.Он стал первым королем франков и первым христианином среди германских вождей.(Хлодвиг)

2.При этом знаменитом правителе Византии был составлен свод первых законов, ставший основой современной юриспруденции. (Юстиниан)

3.Благодаря труду этих монахов из Болгарии славянские народы получили алфавит. (Кирилл и Мефодий)

4.Этот человек стал основателем новой религии - ислама, объединившей всех арабов. (Мухаммед)

5. Кого в истории средневековья знают под именем Орлеанской девы? (Жанна д Арк)

6. Он был герцогом Бургундии, одним из самых богатых людей в Европе того времени, яростно боролся с королем Людовиком XI, препятствуя объединению Франции. (Карл Смелый)

7. Этот французский король вошел в историю под прозвищем Красивый? (Филипп IV)

8. Король Англии, прозванный за свою храбрость Львиное сердце? (РичардI )

9. Назовите имя знаменитого правителя Флоренции из династии Медичи, прозванного Великолепным.(Лоренцо

10. Имя султана Османской империи, при котором государство достигло своего наивысшего могущества.(Сулейман)

 

Г) Зеленый: вопросы по культуре.

 

1.При дворе, какого франкского короля возникает кружок, названный Академией? (Карл Великий)

2.Как в средние века называлась мастерская по переписи книг? (Скриптории)

3.На чем писали в раннее средневековье? (На пергаменте)

4.Назовите особый жанр литературы, рассказывающий о жизни святых. (Житие)

5.Как назывались два архитектурных стиля, появившиеся в Средние века? (Романский и готический)

6.Какое изобретение, сделанное Иоганном Гуттенбергом, способствовало повышению грамотности населения? (Книгопечатание)

7.Высшее учебное заведение, возникшее в средневековье? (Университет)

8.Изображение, составленное из кусочков разноцветного стекла. (Витраж)

9.Как назывались буквы шрифта, изобретенного Иоганном Гуттенбергом? (Литеры)

10.Сколько ступеней образования существовало в средневековых школах? (Две)

 

 

Д) Коричневый: вопросы на знание понятий.

 

1.     Что такое духовенство?

2.     Сословие это?

3.     Что такое турнир?

4.     Что такое индульгенция?

5.     Что такое парламент?

6.     Кто такие майордомы?

7.     Что такое цехи?

8.     Что такое инквизиция?

9.     Что такое реконкиста?

10. Что такое абсолютизм?

 

 

 

 

 


Конспект урока. “Путешествие по страницам истории средних веков”

Конспект урока. “Путешествие по страницам истории средних веков”

Тема: “Путешествие по страницам истории средних веков”

Тема: “Путешествие по страницам истории средних веков”

А) красный: вопросы общего характера

А) красный: вопросы общего характера

Кале Б. Союз ремесленников или купцов

Кале Б. Союз ремесленников или купцов

Жанна д Арк К. Один из самых могущественных римских пап, считавший, что папская власть выше королевской

Жанна д Арк К. Один из самых могущественных римских пап, считавший, что папская власть выше королевской

По вертикали: 2.Город, освобождение которого являлось главной целью крестоносцев

По вертикали: 2.Город, освобождение которого являлось главной целью крестоносцев

Какое событие из истории Франции произошло в 1302 году? (

Какое событие из истории Франции произошло в 1302 году? (

Сколько ступеней образования существовало в средневековых школах? (

Сколько ступеней образования существовало в средневековых школах? (
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.10.2022