Формирование речи у детей дошкольноговозраста в норме развития.
Оценка 4.9

Формирование речи у детей дошкольноговозраста в норме развития.

Оценка 4.9
Семинары
doc
дефектология
Детсад
07.02.2022
Формирование речи у детей дошкольноговозраста в норме развития.
Формирование речи в онтогенезе
Формирование речи у детей дошкольного возраста в норме развития.doc

     Выполнила учитель- логопед

 МБДОУ Детский сад №10 «Антошка»

                 Юркова Александра Александровна

Кемеровская область г. Таштагол

 

 

 

 

 

    «Формирование речи у детей дошкольного возраста в норме развития»

 

         Исследователи выделяют разное количество этапов в становлении речи детей, по-разному их называют, указывают различные возрастные границы. Например, А.Н. Гвоздев прослеживает последовательность появления в речи ребенка различных частей речи, словосочетаний, разных видов предложений и на этой основе выделяет ряд периодов. Г.Л. Розенгард- Пупко  выделяет в речевом развитии всего два этапа: подготовительный (до двух лет) и этап самостоятельного оформления речи. Знание закономерности речевого развития детей необходимо для правильной диагностики нарушений речи, для того что бы правильно построить всю корреционно- воспитательную работу с ними. Процесс становления у детей функции речи, то есть овладение речью как средством общения, в течение первых семи лет жизни (от рождения до поступления в школу) проходит в три основных этапа.

ü На первом этапе ребенок еще не понимает речи окружающих взрослых и не умеет говорить сам, но здесь постепенно складываются условия, обеспечивающие овладение речью в последующем. Это довербальный период.

ü На втором этапе осуществляется переход от полного отсутствия речи к ее появлению. Ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые активные слова. Это этап возникновения речи.

ü Третий этап охватывает все последующее время вплоть до семи лет, когда ребенок овладевает речью и все более совершенно и разнообразно использует ее для общения с окружающими. Это этап развития речевого общения.

 

Ребенок появляется на свет, и свое появление он знаменует криком. Крик — первая голосовая реакция ребенка. И крик, и плач ребенка активизируют деятельность артикуляционного, голосового, дыхательного отделов речевого аппарата.

Период «гуления» отмечается у всех детей. Уже в 1,5 месяца, а затем — в 2—3 месяца голосовые реакции ребенок проявляет в воспроизведении таких звуков, как а-а-бм-бм, бль, у-гу, бу и т.д. Именно они потом явятся основой для становления членораздельной речи. «Гуление» у всех детей народов мира одинаково.

В 4 месяца усложняются звуковые сочетания: появляются новые, типа гн-агн, ля-аля, рн и т.д. Ребенок в процессе «гуления» как бы играет со своим артикуляционным аппаратом, по несколько раз повторяет один и тот же звук, получая при этом удовольствие. Гулит ребенок тогда, когда он сухой, выспавшийся, накормлен и здоров. Если рядом находится кто-то из родных и начинает «разговаривать» с ребенком, тот с удовольствием слушает звуки и как бы «подхватывает» их. На фоне такого положительного эмоционального контакта ребенок начинает подражать взрослым, пытается разнообразить голос выразительной интонацией.

В 7-8,5 месяцев дети произносят слоги типа ба-ба, дя-дя, деда и т.д., соотнося их с определенными окружающими людьми. Лепет — это не механическое воспроизведение слоговых сочетаний, а соотнесение их с определенными лицами, предметами, действиями. «Ма-ма» (мама) — говорит ребенок, и это относится именно к маме. В процессе общения со взрослыми ребенок постепенно пытается подражать интонации, темпу, ритму, мелодичности, а также воспроизводить звуковые элементы звучащей речи окружающих.

В 8,5—9 месяцев лепет носит модулированный характер с разнообразными интонациями. Но не у всех детей этот процесс однозначен: при снижении слуховой функции гуление «затухает», и это нередко является диагностическим симптомом. Так, если на консультацию приводят ребенка безречевого в 2,5—3 года, который не понимает обращенную к нему речь и не говорит, важно выяснить не пропадало ли у него «гуление» в раннем возрасте. В подобных случаях необходимо обязательно сделать ему аудиограмму.

В 10 - 11 месяцев – расширяется объем лепетных слов, которые ребенок пытается повторить за взрослыми. Прислушивается к речи, музыке, понимает названия отдельных предметов, поворачивает к ним голову, может показать рукой при вопросе «Где часы?» и т.п.;

В  1 год  от 5 до 9 слов

В 1,5 года от 20 до 40 слов. Появление словосочетаний из двух лексических единиц (Ляля бах, папа ам)

В 2 года от 50 до 200 слов. Этот период характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей. Это объясняется тем, что деятельность ребенка становится сложнее и разнообразнее. Он знакомится с различными свойствами предметов, устанавливает простейшие связи между ними. Окружающие люди начинают понимать речь ребенка, но все же дети нередко пропускают в слове отдельные слоги «клой»- открой, «сото»- высоко, вставляют лишние звуки «таньканчик»- стаканчик. Ребенок уже начинает высказывать элементарные суждения о предметах, простых явлениях. Он пользуется как предложениями, состоящими из одного слова, так и предложениями состоящими из нескольких слов. Речь детей несовершенна. Они допускают ошибки:

 -в роде существительных «Куда папа посола?» — Куда папа пошел?

 -числе и падеже «Вот лубасек» — Вот рубашка.

 -не всегда употребляют союзы и предлоги «Миса сидит кусит» — Миша сидит и кушает, «Кису каду паток»- Кошку кладу в платок.

В 3 года от 800 до 1000 слов, 3,5 года – 1100.

Дети начинают употреблять сложные придаточные предложения, появляются вопросы "почему?" "когда?". Постепенно появляются прилагательные и наречия, предлоги и союзы. Используют единственное и множественное число. Начинает формироваться понятие об обобщающих словах.  Доступна простая форма диалога. Дети способны к пересказу хорошо знакомых сказок «Курочка-ряба», «Колобок». Звуки произносятся смягченно «зюк» — жук, «сярик» — шарик. Свистящие произносятся недостаточно четко, часто совсем не произносятся «абака»- собака, заменяются С – Ф «фолнце»-солнце, «З-В» (ваяц-заяц), «С-Т»(«тобака-собака») «Ц-Т»(«тветок-цветок). Шипящие произносятся недостаточно четко, заменяются свистящими: «Ш-С-Ф»(«сапка», «Фапка» — шапка), «Ж-З-В» («зук», «вук» — жук). Звуки Л и Р пропускаются или заменяются на другие («лямпа» , «ямпа»-лампа). К четырем годам при нормальных условиях развития ребенок осваивает звуковую систему языка: произносит многие звуки, слова, его речь становится еще более понятна окружающим.

В 4 года 1600 – 2000 слов. В речи детей уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков, Дети 4 лет пользуются более усложненной и распространенной фразой. Речь становится более связной и последовательной. Дети учатся отвечать на вопросы, пересказывать хорошо известные сказки, рассказы, употреблять грамматически правильные формы слов. У ребенка пятого года жизни совершенствуется способность к восприятию и произношению звуков: исчезает смягченное произношение согласных, пропуск звуков и слогов, особенно в многосложных словах. Недочеты звукопроизношения в этом возрасте у некоторых детей могут выражаться в неправильном, чаще в неустойчивом произношении свистящих и шипящих звуков, когда в одних словах звук произносится правильно, в других — неверно. Дети испытывают затруднения в тех словах, где недифференцируемые звуки встречаются одновременно: СтаруШка, ЛабоРатория. Фразу «Шла Саша по шоссе и сосала сушку» дети среднего дошкольного возраста могут произнести так «Шла Шаша по шоше и шошала шушку». Такое произношение связано с тем, что недостаточно закреплены отдельные звуки или нет четкой дифференциации звуков в собственной речи. Овладение правильным звукопроизношением не у всех детей происходит равномерно и одинаково. Произношение отдельных звуков у некоторых детей может быть еще не сформированным: шипящие звуки произносятся нечетко, но все дети умеют произносить звуки Л и Р. До пятилетнего возраста такое неправильное произношение звуков является вполне закономерным.

В 5 лет 2000 – 3000 слов. В активном словаре появляются обобщающие слова, дети правильно называют широкий круг предметов и явлений, ярко проявляется словотворчество. Дети выразительно читают стихотворения, составляют рассказ по картине и серии сюжетных картин,  довольно подробно рассказывают об увиденном или услышанном, спорят, рассуждают, мотивированно отстаивают свое мнение, убеждают товарищей. В процессе употребления слов совершенствуется их произношение. В речи ребенка не встречаются пропуски, перестановки слогов и звуков. Исключение составляют малознакомые слова (эскалатор) Грамматический строй: У детей возрастает количество простых распространенных, а также сложных предложений. При оформлении фразы ребенок использует все основные части речи. На шестом году жизни ребенок способен замечать особенности произношения у других детей и некоторые недостатки в собственной речи. Дети готовы к правильному восприятию и произношению всех звуков языка. Но еще встречаются отдельные недостатки произношения: шипящие не всегда произносятся четко, Р заменяется на Л или Й, Л заменяется на ЛЬ.

В 6 лет 3000-3500 слов. Несмотря на довольно большой запас слов, их употребление характеризуется рядом особенностей: расхождение между активным и пассивным словарем, неточным употреблением слов. К шести годам дети усваивают основные закономерности изменения слов и соединения их в предложения. Но у них встречаются ошибки в изменении слов по падежам «У меня нет перчатков». В условиях правильного речевого восприятия и при отсутствии органических недостатков ребенок к шести годам овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи. В этом возрасте почти все дети готовы воспринимать работу по подготовке к обучению грамоте.

Дальнейшее развитие речи оценивается, в основном, не по количеству слов, а по умению отвечать на вопросы, наличию инициативы в разговоре, построение логических цепочек, умение составить рассказ по картинке, рассказать о событии, пересказать сказку. Параллельно оценивается понимание сложных грамматических конструкций. На каждом этапе становление и развитие речи испытывает влияние многочисленных и весьма разнообразных факторов. Решающую роль в становлении речи и использовании ее ребенком играют факторы коммуникативного характера. Речь как средство общения, как его операция возникает на определенном этапе развития коммуникативной деятельности. Ее возникновение и развитие обусловлены нуждами общения и общей жизнедеятельностью ребенка.

 

 

 

 

Литература:

1.     Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. / А.Н.Гвоздев – М.: Просвещение, 1961. – 285 с.

2.     Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Методы логопедической работы по развитию лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи. - Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов/ Под ред. Л.С. Волковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 187-190 с.

3.     Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ/Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 с.

4.     Жукова Н.С. Поэтапное формирование устной речи при ее недоразвитии. - Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. Вузов / Под ред. Л.С. Волковой. – М.: Гуманит. изд.

 

 


Выполнила учитель- логопед

Выполнила учитель- логопед

Это этап развития речевого общения

Это этап развития речевого общения

В 8,5—9 месяцев лепет носит модулированный характер с разнообразными интонациями

В 8,5—9 месяцев лепет носит модулированный характер с разнообразными интонациями

В 3 года от 800 до 1000 слов, 3,5 года – 1100

В 3 года от 800 до 1000 слов, 3,5 года – 1100

Шла Шаша по шоше и шошала шушку»

Шла Шаша по шоше и шошала шушку»

У меня нет перчатков». В условиях правильного речевого восприятия и при отсутствии органических недостатков ребенок к шести годам овладевает всеми звуками родного языка и правильно…

У меня нет перчатков». В условиях правильного речевого восприятия и при отсутствии органических недостатков ребенок к шести годам овладевает всеми звуками родного языка и правильно…

Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В

Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2022