Урок-зачет по теме «Возникновение и развитие эволюционной
биологии»
Класс |
11 |
Ф.И.О. учителя биологии |
Нина Алексеевна Пичугина |
Тема урока |
«Возникновение и развитие эволюционной биологии» |
Тип урока |
урок−зачет |
Цель урока |
обобщить, проверить и закрепить знания по теме «Возникновение и развитие эволюционной биологии» |
Задачи урока: |
|
образовательные: |
закрепить полученные знания о теории эволюции, о сущности эволюционных представлений Ж.Б. Ламарка и других ученых |
развивающие: |
развивать умение обобщать, анализировать и систематизировать знания по теме, делать выводы, работать в группе, умение осознавать полезность получаемых знаний и умений |
воспитательные: |
воспитывать дисциплинированность, познавательный интерес к предмету, реализовывать принцип связи изучаемого на уроке материала с жизнью |
Методы обучения |
фронтальный опрос, частично−поисковый |
Литература |
1. Бородин П.М., Высоцкая Л.В, Дымшиц Г.Н, Рувинский А.О. и др.; под ред. В.К.Шумного и Г.М. Дымшица. Учебник Биология. Общая биология 10-11 классы. Профильный уровень. В двух частях. М.: «Просвещение,. 2014 .-303 с.: ил. – (Академический школьный учебник) 2. Дымшиц Г.М., Саблина О.В., Высоцкая Л.В. и др. Биология. Общая биология. 10-11 классы. Практикум. |
1
|
3. Агафонова И.Б., Сивоглазов В.И. Общая биология. Базовый и углубленный уровени: Учебник навигатор, 10 класс, 11 класс для общеобразовательных учреждений с СД-дисками. - М.: Дрофа, 2014. 4. Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений / - М.: Дрофа, 2010. -368 с; |
2
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1. Организационный момент |
Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Отмечает отсутствующих. |
Приветствуют учителя. Готовятся к уроку. Дежурный называет отсутствующих. |
Регулятивные: умение определять готовность к уроку |
2. Мотивация к учебной деятельности |
Ребята, вами был изучен раздел «Возникновение и развитие эволюционной биологии». А именно вы узнали: о теории эволюции Ч. Дарвина и Ж.Б. Ламарка, синтетической эволюции, основные принципы теории эволюции Ч. Дарвина, о палеонтологических, биогеографических, молекулярных, сравнительно−анатомических и эмбриологических свидетельствах эволюции. (Слайд 1) Сегодня в ходе урока мы проверим на сколько хорошо вы усвоили данный раздел.
|
Слушают учителя. Настраиваются на работу. |
Личностные: формирование мотивации к познавательной деятельности |
3. Систематизация имеющихся знаний |
Сегодня в ходе урока мы проверим на сколько хорошо вы усвоили данный раздел, сначала проведем разминку и еще раз повторим основных ученых. (Слайд 2) 1) У вас на парте лежит кроссворд, который каждому нужно разгадать самостоятельно, в нем зашифрованы фамилии известных ученых. Первые 3 человека получат оценки. Время выполнения 7 минут.
2) На слайде презентации вы увидите изображения одного из доказательств эволюции, ваша |
Разгадывают кроссворд.
Биологическая эволюция − это наследственное изменение свойств и признаков живых организмов в ряду поколений. (Слайд 3)
|
|
|
задача поднять руку и правильно назвать его. 1. (Слайд 4)
2. (Слайд 6)
3. (Слайд 8) |
1. Эмбриологическое (Слайд 5)
2. Сравнительно−анатомическое (Слайд 7)
3. Биогеографическое (Слайд 9)
|
|
|
4. (Слайд 10)
5. Какое доказательство не было представлено на слайдах? 3) Далее вам предложено перерисовать в тетрадь кластер и заполнить его «Факторы эволюции по Ч. Дарвину». Время выполнения 7 минут. (Слайд 12) |
4. Палеонтологическое (Слайд 11)
5. Молекулярное
3) (Слайд 13)
|
|
|
|
|
|
|
4. Закрепление и обобщение изученного |
Тест по теме «Возникновение и развитие эволюционной биологии». На выполнение теста вам дается 17 минут. После выполнения теста тетради с выполненными заданиями, вам необходимо сдать на проверку. (Слайд 14) 1. Кто является автором первого эволюционного учения? А) Карл Линей Б) Жан-Батист Ламарк В) Чарльз Дарвин Г) А.Н. Четвериков
2. Кто из ученых считал движущей силой эволюции стремление к совершенству и утверждал наследование благоприобретенных признаков? А) Карл Линей |
Решают тест по «Возникновение и эволюционной биологии».
1. − Б
2. − Б
|
теме развитие |
Регулятивные: умение оценивать результат своей работы. |
|
Б) Жан-Батист Ламарк В)Чарльз Дарвин Г) А.Н. Четвериков
3. Археоптерикс − это...? А) птица Б) млекопитающее В) насекомое Г) земноводное
4. Кого называли ходячим китом? А) Археоптерикс Б) Пакицетус В) Амбулоцетус Г) Микрораптор
5. По степени сходства локальных фаун и флор выделяют .... биогеографических областей. А) 4 Б) 7 В) 5 Г) 6
6. К какой группе доказательств эволюции органического мира относится сходство зародышей пресмыкающихся и птиц? А) Сравнительно-анатомическим |
3. − А
4. − В
5. − Г
6. − Б
|
|
|
Б) Эмбриологическим В) Палеонтологическим Г) Биогеографическим
Задание: Перечислите основные принципы эволюционной теории Ч. Дарвина. |
Задание: 1. В пределах каждого вида живых организмов существует огромный размах индивидуальной наследственной изменчивости по морфологическим, физиологическим, поведенческим и др. признакам. 2. Все живые организмы размножаются в геометрической прогрессии. 3. Жизненные ресурсы для любого вида живых организмов ограничены, и поэтому должна возникать борьба за существование либо между особями одного вида, либо с природными условиями. 4. В условиях борьбы за существование выживают и дают |
|
|
|
потомство наиболее приспособленные особи, имеющие те отклонения, которые случайно оказались адаптивными к данным условиям. 5. Естественный обор отдельных изолированных разновидностей в разных условиях существования постепенно ведет к дивергенции (расхождению) признаков этих разновидностей и в конечном счете к видообразованию |
|
5. Рефлексия |
Давайте ответим на вопросы: Что сегодня мне было интересно? Что показалось самым сложным? Сегодня я смог...? (Слайд 16) |
Отвечают на вопросы. Делятся впечатлениями о сегодняшнем уроке. (Слайд 15) |
Личностные: самооценка своей деятельности. Регулятивные: осознание причин успеха и неуспеха |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.