Урок-закрепление по теме «Прямая речь».
1. ЭТАП. Организационный.
1. установка для работы на уроке и психологически подготовить учащихся к уроку.
2. проверить рабочее место: на столах должны быть учебник, рабочая тетрадь, дневник, ручка, линейка, карандаш.
3. проверить отсутствующих.
2 ЭТАП. Проверка домашнего задания.
Какое было домашнее задание? В чем возникли трудности? Проверить выполнение домашнего задания у своего соседа по парте.
Спросить одного из учеников дз.(проверка ДЗ осуществляется за 3-5 минут)
записать новое домашнее задание в дневники.
3 ЭТАП. Всесторонней проверки знаний.
Что такое пунктуация? Мы изучали правила пунктуации. С какими знаками препинания мы уже работали? А с какими нет? Что вы знаете об этих знаках препинания ,и в каких случаях они ставятся?
4 ЭТАП. Подготовка учащихся к закреплению материала.
Сообщение темы материала. Формулирование с учащимися цели и задач изучения нового материала. Демонстрирование практической значимости нового материала, мотивирование учащихся к его освоению. Постановка учебной проблемы.
Давайте посмотрим на экран и определим, в
чем особенность этих предложений. (учащийся читает отрывок из сказки А. С.
Пушкина "Сказка
о царе Салтане")
Кабы я была царица
Говорит одна девица
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир.
Кабы я была царица
Говорит ее сестрица
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна
Кабы я была царица
Третья молвила сестрица
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря.
у: это предложения с прямой речью.
Прием "ЗХУ"
У вас на столах карточка №3
На первом этапе вы восстанавливаете собственные знания по теме урока, записываете интересующие вас вопросы в таблицу. На протяжении урока заполняете третью колонку /ответы на поставленные вопросы, новая информация по теме.
Задания на поиск соответствий.(на экране)
Задание: Соотнести термин и его определение
Что такое прямая речь? а)Точно воспроизведённая чужая речь, переданная от лица того, кто её произнёс или написал., б) введение в свою речь чужой речи с сохранением основного содержания высказывания; в) диалогическая форма общения; г)монологическая форма общения
Из каких частей состоит предложение с прямой речью? а) из Прямой речи и слов автора, б) только из слов автора, в) только из слов с прямой речью
Прием «верно-неверно(на экране)
Задание: Определить правильность следующих утверждений. Утверждение Верно/Неверно
От каких условий зависит постановка знаков препинания в предложениях с прямой речью? а) от места прямой речи по отношению к словам автора; б) от характеристики прямой речи по цели высказывания, по эмоциональной окраске, в) от наличия обращений в предложении, г) от наличия второстепенных членов в предложении.
Вспомним, какие бывают предложения по эмоциональной окраске? (восклицательные, невосклицательные)Приведите примеры.
Какие бывают предложения по цели высказывания?(повествовательные, побудительные, вопросительные)Приведите примеры.
Какой шаг нашей деятельности мы сделали? (Мы вспомнили, что мы знаем о прямой речи)
Тема нашего урока для нас не является новой. Какова цель нашего урока?(закрепить знания).
Сформулируйте тему и проблему нашего урока. (Закрепление по теме "Прямая речь").
Ученики формулируют тему, записывают её в тетрадь. Тема проецируется на экране (презентация).
5 ЭТАП. Усвоение знаний по изученному раннее материалу.
Дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях и тд. Добиться усвоения учащимися способов, путей, средств, которые привели бы к данному обобщению. Добиться усвоения учащимися метода воспроизведении изучаемого материала. На основе приобретенных знаний выработать соответствующие умения и навыки.
Вспомним, какие мы должны знать условия постановки знаков препинания.
Ступенчатый прием (ранжирование)
Задание: расположите по степени значимости следующие утверждения так, чтобы получился план действий, алгоритм, который поможет правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Утверждение
1)Определить границы ПР(прямой речи) и СА(слов автора;
2) Сделать вывод, нарисовать схемы.
3)Охарактеризовать предложения ПР по цели высказывания и эмоциональной окраске;
4) Определить, сколько предложений включает ПР;
На столах у учащихся карточка №1.
В паре проанализируйте предложения из карточки 1 (приложение1) по шагам алгоритма, оформите схемы на листах. Разными маркерами обозначайте в карточке ПР и СА.(на выполнение заданий дается 5 минут)
Карточка №1
Прямая речь перед словами автора
а)" Ради скуки
Кушай яблочко, мой свет.
Благодарствуй за обед..." -
старушоночка сказала,
поклонилась и пропала...
б)„Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?" -
говорит она ему.
Прямая речь после слов автора
а)Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
„Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе.“
б) А Балда приговаривал с укоризной:
„Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной".
Прямая речь разделена словами автора
„Кабы я была царица, -
Говорит одна девица, —
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир“.
Какие сказки Пушкина вы узнали?(«Сказка о золотом петушке», «Сказка о Попе и работнике его Балде», «Сказка о мертвой царевне», «Сказка о царе Салтане»).
прием МОЗГОВОЙ ШТУРМ.
на столах карточки №2. соотнести предложения с прямой речью и схемы, соответствующие этим предложениям.
класс делится на 6 групп(по 2 парты)
группа №1
1) «Искать друзей в будущем — удел одиночества», - сказал Кульков.
"П", - а.
2) «Приехали», — вяло подумал Литовченко. (Леон.);
"П",- а.
3) «Какое число у нас сегодня?» — воскликнул он вдруг, не обращаясь ни к кому.
"П?" - а.
4) Он произнёс: «Мне что-то нездоровится сегодня».
А: "П".
5) Ему становилось легче только тогда, когда он кричал "Мама! Мама!"
А: "П!"
группа №2
1) На вопрос мой: «Жив ли старый смотритель?»
А: "П?"
2) Кот сказал:"Мяу!"
А: "П!"
3) "Ты пойдешь сегодня на каток?" - спросила Маша свою одноклассницу Олю.
"П?"- а.
4)"Мама, я устала", - сказала дочка.
"П", - а.
5) Издали слышится голос Игорька: "Подождите меня".
А: "П".
группа №3
1)"Огромное спасибо! - поблагодарил малыш воспитателя.
"П!" - а.
2) Девочка спросила:"Ты откуда?"
А: "П?"
3) "Тишина в классе!" - сказала учительница.
"П!" - а.
4) "А я видел", - проговорил Николай.
"П", - а.
5) "Папа приехал!" - закричали дети хором.
"П!" - а.
группа№4
1) Мальчик сказал: "Я приду сегодня вечером".
А: "П".
2) Он спросил: "Что ты делаешь?"
А: "П?"
3) Он возмутился: "Что ты делаешь!"
А: "П!"
4) "Я приду сегодня вечером", - сказал мальчик.
"П", - а.
5) "Что ты делаешь?" - спросил он.
"П?" - а.
группа№5
1) "Я приду завтра вечером. Принесу тебе книгу", - сказал он.
"П", - а.
2) "Какой чудесный человек, не правда ли?" - воскликнула Саша.
"П?" - а.
3) Он сказал: "Я очень устал".
А: "П".
4) Раздался чей-то голос: "К вам можно?".
А: "П?"
5) Сергей говорит: "Ветру бы теперь дунуть..."
А: "П..."
группа №6
1) Он отвернулся и, отходя, пробормотал: «А всё-таки это совершенно против правил»
А: "П".
2) Маленькая девочка бежала и кричала: «Не видали маму?»
А: "П?"
3) Наконец я ей сказал: «Хочешь, пойдём прогуляться на вал?»
А: "П?"
4) Он обрадовано воскликнул: «Я еду в горы!»
А: "П!"
5) «Поедем вместе», — тихо попросила мама.
"П", - а.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА проводится одним учащимся.
6 ЭТАП. Закрепление знаний.
Закрепить в памяти те знания и умения, которые необходимы им для самостоятельной работы по новому материалу. Добиться повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.
Как проверить, усвоили мы материал или нет? (Нужно поработать самостоятельно)
Выполните задания по карточкам.
Класс работает самостоятельно, двое учеников у доски, закрывшись от класса.
Карточка № 3.
Расставьте недостающие знаки препинания. Постройте схемы предложений с прямой речью.
Мы уезжаем завтра утром сказал отец
Иди за мной крикнул Саша
Сходим в кино предложил он
Дежурный сообщил завтра состоится собрание
Он поинтересовался сколько это стоит
Она воскликнула красота
Оцените себя: кто справился без ошибок?
Производится самооценка предметного результата урока.
7 ЭТАП. Информации учащихся о ДЗ, инструктаж по его выполнению.
Сообщить учащимся о ДЗ, разъяснить методику его выполнения, мотивировать необходимость и обязательность этого действия.
Какой шаг был самым интересным?
Какой шаг был самым простым?
Какой шаг был самым трудным?
Какой шаг осталось сделать? (Получить домашнее задание)
Отвечают на вопросы, подводят итог работы
Соотносить цели и результаты своей деятельности.
Вариант 1 усложнённый: написать мини-сочинение с использованием
предложений с прямой речи на свободную тему.
Вариант 2: выписать из сказок А. С. Пушкина 2 предложения с восклицательной интонацией в прямой речи, 2 предложения вопросительных в прямой речи.
8 ЭТАП. Подведении итогов урока.
Подвести итог урока. Провести обзорный контроль усвоения учащимися нового материала. Подведение итогов урока: как работал класс, кто работал старательно, что нового узнали. Использование стремления учащихся к признанию и оценке их труда. Выставление отметок за фронтальные формы работы. Проверка первичного обобщения и систематизации нового материала учащимися. Использование различных метод. приемов проверки знаний, умений обобщать и делать выводы.
Что такое прямая речь?
В каких случаях употребляют прямую речь?
Как могут располагаться в предложении прямая речь и слова автора?
Как ставятся знаки препинания в предложениях с прямой речью перед словами автора? после слов автора?
Что нового вы узнали на уроке?
Ваше домашнее задание:
Заканчивается урок. Что нужно сделать? (Подвести итог)
Какую цель мы ставили на уроке?
Достигли её? Докажите. (Мы поставили цель, сами составили алгоритм и сформулировали правило, тренировались в его применении)
Отвечают на вопросы, подводят итог работы.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.