Методические рекомендации к уроку №1
темы/подраздела «Рациональное неравенство»
раздела «Неравенства»
Тема урока: Решение целых рациональных неравенств
Цель обучения:
8.2.2.9 решать рациональные неравенства
На уроке будет рассмотрено решение целых рациональных неравенств методом интервалов.
Теоретический материал
Пусть нужно решить неравенство вида
. Левая часть данного неравенства
является произведением линейных множителей. Рассмотрим функцию
. Числа
– нули данной функции, расположенные в
порядке возрастаний, причем они не равны друг другу.
1. Отметим
числа
на
числовой прямой.
2. Определим
знак произведения на каждом из получившихся промежутков. Удобно начать с
крайнего правого промежутка. Так как любое число из этого промежутка больше
каждого из нулей функции, то все множители в произведении
положительны,
следовательно при
. Далее
знаки чередуются, так как при переходе в следующий левый промежуток появляется
отрицательный множитель.
3. Решением
неравенства
будут промежутки,
в которых функция имеет знак «+», а решением неравенства
– промежутки, в
которых функция имеет знак «-».
Пример 1: Решите
неравенство
.
1. Нули функции
– это числа -4; 3; 8, отметим на числовой
прямой.
2. Нули функции различны, поэтому знаки функции в полученных промежутках чередуются. В крайнем правом промежутке щначение функции положительно.
![]()
4. Решением неравенства
будут промежутки, в которых функция имеет знак «+». Ответ:
.
Пример 2: Решите
неравенство
.
1. Разложим левую часть неравенства на множители:
![]()
![]()
![]()
2. Отметим
на
числовой прямой числа
.
3. Определим знаки функции:
![]()
4. Решением
неравенства
будут промежутки, в которых функция имеет знак «-». Ответ:
(-
.
В случае если множитель
имеет степень n, то корень
называют корнем кратности n. Если число
является корнем четной кратности, то
множитель
положителен в любом из промежутков,
поэтому не влияет на знак функции. Следовательно, знак функции в обоих
промежутках слева и справа от этого числа знак функции не изменяется.
Пример 3: ![]()
1.
Отметим на
числовой прямой числа
.
2.
Определим
знак произведения на каждом из получившихся промежутков,
множитель
имеет четный
показатель, поэтому при «прохождении» числа
знак функции не
меняется.
3.
Ответ:
(-
.
Методические рекомендации по организации урока. Рекомендации по формативному оцениванию
В начале урока предлагается задания на повторение способов решения квадратных неравенств. По ответам учащихся учитель определяет трудности учащихся и проводит обсуждение вопросов.
Изучение нового материала начинается с
обсуждения учащимися способов решения целых рациональных предложенных неравенств.
Затем учитель, используя обучающий диалог, проводит объяснение метода
интервалов для решения неравенств вида
. Важно, чтобы учащиеся понимали,
почему знаки функции чередуются или не чередуются. Для обсуждения в классе
предложено три примера.
При закреплении нового способа решения неравенств упор делается на взаимообучение, поэтому учащиеся, выполнив задание, обсуждают его в паре с учеником, который сделал это раньше и решение которого уже проверено. Нужно ориентировать учащихся на важность проговаривания решения отвечающим, комментирование ответов, исправление недочетов и ошибок как в решении, так и в объяснении решения.
Ответы и решения
Решите неравенства:
1.
;
Решение.
![]()
Нули функции разбивают прямую на пять промежутков. В крайнем правом промежутке ставим знак «+», далее знаки чередуются.
Ответ:
.
2.
;
Решение.
![]()
Множитель
, поэтому достаточно определить
знаки произведения
.
Ответ:
.
3.
![]()
Решение.
![]()
Отметим нули функции на числовой прямой. Множитель
имеет четную степень, поэтому в
промежутках, слева и справа от
знак не меняется.
Ответ:
.
4.
;
Ответ:
.
5.
;
Решение.
Разложим левую часть неравенства на множители:
![]()
![]()
Ответ:
.
6.
;
Решение.
![]()
![]()
и
поэтому достаточно решить
неравенство
.
Ответ:
.
7.
.
Решение.
![]()
![]()
, определим знаки произведения
.
Ответ:
.
8.
.
Решение.
Квадратный трехчлен
не имеет корней, т.к.
D<0 и принимает положительные значения при любом x, т.е.
.
.
Получим неравенство
.
![]()
Ответ:
.
Дополнительные разноуровневые задания
Уровень В
Решите
неравенство:
![]()
Уровень C
Решите
неравенство:![]()
Список полезных ссылок и литературы
1. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И., Феоктистов И.Е. Алгебра. 9 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений. – М.: Мнемозина, 2010. – 417 с. : ил.
2. Галицкий М.Л, Гольдман А.М., Звавич Л.И. Сборник задач по Алгебре 8-9 кл. М.: Просвещение, 2004.
3.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.