Приложение 1
Задания для устного счета
1. При каких значениях а
имеет смысл выражение
?
2. При
каких значениях с имеет смысл выражение
?
3. Найди значение
числового выражения
.
4. Найди значение
числового выражения
.
5. Вычислите значение
выражения
.
6. Подберите два
последовательных целых числа, между которыми заключено число
.
7. Упростите выражение
.
8. Укажите, сколько целых
чисел принадлежит промежутку
.
9. Вынесите множитель
из-под знака корня:
.
10. Вынесите множитель
из-под знака корня:
, где x
< 0.
11. Внесите множитель под
знак корня:
.
12. Внесите множитель под
знак корня:
.
Источник:
Лысенко Ф.Ф., Кулабухова С.Ю. Математика. Устные вычисления и быстрый счет. Тренировочные упражнения за курс 7 – 11 классов: учебно-методическое пособие – Ростов-на-Дону : Легион-М, 2010. – 231 с. – (Готовимся к ЕГЭ)
Лист для записи ответов
|
1. |
2. |
3. |
4. |
|
5. |
6. |
7. |
8. |
|
9. |
10. |
11. |
12. |
Приложение 2
Пример 1. Преобразовать заданное алгебраическое выражение к такому виду, чтобы знаменатель дроби не содержал знаков квадратных корней:
а)
; б)
.
Решение. В обоих случаях воспользуемся основным свойством дроби: значение дроби не изменится, если числитель и знаменатель дроби умножить или разделить на одно и то же отличное от нуля число или выражение.
а) Умножив числитель и знаменатель дроби
на
, получим

б) Умножив числитель и знаменатель дроби
на
, получим

Запомни! Если знаменатель алгебраической дроби содержит знак квадратного корня, то обычно говорят, что в знаменателе дроби содержится иррациональность. Преобразование выражения к такому виду, чтобы в знаменателе дроби не оказалось квадратных корней, называют освобождением или избавлением от иррациональности в знаменателе.
Два основных приема освобождения от иррациональности в знаменателе мы как раз и рассмотрели в примере 1:
ü если
знаменатель имеет вид
, то числитель и
знаменатель дроби следует умножить на
;
ü если
знаменатель имеет вид
или
, то числитель и
знаменатель дроби следует умножить на
или на
.
Выражения
и
называют сопряженными.
Зачем нужно уметь освобождаться от иррациональности в знаменателе? Во многих случаях это облегчает преобразование выражений, в чем мы сейчас и убедимся.
Пример 2.
Упростить выражение
.
Решение. Выполним последовательные преобразования.
1) Используйте преобразования, аналогичные
пункту а) примера 1 и упростите первое слагаемое
:
![]()
2) Теперь избавимся от иррациональности в
знаменателе дроби
. Используйте решение
пункта б) примера 1, как образец решения и заполните пропуски:
=
3) Таким же образом освободитель от
иррациональности в знаменателе дроби
:
=
4) Осталось найти алгебраическую сумму полученных результатов:
=
Ответ:
.
Использованная литература:
Звавич Л.И., Рязановский А.Р. Алгебра. 8 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений – М.: Мнемозина, 2001. – 223 с. : ил., стр. 109-110.
Приложение 3
Задания для письменного решения
Освободиться от иррациональности в знаменателе дроби:
1)
; 2)
; 3)
; 4)
; 5)
; 6)
;
7)
; 8)
; 9)
; 10)
; 11)
;
12)
; 13)
; 14)
; 15)
.
Приложение 4
Освобождение дроби от иррациональности в знаменателе дроби
Письмо ученику
Освободиться от иррациональности в знаменателе дроби значит преобразовать выражение к такому виду, чтобы __________________________________________________________
__________________________________________________________
Для освобождения от иррациональности в знаменателе дроби ты можешь использовать один из следующих приемов:
1) если знаменатель дроби имеет вид __________________________
нужно _____________________________________________________
__________________________________________________________
2) если знаменатель дроби имеет вид __________________________
нужно _____________________________________________________
__________________________________________________________
Тебе следует быть внимательным при__________________________
__________________________________________________________
Желаю ___________________________________________________
___________________________________________________________________
Приложение 5
Домашнее задание
1. Освободитесь от иррациональности в знаменателе дроби:
а)
; б)
; в)
; г)
; д)
; е)
.
2.
Расположите в порядке возрастания числа
;
и
.
3.
Докажите, что
.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.