Урок 87 Антонимы

  • Разработки уроков
  • doc
  • 01.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Повторить и систематизировать понятия «лексическое значение слова», «синонимы»; познакомить учащихся со словами, противоположными по значению, ввести понятие «антоним»; научить подбирать антонимы к словам и находить их в тексте Комбинированный урок Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать понятие «антонимы», назначение словаря антонимов, роль использования антонимов в речи; уметь находить антонимы в предложениях; подбирать антонимы к указанным словам, используя «Школьный словарь антонимов» М. Р. Львова; группировать антонимы по общему смысловому признаку; использовать антонимы в речи. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): умение находить, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии. Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образованияТехнологические карты уроков русского языка 5 класс по уч Т А Ладыженской
Иконка файла материала Урок 87 Антонимы.doc
Цель  деятельности  учителя Тип урока Планируемые  образовательн ые  результаты Методы и  формы  обучения Образователь ные  ресурсы Урок  87. АНТОНИМЫ Повторить и систематизировать понятия «лексическое значение слова»,  «синонимы»; познакомить учащихся со словами, противоположными по  значению, ввести понятие «антоним»; научить подбирать антонимы к словам и находить их в тексте Комбинированный урок Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать  понятие «антонимы», назначение словаря антонимов, роль использования  антонимов в речи; уметь находить антонимы в предложениях; подбирать  антонимы к указанным словам, используя «Школьный словарь антонимов» М.  Р. Львова; группировать антонимы по общему смысловому признаку;  использовать антонимы в речи. Метапредметные (компоненты культурно­компетентностного  опыта/приобретенная компетентность): умение находить, преобразовывать и  передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и  коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии. Личностные: понимание русского языка как одной из основных  национально­культурных ценностей русского народа; определяющей роли  родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и  моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного  образования Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая,  фронтальная http://www.uroki.net  http://akademius.narod.ru/vibor­rus.html http://www.zavuch.info http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192 http://www.intergu.ru                                        http://festival.1september.ru/subjects                Оборудование Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор М у л ь т и м е д и й н ы й   р я д : презентация по теме урока, выполненная  Наглядно­ учителем или группой подготовленных обучающихся демонстрацио нный  материал Основные  понятия  Антонимы, синонимы, лексическое значение словаОрганизационная  структура  (сценарий) урока Форм ы орган изаци и взаим одейс твия Груп повая Осуществл яемая деятельнос ть  учащихся Отвечают  на  вопросы. Смотрят  презентац ию,  выполняю т задания Этапы  урока 1.  Актуа лизаци я  и  пробн ое  учебн ое  действ ие Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия Воспроиз ведение  ранее  изученно го,  установл ение  преемств енных  связей  прежних  и новых  знаний и  применен ие их в  новых  ситуация х.  Просмот р  мультиме дийной  презента ции,  сопровож дающей  ход  урока Деятельность учителя – Ребята, давайте сыграем с вами  в игру: «Угадай слово»*.  Я читаю лексическое значение  слов, а вы записываете эти слова в тетрадь.  •  Группа специалистов,  оценивающая выступление или  присуждающая премии на  выставках, конкурсах,  состязаниях.  •  Совокупность графических  знаков буквенной системы  письма.  •  Фраза перед произведением  или главой, поясняющая идею,  смысл текста. •  Красная строка, отступ  вправо в начале  строки. Здание или комплекс зданий для обслуживания пассажиров и  размещения служб на  железнодорожных,  автомобильных и водных  станциях. Краткая дословная выдержка  из художественного  произведения или научного  труда.  Слова, одинаковые или близкие  Формируемые умения  (универсальные  учебные действия) Проме жуточ ный контр оль Устн ые  ответ ы.  Запис и  в  тетра дях Личностные:  имеют  мотивацию к  учебной  деятельности.  Познавательн ые:  осуществляют  для решения  учебных задач  операции  анализа,  синтеза,  сравнения,  классификации, устанавливают  причинно­ следственные  связи.  Регулятивные : принимают и  сохраняют  учебную  задачу.  Коммуникат ивные: задают  вопросы,  отвечают на  вопросыОсуществл яемая деятельнос ть  учащихся Форм ы орган изаци и взаим одейс твия Формируемые умения  (универсальные  учебные действия) Проме жуточ ный контр оль других,  формулируют  собственные  мысли,  высказывают и  обосновывают  свою точку  зрения Этапы  урока Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия Деятельность учителя по значению, но разные по  звучанию и написанию.  Ответы: жюри, алфавит,  эпиграф, абзац, вокзал, цитата,  синоним. И н д и в и д у а л ь н о е   з а д а н и е : Синтаксический разбор  предложений у доски. 1. Он разыскивал на рынк..  величайшие  б..тинки. 2. Он разыскивал штаны  небывалой ш..рины. Организует и сопровождает  деятельность детей,  контролирует правильность  выполнения  заданияОбучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия Беседа,  обсужден ие  результат ов  предыду щего  этапа Этапы  урока 2.  Выявл ение  места  и  причи ны  затруд нения Форм ы орган изаци и взаим одейс твия Фрон тальн ая Осуществл яемая деятельнос ть  учащихся Обдумыва ют ответы на  вопросы и осознают,  что  знаний  недостато чно для  полных  ответов Формируемые умения  (универсальные  учебные действия) Проме жуточ ный контр оль Устн ые  ответ ы Личностные:  осознают свои  трудности и  стремятся к их  преодолению;  проявляют  способность к  самооценке  своих действий, поступков.  Познавательн ые:  устанавливают  причинно­ следственные  связи, делают  выводы Деятельность учителя – Кто герой этих предложений?  (Дядя Степа.) – Кто автор произведений о дяде  Степе? (С. Михалков.) – Ребята, давайте попробуем  подобрать синонимы к  выделенным в предложениях  словам. (Величайшие – огромные,  большие. Небывалой –  необыкновенной, чудесной,  изумительной.) Создает проблемную ситуацию,  в которой учащиеся  обнаруживают недостаток  своих знаний и желание активно преодолевать возникающие  противоречия в процессе учебной деятельности  (самостоятельно или при  незначительной помощи  учителя)Этапы  урока Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия Физкульт минутка Осуществл яемая деятельнос ть  учащихся Выполняю т  элементар ные  физическ ие  упражнен ия Деятельность учителя Раз – подняться,  потянуться, Два – нагнуться,  разогнуться, Три – в ладоши три  хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – на место тихо  сесть 3.  Целеп олаган ие и  постр о­ ение  проек та  выход а из  затруд нения Раскрыти е  сущности новых  понятий,  усвоение  новых  способов  учебной  и  умственн ой  деятельн ости уча­ щихся Формулирует цель учебной  деятельности вместе с  учащимися, принимающими ее  на себя.  – Посмотрите на рисунок. Какими словами мы опишем дядю Степу?  (Высокий, огромный, большой,  гигантский.) – А какими кажутся люди,  находящиеся рядом с дядей  Степой? (Маленькими,  крошечными, невысокими,  небольшими, низкими.) – В чем особенность значения  названных нами прилагательных?  (У них противоположное  значение.) Дополняет ответы Формулир уют цель  учебной  деятельно сти в  диалоге с  учителем. высказыва ют  собственн ые мысли, обосновы вают свою точку  зрения.  Делают  выводы Форм ы орган изаци и взаим одейс твия Фрон тальн ая Инди видуа льная ,  групп овая Формируемые умения  (универсальные  учебные действия) Проме жуточ ный контр оль Устн ые  ответ ы Личностные:  осознают  необходимость  заботы о  здоровье Личностные:  способны  адекватно  рассуждать о  причинах  своего успеха  или неуспеха в  учении,  связывая  успехи с  усилиями,  трудолюбием. Познавательн ые: извлекают  необходимую  информацию из прослушанного  объяснения  учителя,  высказыванийЭтапы  урока Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия 4.  Твор­ ческая практ ическа я  деятел ьность по  реализ ации  постр оенног о  проек та Подбор  своих  примеров ,  иллюстри рующих  природу  изучаемо го  языковог о  явления,  словесно­ иллюстра тивный  рассказ Деятельность учителя Осуществл яемая деятельнос ть  учащихся Форм ы орган изаци и взаим одейс твия Формируемые умения  (универсальные  учебные действия) Проме жуточ ный контр оль Фрон тальн ая Смотрят  презентац ию;  восприни мают на  слух  информац ию,  осваивают лингвисти ческие  термины – Ребята, на прошлом уроке мы с  вами говорили о синонимах –  словах, близких по значению, но  разных по звучанию и написанию.  Но русский язык необыкновенно  богат и разнообразен.  В нашем языке есть и такие слова, которые имеют противоположное  значение. Это антонимы («анти»  – против, «онима» – имя).  Сегодня мы с вами поговорим о  роли антонимов в нашей речи,  научимся подбирать антонимы к  словам, находить их в тексте,  правильно употреблять в речи,  работать со словарями.  Употребление антонимов, как и  синонимов, делает речь более  яркой, богатой, выразительной.  Но необходимо помнить, что  антонимичные пары возможны  лишь  у таких слов, значения которых  соотносительны. Например:  здоровый – больной, высокий –  низкий, радость – горе и т. д.  Лист ы  обрат ной  связи однокласснико в,  систематизиру ют собственные знания Регулятивные : планируют (в  сотрудничестве с учителем и  одно­ классниками  или само­ стоятельно)  необходимые  действия, опе­ рации,  действуют  по плану. Коммуникат ивные: строят  небольшие  монологически е  высказывания,  осуществляют  совместную  деятельность в  парах и  рабочих  группах с  учетомОсуществл яемая деятельнос ть  учащихся Форм ы орган изаци и взаим одейс твия Формируемые умения  (универсальные  учебные действия) Проме жуточ ный контр оль конкретных  учебно­ познавательных задач Этапы  урока Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия Деятельность учителя Поэтому не все слова могут иметь антонимы. Например: железо,  доска, мел, дом. Антонимы – это обязательно  слова одной и той же части речи.  Но при выборе антонимов  необходимо также учитывать  возможность многозначности  слова. Так, слово низкий может  быть антонимом не только к  слову высокий (низкий дом –  высокий дом), но и к слову  благородный (низкий поступок –  благородный поступок),  возвышенный (низкая цель –  возвышенная цель)Этапы  урока 5.  Перви чное  закреп ление  с  комме нтиро вание м Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия Обобщен ие  и  системат изация  знаний  и  формиро вание  рационал ьных  способов  применен ия их  на  практике Деятельность учителя – Многие писатели используют в  своих произведениях антонимы,  которые делают речь богатой,  яркой, выразительной.  Прочитайте строчки  Я. Козловского и найдите в них  антонимы.  Слова умеют плакать и  смеяться, Приказывать, молить и  заклинать, И, словно сердце, кровью  обливаться, И равнодушно холодом  дышать.  – Прочитайте высказывание Ф.  Кривина о русском языке и  найдите антонимы.  Язык. Устный и письменный,  литературный  Форм ы орган изаци и взаим одейс твия Инди видуа льная ,  групп овая Осуществл яемая деятельнос ть  учащихся Выполняю т  упражнен ия,  отвечают  на  вопросы.  Выделяют главное,  устанавли вают  причинно­ следствен ные связи  между  отдельны ми  языковым и  явлениям и Формируемые умения  (универсальные  учебные действия) Проме жуточ ный контр оль Устн ые  ответ ы.  Пись менн ые  работ ы Личностные:  приобретают  новые знания,  умения,  совершенствую т имеющиеся.  Познавательн ые: читают и  слушают,  извлекая  нужную  информацию, а  также  самостоятельно находят ее в  материалах  учебников,  рабочих  тетрадейЭтапы  урока 6.  Само­ стояте льная  работа с  самоп ро­ верко й  по  эта­ лону Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия Выполне ние  разноуро вневых  обучающ их  упражнен ий на  основе  текстов  учебника или книг  для  внекласс ного  чтения,  обсужден ие  результат ов.  Работа в группах Деятельность учителя и разговорный, свой и чужой,  знакомый и незнакомый,  правдивый и лицемерный,  мертвый и живой – и все это  язык, язык объединяющий и  разъединяющий людей.  – Посмотрите на рисунок, на  котором изображены два  мальчика, и постарайтесь  подобрать как можно больше пар  антонимичных слов. (Высокий –  низкий, толстый – худой,  румяный – бледный,  темноволосый – светловолосый, веселый – грустный, добрый –  злой и т. д.) – Ребята, если внимательно  присмотреться к тому, что нас  окружает, то можно найти очень  много антонимов. Посмотрите на  картинки с изображением разных  времен года и постарайтесь  подобрать антонимы. (Зима –  лето, холодно –  жарко, солнечно – пасмурно,  отдых – работа. Весна – осень,  увядает – расцветает и т. д.) В а р и а н т :  Прочитайте текст  упр. 370. Назовите антонимы.  Какова их роль в тексте? – А теперь мы поработаем с вами  в группах. Каждая группа  получает задание, выполнить их  Осуществл яемая деятельнос ть  учащихся Форм ы орган изаци и взаим одейс твия Формируемые умения  (универсальные  учебные действия) Проме жуточ ный контр оль Регулятивные : контролируют учебные  действия,  замечают  допущенные  ошибки;  осознают  правило  контроля и  успешно  используют его  в решении  учебной задачи. Коммуникат ивные:  осуществляют  совместную  деятельность в  парах и  рабочих  группах с  учетом  конкретных  учебно­ познавательных задач, умеют  задавать  вопросы для  уточнения  последовательн ости работыОсуществл яемая деятельнос ть  учащихся Форм ы орган изаци и взаим одейс твия Принима ют  участие в  обучающе й игре.  Выполняю т задание Инди видуа льная ,  групп овая Формируемые умения  (универсальные  учебные действия) Проме жуточ ный контр оль Оцен ивани е  работ ы  учащ ихся  на  уроке Познавательн ые: используют знания  и умения в  практической  деятельности  и повседневной  жизни.  Регулятивные : оценивают  свою работу;  исправляют и  объясняют  ошибки Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия Обобщен ие  полученн ых  на уроке  сведений. Обучающ ая игра Этапы  урока 7.  Включ ение в  систе му  знаний и  повто рение Деятельность учителя А теперь пришел черед Сыграть в игру  «Наоборот». Скажу я слово высоко,  А ты ответишь… (низко). Скажу я слово далеко,  Ты возразишь мне…  (близко). Скажу я слово потерял,  А ты кричи скорей…  (нашел). Скажу тебе с укором:  трус,  Ты гордо скажешь: я …  (храбрец). Теперь начало я скажу,  А ты ответишь: нет, …  (конец). Создает условия для  устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным   материалом непосредственно  на уроке

Посмотрите также