Повторить и систематизировать понятия «лексическое значение слова», «синонимы»; познакомить учащихся со словами, противоположными по значению, ввести понятие «антоним»; научить подбирать антонимы к словам и находить их в тексте
Комбинированный урок
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать понятие «антонимы», назначение словаря антонимов, роль использования антонимов в речи; уметь находить антонимы в предложениях; подбирать антонимы к указанным словам, используя «Школьный словарь антонимов» М. Р. Львова; группировать антонимы по общему смысловому признаку; использовать антонимы в речи.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): умение находить, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии.
Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образованияТехнологические карты уроков русского языка 5 класс по уч Т А Ладыженской
Цель
деятельности
учителя
Тип урока
Планируемые
образовательн
ые
результаты
Методы и
формы
обучения
Образователь
ные
ресурсы
Урок 87. АНТОНИМЫ
Повторить и систематизировать понятия «лексическое значение слова»,
«синонимы»; познакомить учащихся со словами, противоположными по
значению, ввести понятие «антоним»; научить подбирать антонимы к словам и
находить их в тексте
Комбинированный урок
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать
понятие «антонимы», назначение словаря антонимов, роль использования
антонимов в речи; уметь находить антонимы в предложениях; подбирать
антонимы к указанным словам, используя «Школьный словарь антонимов» М.
Р. Львова; группировать антонимы по общему смысловому признаку;
использовать антонимы в речи.
Метапредметные (компоненты культурнокомпетентностного
опыта/приобретенная компетентность): умение находить, преобразовывать и
передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и
коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии.
Личностные: понимание русского языка как одной из основных
национальнокультурных ценностей русского народа; определяющей роли
родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и
моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного
образования
Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая,
фронтальная
http://www.uroki.net
http://akademius.narod.ru/viborrus.html
http://www.zavuch.info
http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192
http://www.intergu.ru
http://festival.1september.ru/subjects
Оборудование Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор
М у л ь т и м е д и й н ы й р я д : презентация по теме урока, выполненная
Наглядно
учителем или группой подготовленных обучающихся
демонстрацио
нный
материал
Основные
понятия
Антонимы, синонимы, лексическое значение словаОрганизационная структура (сценарий) урока
Форм
ы
орган
изаци
и
взаим
одейс
твия
Груп
повая
Осуществл
яемая
деятельнос
ть
учащихся
Отвечают
на
вопросы.
Смотрят
презентац
ию,
выполняю
т задания
Этапы
урока
1.
Актуа
лизаци
я
и
пробн
ое
учебн
ое
действ
ие
Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
Воспроиз
ведение
ранее
изученно
го,
установл
ение
преемств
енных
связей
прежних
и новых
знаний и
применен
ие их в
новых
ситуация
х.
Просмот
р
мультиме
дийной
презента
ции,
сопровож
дающей
ход
урока
Деятельность учителя
– Ребята, давайте сыграем с вами
в игру: «Угадай слово»*.
Я читаю лексическое значение
слов, а вы записываете эти слова в
тетрадь.
• Группа специалистов,
оценивающая выступление или
присуждающая премии на
выставках, конкурсах,
состязаниях.
• Совокупность графических
знаков буквенной системы
письма.
• Фраза перед произведением
или главой, поясняющая идею,
смысл текста.
• Красная строка, отступ
вправо в начале
строки.
Здание или комплекс зданий для
обслуживания пассажиров и
размещения служб на
железнодорожных,
автомобильных и водных
станциях.
Краткая дословная выдержка
из художественного
произведения или научного
труда.
Слова, одинаковые или близкие
Формируемые
умения
(универсальные
учебные
действия)
Проме
жуточ
ный
контр
оль
Устн
ые
ответ
ы.
Запис
и
в
тетра
дях
Личностные:
имеют
мотивацию к
учебной
деятельности.
Познавательн
ые:
осуществляют
для решения
учебных задач
операции
анализа,
синтеза,
сравнения,
классификации,
устанавливают
причинно
следственные
связи.
Регулятивные
: принимают и
сохраняют
учебную
задачу.
Коммуникат
ивные: задают
вопросы,
отвечают на
вопросыОсуществл
яемая
деятельнос
ть
учащихся
Форм
ы
орган
изаци
и
взаим
одейс
твия
Формируемые
умения
(универсальные
учебные
действия)
Проме
жуточ
ный
контр
оль
других,
формулируют
собственные
мысли,
высказывают и
обосновывают
свою точку
зрения
Этапы
урока
Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
Деятельность учителя
по значению, но разные по
звучанию и написанию.
Ответы: жюри, алфавит,
эпиграф, абзац, вокзал, цитата,
синоним.
И н д и в и д у а л ь н о е з а д а н и е :
Синтаксический разбор
предложений у доски.
1. Он разыскивал на рынк..
величайшие
б..тинки.
2. Он разыскивал штаны
небывалой ш..рины.
Организует и сопровождает
деятельность детей,
контролирует правильность
выполнения
заданияОбучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
Беседа,
обсужден
ие
результат
ов
предыду
щего
этапа
Этапы
урока
2.
Выявл
ение
места
и
причи
ны
затруд
нения
Форм
ы
орган
изаци
и
взаим
одейс
твия
Фрон
тальн
ая
Осуществл
яемая
деятельнос
ть
учащихся
Обдумыва
ют ответы
на
вопросы и
осознают,
что
знаний
недостато
чно для
полных
ответов
Формируемые
умения
(универсальные
учебные
действия)
Проме
жуточ
ный
контр
оль
Устн
ые
ответ
ы
Личностные:
осознают свои
трудности и
стремятся к их
преодолению;
проявляют
способность к
самооценке
своих действий,
поступков.
Познавательн
ые:
устанавливают
причинно
следственные
связи, делают
выводы
Деятельность учителя
– Кто герой этих предложений?
(Дядя Степа.)
– Кто автор произведений о дяде
Степе? (С. Михалков.)
– Ребята, давайте попробуем
подобрать синонимы к
выделенным в предложениях
словам.
(Величайшие – огромные,
большие. Небывалой –
необыкновенной, чудесной,
изумительной.)
Создает проблемную ситуацию,
в которой учащиеся
обнаруживают недостаток
своих знаний и желание активно
преодолевать возникающие
противоречия в процессе учебной
деятельности
(самостоятельно или при
незначительной помощи
учителя)Этапы
урока
Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
Физкульт
минутка
Осуществл
яемая
деятельнос
ть
учащихся
Выполняю
т
элементар
ные
физическ
ие
упражнен
ия
Деятельность учителя
Раз – подняться,
потянуться,
Два – нагнуться,
разогнуться,
Три – в ладоши три
хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо
сесть
3.
Целеп
олаган
ие
и
постр
о
ение
проек
та
выход
а из
затруд
нения
Раскрыти
е
сущности
новых
понятий,
усвоение
новых
способов
учебной
и
умственн
ой
деятельн
ости уча
щихся
Формулирует цель учебной
деятельности вместе с
учащимися, принимающими ее
на себя.
– Посмотрите на рисунок. Какими
словами мы опишем дядю Степу?
(Высокий, огромный, большой,
гигантский.)
– А какими кажутся люди,
находящиеся рядом с дядей
Степой? (Маленькими,
крошечными, невысокими,
небольшими, низкими.)
– В чем особенность значения
названных нами прилагательных?
(У них противоположное
значение.)
Дополняет ответы
Формулир
уют цель
учебной
деятельно
сти в
диалоге с
учителем.
высказыва
ют
собственн
ые мысли,
обосновы
вают свою
точку
зрения.
Делают
выводы
Форм
ы
орган
изаци
и
взаим
одейс
твия
Фрон
тальн
ая
Инди
видуа
льная
,
групп
овая
Формируемые
умения
(универсальные
учебные
действия)
Проме
жуточ
ный
контр
оль
Устн
ые
ответ
ы
Личностные:
осознают
необходимость
заботы о
здоровье
Личностные:
способны
адекватно
рассуждать о
причинах
своего успеха
или неуспеха в
учении,
связывая
успехи с
усилиями,
трудолюбием.
Познавательн
ые: извлекают
необходимую
информацию из
прослушанного
объяснения
учителя,
высказыванийЭтапы
урока
Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
4.
Твор
ческая
практ
ическа
я
деятел
ьность
по
реализ
ации
постр
оенног
о
проек
та
Подбор
своих
примеров
,
иллюстри
рующих
природу
изучаемо
го
языковог
о
явления,
словесно
иллюстра
тивный
рассказ
Деятельность учителя
Осуществл
яемая
деятельнос
ть
учащихся
Форм
ы
орган
изаци
и
взаим
одейс
твия
Формируемые
умения
(универсальные
учебные
действия)
Проме
жуточ
ный
контр
оль
Фрон
тальн
ая
Смотрят
презентац
ию;
восприни
мают на
слух
информац
ию,
осваивают
лингвисти
ческие
термины
– Ребята, на прошлом уроке мы с
вами говорили о синонимах –
словах, близких по значению, но
разных по звучанию и написанию.
Но русский язык необыкновенно
богат и разнообразен.
В нашем языке есть и такие слова,
которые имеют противоположное
значение. Это антонимы («анти»
– против, «онима» – имя).
Сегодня мы с вами поговорим о
роли антонимов в нашей речи,
научимся подбирать антонимы к
словам, находить их в тексте,
правильно употреблять в речи,
работать со словарями.
Употребление антонимов, как и
синонимов, делает речь более
яркой, богатой, выразительной.
Но необходимо помнить, что
антонимичные пары возможны
лишь
у таких слов, значения которых
соотносительны. Например:
здоровый – больной, высокий –
низкий, радость – горе и т. д.
Лист
ы
обрат
ной
связи
однокласснико
в,
систематизиру
ют собственные
знания
Регулятивные
: планируют (в
сотрудничестве
с учителем и
одно
классниками
или само
стоятельно)
необходимые
действия, опе
рации,
действуют
по плану.
Коммуникат
ивные: строят
небольшие
монологически
е
высказывания,
осуществляют
совместную
деятельность в
парах и
рабочих
группах с
учетомОсуществл
яемая
деятельнос
ть
учащихся
Форм
ы
орган
изаци
и
взаим
одейс
твия
Формируемые
умения
(универсальные
учебные
действия)
Проме
жуточ
ный
контр
оль
конкретных
учебно
познавательных
задач
Этапы
урока
Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
Деятельность учителя
Поэтому не все слова могут иметь
антонимы. Например: железо,
доска, мел, дом.
Антонимы – это обязательно
слова одной и той же части речи.
Но при выборе антонимов
необходимо также учитывать
возможность многозначности
слова. Так, слово низкий может
быть антонимом не только к
слову высокий (низкий дом –
высокий дом), но и к слову
благородный (низкий поступок –
благородный поступок),
возвышенный (низкая цель –
возвышенная цель)Этапы
урока
5.
Перви
чное
закреп
ление
с
комме
нтиро
вание
м
Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
Обобщен
ие
и
системат
изация
знаний
и
формиро
вание
рационал
ьных
способов
применен
ия их
на
практике
Деятельность учителя
– Многие писатели используют в
своих произведениях антонимы,
которые делают речь богатой,
яркой, выразительной.
Прочитайте строчки
Я. Козловского и найдите в них
антонимы.
Слова умеют плакать и
смеяться,
Приказывать, молить и
заклинать,
И, словно сердце, кровью
обливаться,
И равнодушно холодом
дышать.
– Прочитайте высказывание Ф.
Кривина о русском языке и
найдите антонимы.
Язык. Устный и письменный,
литературный
Форм
ы
орган
изаци
и
взаим
одейс
твия
Инди
видуа
льная
,
групп
овая
Осуществл
яемая
деятельнос
ть
учащихся
Выполняю
т
упражнен
ия,
отвечают
на
вопросы.
Выделяют
главное,
устанавли
вают
причинно
следствен
ные связи
между
отдельны
ми
языковым
и
явлениям
и
Формируемые
умения
(универсальные
учебные
действия)
Проме
жуточ
ный
контр
оль
Устн
ые
ответ
ы.
Пись
менн
ые
работ
ы
Личностные:
приобретают
новые знания,
умения,
совершенствую
т имеющиеся.
Познавательн
ые: читают и
слушают,
извлекая
нужную
информацию, а
также
самостоятельно
находят ее в
материалах
учебников,
рабочих
тетрадейЭтапы
урока
6.
Само
стояте
льная
работа
с
самоп
ро
верко
й
по
эта
лону
Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
Выполне
ние
разноуро
вневых
обучающ
их
упражнен
ий на
основе
текстов
учебника
или книг
для
внекласс
ного
чтения,
обсужден
ие
результат
ов.
Работа
в группах
Деятельность учителя
и разговорный, свой и чужой,
знакомый и незнакомый,
правдивый и лицемерный,
мертвый и живой – и все это
язык, язык объединяющий и
разъединяющий людей.
– Посмотрите на рисунок, на
котором изображены два
мальчика, и постарайтесь
подобрать как можно больше пар
антонимичных слов. (Высокий –
низкий, толстый – худой,
румяный – бледный,
темноволосый – светловолосый,
веселый – грустный, добрый –
злой и т. д.)
– Ребята, если внимательно
присмотреться к тому, что нас
окружает, то можно найти очень
много антонимов. Посмотрите на
картинки с изображением разных
времен года и постарайтесь
подобрать антонимы. (Зима –
лето, холодно –
жарко, солнечно – пасмурно,
отдых – работа. Весна – осень,
увядает – расцветает и т. д.)
В а р и а н т : Прочитайте текст
упр. 370. Назовите антонимы.
Какова их роль в тексте?
– А теперь мы поработаем с вами
в группах. Каждая группа
получает задание, выполнить их
Осуществл
яемая
деятельнос
ть
учащихся
Форм
ы
орган
изаци
и
взаим
одейс
твия
Формируемые
умения
(универсальные
учебные
действия)
Проме
жуточ
ный
контр
оль
Регулятивные
: контролируют
учебные
действия,
замечают
допущенные
ошибки;
осознают
правило
контроля и
успешно
используют его
в решении
учебной задачи.
Коммуникат
ивные:
осуществляют
совместную
деятельность в
парах и
рабочих
группах с
учетом
конкретных
учебно
познавательных
задач, умеют
задавать
вопросы для
уточнения
последовательн
ости работыОсуществл
яемая
деятельнос
ть
учащихся
Форм
ы
орган
изаци
и
взаим
одейс
твия
Принима
ют
участие в
обучающе
й игре.
Выполняю
т задание
Инди
видуа
льная
,
групп
овая
Формируемые
умения
(универсальные
учебные
действия)
Проме
жуточ
ный
контр
оль
Оцен
ивани
е
работ
ы
учащ
ихся
на
уроке
Познавательн
ые: используют
знания
и умения в
практической
деятельности
и повседневной
жизни.
Регулятивные
: оценивают
свою работу;
исправляют и
объясняют
ошибки
Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
Обобщен
ие
полученн
ых
на уроке
сведений.
Обучающ
ая игра
Этапы
урока
7.
Включ
ение в
систе
му
знаний
и
повто
рение
Деятельность учителя
А теперь пришел черед
Сыграть в игру
«Наоборот».
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь… (низко).
Скажу я слово далеко,
Ты возразишь мне…
(близко).
Скажу я слово потерял,
А ты кричи скорей…
(нашел).
Скажу тебе с укором:
трус,
Ты гордо скажешь: я …
(храбрец).
Теперь начало я скажу,
А ты ответишь: нет, …
(конец).
Создает условия для
устранения перегрузки учащихся
и овладения новым учебным
материалом непосредственно
на уроке