Урок № 18 - 19. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)
Оценка 4.9

Урок № 18 - 19. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
29.04.2018
Урок № 18 - 19.  Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)
Тема: Басня И.А. Крылова «Свинья под Дубом». Цели: - создать условия для ознакомления учащихся с общей характеристикой басен; раскрыть особенности ее жанровых признаков; выявить значение морали басни; - формировать навыки выразительного чтения, лексической работы, умения выделять главное в прослушанном сообщении; развивать умение видеть и находить в тексте басни скрытые приемы; работать в вопросно-ответной форме; - формировать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе выявления значения морали басни; воспитывать внимательность к слову; умение слышать и дополнять ответ одноклассника.
Технологическая карта урока № 18 - 19.docx
Название предмета Класс № урока Место урока в разделе Тип урока Тема урока Основные термины и понятия Цели: образовательные развивающие  Технологическая карта уроков № 18 – 19  Литература 5 18 ­ 19 (На уроке № 19 инсценирую басню, снимают фильм) 4 – 5  Комбинированный Басня И.А. Крылова «Свинья под Дубом».  басня, мораль, «бродячий сюжет», устаревшие слова создать условия для ознакомления учащихся с общей характеристикой басен; раскрыть особенности ее жанровых признаков; выявить значение морали басни формировать   навыки   выразительного   чтения,   лексической   работы,   умения   выделять   главное   в прослушанном сообщении; развивать умение видеть и находить в тексте басни скрытые приемы; работать в вопросно­ответной форме   воспитательные  формировать   нравственно­эстетические   представления   учащихся   в   ходе   выявления   значения   морали Результаты: предметные личностные метапредметные басни; воспитывать внимательность к слову; умение слышать и дополнять ответ одноклассника  знание содержания басни;   умение находить мораль басни; навыки выразительного чтения; создавать устные монологические высказывания; вести диалог; анализировать произведение ориентация   в   системе   моральных   норм   и   ценностей;   выявление   в   басни   заложенных   вневременных ценностей и их понятие; формирование устойчивого познавательного интереса к изучению литературного наследия классиков.  способность извлекать информацию из различных источников, использовать навыки анализа; свободно пользоваться справочной литературой   Ход урока  № Содержание Виды деятельности Ресурсы 1 Организационный этап. Сценка: (подготовленные ученики) Автор:  Москва   начала  XIX  века.   Книжная   лавка.   Незнакомец,   выйдя   из экипажа,   подошел   к   книжной   лавке.   Подойдя   к   прилавку,   незнакомец попросил книгу «Басни» Эзопа. Продавец: Интересуетесь баснями Эзопа, милостивый государь? Крылов: Да, и весьма. Позвольте представиться: Крылов Иван Андреевич. учителя предлагает  проблемный вопрос учащихся находят решение  вопроса;  высказывают свои  мнения Автор:  Продавец, забыв о приличиях, стал в упор рассматривать человека тридцати пяти лет, высокого, с грузной фигурой.  Продавец: Выражаю Вам свое почтение, сударь. Я знаком с Вашими пьесами и баснями. Жаль, что басни не всегда пригодны для детского чтения, хотя и поучительны.  Крылов:  Напротив,   я   видел,   как   читают   мои   басни   детям.   Им   понятен смысл,   интересен   короткий   занимательный   сюжет,   где   мало   описаний   и много диалогов. Басни чем­то напоминают сказки: дикие животные, птицы, рыбы, предметы в них разговаривают. К басням легко рисовать картинки. Многие басни смешны, с помощью смеха легко довести до детского ума мысль о вреде дурных привычек и свойств человеческого характера. Мне пора, до свидания.  2 Определение цели урока  Тема нашего урока «Басня Крылова «Свинья под Дубом». Определите цели урока. (Познакомимся   с   произведением   великого   баснописца,   проанализируем басню, определим мораль, поработаем над выразительным чтением.)  3 Изучение нового материала  Басня И.А. Крылова «Свинья под Дубом» ­ Обратите внимание на схему: портрет речь поступки образ персонажа  авторская характеристика  характеристика другим персонажем отношение к другим персонажам  Просмотр басни ­ Посмотрите и прослушайте басню, постарайтесь заполнить схему. Работа со схемой  озвучивает тему  урока; предлагает  назвать цели определяют цели  урока создает  эмоциональный  настрой; проводит  параллель с ранее  изученным  материалом; отвечают на  вопросы учителя;  выявляют  закономерность  поведения  животных в  реальной жизни Презентация https://sway.c om/ssdsnszhtt qQKRD8? ref=Link   Презентация https://sway.c om/ssdsnszhtt qQKRD8? ref=Link 1­й ряд – образ Свиньи; 2­й ряд – образ Ворона; 3­й ряд – образ Дуба. Словарная работа  Неблагодарность – отсутствие чувства признательности к оказавшему добро или услугу. Невежа – человек, не знающий приличий, грубый, неучтивый. Невежда – необразованный человек. Анализ басни И.А. Крылова «Свинья под Дубом» Свинья  ­ Почему именно свинью выбрал Крылов в роли главного героя? (глупая, невежественная, недалекая, ленивая, эгоистичная) ­   Почему   автор   описывает   не   качества   Свиньи,   а   ее   действия?   Какие интересы в жизни Свиньи? (Главное   в   ее   жизни   –   поесть,   выспаться;   нет   никаких   стремлений   и интереса) ­ Какие пороки людей олицетворяет Свинья? (лень, обжорство, тупость и др.) ­ Зачем Свинья стала подрывать корни дуба? (внутренний мир ограничен или совсем отсутствует) Вывод  Свинья   –   глупая,   ленивая,   эгоистичная,   думает   только   о   собственном удовольствии. Это образ, высмеивающий лень и невежество людей. Крылов выбрал   свинью,   т.к.   это   животное   не   способно   поднимать   голову   вверх. Именно   она   усиливает   образ   человека,   не   только   не   желающего   ничего слушать и знать, но уже и не способного к этому.  Ворон  ­ Почему автор вводит в басню такого персонажа, как Ворон? (ворон – вещая птица, предвещающая будущее; живет ворон долго; ученая птица) ­ Как Ворон пытается вразумить Свинью? (объясняет, растолковывает, убеждает, учит) ­ Как Свинья говорит о себе? (возвеличивает себя; «я») ­ Прислушивается ли Свинья к словам Ворона? (нет; она не желает развивать себя и свой внутренний мир) Вывод  Ворон   –   деликатный,   спокойный;   удивляется   глупости   Свиньи;   пытается вразумить Свинью.  Дуб  ­ Почему Дуб обращается к Свинье спокойно? (ничего изменить нельзя; Свинья не желает учиться; у нее нет стремления к новому, интересному)  ­ Какой эпитет использует Крылов в описании Дуба? Почему? (вековой; веками накапливает человеческий опыт; олицетворяет мудрость) Вывод  Дуб – воплощение вековой мудрости, житейской истины. Он отражает образ мудрого человека, не пытающегося наставить на путь истинный свинью, а лишь говорящий истину. Его устами передает Крылов мораль басни.  ­   В   каких   строчках   заключена   мораль?   (Истинное   просвещение противопоставляется невежеству. Свинья не понимает, что желуди, которые она ест, растут на Дубе. Из­за своего невежества она начинает подрывать корни дуба, т.е. разрушать то, что дает ей пищу.) Снимаем кино. Работа в группах.   ­ Понравилась вам инсценировка? ­ Удалось ли артистам передать характер героев? 4 Домашнее задание  5 ­ Подготовьте чтение басни И.А. Крылова наизусть (на выбор) Рефлексия Прием «Незаконченное предложение». Меня захватывают басни Крылова тем, что … Секрет басни в том, что … Герои басен не забываются, потому что … Вывод предлагает  инсценировку басни предлагает  домашнее задание  предлагает  ответить на  вопросы; инсценируют  басню; записывают  ее на видео;  анализируют  выступления  одноклассников  записывают задание формулируют  ответ на вопрос  учителя;   вспоминают  крылатые  выражения или      Презентация https://sway.c om/ssdsnszhtt qQKRD8? ref=Link ­ Актуальна ли басня? В каких жизненных случаях можно использовать эти строки? (Мораль этой басни можно использовать тогда, когда нерадивый ученик не хочет   учиться,   ругает   школу,   не   понимает,   что   он   пользуется   тем,   что сделано с помощью науки.)  Благодарю всех за работу на уроке. благодарит  учащихся за урок находят их в баснях

Урок № 18 - 19. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 18 - 19.  Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 18 - 19. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 18 - 19.  Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 18 - 19. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 18 - 19.  Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 18 - 19. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 18 - 19.  Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 18 - 19. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 18 - 19.  Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2018