Урок – путешествие с элементами исследования Тема : «Изобразительно-выразительная роль прилагательных» (6 класс)
Оценка 4.9

Урок – путешествие с элементами исследования Тема : «Изобразительно-выразительная роль прилагательных» (6 класс)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
04.03.2018
Урок – путешествие с элементами исследования                 Тема : «Изобразительно-выразительная роль прилагательных» (6 класс)
видео к уроку
УРОК русского.docx
Урок – путешествие с элементами исследования                 Тема : Изобразительно­выразительная роль прилагательных.       Цели урока: 1.Раскрыть роль прилагательных в художественном тексте. 2. Совершенствовать умение анализировать текст, делать выводы. 3.Воспитать у школьников интерес к изучению русского языка; сформировать  отношение к языку не только как средству общения, но и как к объекту познания,  развивающемуся организму. Оборудование:  1. Презентация «Прекрасное вокруг нас – прекрасное внутри нас». 2. Таблички  «ХОПЕР­ТУР», «Новохоперский заповедник», «Выхухоль»,  «Ромашка». Ход урока: 1. За   столом   с   табличкой   «ХОПЕР­ТУР»   сидит   агент,   к   нему   подходят вошедшие туристы, он предлагает им программу путешествия:       ­   Наше   турагентство   предлагает   вам   отправиться   по   маршруту,   название которого вы определите сами в конце путешествия. Вам предстоит пройти по Новохоперскому   заповеднику,   на   территории   которого   протекает   самая экологически   чистая   в   Европе   река   Хопер.   Путешествие   будет   носить оздоровительно­интеллектуальный характер. Но прежде, чем отправиться в путь, необходимо   взять   с   собой   багаж,   лучше   всего   из   знаний.  Поэтому   предлагаю заполнить электронные мешки знаний.(Работа с диском)  ­ актуализация опорных знаний. Экспресс­беседа:             ­ Ребята, а имя прилагательное – это новая для вас часть речи?             ­ А что вы помните об имени прилагательном? 1. ­ Ну что ж, неплохо! Перед вами лежат маршрутные листы, которые нужно будет заполнить по ходу путешествия. Ведь именно исследовательский подход, внимание   к   тому,   как   живут,   как   употребляются   прилагательные   в   речи, внимательное, вдумчивое отношение к слову при работе с текстом поможет вам ответить на вопрос темы.  Для решения этой проблемы вам предлагается Маршрутный лист с направлением (ис)следования: Какова изобразительно­ выразительная     роль прилагательных  в речи?   Здесь   же     даны   этапы путешествия.  2. Орг. момент.  «Зарядка для ума» Три   пути   у   человека,   чтобы   поступить   разумно:   первый,   самый   благородный,­ размышление; второй, самый легкий,­ подражание; третий, самый горький,­ опыт… ( Конфуций) ­Какой путь выбираете вы? А теперь, уважаемые туристы и гости, сядьте поудобнее, расслабьтесь, закройте на минуту глаза….(Клип) Мы начинаем наше путешествие.  Легенда о Хопре. У истоков реки Хопёр близ села Кучки Пензенского района Пензенской области  установлен памятник «Старик­Хопёр» работы скульптора Андрея Смелого. Первое упоминание о Хопре  встречается в летописи 1148 г., где говорится, что князь Глеб Юрьевич, идя к Рязани, был на «Велицей Вороне». В то время Хопер назывался Великой Вороной, а его приток Ворона сохранил своё имя до сих пор.  Превращение Великой Вороны в Хопер легенда связывает с именем трудолюбивого старца, который в Попереченской степи набрёл на холм, у подножия которого били двенадцать ключей, соединил русла ручейков в один, построил небольшую мельницу и заставил воду работать на себя. Назвали речку в честь её создателя – Хопром. Место, где ручейки соединяются в реку, отмечено памятником: сидит на камне   под   дубом   старик   Хопер,   а   с   его   бороды   стекает   река. 1.  Создание мотивации обучения  На   первом   этапе   нашего   (ис)следования  обратим   внимание   на   прилагательные, которые могут быть использованы как выразительное художественное средство. Сравните два текста. Определите, в чем разница? Какой из вариантов является более выразительным? Слова какой части речи, по вашему мнению, могут быть использованы как выразительное средство? Есть и другие легенды о происхождении Есть   и   другие   легенды   о   происхождении 2 реки. Одна из них рассказывает о любви Вороны – дочери хана, и юноши Хопра. Напали   на   половцев   татары,   всех перебили   или   взяли   в   плен,   только Вороне   удалось   скрыться.   Пустились татары за ней в погоню. Бросилась она за помощью к одному богатырю, к другому, но   те,   испугавшись   погони,   удрали. Только юноша Хопер из племени вятичей подхватил Ворону и помчался к Седому Дону за защитой. Стали настигать Хопра с Вороной преследователи, и тогда Седой Дон   взмахнул   своим   покрывалом,   и превратил   всех   –   и   преследователей,   и Хопра с Вороной – в реки. Так появилась река Хопер, ее приток Ворона, а также реки Чембар, Важдя и Карай. реки.   Одна   из   них   рассказывает   о   любви прекрасной  Вороны – дочери  половецкого хана, и  славянского  юноши Хопра. Напали на половцев злые татары, всех перебили или взяли   в   плен,   только   Вороне   удалось скрыться. Пустились татары за ней в погоню. Бросилась   она   за   помощью   к   одному богатырю,   к   другому,   но   те,   испугавшись погони,   удрали.   Только  смелый  юноша Хопер   из   племени   вятичей   подхватил Ворону   и   помчался   к   Седому   Дону   за защитой. Стали настигать Хопра с Вороной преследователи,   и   тогда   Седой   Дон взмахнул   своим  речным  покрывалом,   и превратил   всех   –   и   преследователей,   и Хопра с Вороной  – в реки. Так  появилась река Хопер, ее приток Ворона, а также реки Чембар, Важдя и Карай. ­ Итак, мы сказали, что прилагательные помогают выделить нужный предмет  среди одинаковых. Но это не все. Русский язык – один из богатейших языков мира.  Роль имени прилагательного трудно переоценить. Не случайно говорят, что  прилагательное – самая живописная часть речи.  ­ Наш язык богат прилагательными­синонимами. Что такое синонимы? ­ Посмотрите, сколько синонимов можно подобрать к одному слову! Для чего они  нужны? Чтобы сделать нашу речь богаче, а при написании сочинений не допускать  повторов. ­ К словам какой части речи присоединяется прилагательное? Прилагательные  сочетаются с существительными, т.е. ставятся в том же роде, числе и падеже, что и существительное. 2) Создание мотивации обучения. ­   Поразмышляем   о   роли   прилагательных   в   речи.   Можно   ли   обойтись   без прилагательных? Чтобы ответить на этот вопрос, поработаем с упражнением 271 и вторым этапом маршрутных листов. ­ Прочитаем задание (пояснить задание).  3 ­ Какие прилагательные употреблены в прямом значении? А в переносном? ­ Таким образом, мы выяснили, что прилагательные могут употребляться в прямом  и переносном значении. Во время любого путешествия обязательно рассказывают байки, истории из жизни. А   у   нас   сегодня   есть   возможность   послушать   историю   о   Новохоперском заповеднике,   о   русской   выхухоли   и   о   целебном   растении   –   ромашке.  Каждой творческой группе для исследования было дано задание. Заодно определим, какую же роль выполняют в них имена прилагательные? ­ Продолжим заполнение маршрутных листов. Имя прилагательное  Грамматическое (логическое)        Художественное определение        определение          Научное описание                      Художественное описание            Научный стиль                           Художественный стиль Второй путь – подражание. (музыкальный клип)               1 гр. = на обратной стороне листа составляет рекламу для нашего турагентства 2 гр. = создает портретное описание выхухоли 3 гр. = составляет синквейн о ромашке (все три задания с использованием прилагательных) Физкультминутка. Загадка. Шли по лесу двое. Один спрашивал у другого: ­ Это черная? ­ Нет, это красная. ­ А почему она белая? ­ Потому что зеленая. 4 О чем они разговаривали? ­ Ребята, а  как  вы думаете, на  каком уроке  вы  говорили бы  о заповеднике,  о животных   и   растениях?   Правильно,   на   биологии.   Биология   –   наука   обо   всем живом,   том   числе   и   о   человеке.   А   что,   по­вашему,   для   человека   главное? Правильно, здоровье. Что же нужно, чтобы быть здоровым? Все ваши ответы верны. Но кроме здоровья физического необходимо и здоровье внутреннее, душевное. Предлагаю вам посмотреть мультфильм «Лес» и ответить на вопрос, что  произошло с героем и кто помог ему? Р.я.:  Итак, мы говорили сегодня об очень важных вещах. А помогало нам в этом….Как   же   вы   ответите   на   поставленный   вопрос:   какова   роль   имени прилагательного   в   речи?   (Имена   прилагательные   являются   основным средством создания описаний как в научном, так и в художественном стиле). 6 Домашнее задание. Третий путь, самый горький,­ опыт. Для слабых учащихся стр. 198, правило. Упр. 655.  Для   сильных   уч­ся:   написать   небольшой   текст   о   выхухоли,  ромашке   или сделать рекламу заповедника, используя прилагательные в сравнительной и превосходной форме.   7 Рефлексия.  Поделитесь своим мнением об уроке , используя имена прилагательные.  Ребята! Большое спасибо вам за работу. Наш урок получился хорошим, вы все  молодцы, и поэтому, как напутствие, я  хотела бы закончить наше путешествие  строчками Аси Горской: Сколько хороших и добрых идей Есть на планете Хороших Людей. И если всё делать только добром – Можно всю Землю наполнить теплом.  5 ­   Сегодня   на   уроке   мы   определили   роль   имен   прилагательных   в   речи. Оказывается,   даже   на   уроках   биологии   без   прилагательного   не   обойтись!   С помощью слов этой части речи мы можем дать подробную, точную характеристику предмета (в научном стиле), а также представить выразительное, эмоциональное описание чего угодно (художественный стиль)! 6

Урок – путешествие с элементами исследования Тема : «Изобразительно-выразительная роль прилагательных» (6 класс)

Урок – путешествие с элементами исследования                 Тема : «Изобразительно-выразительная роль прилагательных» (6 класс)

Урок – путешествие с элементами исследования Тема : «Изобразительно-выразительная роль прилагательных» (6 класс)

Урок – путешествие с элементами исследования                 Тема : «Изобразительно-выразительная роль прилагательных» (6 класс)

Урок – путешествие с элементами исследования Тема : «Изобразительно-выразительная роль прилагательных» (6 класс)

Урок – путешествие с элементами исследования                 Тема : «Изобразительно-выразительная роль прилагательных» (6 класс)

Урок – путешествие с элементами исследования Тема : «Изобразительно-выразительная роль прилагательных» (6 класс)

Урок – путешествие с элементами исследования                 Тема : «Изобразительно-выразительная роль прилагательных» (6 класс)

Урок – путешествие с элементами исследования Тема : «Изобразительно-выразительная роль прилагательных» (6 класс)

Урок – путешествие с элементами исследования                 Тема : «Изобразительно-выразительная роль прилагательных» (6 класс)

Урок – путешествие с элементами исследования Тема : «Изобразительно-выразительная роль прилагательных» (6 класс)

Урок – путешествие с элементами исследования                 Тема : «Изобразительно-выразительная роль прилагательных» (6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018