Урок – путешествие с элементами исследования
Тема : Изобразительновыразительная роль прилагательных.
Цели урока: 1.Раскрыть роль прилагательных в художественном тексте.
2. Совершенствовать умение анализировать текст, делать выводы.
3.Воспитать у школьников интерес к изучению русского языка; сформировать
отношение к языку не только как средству общения, но и как к объекту познания,
развивающемуся организму.
Оборудование: 1. Презентация «Прекрасное вокруг нас – прекрасное внутри нас».
2. Таблички «ХОПЕРТУР», «Новохоперский заповедник», «Выхухоль»,
«Ромашка».
Ход урока:
1. За столом с табличкой «ХОПЕРТУР» сидит агент, к нему подходят
вошедшие туристы, он предлагает им программу путешествия:
Наше турагентство предлагает вам отправиться по маршруту, название
которого вы определите сами в конце путешествия. Вам предстоит пройти по
Новохоперскому заповеднику, на территории которого протекает самая
экологически чистая в Европе река Хопер. Путешествие будет носить
оздоровительноинтеллектуальный характер. Но прежде, чем отправиться в путь,
необходимо взять с собой багаж, лучше всего из знаний. Поэтому предлагаю
заполнить электронные мешки знаний.(Работа с диском) актуализация опорных
знаний. Экспрессбеседа:
Ребята, а имя прилагательное – это новая для вас часть речи?
А что вы помните об имени прилагательном?
1. Ну что ж, неплохо! Перед вами лежат маршрутные листы, которые нужно
будет заполнить по ходу путешествия. Ведь именно исследовательский подход,
внимание к тому, как живут, как употребляются прилагательные в речи,
внимательное, вдумчивое отношение к слову при работе с текстом поможет вам
ответить на вопрос темы. Для решения этой проблемы вам предлагается
Маршрутный лист с направлением (ис)следования: Какова изобразительно выразительная роль прилагательных в речи? Здесь же даны этапы
путешествия.
2. Орг. момент. «Зарядка для ума»
Три пути у человека, чтобы поступить разумно: первый, самый благородный,
размышление; второй, самый легкий, подражание; третий, самый горький, опыт…
( Конфуций)
Какой путь выбираете вы?
А теперь, уважаемые туристы и гости, сядьте поудобнее, расслабьтесь, закройте на
минуту глаза….(Клип) Мы начинаем наше путешествие.
Легенда о Хопре.
У истоков реки Хопёр близ села Кучки Пензенского района Пензенской области
установлен памятник «СтарикХопёр» работы скульптора Андрея Смелого.
Первое упоминание о Хопре встречается в летописи 1148 г., где говорится, что
князь Глеб Юрьевич, идя к Рязани, был на «Велицей Вороне». В то время Хопер
назывался Великой Вороной, а его приток Ворона сохранил своё имя до сих пор.
Превращение Великой Вороны в Хопер легенда связывает с именем трудолюбивого
старца, который в Попереченской степи набрёл на холм, у подножия которого
били двенадцать ключей, соединил русла ручейков в один, построил небольшую
мельницу и заставил воду работать на себя. Назвали речку в честь её создателя –
Хопром. Место, где ручейки соединяются в реку, отмечено памятником: сидит на
камне под дубом старик Хопер, а с его бороды стекает река.
1. Создание мотивации обучения
На первом этапе нашего (ис)следования обратим внимание на прилагательные,
которые могут быть использованы как выразительное художественное средство.
Сравните два текста. Определите, в чем разница? Какой из вариантов является
более выразительным? Слова какой части речи, по вашему мнению, могут быть
использованы как выразительное средство?
Есть и другие легенды о происхождении Есть и другие легенды о происхождении
2 реки. Одна из них рассказывает о любви
Вороны – дочери хана, и юноши Хопра.
Напали на половцев татары, всех
перебили или взяли в плен, только
Вороне удалось скрыться. Пустились
татары за ней в погоню. Бросилась она за
помощью к одному богатырю, к другому,
но те, испугавшись погони, удрали.
Только юноша Хопер из племени вятичей
подхватил Ворону и помчался к Седому
Дону за защитой. Стали настигать Хопра
с Вороной преследователи, и тогда Седой
Дон взмахнул своим покрывалом, и
превратил всех – и преследователей, и
Хопра с Вороной – в реки. Так появилась
река Хопер, ее приток Ворона, а также
реки Чембар, Важдя и Карай.
реки. Одна из них рассказывает о любви
прекрасной Вороны – дочери половецкого
хана, и славянского юноши Хопра. Напали
на половцев злые татары, всех перебили или
взяли в плен, только Вороне удалось
скрыться. Пустились татары за ней в погоню.
Бросилась она за помощью к одному
богатырю, к другому, но те, испугавшись
погони, удрали. Только смелый юноша
Хопер из племени вятичей подхватил
Ворону и помчался к Седому Дону за
защитой. Стали настигать Хопра с Вороной
преследователи,
и тогда Седой Дон
взмахнул своим речным покрывалом, и
превратил всех – и преследователей, и
Хопра с Вороной – в реки. Так появилась
река Хопер, ее приток Ворона, а также реки
Чембар, Важдя и Карай.
Итак, мы сказали, что прилагательные помогают выделить нужный предмет
среди одинаковых. Но это не все. Русский язык – один из богатейших языков мира.
Роль имени прилагательного трудно переоценить. Не случайно говорят, что
прилагательное – самая живописная часть речи.
Наш язык богат прилагательнымисинонимами. Что такое синонимы?
Посмотрите, сколько синонимов можно подобрать к одному слову! Для чего они
нужны? Чтобы сделать нашу речь богаче, а при написании сочинений не допускать
повторов.
К словам какой части речи присоединяется прилагательное? Прилагательные
сочетаются с существительными, т.е. ставятся в том же роде, числе и падеже, что и
существительное.
2) Создание мотивации обучения.
Поразмышляем о роли прилагательных в речи. Можно ли обойтись без
прилагательных? Чтобы ответить на этот вопрос, поработаем с упражнением 271 и
вторым этапом маршрутных листов.
Прочитаем задание (пояснить задание).
3 Какие прилагательные употреблены в прямом значении? А в переносном?
Таким образом, мы выяснили, что прилагательные могут употребляться в прямом
и переносном значении.
Во время любого путешествия обязательно рассказывают байки, истории из жизни.
А у нас сегодня есть возможность послушать историю о Новохоперском
заповеднике, о русской выхухоли и о целебном растении – ромашке. Каждой
творческой группе для исследования было дано задание. Заодно определим, какую
же роль выполняют в них имена прилагательные?
Продолжим заполнение маршрутных листов.
Имя прилагательное
Грамматическое (логическое) Художественное определение
определение
Научное описание Художественное описание
Научный стиль Художественный стиль
Второй путь – подражание. (музыкальный клип)
1 гр. = на обратной стороне листа составляет рекламу для нашего турагентства
2 гр. = создает портретное описание выхухоли
3 гр. = составляет синквейн о ромашке
(все три задания с использованием прилагательных)
Физкультминутка.
Загадка. Шли по лесу двое. Один спрашивал у другого:
Это черная?
Нет, это красная.
А почему она белая?
Потому что зеленая.
4 О чем они разговаривали?
Ребята, а как вы думаете, на каком уроке вы говорили бы о заповеднике, о
животных и растениях? Правильно, на биологии. Биология – наука обо всем
живом, том числе и о человеке. А что, повашему, для человека главное?
Правильно, здоровье. Что же нужно, чтобы быть здоровым?
Все ваши ответы верны. Но кроме здоровья физического необходимо и здоровье
внутреннее, душевное. Предлагаю вам посмотреть мультфильм «Лес» и ответить
на вопрос, что произошло с героем и кто помог ему?
Р.я.: Итак, мы говорили сегодня об очень важных вещах. А помогало нам в
этом….Как же вы ответите на поставленный вопрос: какова роль имени
прилагательного в речи? (Имена прилагательные являются основным
средством создания описаний как в научном, так и в художественном стиле).
6 Домашнее задание. Третий путь, самый горький, опыт.
Для слабых учащихся стр. 198, правило. Упр. 655.
Для сильных учся: написать небольшой текст о выхухоли, ромашке или
сделать рекламу заповедника, используя прилагательные в сравнительной и
превосходной форме.
7 Рефлексия.
Поделитесь своим мнением об уроке , используя имена прилагательные.
Ребята! Большое спасибо вам за работу. Наш урок получился хорошим, вы все
молодцы, и поэтому, как напутствие, я хотела бы закончить наше путешествие
строчками Аси Горской:
Сколько хороших и добрых идей
Есть на планете Хороших Людей.
И если всё делать только добром –
Можно всю Землю наполнить теплом.
5 Сегодня на уроке мы определили роль имен прилагательных в речи.
Оказывается, даже на уроках биологии без прилагательного не обойтись! С
помощью слов этой части речи мы можем дать подробную, точную характеристику
предмета (в научном стиле), а также представить выразительное, эмоциональное
описание чего угодно (художественный стиль)!
6
Урок – путешествие с элементами исследования Тема : «Изобразительно-выразительная роль прилагательных» (6 класс)
Урок – путешествие с элементами исследования Тема : «Изобразительно-выразительная роль прилагательных» (6 класс)
Урок – путешествие с элементами исследования Тема : «Изобразительно-выразительная роль прилагательных» (6 класс)
Урок – путешествие с элементами исследования Тема : «Изобразительно-выразительная роль прилагательных» (6 класс)
Урок – путешествие с элементами исследования Тема : «Изобразительно-выразительная роль прилагательных» (6 класс)
Урок – путешествие с элементами исследования Тема : «Изобразительно-выразительная роль прилагательных» (6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.