Урок – сегодня в условиях ФГОС. Принципы организации.
Оценка 5
Руководства для учителя
docx
администрации
Взрослым
09.01.2018
Здесь будут рассмотрены позиции изменения при подготовке и проведению современного урока в деятельности учителя и учащегося. В чём отличие дидактических требований к этим урокам. Принципы управления учебным процессом. Учитель должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок и коррекцию
Урок – сегодня в условиях ФГОС. Принципы организации.docx
Автор: Кабина А.М.
Место работы: г. Москва Романовская школа
Должность: учитель
Стаж работы: 25 лет
АННОТАЦИЯ: Сегодня мы с вами рассмотрим, что изменяется при подготовке и
проведении урока современного типа в деятельности учителя и учащихся. В чём отличие
дидактических требований к этим урокам. Выделяют следующие принципы управления
учебным процессом (5 функций Анри Файоля): планирование; организация; реализация и
контроль; коррекция; анализ. Урок, являясь основной формой организации учебного
процесса, строится на этих же принципах. Учитель и ранее, и теперь, должен заранее
спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию
своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля
(самоконтроля).
Урок – сегодня в условиях ФГОС. Принципы организации.
Принципами организации современного урока являются:
принцип свободы, создание возможностей обеспечить максимальное
раскрытие генетически обусловленных способностей учащегося;
принцип индивидуальности, создание условий для становления личности с ее
индивидуальными особенностями и стилем познавательной деятельности;
принцип сотрудничества, основывающийся на активном и плодотворном
сотрудничестве учителя и учащегося;
принцип толерантности,
оптимальный моральнопсихологический климат в учебном коллективе;
принцип терпимости, основывающийся на способностях регулировать психо
эмоциональное напряжение.
подразумевающий умение формировать
Исходными положениями, определяющими содержание, организационные
формы, методы учебной деятельности является система дидактических
принципов:
принцип деятельности, определяющийся необходимостью добывать знания
не в процессе готовой и переработанной для лучшего восприятия
информации, а в ходе активного добывания их, принятия и перенимания
системы норм взаимодействия, общекультурных ценностей и общеучебных
навыков;
принцип непрерывности, означающий преемственность между всеми
ступенями и этапами обучения при обязательном учете возраста,
индивидуальнопсихологических особенностей ребенка;
1 принцип целостности, предполагающий формирование учащимися
системного отражения мира, в том числе, и с точки зрения достижений
современной науки;
принцип психологической комфортности, предполагающий снижение
психологической напряженности, создание атмосферы сотрудничества и
эффективного обмена информацией;
принцип вариативности, способствующих формированию способности
принимать решение в условиях подбора нужных вариантов из всех
возможных;
принцип творчества, заключающийся в ориентации на развитие мышления,
индивидуального взгляда на проблему и ее решение.
В любом случае, современный урок – это не жестко регламентированный
процесс, скорее, это урок с заданной учебной проблемой, где учитель
инициирует поисковую активность, попутно организовывая условия для
развития индивидуальных особенностей учащегося. Таким образом, основная
цель учителя – это развитие личности, индивидуальности учащегося,
формирование универсальных учебных действий через предметные цели.
Какие условия должны быть созданы для проведения современного
урока?
Разумеется, урок должен сопровождаться необходимым оснащением.
Погружение в теорию без практики, ориентация исключительно на
абстрактные представления о науке не значат ровным счетом ничего без
применения ее в реальной жизни. Важно организовать урок так, чтобы носил
практикоориентированный характер. О какой учебной мотивации может идти
речь, если учащийся не понимает – зачем ему нужен тот или иной навык, та
или иная информация, если ее назначение не может объяснить ни учитель, ни
он сам? Действительно, практикоориентированность – еще одна весьма
необходимая цель, которую ставит перед учителями ФГОС.
Также необходимо иметь четкие цели, задачи и проработку темы
урока. Понимание своих целей, умение составить алгоритм действий
формирует очень полезный навык видеть «главное», оценивать расстояние и
перспективу достижения учебной цели, знание – как именно нужно
раскладывать большие проблемы на меньшие и планировать продвижение
вперед к намеченной цели.
Педагогу важно уметь создать атмосферу сотрудничества, творчества,
достигать цели с помощью проблемных и поисковых ситуаций, применяя
здоровьесберегающие,
Важно иметь
времясберегающие технологии.
2 возможность учитывать индивидуальные возможности учащихся, организуя
систему «обратной связи» с учащимися.
Невозможно выстроить доверительные и плодотворные отношения без
специальных знаний о личности ребенка и социальнопсихологических
особенностях учебных коллективов. На уроке необходимо расположить
учащегося к диалогу, возможно, преодолев его застенчивость, неуверенность в
собственных силах в освоении знаний, поддерживать и моделировать
продуктивное общение,
в котором главным элементом является
результативность взаимообмена информацией.
Если брать в виду особенности психологии общения, успешность
деятельности связано с формирование установки на достижение. Вместе с
тем, понятно, что само формирование «успешности» должно быть сопряжено
с четким представлением важности кропотливого и бережного отношения к
подбору информации, планомерности и усидчивости в освоении наук, и,
главное, пониманию того, что исключительно через ежедневный труд можно
достичь необходимого результата. Только через активное «слушание» и
«слышание» в диалоге можно было бы добиться понимания собеседника.
Исключительно через желание понять другую точку зрения, можно прийти к
осознанию многомерности реальной картины мира, принятия того, что
собственные мышление или восприятие могут быть ограничены субъективным
опытом. И, стало быть, важно научить учащегося слушать и понимать других
людей, с их субъективным опытом, иной картиной мира.
Иными словами, современный урок носит еще и личностно
ориентированный характер,
ведь процесс развития опирается на
индивидуальность, а она, как известно, не может быть статичной. Личность
развивается, подвергается многократным изменениям, а, значит, требует
поэтапного отслеживания со стороны педагога.
Для того чтобы решить эту сложную и весьма интересную задачу –
организовать и провести урок современного типа, нужно правильно выбрать
формы и методы обучения, определиться с кругом универсальных учебных
действий, которые можно было бы развить в ходе проработки темы урока,
включить необходимый комплект методических материалов и необходимого
оборудования, а главное, проработать задачи и содержание этапов урока.
Какие же этапы современного урока существуют?
Этап 1. Организационномотивирующий этап – заключается в
приветствии и настраивании учебного коллектива на позитивно окрашенную,
продуктивную работу в классе. Выделяется не более 12 минут.
3 Этап 2. Постановка целей урока объявление темы, определение целей и
задач урока, в сочетании проработкой проблемы, охваченной учителем и
учащимися на прошлом уроке. Выделяется 2 минуты.
Этап 3. Операционнопознавательный этап – заключается в повторении
знаний, изученных на прошлом занятии. Возможно использование теста или
опроса в ходе данного этапа урока. Важно добиться результата через
понимание наличие проблемы, требующей своего решения. Выделяется около
25 минут.
Этап 4. Контрольнокоррекционный этап – создание обстановки для
самоконтроля, коррекции, самооценки полученных умений и знаний
учащимися. Данный этап закладывает основу для определения вектора в
выполнении домашнего задания.
Этап 5. Рефлексивный, заключительный этап – подведение итогов урока,
выяснение проблемных мест в освоении темы, практическое ориентирование в
применении знаний, мотивирование на самоподготовку (выполнение
домашнего задания). Выделяется до 3 минут.
Таким образом, можно сделать вывод, что специфика и система
организации современного урока играет значительную роль в реализации
системнодеятельностного подхода. Это тот инструмент, позволяющий
решить вопрос о реализации системнодеятельностного подхода при обучении
учащихся общеобразовательных учреждений.
Список использованных источников:
А. Маслоу. Самоактуализированные люди – источник психического
В.В. Краевский. Основы обучения. Дидактика и методика.М.: Academia,
1.
здоровья.http://royallib.com/book/maslou_abpaham/samoaktualizirovannie_lyudi
___issledovanie_psihologicheskogo_zdorovya.html
2.
2008 г.
3.
диагностики универсальных учебных действий первоклассников. [Текст] /
Под ред. Н.В. Афанасьевой – Вологда: ВПК, 2011.
Афанасьева Н.В., Коптяева О.Н., Малухина Н.В. Программа стартовой
4
Урок – сегодня в условиях ФГОС. Принципы организации.
Урок – сегодня в условиях ФГОС. Принципы организации.
Урок – сегодня в условиях ФГОС. Принципы организации.
Урок – сегодня в условиях ФГОС. Принципы организации.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.