A cappella, а капелла
итал., ранее a capella, alla capella
Многоголосное хоровое пение без инстр. сопровождения. Термин "A cappella" происходит от слова капелла и вошёл в употребление в конце 17 в.Первоначально обозначал определённый стиль хор. музыки, в к-ром осн. внимание обращалось не столько на чёткую передачу текста, сколько на певучесть и самостоятельность голосов, на гармоничность общего звучания. Стиль A cappella был полифоническим; использовались исключительно диатонич. лады, избегались краткие длительности звуков. К вок. голосам могли присоединяться инструменты. Ещё в средние века, до того как стал применяться термин "A cappella", этот стиль стал осн. стилем культовой музыки; он достиг расцвета в эпоху Возрождения в творчестве великих полифонистов нидерландской (Жоскен Депре, Орландо Лассо) и римской (Палестрина) школ. С нач. 19 в., когда стиль A cappella занял видное место и в светском муз. иск-ве, инструменты перестали применяться в относящихся к этому стилю произв. и термин приобрёл совр. значение. С этого времени в зап.-европ. странах старинная музыка A cappella часто рассматривалась как совершенная форма изложения церк. музыки; совр. церк. музыку стремились приблизить к этому идеалу.
Правосл. церковь использует только хор. пение A cappella (выдающиеся образцы культовой музыки A cappella принадлежат В. П. Титову, М. С. Березовскому, А. Л. Веделю, Д. С. Бортнянскому, П. И. Чайковскому, С. В. Рахманинову).
Пение A cappella широко распространено в нар. творчестве (русском, болгарском, латышском, эстонском). В нём с большой полнотой раскрываются богатство и красота человеческого голоса, отсюда интерес к стилю A cappella композиторов самых разл. эпох (К. М. Вебер, Ф. Шуберт, Р. Шуман, И. Брамс, К. Дебюсси, М. Равель, Б. Барток, З. Кодаи, Н. А. Римский-Корсаков, С. И. Танеев, А. Т. Гречанинов, А. Д. Кастальский). значит. распространение хоры А с. получили в сов. музыке (В. Я. Шебалин, Д. Д. Шостакович, Г. В. Свиридов, В. Н. Салманов). Как в России, так и за рубежом существуют проф. хор. коллективы, исполняющие преим. музыку A cappella.
A cappella,
а капелла
итал., ранее a capella, alla capella
Многоголосное хоровое пение без инстр. сопровождения. Термин "A cappella"
происходит от слова капелла и вошёл в употребление в конце 17
в.Первоначально обозначал определённый стиль хор. музыки, в кром осн.
внимание обращалось не столько на чёткую передачу текста, сколько на
певучесть и самостоятельность голосов, на гармоничность общего звучания.
Стиль A cappella был полифоническим; использовались исключительно
диатонич. лады, избегались краткие длительности звуков. К вок. голосам
могли присоединяться инструменты. Ещё в средние века, до того как стал
применяться термин "A cappella", этот стиль стал осн. стилем культовой
музыки; он достиг расцвета в эпоху Возрождения в творчестве великих
полифонистов нидерландской (Жоскен Депре, Орландо Лассо) и римской
(Палестрина) школ. С нач. 19 в., когда стиль A cappella занял видное место и в
светском муз. искве, инструменты перестали применяться в относящихся к
этому стилю произв. и термин приобрёл совр. значение. С этого времени в
зап.европ. странах старинная музыка A cappella часто рассматривалась как
совершенная форма изложения церк. музыки; совр. церк. музыку стремились
приблизить к этому идеалу.
Правосл. церковь использует только хор. пение A cappella (выдающиеся
образцы культовой музыки A cappella принадлежат В. П. Титову, М. С.
Березовскому, А. Л. Веделю, Д. С. Бортнянскому, П. И. Чайковскому, С. В.
Рахманинову).
Пение A cappella широко распространено в нар. творчестве (русском,
болгарском, латышском, эстонском). В нём с большой полнотой
раскрываются богатство и красота человеческого голоса, отсюда интерес к
стилю A cappella композиторов самых разл. эпох (К. М. Вебер, Ф. Шуберт, Р.
Шуман, И. Брамс, К. Дебюсси, М. Равель, Б. Барток, З. Кодаи, Н. А. Римский
Корсаков, С. И. Танеев, А. Т. Гречанинов, А. Д. Кастальский). значит.
распространение хоры А с. получили в сов. музыке (В. Я. Шебалин, Д. Д.
Шостакович, Г. В. Свиридов, В. Н. Салманов). Как в России, так и за рубежом
существуют проф. хор. коллективы, исполняющие преим. музыку A cappella.