Урок: Африканская музыка

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 28.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

На местности Африки всераспространены муз. культуры разл. историч. и этнич. происхождения. Практически каждое племя и каждый люд имеет свою муз. культуру, самобытный муз. стиль. Под А. м. обычно предполагается муз. культура афр. народностей, живущих к югу от Сахары, для к-рых свойственны общность муз. языка, музыкального инвентаря, закономерностей ладовой системы, ритмики и т.п. Муз. фольклор афр. народов обладает стойкостью традиц. частей, чему в большой мере содействовали религиозные потаенные об-ва. Они оказывали существенное воздействие на обществ. и социальную жизнь, из поколения в поколение подчиняя юных людей серьезным канонам племенных обычаев. Старейшие представители племени учили молодёжь обрядовым песням и танцам, также игре на разных музыкальных инструментах.
Иконка файла материала 3.docx
Африканская музыка         На местности Африки всераспространены муз. культуры разл. историч. и  этнич. происхождения. Практически каждое племя и каждый люд имеет свою  муз. культуру, самобытный муз. стиль.         Под А. м. обычно предполагается муз. культура афр. народностей,  живущих к югу от Сахары, для к­рых свойственны общность муз. языка,  музыкального инвентаря, закономерностей ладовой системы, ритмики и т.п.         Муз. фольклор афр. народов обладает стойкостью традиц. частей, чему в  большой мере содействовали религиозные потаенные об­ва. Они оказывали  существенное воздействие на обществ. и социальную жизнь, из поколения в  поколение подчиняя юных людей серьезным канонам племенных обычаев.  Старейшие представители племени учили молодёжь обрядовым песням и  танцам, также игре на разных музыкальных инструментах.         Муз. профессионализм всходит к древнему периоду истории Африки.  Процесс развития муз. культуры активируется в ср. века с появлением на  местности Африки ряда раннеклассовых образований рабовладельч. и  феодального нрава. Посреди этих возникавших и распадавшихся гос­в ­ Гана,  Мали, Сонгаи, Канем­Борну, гос­ва хауса в Судане, гос. образования Конго,  Буганда, Мономотапа и др. По показаниям араб. путников, при дворцах  правителей этих гос­в имелись оркестры, певцы и танцовщики.         Во мн. странах Зап. Африки большой популярностью воспользовались  гриоты (каста сказителей, певцов, поэтов, музыкантов). Нек­рые из их жили в  семьях вождей, прославляли ратные подвиги, мудрость и щедрость  собственных владельцев, славные дела их предшественников. Другие бродили  по деревням, участвовали в разл. празднествах. В песнях, исполняемых под  аккомпанемент какого­нибудь струн. инструмента, они ведали историю  собственного народа, его легенды и легенды, воспевали героев. (В 20 в.  гриотами стали именовать всех, кто поёт, играет на муз. инструментах.)         Развитие А. м. происходило во содействии с др. муз. культурами.  Сначала 7 в. арабы, проникнув в Африку из Аравии, принесли сюда свою  культуру, язык и религию. Практически все народы Сев. Африки восприняли  ислам, он получил обширное распространение в северных р­нах территорий  совр. гос­в Ганы, Гвинеи, Нигерии, Берега Слоновой Кости, Того, Дагомеи,  Либерии, также в Кении и Занзибаре. В муз. культуре народов, оказавшихся  под непосредств. воздействием арабов, произошли означает. конфигурации:  полиритмия ансамблей барабанов уступила место одноплановому ритмич.  развитию, струн. инструменты выдвинулись на 1­ый план по сопоставлению с  ударными, на замену пению открытым естеств. звуком пришла назальная (от  англ. ­ nasal) вокализация. Африканцы переняли у арабов нек­рые муз.  инструменты: дуфф (бубен), лютню, 2­струн. смычковый ребаб, нек­рые  разновидности арф, цитр, флейт и мн. другие. Но в юж. р­нах тропич. Африкиарабы не смогли стопроцентно ассимилировать культуру местных народов. Их музыка ­ это типичный сплав, в к­ром афр. элементы превалируют над  арабскими. Большие р­ны Африки оказались вообщем вне сферы араб.  воздействия.         В наименьшей степени, но достаточно значимым было воздействие  индонез. культуры (праотцы индонезийцев поселились на Мадагаскаре 10­15  тыс. лет тому вспять), о чём свидетельствуют многочисл. монументы  вещественной культуры Мадагаскара, в т. ч. и муз. инструменты, напр.,  ксилофон. Сравнительный анализ ладов индонез. и афр. ксилофонов  указывает, что эти лады либо совпадают, либо некординально отличаются  друг от друга. Индонезийцы принесли с собой нек­рые разновидности цитр, в  т. ч. типичный муз. инструмент ­ валиха, также ряд шумовых и дух.  инструментов.         В предстоящем в развитии А. м. появились новые тенденции, связанные с  историей европ. народов. В 15 в. Португалия открыла эру работорговли в  Африке. Прямо за Португалией сюда попадают др. европ. гос­ва. В 15­18 вв.  африканцы заимствовали нек­рые европ. муз. инструменты. Напр., народы,  живущие на побережье Зап. Африки, усвоив бондарство, заместо  выдалбливания барабанов полностью из древесного ствола, стали делать их из  отдельных досок.         В 70­80­х гг. 19 в. афр. материк был поделён меж Англией, Германией,  Францией, Испанией, Португалией, Бельгией, Италией. Колонизаторы  производили жестокую экспансию в области экономики, идеологии, они  подавляли развитие культуры, в т. ч. и музыкальной, к­рая была одной из  немногих форм проявления афр. самосознания. Часто проводниками  экспансионистской политики выступали миссионеры. Они преследовали афр.  музыку, песни, танцы, но, приспосабливаясь к местным условиям, были  обязаны идти на компромисс: разрешали исполнять церк. гимны на афр.  напевы, изменять тексты религ. песнопений, использовать во время  богослужения афр. нар. инструменты, прямо до барабанов. Сначала афр. нар.  музыку в религиозные ритуалы вводили европейцы, потом это стали делать  сами африканцы, сочинявшие мотивы и гимны в стилях, соответствующих для их племён и народов. В кон. 19 ­ сер. 20 вв. широкой известностью в Юж.  Африке воспользовался глава секты Назаретской баптистской церкви И.  Шембе, сочинивший ок. 200 песен и гимнов на собств. стихотворные тексты. В базе этих произв. ­ обычный зулусский муз.­поэтич. фольклор.         Невзирая на воздействие европ. церк. музыки на пар. вок. музыку  африканцев, последняя в собственной базе оставалась африканской.  Воздействие европ. музыки не ограничивалось областью церкви (позже европ.  музыка всё почаще стала звучать в виде маршей, престижных песенок), оно  приводило к изменению афр. мелодики, гармонии, ритма. Этот процесс  характерен в главном для афр. городов, в сельских же местностях (т. е. в  подавляющей части Африки) он незначителен и проследить его сложнее.Богат афр. инструментарий. Базу его составляет группа ударных  инструментов, посреди к­рых выделяются перепончатые ударные и сначала  барабаны: без резонаторов, котлообразные и цилиндрические с мембраной,  цилиндрические с 2 мембранами. Более старого происхождения ­ барабаны  без резонаторов, имеющие примитивное устройство (шкура животного,  высушенная на солнце, прикрепляется к столбикам, вбитым в землю). У  бушменов и готтентотов встречается простой вид котлообразного барабана с  мембраной (тростниковый либо древесный кувшин заполняется маленьким  количеством воды, верх его затягивают вымоченной в воде бараньей шкурой).  У народов банту Юж. и Центр. Африки распространён котлообразный барабан нгома и его разновидности (гома, ндугу, мунсианди и т.д.). Многочисленны  барабаны народов банту: барабаны­фартуки без резонаторов ­ фумбо, кенгере; котлообразные ­ атенус; цилиндрич. с одной мембраной ­ эмидири.  Наибольший по размеру барабан ­ омубала, самый длиннющий ­ энгалаби  (цилиндрич. формы, с колокольчиками). В семействе нигерийских барабанов  имеются: огромные котлообразные (полностью из мягенького пальмового  дерева), подвешиваемые на шейку цилиндрич. барабаны с одной мембраной,  цилиндрич. в виде песочных часов с 2 мембранами.         К группе ударных относятся также муз. инструменты, источником звука  к­рых служат древесные либо металлич. пластинки. Посреди их ­ один из  более возлюбленных после барабанов язычково­щипковый удар. инструмент  санса, имеющий многочисл. наименования на различных афр. языках (мбира,  калимба, нданди, нжари и т.д.). Обширно распространён ксилофон (балафон).  Исключительно в Юж. Африке насчитывается более 50 его разновидностей.  Афр. ксилофон имеет вид прямоугольного каркаса с прикреплёнными к нему  15­22 дерев. пластинками разл. размеров, под к­рыми находятся резонаторы ­  тыквенные либо глиняные сосуды. Африканцы используют в оркестре  инструменты, создающие ритмич. фон (погремушки, трещотки,  колокольчики). Погремушки и трещотки изготовляют из плодов баобаба либо  тыквы, заполненных камешками либо семенами. Эти инструменты  прикрепляют к щиколоткам либо потряхивают ими, держа в руках. Время от  времени функцию погремушек делают юбки из тростника (колышущийся во  время танца тростник создаёт типичный шумовой ритмич. эффект). Танцоры  подвешивают также к поясу либо к щиколоткам колокольчики. Нередко  встречается двойной колокольчик, настроенный в определённый интервал.         Обширно представлена у африканцев группа дух. инструментов. Древние дух. амбушюрные инструменты ­ рога, изготовляющиеся из полых рогов  животных, также из древесной породы, кости, камыша либо металла. Размеры  и звучание их многообразны. Очень популярна флейта. Она встречается у всех народов, но различается по размерам, материалу, форме и наименованиям ­  моротвана, касба, киба, нура, фалала, шукра и др. Трубы африканских  народов сходны по форме, но различаются размерами и материалом (тыква,  рога животных, слоновые клыки, дерево и др.).Один из самых старых афр. струн. инструментов ­ муз. лук. Этот  щипковый инструмент представляет собой гибкую палку, к обоим концам к­ рой прикреплена струна. Конец лука закапывают в землю, служащую  резонатором. Огромным пальцем и мизинцем правой руки музыкант играет на  единственной струне. Время от времени к луку присоединяют до 3 струн, что  позволяет извлечь неск. звуков. К группе струнных принадлежит арфа. Она  имеет деку, покрытую змеиной либо львиной кожей. Количество струн  варьируется; у народов Гвинеи, Мали, Сенегала популярен многострунный  (нередко 21­струнный) инструмент ­ кора. К щипковым струнным  инструментам принадлежат также: мбет (разновидность музыкального лука),  лютня, гитара, лира и др.         Не считая того, в Африке всераспространены инструменты, занимающие  среднее положение меж определ. группами либо совмещающие свойства 2  групп. Такой струн.­дух. инструмент гура ­ гибкий лук с натянутой струной, к к­рой прикреплена плоская планка из страусового пера (колебания планки  вызывают вибрацию струны). Очень вдувая воздух в отверстие, проделанное в  планке, также пощипывая струну либо постукивая по ней, музыкант  принуждает её звучать.         Музыка афр. народов отличается многообразием жанров и их  непрерывным развитием. Складываются новые танц. песни. Меняется, хотя и  не настолько активно, церемониальная и культовая музыка. Более различные  я развивающиеся жанры ­ трудовые, героич., колыбельные, лирич. песни.         Афр. лады состоят из неск. устоев и образующихся вокруг их  "проходящих" звуков, скользящих на 1/4 либо даже наименьшую долю тона.  Появление этих ладов находится в зависимости от возможности исполнителя  поменять опорные звуки и разнообразить интервалы снутри ладов.  Всераспространена у народов Африки пентатоника, известны также гекса­ и  гептатонические звукоряды. Любая этнич. группа имеет определённые лады.  Своеобразие А. м. заключается в осн. в её ритмич. структуре, часто очень  сложной. Ритм отличается высокоразвитыми формами полиметрии, к­рая в  особенности ярко проявляется в ансамблевом выполнении. Ритмич.  сложность А. м. можно следить на примере ансамбля барабанов. В каждом  афр. оркестре имеется неск. барабанов, совместное их звучание создаёт  соответствующий для А. м. "перекрёстный ритм" ­ полиритмию, когда сразу  смешивается неск. ритмов с неоднородным количеством временных толикой в такте. При выполнении афр. песни появляется неск. ритмич. линий, имеющих  собственный набросок, свои несовпадающие акценты: ритмы вок. мелодии,  хлопанья в ладоши, барабанов и др. инструментов. Благодаря несовпадению  акцентов всех этих ритмических рисунков создаётся эффект синкопирования.         В мелодике афр. песен превалируют нисходящие ходы. Мелодическое  движение неразрывно связано с речью. Мн. афр. языки ­ тональные (имеют 3, 5 и даже 7 тонов), в речи слышны неизменные увеличения и снижения тона.  Часто звуковысотное интонирование текста точно соответствует мелодиипесни, что обосновано общностью их выразит. задач. Так, если интонирование  текста состоит из НВНВН (где H ­ маленький, а В ­ высочайший тон), то  мелодич. линия песни держится такого же рисунка и последовательности  интервалов. Для вок. выполнения африканцев свойственны неопределённость диапазонов,  куцее глиссандо, специфич. тембр голоса, высочайший фальцет, выкрики,  импровизация. Типичен приём антифонной переклички меж солистом и хором либо меж 2­мя хорами: хор может повторять всю строфу солиста либо только припев, либо одна половина хора "отвечает" другой. Простая форма афр.  песни ­ 2­частная фраза, любая часть к­рой исполняется поочерёдно солистом и хором. Солист может разнообразить текст песни, её мелодию, тогда как  партия хора остаётся постоянной (обе части повторяются неск. раз в  различных звуковысотных композициях), в др. случаях солирующая партия не меняется. Используя такую технику, африканцы делают песни, состоящие из  6, 8 и поболее частей (оковём повторений, конфигурации последовательности  либо в ведения новых частей). В А. м. властвует одноголосие, но  всераспространено и многогол. хор. пение с параллельным ведением голосов  (в терцию, кварту, квинту); существует также гетерофония, полифония.         Развитие совр. афр. муз. культуры неотделимо от историч. процессов,  происходящих в Африке после 2­й мировой войны 1939­45. В странах, где к  власти пришли более конструктивные представители нац.­освободит.  движения, культура рассматривается как принципиальный рычаг идеологич.  развития, как показатель роста нац. самосознания. При Организации  африканского единства сотворена спец. комиссия по вопросам просвещения и культуры. Трудности духовной культуры (в т. ч. музыкальной) являются  предметом обсуждения мн. конференций, конгрессов.         На 1­м Междунар. конгрессе негр. писателей и деятелей культуры (1956,  Париж) была принята резолюция о необходимости глубочайшего  исследования афр. культур. На 2­м конгрессе (1959, Рим) работала комиссия  по иск­ву, занимавшаяся и муз. неуввязками. Междунар. симпозиум по афр.  культуре (1961, Ибадан) затронул вопросы о развитии нар. музыки, об её роли  в проф. культуре, об использовании фольклора, о подготовке музыкантов. 1­й  Междунар. конгресс африканистов (1962, Аккра) поставил важные вопросы:  единство и обилие А. м., пути её развития, соотношение совр. и обычного,  исследование А. м., способы обучения и т.д. 1­й Всеафр. фестиваль иск­ва  (1966, Дакар) показал заслуги афр. муз. культуры и содействовал её развитию.         Для совр. муз. жизни Африки типично возникновение новых муз. форм.  Этот процесс связан с соц и политич. переменами, происшедшими в Африке  за последние два десятилетия: рост городов, индустрии, усиление миграц.  процессов из деревень в городка, из отсталых в экономич. отношении р­нов в  более развитые, контакты с Европой (мн. афр. студенты получают  образование в др. странах, в т. ч. в СССР), научно­техническая революция  (радио, кино, телевидение). Новые музыкальные формы создаются на базе нар.А. м., но с внедрением европ. гармонии и инвентаря (в особенности совр. дух.  инструментов, гитары). Такое сочетание народного и евро типично для стиля  хайлаф (этот термин обозначает также манеру танца, пользующегося  популярностью во мн. странах Африки). В сложных критериях развивается афр. культура в ЮАР. Афр. артистам  приходится биться против сегрегации и расизма, за предоставление им сцены,  конц. площадок. По расистским законам ЮАР на спектаклях и  представлениях воспрещается находиться сразу африканцам и белоснежным.  Только немногим африканцам удаётся получить муз. образование.         Афр. муз. культура неотделима от развития т­ра. Театр. музыка в  Африке появилась на базе синкретич. нрава традиц. афр. иск­ва, выросшего из сельских празднеств, культовых и бытовых обрядов, религ. церемоний,  уходящих корнями в глубокую древность. Совр. афр. т­р находится в стадии  становления и ещё не всюду приобрёл самостоятельность, он плотно сплетен с др. видами иск­ва. В спектаклях обширно употребляется фольклор ­ нар.  песни, танцы, муз. инструменты. Наибольшее распространение получили муз.  нар. драма, фольклорный балет. В Гане, Нигерии, Сьерра­Леоне  распространился жанр муз. нар. драмы, появившийся на базе традиц. сюжетов, песен, танцев и музыки. Делаются пробы придать этим спектаклям совр.  форму. Одна из первых драм ­ "Кикункор" (1934) сьерра­леонского  компьютер. А. Дафара (сам выступал на сцене как певец и танцор) была  показана на нью­йоркской сцене, передавалась по амер. радио, получила  высшую оценку Л. Стоковского. В Сенегале, Гвинее, Мали и др.  франкоязычных афр. странах вместе с драмой развивается фольклорный  балет; пантомима и танец вождаются нар. музыкой, исполняемой на традиц.  афр. инструментах. Эта форма балета зародилась в 30­е гг. 20 в в школе У.  Понти (Дакар), учащиеся к­рой приезжали из разл афр. колоний Франции. Они использовали в спектаклях фольклор собственных государств. Потом на этой  базе появились фольклорные балеты. В 1961 многочисл. сенегальские  балетные труппы, состоящие из артистов­любителей, были объединены в  Государственный балет Сенегала, получивший известность в странах Европы.  Совр. южноафр. оперы приближаются к таким произв., как "Порги и Бесс"  Гершвина. Их мелодич. и ритмич. достояние основывается на обильном  применении песен и танцев, также муз. инструментов народов Юж. Африки.  Многие афр. муз­танц. коллективы (из Алжира, Ганы, Гвинеи и др.)  гастролировали в разл странах, в т. ч. в СССР.         1­ые проф. композиторы Ганы ­ Э. Аму, К. Нкетия, Ф. Гбехо, Дж.  Боатенг. Посреди композиторов­профессионалов Нигерии ­ Ф. Саванда  (создатель первой нигерийской симфонии "Свобода", посв. провозглашению  независимости Нигерии), А. Банколе (создатель кантаты "Йоруба", сюиты для фп. "Нигерия", песен и др.), С. Акробот (посреди его сочинений ­ сюита  "Нигериана"), А. Юба, В. Эчезона и др. Посреди эфиопских композиторов ­ К. И. Негуссе, А. М. Бегго­Соу и др. Посреди композиторов Вост. Африкивыделяются: угандиец Дж. Кьягамбидва и танзаниец С. Мбуши.         В совр. Африке создаются проф. муз уч. заведения. Практически во всех  независящих странах Африки появились центры муз. культуры, к­рые, наряду  со сбором фольклора, организуют ансамбли песен и танцев, производят  постановки муз спектаклей.         Активно развивается муз. культура в странах Зап. Африки (Гана,  Нигерия, Сенегал и др.). Музыкой занимаются в высших уч. заведениях, в т. ч. в Ин­те по исследованию Африки при ун­те Ганы (в ин­те организованы  студенч. симф. оркестр и хор). В странах Вост. Африки эти процессы идут  медлительнее, т. к. данные страны вступили на путь независимою paзвития  позже и их экономич. уровень не позволяет им уделять подабающее внимание  развитию муз. культуры.         В столице Кении ­ Найроби силами европейских музыкантов сотворена  Восточноафр. консерватория (но процент африканцев, окончивших  консерваторию, пока невелик).