На местности Африки всераспространены муз. культуры разл. историч. и этнич. происхождения. Практически каждое племя и каждый люд имеет свою муз. культуру, самобытный муз. стиль.
Под А. м. обычно предполагается муз. культура афр. народностей, живущих к югу от Сахары, для к-рых свойственны общность муз. языка, музыкального инвентаря, закономерностей ладовой системы, ритмики и т.п.
Муз. фольклор афр. народов обладает стойкостью традиц. частей, чему в большой мере содействовали религиозные потаенные об-ва. Они оказывали существенное воздействие на обществ. и социальную жизнь, из поколения в поколение подчиняя юных людей серьезным канонам племенных обычаев. Старейшие представители племени учили молодёжь обрядовым песням и танцам, также игре на разных музыкальных инструментах.
Африканская музыка
На местности Африки всераспространены муз. культуры разл. историч. и
этнич. происхождения. Практически каждое племя и каждый люд имеет свою
муз. культуру, самобытный муз. стиль.
Под А. м. обычно предполагается муз. культура афр. народностей,
живущих к югу от Сахары, для крых свойственны общность муз. языка,
музыкального инвентаря, закономерностей ладовой системы, ритмики и т.п.
Муз. фольклор афр. народов обладает стойкостью традиц. частей, чему в
большой мере содействовали религиозные потаенные обва. Они оказывали
существенное воздействие на обществ. и социальную жизнь, из поколения в
поколение подчиняя юных людей серьезным канонам племенных обычаев.
Старейшие представители племени учили молодёжь обрядовым песням и
танцам, также игре на разных музыкальных инструментах.
Муз. профессионализм всходит к древнему периоду истории Африки.
Процесс развития муз. культуры активируется в ср. века с появлением на
местности Африки ряда раннеклассовых образований рабовладельч. и
феодального нрава. Посреди этих возникавших и распадавшихся госв Гана,
Мали, Сонгаи, КанемБорну, госва хауса в Судане, гос. образования Конго,
Буганда, Мономотапа и др. По показаниям араб. путников, при дворцах
правителей этих госв имелись оркестры, певцы и танцовщики.
Во мн. странах Зап. Африки большой популярностью воспользовались
гриоты (каста сказителей, певцов, поэтов, музыкантов). Некрые из их жили в
семьях вождей, прославляли ратные подвиги, мудрость и щедрость
собственных владельцев, славные дела их предшественников. Другие бродили
по деревням, участвовали в разл. празднествах. В песнях, исполняемых под
аккомпанемент какогонибудь струн. инструмента, они ведали историю
собственного народа, его легенды и легенды, воспевали героев. (В 20 в.
гриотами стали именовать всех, кто поёт, играет на муз. инструментах.)
Развитие А. м. происходило во содействии с др. муз. культурами.
Сначала 7 в. арабы, проникнув в Африку из Аравии, принесли сюда свою
культуру, язык и религию. Практически все народы Сев. Африки восприняли
ислам, он получил обширное распространение в северных рнах территорий
совр. госв Ганы, Гвинеи, Нигерии, Берега Слоновой Кости, Того, Дагомеи,
Либерии, также в Кении и Занзибаре. В муз. культуре народов, оказавшихся
под непосредств. воздействием арабов, произошли означает. конфигурации:
полиритмия ансамблей барабанов уступила место одноплановому ритмич.
развитию, струн. инструменты выдвинулись на 1ый план по сопоставлению с
ударными, на замену пению открытым естеств. звуком пришла назальная (от
англ. nasal) вокализация. Африканцы переняли у арабов некрые муз.
инструменты: дуфф (бубен), лютню, 2струн. смычковый ребаб, некрые
разновидности арф, цитр, флейт и мн. другие. Но в юж. рнах тропич. Африкиарабы не смогли стопроцентно ассимилировать культуру местных народов. Их
музыка это типичный сплав, в кром афр. элементы превалируют над
арабскими. Большие рны Африки оказались вообщем вне сферы араб.
воздействия.
В наименьшей степени, но достаточно значимым было воздействие
индонез. культуры (праотцы индонезийцев поселились на Мадагаскаре 1015
тыс. лет тому вспять), о чём свидетельствуют многочисл. монументы
вещественной культуры Мадагаскара, в т. ч. и муз. инструменты, напр.,
ксилофон. Сравнительный анализ ладов индонез. и афр. ксилофонов
указывает, что эти лады либо совпадают, либо некординально отличаются
друг от друга. Индонезийцы принесли с собой некрые разновидности цитр, в
т. ч. типичный муз. инструмент валиха, также ряд шумовых и дух.
инструментов.
В предстоящем в развитии А. м. появились новые тенденции, связанные с
историей европ. народов. В 15 в. Португалия открыла эру работорговли в
Африке. Прямо за Португалией сюда попадают др. европ. госва. В 1518 вв.
африканцы заимствовали некрые европ. муз. инструменты. Напр., народы,
живущие на побережье Зап. Африки, усвоив бондарство, заместо
выдалбливания барабанов полностью из древесного ствола, стали делать их из
отдельных досок.
В 7080х гг. 19 в. афр. материк был поделён меж Англией, Германией,
Францией, Испанией, Португалией, Бельгией, Италией. Колонизаторы
производили жестокую экспансию в области экономики, идеологии, они
подавляли развитие культуры, в т. ч. и музыкальной, края была одной из
немногих форм проявления афр. самосознания. Часто проводниками
экспансионистской политики выступали миссионеры. Они преследовали афр.
музыку, песни, танцы, но, приспосабливаясь к местным условиям, были
обязаны идти на компромисс: разрешали исполнять церк. гимны на афр.
напевы, изменять тексты религ. песнопений, использовать во время
богослужения афр. нар. инструменты, прямо до барабанов. Сначала афр. нар.
музыку в религиозные ритуалы вводили европейцы, потом это стали делать
сами африканцы, сочинявшие мотивы и гимны в стилях, соответствующих для
их племён и народов. В кон. 19 сер. 20 вв. широкой известностью в Юж.
Африке воспользовался глава секты Назаретской баптистской церкви И.
Шембе, сочинивший ок. 200 песен и гимнов на собств. стихотворные тексты. В
базе этих произв. обычный зулусский муз.поэтич. фольклор.
Невзирая на воздействие европ. церк. музыки на пар. вок. музыку
африканцев, последняя в собственной базе оставалась африканской.
Воздействие европ. музыки не ограничивалось областью церкви (позже европ.
музыка всё почаще стала звучать в виде маршей, престижных песенок), оно
приводило к изменению афр. мелодики, гармонии, ритма. Этот процесс
характерен в главном для афр. городов, в сельских же местностях (т. е. в
подавляющей части Африки) он незначителен и проследить его сложнее.Богат афр. инструментарий. Базу его составляет группа ударных
инструментов, посреди крых выделяются перепончатые ударные и сначала
барабаны: без резонаторов, котлообразные и цилиндрические с мембраной,
цилиндрические с 2 мембранами. Более старого происхождения барабаны
без резонаторов, имеющие примитивное устройство (шкура животного,
высушенная на солнце, прикрепляется к столбикам, вбитым в землю). У
бушменов и готтентотов встречается простой вид котлообразного барабана с
мембраной (тростниковый либо древесный кувшин заполняется маленьким
количеством воды, верх его затягивают вымоченной в воде бараньей шкурой).
У народов банту Юж. и Центр. Африки распространён котлообразный барабан
нгома и его разновидности (гома, ндугу, мунсианди и т.д.). Многочисленны
барабаны народов банту: барабаныфартуки без резонаторов фумбо, кенгере;
котлообразные атенус; цилиндрич. с одной мембраной эмидири.
Наибольший по размеру барабан омубала, самый длиннющий энгалаби
(цилиндрич. формы, с колокольчиками). В семействе нигерийских барабанов
имеются: огромные котлообразные (полностью из мягенького пальмового
дерева), подвешиваемые на шейку цилиндрич. барабаны с одной мембраной,
цилиндрич. в виде песочных часов с 2 мембранами.
К группе ударных относятся также муз. инструменты, источником звука
крых служат древесные либо металлич. пластинки. Посреди их один из
более возлюбленных после барабанов язычковощипковый удар. инструмент
санса, имеющий многочисл. наименования на различных афр. языках (мбира,
калимба, нданди, нжари и т.д.). Обширно распространён ксилофон (балафон).
Исключительно в Юж. Африке насчитывается более 50 его разновидностей.
Афр. ксилофон имеет вид прямоугольного каркаса с прикреплёнными к нему
1522 дерев. пластинками разл. размеров, под крыми находятся резонаторы
тыквенные либо глиняные сосуды. Африканцы используют в оркестре
инструменты, создающие ритмич. фон (погремушки, трещотки,
колокольчики). Погремушки и трещотки изготовляют из плодов баобаба либо
тыквы, заполненных камешками либо семенами. Эти инструменты
прикрепляют к щиколоткам либо потряхивают ими, держа в руках. Время от
времени функцию погремушек делают юбки из тростника (колышущийся во
время танца тростник создаёт типичный шумовой ритмич. эффект). Танцоры
подвешивают также к поясу либо к щиколоткам колокольчики. Нередко
встречается двойной колокольчик, настроенный в определённый интервал.
Обширно представлена у африканцев группа дух. инструментов. Древние
дух. амбушюрные инструменты рога, изготовляющиеся из полых рогов
животных, также из древесной породы, кости, камыша либо металла. Размеры
и звучание их многообразны. Очень популярна флейта. Она встречается у всех
народов, но различается по размерам, материалу, форме и наименованиям
моротвана, касба, киба, нура, фалала, шукра и др. Трубы африканских
народов сходны по форме, но различаются размерами и материалом (тыква,
рога животных, слоновые клыки, дерево и др.).Один из самых старых афр. струн. инструментов муз. лук. Этот
щипковый инструмент представляет собой гибкую палку, к обоим концам к
рой прикреплена струна. Конец лука закапывают в землю, служащую
резонатором. Огромным пальцем и мизинцем правой руки музыкант играет на
единственной струне. Время от времени к луку присоединяют до 3 струн, что
позволяет извлечь неск. звуков. К группе струнных принадлежит арфа. Она
имеет деку, покрытую змеиной либо львиной кожей. Количество струн
варьируется; у народов Гвинеи, Мали, Сенегала популярен многострунный
(нередко 21струнный) инструмент кора. К щипковым струнным
инструментам принадлежат также: мбет (разновидность музыкального лука),
лютня, гитара, лира и др.
Не считая того, в Африке всераспространены инструменты, занимающие
среднее положение меж определ. группами либо совмещающие свойства 2
групп. Такой струн.дух. инструмент гура гибкий лук с натянутой струной, к
крой прикреплена плоская планка из страусового пера (колебания планки
вызывают вибрацию струны). Очень вдувая воздух в отверстие, проделанное в
планке, также пощипывая струну либо постукивая по ней, музыкант
принуждает её звучать.
Музыка афр. народов отличается многообразием жанров и их
непрерывным развитием. Складываются новые танц. песни. Меняется, хотя и
не настолько активно, церемониальная и культовая музыка. Более различные
я развивающиеся жанры трудовые, героич., колыбельные, лирич. песни.
Афр. лады состоят из неск. устоев и образующихся вокруг их
"проходящих" звуков, скользящих на 1/4 либо даже наименьшую долю тона.
Появление этих ладов находится в зависимости от возможности исполнителя
поменять опорные звуки и разнообразить интервалы снутри ладов.
Всераспространена у народов Африки пентатоника, известны также гекса и
гептатонические звукоряды. Любая этнич. группа имеет определённые лады.
Своеобразие А. м. заключается в осн. в её ритмич. структуре, часто очень
сложной. Ритм отличается высокоразвитыми формами полиметрии, края в
особенности ярко проявляется в ансамблевом выполнении. Ритмич.
сложность А. м. можно следить на примере ансамбля барабанов. В каждом
афр. оркестре имеется неск. барабанов, совместное их звучание создаёт
соответствующий для А. м. "перекрёстный ритм" полиритмию, когда сразу
смешивается неск. ритмов с неоднородным количеством временных толикой в
такте. При выполнении афр. песни появляется неск. ритмич. линий, имеющих
собственный набросок, свои несовпадающие акценты: ритмы вок. мелодии,
хлопанья в ладоши, барабанов и др. инструментов. Благодаря несовпадению
акцентов всех этих ритмических рисунков создаётся эффект синкопирования.
В мелодике афр. песен превалируют нисходящие ходы. Мелодическое
движение неразрывно связано с речью. Мн. афр. языки тональные (имеют 3, 5
и даже 7 тонов), в речи слышны неизменные увеличения и снижения тона.
Часто звуковысотное интонирование текста точно соответствует мелодиипесни, что обосновано общностью их выразит. задач. Так, если интонирование
текста состоит из НВНВН (где H маленький, а В высочайший тон), то
мелодич. линия песни держится такого же рисунка и последовательности
интервалов.
Для вок. выполнения африканцев свойственны неопределённость диапазонов,
куцее глиссандо, специфич. тембр голоса, высочайший фальцет, выкрики,
импровизация. Типичен приём антифонной переклички меж солистом и хором
либо меж 2мя хорами: хор может повторять всю строфу солиста либо только
припев, либо одна половина хора "отвечает" другой. Простая форма афр.
песни 2частная фраза, любая часть крой исполняется поочерёдно солистом
и хором. Солист может разнообразить текст песни, её мелодию, тогда как
партия хора остаётся постоянной (обе части повторяются неск. раз в
различных звуковысотных композициях), в др. случаях солирующая партия не
меняется. Используя такую технику, африканцы делают песни, состоящие из
6, 8 и поболее частей (оковём повторений, конфигурации последовательности
либо в ведения новых частей). В А. м. властвует одноголосие, но
всераспространено и многогол. хор. пение с параллельным ведением голосов
(в терцию, кварту, квинту); существует также гетерофония, полифония.
Развитие совр. афр. муз. культуры неотделимо от историч. процессов,
происходящих в Африке после 2й мировой войны 193945. В странах, где к
власти пришли более конструктивные представители нац.освободит.
движения, культура рассматривается как принципиальный рычаг идеологич.
развития, как показатель роста нац. самосознания. При Организации
африканского единства сотворена спец. комиссия по вопросам просвещения и
культуры. Трудности духовной культуры (в т. ч. музыкальной) являются
предметом обсуждения мн. конференций, конгрессов.
На 1м Междунар. конгрессе негр. писателей и деятелей культуры (1956,
Париж) была принята резолюция о необходимости глубочайшего
исследования афр. культур. На 2м конгрессе (1959, Рим) работала комиссия
по искву, занимавшаяся и муз. неуввязками. Междунар. симпозиум по афр.
культуре (1961, Ибадан) затронул вопросы о развитии нар. музыки, об её роли
в проф. культуре, об использовании фольклора, о подготовке музыкантов. 1й
Междунар. конгресс африканистов (1962, Аккра) поставил важные вопросы:
единство и обилие А. м., пути её развития, соотношение совр. и обычного,
исследование А. м., способы обучения и т.д. 1й Всеафр. фестиваль исква
(1966, Дакар) показал заслуги афр. муз. культуры и содействовал её развитию.
Для совр. муз. жизни Африки типично возникновение новых муз. форм.
Этот процесс связан с соц и политич. переменами, происшедшими в Африке
за последние два десятилетия: рост городов, индустрии, усиление миграц.
процессов из деревень в городка, из отсталых в экономич. отношении рнов в
более развитые, контакты с Европой (мн. афр. студенты получают
образование в др. странах, в т. ч. в СССР), научнотехническая революция
(радио, кино, телевидение). Новые музыкальные формы создаются на базе нар.А. м., но с внедрением европ. гармонии и инвентаря (в особенности совр. дух.
инструментов, гитары). Такое сочетание народного и евро типично для стиля
хайлаф (этот термин обозначает также манеру танца, пользующегося
популярностью во мн. странах Африки).
В сложных критериях развивается афр. культура в ЮАР. Афр. артистам
приходится биться против сегрегации и расизма, за предоставление им сцены,
конц. площадок. По расистским законам ЮАР на спектаклях и
представлениях воспрещается находиться сразу африканцам и белоснежным.
Только немногим африканцам удаётся получить муз. образование.
Афр. муз. культура неотделима от развития тра. Театр. музыка в
Африке появилась на базе синкретич. нрава традиц. афр. исква, выросшего из
сельских празднеств, культовых и бытовых обрядов, религ. церемоний,
уходящих корнями в глубокую древность. Совр. афр. тр находится в стадии
становления и ещё не всюду приобрёл самостоятельность, он плотно сплетен с
др. видами исква. В спектаклях обширно употребляется фольклор нар.
песни, танцы, муз. инструменты. Наибольшее распространение получили муз.
нар. драма, фольклорный балет. В Гане, Нигерии, СьерраЛеоне
распространился жанр муз. нар. драмы, появившийся на базе традиц. сюжетов,
песен, танцев и музыки. Делаются пробы придать этим спектаклям совр.
форму. Одна из первых драм "Кикункор" (1934) сьерралеонского
компьютер. А. Дафара (сам выступал на сцене как певец и танцор) была
показана на ньюйоркской сцене, передавалась по амер. радио, получила
высшую оценку Л. Стоковского. В Сенегале, Гвинее, Мали и др.
франкоязычных афр. странах вместе с драмой развивается фольклорный
балет; пантомима и танец вождаются нар. музыкой, исполняемой на традиц.
афр. инструментах. Эта форма балета зародилась в 30е гг. 20 в в школе У.
Понти (Дакар), учащиеся крой приезжали из разл афр. колоний Франции. Они
использовали в спектаклях фольклор собственных государств. Потом на этой
базе появились фольклорные балеты. В 1961 многочисл. сенегальские
балетные труппы, состоящие из артистовлюбителей, были объединены в
Государственный балет Сенегала, получивший известность в странах Европы.
Совр. южноафр. оперы приближаются к таким произв., как "Порги и Бесс"
Гершвина. Их мелодич. и ритмич. достояние основывается на обильном
применении песен и танцев, также муз. инструментов народов Юж. Африки.
Многие афр. музтанц. коллективы (из Алжира, Ганы, Гвинеи и др.)
гастролировали в разл странах, в т. ч. в СССР.
1ые проф. композиторы Ганы Э. Аму, К. Нкетия, Ф. Гбехо, Дж.
Боатенг. Посреди композиторовпрофессионалов Нигерии Ф. Саванда
(создатель первой нигерийской симфонии "Свобода", посв. провозглашению
независимости Нигерии), А. Банколе (создатель кантаты "Йоруба", сюиты для
фп. "Нигерия", песен и др.), С. Акробот (посреди его сочинений сюита
"Нигериана"), А. Юба, В. Эчезона и др. Посреди эфиопских композиторов К.
И. Негуссе, А. М. БеггоСоу и др. Посреди композиторов Вост. Африкивыделяются: угандиец Дж. Кьягамбидва и танзаниец С. Мбуши.
В совр. Африке создаются проф. муз уч. заведения. Практически во всех
независящих странах Африки появились центры муз. культуры, крые, наряду
со сбором фольклора, организуют ансамбли песен и танцев, производят
постановки муз спектаклей.
Активно развивается муз. культура в странах Зап. Африки (Гана,
Нигерия, Сенегал и др.). Музыкой занимаются в высших уч. заведениях, в т. ч.
в Инте по исследованию Африки при унте Ганы (в инте организованы
студенч. симф. оркестр и хор). В странах Вост. Африки эти процессы идут
медлительнее, т. к. данные страны вступили на путь независимою paзвития
позже и их экономич. уровень не позволяет им уделять подабающее внимание
развитию муз. культуры.
В столице Кении Найроби силами европейских музыкантов сотворена
Восточноафр. консерватория (но процент африканцев, окончивших
консерваторию, пока невелик).