Урок изучения нового материала по астрономии в 11 классе "Малые тела солнечной системы". Урок разработан с учетом требований ФГОС. Применяются различные приемы развития критического мышления. Урок включает в себя все этапы современного урока. Целью урока является - изучение видов малых тел солнечной системы.Урок астрономии "Малые тела солнечной системы"
Малые тела
солнечной
системы.
Карликовые
планеты.
Прием «Ложная
альтернатива»
спутников: Венера или Меркурий?
1. Какая планета имеет минимальное число
2. Какая планета имеет максимальное число
известных спутников: Юпитер или Сатурн?
3. Какой из спутников был открыт еще
Галилеем: Ио или Каллисто?
4. Что не относится к спутникам Плутона:
Тритон или Протей?
5. Что не относится к спутникам Урана: Ариэль
8. Спутники Марса соразмерны с Луной или с
6. Титан, Рея, Япет – это спутники Юпитера или
7. Европа – не является спутником Сатурна или
или Тритон?
Нептуна?
Марса?
Что это за спутники и какой
планете принадлежат?
В состав Солнечной системы, кроме самого
Солнца и 8 объектов, имеющих статус
планет, входит масса других объектов,
также вращающихся по своим орбитам
вокруг нашей звезды.
Малое тело Солнечной системы —
Международным астрономическим союзом в
термин, введённый
2006 году для обозначения объектов
Солнечной системы, которые не являются ни
планетами, ни карликовыми планетами, ни их
Прием «Отсроченная
отгадка» Предположи,
какое малое тело
изображено?
спутниками.
В настоящее время в их
список включено
большинство астероидов
Солнечной системы,
большинство
транснептуновых
объектов (ТНО), а также
кометы, метеоры и
межпланетная пыль.
Карликовой планетой принято
считать объект, который
обладает сферической формой,
вращается вокруг Солнца и сам
не является спутником какой-
либо другой планеты.
Для карликовых планет, которые
были открыты после Плутона, и
которые находятся дальше
Плутона, ввели термин
«транснептуновые объекты».
Сюда отнесли большую группу
планет-карликов, от которых
расстояние до Солнца больше, чем
расстояние от Нептуна до Солнца.
Планетную группу ТНО образуют:
собственно Плутон, объекты
Церера, Макемаке, Эрида, Седна,
Хаумеа и другие. Всего группу
транснептуновых объектов, по
последним данным составляют
Эрида
Астероиды
Астероиды –
планетоподобные
тела, диаметром от 1 –
1000км.
Движутся по орбите вокруг
Солнца. Основное скопление
астероидов в Солнечной
системе – область между
орбитами Марса и Юпитера
(главный пояс астероидов).
В Солнечной системе, по
различным оценкам, может
находиться до 1,9 миллионов
объектов в статусе астероида .
Кометы
Кометы – наиболее протяженные тела
Солнечной систем, движущиеся по
вытянутой эллипсоиде вокруг Солнца
и обладающие ядром (ком газа,
камень либо спрессованная
косметическая пыль) и хвостом
(облако испаряющихся газов, плазма
или дым).
Метеоры
Объекты меньшие по размерам,
чем кометы, относятся к группе
метеоров. По происхождению
метеор может быть
несгоревшим куском из ядра
кометы, отнесенным солнечным
ветром от ядра к хвосту.
Метеор — фактически
атмосферное явление,
возникающее при попадании в
воздушную оболочку нашей
планеты небольших по размеру
объектов .
Межпланетная пыль
Состав межпланетной
пыли идентичен составу
метеоритов, однако
размеры части
межпланетной пыли не
превышает доли микрона.
Пыль – это частицы,
образованные в
результате разрушения
комет и астероидов. В
ясную погоду на закате
можно увидеть светлый
конус на горизонте –
поток света, сверкающий
Что такое ТНО?
Что называют астероидом?
Чем отличается комета от метеора?
Где располагается основное скопление
астероидов?
Что такое карликовая планета?
Домашнее задание:
Подготовьте сообщение
об одной из карликовой
планете: Плутон,
объекты Церера,
Макемаке, Эрида, Седна,
Хаумеа.
Рефлексия
• На уроке я делал…
• Своей работой я
доволен/не доволен
потому что…
• Этот урок показался
мне…
• За урок я бы поставил
себе, потому что…
• Материал урока я
• Мое настроение после
освоил…
занятия…