Урок-беседа "Как справиться со стрессом"
Оценка 4.6

Урок-беседа "Как справиться со стрессом"

Оценка 4.6
Работа в классе
doc
ОБЗР
11 кл
21.01.2018
Урок-беседа "Как справиться со стрессом"
ВАМ предстоит пережить один из самых ответственных и волнительных момент вашей жизни – выпускные экзамены, затем вступительные. Экзамен ставит вас в ситуацию переживания стрессовую ситуацию. Сегодня мы поговорим с вами о том, что означает понятие «стресс» и как его лучше преодолеть. Как вы думаете, что такое стресс?В период подготовки к экзаменам обязательно обращайте внимание на состояние своего физического и психического здоровья. Физиологические признаки стресса, а это бессонница, головные боли, сердцебиение, боли в спине, желудке, сердце, несварение желудка, спазмы, ведут к артриту, глаукоме, склерозу, инсульту, лейкемии. Психологическими признаками стресса являются рассеянность, расстройство памяти, тревожность, плаксивость, излишнее беспокойство, беспричинные страхи, раздражительность. Это приводит к потере уверенности в себе, к возникновению различных заболеваний, психическим расстройствам и к лекарственной зависимости.
Как справится с стрессом.doc
Как справиться со стрессом. В литературе много пишут о причинах возникновения стрессов. Это чувство вины,  утрата ценностей, ненависть к учебе, жилью. Некоторые ненавидят школу, которая становиться серьезным стрессогенным фактором. Что делать? Выход следующий: меняйте стиль жизни, меняйтесь сами! Хочется привести слова  Уолтера Рассела «Если делать то, что вы ненавидеть, из – за  ненависти в организме начинают вырабатываться разрушительные токсины, и в результате  этого вы начинаете страдать от хронического переутомления или заболеете. Вам нужно  любить все, что вы делаете. Или, иначе, делайте то, что Вы можете делать с любовью. Так  гласит древняя восточная мудрость. Делайте все с радостью, делайте все самым лучшим из известных Вам способов. Любовь к учебе, урокам, которые вам, так или иначе придется  выполнять, пополнит запас физических и душевных сил, спасет от утомления, от болезни,  известной под названием «скука»». ВАМ предстоит пережить один из самых ответственных и волнительных момент  вашей жизни – выпускные экзамены, затем вступительные. Экзамен ставит вас в  ситуацию переживания стрессовую ситуацию. Сегодня мы поговорим с вами о том, что  означает понятие  «стресс» и как его лучше преодолеть. Как вы думаете, что такое стресс? Стресс – ответ организма на чрезвычайное, экстремальное  для него воздействие. Какой конкретно фактор является экстремальным, зависит от самого человека. Канадский врач Ганс Селье дал такое определение стрессу: «Это неспецифические  физиологические и психологические реакции организма при воздействии на него  резких, экстремальных факторов». Эти реакции возникают, когда внешнее  воздействие по силе гораздо больше, чем обычное. Причем Селье доказал, что эти  раздражители необязательно должны существовать в реальности. Человек  реагирует не только на действительную опасность, но и на угрозу или напоминание о  ней. Данные  реакции организма проявляются как в психологических, так и в  физиологических изменениях, происходящих с человеком. Представьте сейчас себя в стрессовой ситуации, например на экзамене. Что вы чувствуете, поделитесь впечатлениями. Признаки   стресса стрессового состояния: • тревога, • страх, • напряжение, • неуверенность, • растерянность, • подавленность, • беззащитность, • паника, • бледность или краснота, • учащение пульса, • дрожь, • потливость, • сухость во рту, • затруднение дыхания, • расширение зрачков, • мышечная скованность, • трудности глотания, • желудочный спазм. В своем развитии стресс проходит три стадии. Например, вам сообщили о том, что сейчас вы будете писать контрольную работу. Вы  испытываете тревогу, напряжение. Некоторые теряются, не могут собраться, иногда  даже не понимают суть вопросов контрольной или вовсе не могут начать писать. Это  первая стадия ­ стадия тревоги. На этой стадии в кровь поступают особые  вещества, повышающие устойчивость к травмирующему фактору, и организм  готовится действовать. Но вот первая тревога прошла, и вы приступаете к выполнению задания. Ситуация  продолжает оставаться напряженной, сложной, а вы уже способны действовать  достаточно эффективно, иногда даже более эффективно, чем в обычной ситуации.  Ваш организм мобилизовал внутренние ресурсы и получил возможность  сопротивляться стрессу. Это вторая стадия, стадия стабилизации. Однако на  этой стадии из­за того, что организм работает очень напряженно, на пределе своих  возможностей, его ресурсы быстро расходуются. Если стрессовая ситуация продолжает сохраняться, наступает третья стадия ­  стадия истощения. Представьте себе ситуацию, что контрольные работы вы  должны писать на каждом занятии в течение всего дня. Уже к концу этого дня вы  почувствуете сильную усталость, ваша работоспособность снизится, внимание и  память начнут изменять вам. Будет больше ошибок, а результат работы может стать  безразличен. Организм использовал все ресурсы, и теперь может наступить его  разрушение. На  этой стадии у человека значительно ухудшается самочувствие,  может нарушаться сон и аппетит, возрастает подверженность его различным  заболеваниям, и как итог ­ наступает болезнь.  В период подготовки к экзаменам обязательно обращайте внимание на  состояние своего физического и психического здоровья. Физиологические признаки  стресса, а это бессонница, головные боли, сердцебиение, боли в спине, желудке, сердце, несварение желудка, спазмы, ведут к артриту, глаукоме, склерозу, инсульту, лейкемии.  Психологическими признаками стресса являются рассеянность, расстройство памяти,  тревожность, плаксивость, излишнее беспокойство, беспричинные страхи,  раздражительность. Это приводит к потере уверенности в себе, к возникновению  различных заболеваний, психическим расстройствам и к лекарственной зависимости. Как вы думаете ­ Стресс — это хорошо или плохо? Проводится групповая дискуссия по заданному вопросу. В ходе дискуссии используются доска или лист ватмана, разделенные пополам. На одной половине выписываются плюсы, на другой ­  минусы стресса.  Необходимо  использовать положительные моменты, которые дает нам стресс, например  высокая работоспособность, всплеск умственной и физической энергии, мобилизация всех  психических и физических функций организма. Однако следует научиться справляться с  тревогой на первой стадии развития стресса и, что особенно важно, не допускать доведения  организма до третьей стадии — стадии истощения. О  поведении в стрессовых ситуациях Стрессовые состояния существенно влияют на  деятельность человека. Люди с разными  особенностями нервной системы по­разному  реагируют на одинаковые психологические  нагрузки. У одних людей наблюдаются  повышение активности, мобилизация сил,  повышение эффективности деятельности. Это  так называемая «стресс льва». Опасность как  бы подстегивает человека, заставляет его  действовать смело и решительно. У других людей стресс может вызвать  дезорганизацию деятельности, резкое падение ее эффективности, пассивность и общее  торможение. Это «стресс кролика». «Какими способами можно помочь себе преодолеть стресс?» Поведение человека в стрессовой ситуации зависит  от многих условий, но прежде  всего ­ от психологической подготовки человека, включающей умение быстро  оценивать обстановку, навыки мгновенной ориентировки в неожиданных  обстоятельствах, волевую собранность и решительность, опыт поведения в  aалогичных ситуациях.  Такой опыт наверняка есть у каждого из вас. Он обусловлен вашей жизненной  практикой, и, попадая в напряженные ситуации, каждый из вас реализует его,  пытаясь справиться со стрессом. Проводится мозговой штурм. Ведущий записывает на доске или листе ватмана все способы  борьбы со стрессом, предложенные участниками. Как правило, ребята в том или ином объеме  называют следующие способы: • поспать; • принять душ или ванну; • пойти погулять одному или с друзьями; • заняться любимым делом; • послушать музыку; • поиграть в активные спортивные игры; • включиться в выполнение физической работы; • поплакать; • посчитать до десяти; • вспомнить что­то приятное; • громко покричать и т.п. Если в качестве способов борьбы со стрессом учащиеся называют прием успокоительных  лекарств или алкогольных напитков (а может, наркотических средств), следует отреагировать  на эти заявления и включиться в обсуждение возникшей проблемы. Основная мысль такого  обсуждения должна сводиться к следующему: для нахождения выхода из экстремальной  ситуации и мобилизации всех сил организма необходимо трезво оценивать происходящее, уметь прогнозировать свои действия, быстро принимать решения. Все это невозможно,  если у человека изменено сознание, вызванное приемом наркотических, токсичных  веществ и алкоголя. Поэтому попытки выхода из экстремальной ситуации с их помощью  не дадут желаемого эффекта. Что делать, чтобы нейтрализовать стресс? Во – первых, при стрессах быстро расходуется запас витаминов в организме, особенно  группы В. Многие врачи рекомендуют принимать ежедневно витамины, но нужно  помнить о передозировке. Все должно быть в меру!  Во – вторых очень полезны физические упражнения. Ходите в спортивный зал, делайте  зарядку, танцуйте, пойте, гуляйте по городу, посещайте бассейн, баню. И тогда ваш  уровень энергии поднимается! В – третьих, необходима и психическая, и физическая релаксация. Попробуйте следующие  способы:  • несколько глубоких вдохов; • использование методов мышечного расслабления с закрытыми глазами, в состоянии лежа  или сидя; • использование какого­то успокаивающего движения или действия, например наблюдение  за текущей струйкой воды, выполнение упражнения «Маятник» (стоя на одном месте,  покачаться вперед­назад с пятки на носок); • выполнить какой­либо ритуал, например заварить чай или разложить свою коллекцию,  посмотреть фотоальбом; • заняться любым отвлекающим действием; • заняться каким­либо видом спорта или физическим трудом; • попробовать отнестись с юмором к сложившейся ситуации; • мысленно проиграть предстоящую ситуацию заранее; • попытаться переоценить ситуацию и воспринять ее не как экстремальную; • сознательно утрировать негативные последствия ситуации, чтобы реальные последствия  оказались менее травмирующими; • включиться в оказание помощи другим, попавшим в сложную ситуацию, тогда  неблагоприятные последствия для себя окажутся меньшими; • найти возможность поговорить о сложившейся ситуации с близкими людьми или  друзьями. В – четвертых, для гармоничной жизни необходима поддержка семьи, друзей. Не  уклоняйтесь от семейных торжеств, знакомьтесь с новыми интересными людьми.  Уделяйте внимание родителям, бабушкам и дедушкам, сестрам или братьям, ведь они  особенно нуждаются в вашей любви, заботе. Итак, мы с вами разобрали ряд способов преодоления стрессовых ситуаций.  Нельзя заранее определить, вызовет ли какая­либо ситуация стрессовое  состояние человека. Но его поведение в ней будет зависеть не только от  личностных особенностей, но и, в частности, от того, как он научился применять  на практике изученные нами способы поведения. «Стресс ­ тест». Цель: выяснить, подвержен ли выпускник стрессу. Техника проведения: Учащимся предлагается прочитать включенные  в тест утверждения и выразить степень своего согласия с ними. Инструкция: Вам необходимо прочитать включенные в тест утверждения и выразить  степень своего согласия с ними, используя следующую шкалу: А) почти никогда ­  1  балл Б) редко – 2 балла В) часто  ­ 3 балла Г) почти всегда – 4 балла 1. Меня редко раздражают мелочи. 2. Я нервничаю, когда приходится кого – то ждать. 3. Когда я попадаю в неловкое положение, то краснею. 4. Когда я сержусь, то могу кого – нибудь обидеть. 5. Не переношу критики, выхожу из себя. 6. Если в транспорте меня толкнут, то отвечаю тем же или говорю что – нибудь  грубое. 7. Все свое свободное время чем – нибудь занят. 8. На встречу всегда прихожу заранее или опаздываю. 9. Не умею  выслушивать, вставляю реплики. 10. Страдаю отсутствием аппетита. 11. Беспричинно бываю беспокоен. 12. По утрам чувствую себя плохо. 13. Чувствую себя уставшим, плохо сплю, не могу отключиться. 14. И после продолжительного сна не чувствую себя нормально. 15. Думаю, что сердце у меня не в порядке. 16. У меня бывают боли в спине и шее. 17. Я барабаню пальцами по столу, а когда сижу, покачиваю ногой. 18. Мечтаю о признании, хочу, чтобы меня хвалили за то, что я делаю. 19. Думаю, что лучше многих 20. Не соблюдаю диету. Шкала оценки: 30 баллов и меньше – Вы живете спокойно и разумно, успеваете справиться с  проблемами, которые возникают. Вы не страдаете ни ложным честолюбием, ни  чрезмерной скромностью. Эти люди часто видят себя в розовом свете. 31 – 45 Баллов. – Ваша жизнь наполнена деятельностью и напряжением, страдаете от  стресса как в положительном смысле этого слова (т.е. у вас есть стремление чего –  нибудь достигать), так и в отрицательном. По всей видимости, вы не измените образа  жизни, но оставьте немного времени и для себя.  46 – 60 баллов. – Ваша жизнь – беспрестанная борьба. Вы честолюбивы и мечтаете о  карьере. Для вас важно мнение других, и это держит вас в состоянии стресса. Если  будете продолжать в том же духе, то многого добьетесь, но вряд ли вам радость.  Избегайте лишних споров, усмиряйте свой гнев, вызванный мелочами. Не пытайтесь  добиваться всегда максимального результата. Время от времени давайте себе полную  передышку. 61 балл и более. – Вы живете, как водитель машины, который одновременно жмет на  газ и на тормоз. Поменяйте образ жизни. Стресс, которому вы подвержены, угрожает и  здоровью и вашему будущему.

Урок-беседа "Как справиться со стрессом"

Урок-беседа "Как справиться со стрессом"

Урок-беседа "Как справиться со стрессом"

Урок-беседа "Как справиться со стрессом"

Урок-беседа "Как справиться со стрессом"

Урок-беседа "Как справиться со стрессом"

Урок-беседа "Как справиться со стрессом"

Урок-беседа "Как справиться со стрессом"

Урок-беседа "Как справиться со стрессом"

Урок-беседа "Как справиться со стрессом"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2018