Урок биологии 8 класс "Органы пищеварения"
Оценка 4.8

Урок биологии 8 класс "Органы пищеварения"

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
биология
8 кл
20.01.2018
Урок биологии 8 класс "Органы пищеварения"
Разработка урока по биологии 8 класс, по теме "Органы пищеварения". Методы обучения: частично-поисковый, репродуктивный. Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная. Средства обучения: 1) Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология: 8 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – 3-е изд., перераб. – М.: Вентана – Граф, 2008. – 272 с.: ил.Разработка урока, руководство для учителя
Органы пищеварения 8 класс урок биологии.docx
ОРГАНЫ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ 8 класс Мискевич Юлия Алексеевна учитель биологии ЛГ МБОУ  «Средняя общеобразовательная школа №1» Цель урока: Формирование   ценностного   отношения   обучающихся   к   совместной   учебно­ познавательной деятельности по определению особенностей строения органов пищеварения, а так же функций органов пищеварительной системы. Планируемые результаты: Личностные:   осознание   практической   важности   правильного   функционирования органов пищеварительной системы;  осознания ценности формируемых способов деятельности; Метапредметные:  умение принимать и сохранять учебную задачу; планировать,  контролировать и оценивать свои действия;  умение работать в команде; слушать собеседника и вести диалог,  высказывать свою точку зрения;  умение анализировать информацию, делать выводы. Предметные  умения выявлять особенности строения органов пищеварения в связи с их  функциями;   умение определятьсущность процесса пищеварения, его значение. 1 Ход урока: Стадия «Вызов» Учитель:  Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжим с вами изучение организма человека.  Давайте просмотрим  видеосюжет. Просмотр видео о приеме пищи (см. электронное приложение № 1). Учитель организует диалог   О чем эта ситуация, куда делись булки?  Будет ли польза от такого приема пищи?  Почему? Ответы обучающихся:  Нет, можно подавиться, так как ребята быстро все проглотили.  Нужно   пищу   тщательно   пережевывать,   прежде   чем   проглотить,   иначе полезные вещества не попадут в кровь. Учитель   предлагает   просмотреть   видео   о   движении   пищи   по пищеварительному     каналу(см.   электронное   приложение   №   2), комментирует его:  Действительно, каждый проглоченный нами кусочек пищи отправляется в путешествие по организму, и наша цель забрать из этого кусочка самое ценное.   А что ценного содержится в пище?  Ответы обучающихся  Питательные вещества.  Строительный материал для роста и развития организма.  Энергия. Учитель: 2  А   что   произойдет,   если   пищевые   продукты,   например,   молоко   или куриный бульон, ввести прямо в кровь? Ответы обучающихся  Человек может погибнуть.  Для того, чтоб пища могла обеспечить организм веществами и энергией, она должна быть преобразована в доступную для усвоения форму.  Учитель:  Где происходит этот процесс?  Ответы обучающихся  В пищеварительной системе.  В органах пищеварения. Учитель:  Вы совершенно правы! Итак, тема нашего урока? Обучающиеся:  «Органы пищеварительной системы». Учитель: Пищеварительная   система   человека   выполняет   три   основные   функции: секреторная, двигательная и всасывательная.  Давайте попробуем предположить  ­ в чем суть этих функций. Организуетсяработа   в   группах.Учитель   предлагает   соотнести   с помощью стрелок название функции с описанием (см. таблица 1). Соотнесите название функции с описанием, соединив их стрелками. Таблица1 Название функций 1.Секреторная  Описаниефункций   пищи 1.Движение   пищеварительному   каналу, перемешивание 2.Переход   питательных   веществ   в кровь и лимфу по   её 3 2.Двигательная 3.Всасывательная 3.Образование   пищеварительных соков   и   их   выделение   в пищеварительный канал 4.Расщепление сложных органических   веществ   на   более простые   5. Обеззараживание пищи Учитель:  Все ли функции вы  определили? Обучающиеся,   испытывая   затруднения   в   определении   некоторых функций,       приходят   к   необходимости   более     подробного   изучения органов пищеварительной системы и их функций. Стадия  «Осмысления содержания» Учитель направляет обучающихся:  Какие органы образуют пищеварительную систему? Ответы обучающихся:  Желудок, кишечник, ротовая полость, печень, пищевод, поджелудочная железа. Учитель   предлагает   на   доске   изобразить   кластер,распределив   в логической последовательности органы пищеварительной системы(см.схема 1). 4 Ротовая полость Глотка пищевод Пищевод Желудок Тонкий кишечник Толстый кишечник Пищеварительная система Схема 1 Пищеварительная трубка Пищеварительные железы Прямая кишка Слюнные кишечник Печень кишечник Желудочные ,кишечные Поджелудоч ная железа кишечник 5 Учитель:  Мы   определились   с   органами,   участвующими   в   пищеварительной системе, осталось уточнить их особенности и функции. Учитель организует работу в группах. Предлагает изучить материал (см.   приложение   1)     и   продолжить   оформление   кластера,   определив особенности и функции органов пищеварительной системы. Обучающиесяизучают     материал,согласно предложенному алгоритму,обсуждают в группах, продолжают заполнять кластер, обосновывая свое мнение перед классом.   предложенный Алгоритм работы в группах 1.Прочитайте текст. 2.Найдите в тексте особенности каждого органа пищеварительной системы. 3.Определите функции каждого органа. 4.Обсудите в группе результаты работы. 5.Продолжите кластер на доске, указав особенности изученных  органов и их  функции Стадия «Рефлексии» Учитель:  Предлагаювернутся к первому заданию (таблица 1) и выполнить его. Обучающиеся   обсуждают   в   группах,   приходят   к   верным   выводам,   в частности,   что   «расщепление   сложных   органических   веществ   на   более простые»   и   «обеззараживание   пищи»   ­   это   секреторные   функции,   что переход   питательных   веществ   в   кровь   и   лимфу   ­   это   двигательная функция(см.таблица 2). 6 Название функции  1.Секреторная  2.Двигательная 3.Всасывательная Таблица 2 Описание  функций питательных 1.Движение   пищи   по пищеварительному   каналу, её перемешивание 2.Переход веществ в кровь и лимфу 3.Образование пищеварительных ферментов   и выделение их в пищеварительный канал 4.Расщепление сложных органических   веществ   на более простые 5.Обеззараживание пищи     Учитель предлагает обучающимся выполнить тест(см.приложение2). Обучающиеся индивидуально работают над своим вариантом теста, фиксируют ответы. Учитель предлагает выполнить самопроверку, используя «ключи» к тесту (см.приложение 3). Подводя итоги урока, учитель предлагает закончить предложения.    Сегодня на уроке мне удалось… Я узнал, что важно при приеме пищи… Самым интересным для меня было… Постановка домашнегозадания   ­   Я   думаю,   информация,   полученная   на   уроке,   позволит   вам   выполнить домашнее задание: 1. Выполнить практическую работу «Местоположение слюнных желёз» (стр. 125 учебника). 7 Задание по выбору: 1. Выполнить задание в рабочей тетради №101­103, стр 64. 2..Подготовить сообщениеи электронную презентацию о заболеваниях зубов.  Приложение 1 ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ В ГРУППАХ Задание 1 группе Пищеварительная система состоит из пищеварительной трубки, длина которой у взрослого   человека   достигает   7­9   м,   и   ряда   расположенных   вне   ее   стенок крупных желез. Ротовая   полость.  Сначала   пища   попадает   в   рот.   В   ротовой   полости   она размельчается зубами и перетирается языком. Рецепторы, находящиеся в языке, позволяют   нам   определять   вкус   пищи,   ее   пригодность   для   еды.   В   ротовую полость впадают протоки многочисленных мелких и трех пар крупных слюнных желез.  Во рту начинает перевариваться пища. Глотка и пищевод.  Через глотку и пищевод пища проходит   в желудок. По краям,   слева   и   справа   от   него,   находятся  миндалины.   Они   состоят   из лимфоидной ткани, выполняющей защитную функцию. Миндалины заполнены лейкоцитами, которые готовы во всеоружии встретить микробов, попадающих с пищей и воздухом.  Напомним, что пищевод переходит из грудной полости в брюшную полость, где находится желудок, через отверстие в диафрагме. Задание 2 группе Пищеварительная система состоит из пищеварительной трубки, длина которой у взрослого   человека   достигает   7­9   м,   и   ряда   расположенных   вне   ее   стенок крупных желез.    (объем   до   3   литров)   пища Желудок.   В   желудке   три   слоя   мышц   перемешивается, переваривается под действием   желудочного сока, а затем в полупереваренном виде поступает в кишечник.   8 Желудок находится под диафрагмой с левой стороны.  Слизистая оболочка человеческого желудка обновляется каждые 3­4 дня. Если бы   этого   не   происходило,   то   кислоты,   используемые   желудком   для переваривания пищи, разъедали бы стенки желудка. Кстати, за день у человека выделяется около 3 литров желудочного сока и 2 литров — поджелудочного. Задание 3 группе Пищеварительная система состоит из пищеварительной трубки, длина которой у взрослого   человека   достигает   7­9   м,   и   ряда   расположенных   вне   ее   стенок крупных желез.  Кишечник.  Из желудка пища попадает в  тонкую кишку. Начальный отдел ее называют двенадцатиперстной кишкой. В него впадают протоки поджелудочной железы  и  общий желчный проток, по  которому желчь  из  печени и  желчного пузыря попадает в кишечник. Тонкая   кишка  образует   несколько   петель.   В   тонких   кишках   происходит окончательное переваривание пищи и всасывание питательных веществ в кровь и лимфу. Там, где тонкая кишка впадает  в толстую, находится начальный отдел последней – слепая кишка с аппендиксом. Толстая кишка  идет вверх, затем у диафрагмы переходит на левую сторону, спускается вниз, образуя свой последний отдел –  прямую кишку. Через нее и удаляются   непереваренные   остатки   пищи.   В   этом   отделе   кишечника накапливаются остатки пищи, подлежащие удалению из организма. В толстой кишке всасываются обратно в кровь вода и минеральные соли, использованные при пищеварении Задание 4 группе Пищеварительная система состоит из пищеварительной трубки, длина которой у взрослого   человека   достигает   7­9   м,   и   ряда   расположенных   вне   ее   стенок крупных желез.  Пищеварительные   железы  выполняют   секреторную   функцию   ­  они выделяют   пищеварительные   соки,   которые   переваривают   пищу,   превращают сложные   питательные   вещества   в   более   простые   и   растворимые   в   воде.   К пищеварительным   железам   относятся  слюнные   железы(мелкие   и   крупные) околоушные,   подъязычные,   поднижнечелюстные.Слюнные   железы   выделяют слюну (в сутки до 1 литра) в которой содержаться: пищеварительные ферменты, 9 переваривающие   пищу и   вещества убивающие   микробы.  Микроскопические железы   желудка  (в   желудке   35   миллионов   пищеварительных   желез)    и кишечника   выделяют   пищеварительные   ферменты   (соляную   кислоту), поджелудочная железа и печень выделяют пищеварительные ферменты. Печень ­ самая большая железа,выделяющая желчь. Часть выделенной желчи идет прямо в двенадцатиперстную кишку, часть – в желчный пузырь. Там она накапливается, а   затем   по   мере   надобности   расходуется.   Все   пищеварительные   ферменты превращают сложные вещества в простые. Приложение 2 Тест по теме:  (5 вариантов) «Органы пищеварительной системы »   1.    Какой   из  перечисленных   отделов   не   относится   к   пищеварительному каналу? а)   глотка б)  пищевод в)  поджелудочная железа г)  гортань 2. Где вырабатывается желчь? а) в печени;        б) в поджелудочной железе;         в) в желудке. 3. Нарушение эмали зуба: а) пульпит;   б) кариес;   в) тонзиллит. 4. Почему не перевариваются стенки желудка? а)   толстый   мышечный   слой;        б)   толстая   слизистая   оболочка;   в)   большое обилие слизи. 5.  У взрослого человека количество постоянных зубов:      а)  20   б)  32  в)  16 Вариант 2 1.Что такое пищеварение? а) предварительная обработка пищи;        б) механическая обработка пищи; в) механическая и химическая обработка пищи. 2.Какое значение для организма имеет пища? а)   строительная   функция;   б)   энергетическая   функция;   в)   строительная   и энергетическая функция. 3.Где вырабатывается желчь?         а) в печени;        б) в поджелудочной железе;        в) в желудке. 4.Где начинается процесс пищеварения?         а) в кишечнике;        б) в ротовой полости;        в) в желудке. 10 5.Где завершается расщепление питательных веществ? а) в желудке;                б) в тонком кишечнике;        в) в толстом кишечнике. Вариант3 1.Где происходит всасывание воды?         а) в желудке;                б) в тонком кишечнике;        в) в толстом кишечнике. 2.Почему не перевариваются стенки желудка?         а) толстый мышечный слой;        б) толстая слизистая оболочка; в) большое обилие слизи. 3.Каково значение желчи в процессе пищеварения?         а) расщепляются пищу; б) обеззараживает пищу;         в) не влияет на пищу. 4.Пищеварительная система состоит:         а)   из   органов,   образующих   пищеварительный   канал;   б)   из   органов, образующих пищеварительный канал, и пищеварительных желез; в) из органов пищеварения и выделения. 5. Какой   из   перечисленных   отделов   не   относится   к   пищеварительному каналу: а) глотка;  б) гортань;  в) печень.  г) желудок Тест по теме: «Органы пищеварительной системы ».    4 вариант 1. Защитное бактерицидное действие в ротовой полости выполняет:  а) слюна; б) мягкое нёбо; в) язык. 2. Нарушение эмали зуба: а) пульпит;  б) кариес;   в) тонзиллит. 3. Какой   из   перечисленных   отделов   не   относится   к   пищеварительному каналу: а) глотка;   б) гортань;    в) печень. 4. В каком отделе пищеварительной системы начинает расщепляться пища: а) ротовая полость;   б) пищевод;     в) желудок. 5.Где происходит всасывание воды?         а) в желудке;                б) в тонком кишечнике;        в) в толстом кишечнике. Тест по теме: «Органы пищеварительной системы ».    5 вариант 1.Что такое пищеварение? а) предварительная обработка пищи;        б) механическая обработка пищи; в) механическая и химическая обработка пищи. 2.Какое значение для организма имеет пища? 11 а)   строительная   функция;   б)   энергетическая   функция;   в)   строительная   и энергетическая функция. 3.Где происходит всасывание воды?         а) в желудке;                б) в тонком кишечнике;        в) в толстом кишечнике 4.Где начинается процесс пищеварения?         а) в кишечнике;        б) в ротовой полости;        в) в желудке. 5.Где завершается расщепление питательных веществ? а) в желудке;                б) в тонком кишечнике;        в) в толстом кишечнике. вариант Тест по теме: «Органы пищеварительной системы ».    6 1.Что такое пищеварение? а) предварительная обработка пищи;        б) механическая обработка пищи; в) механическая и химическая обработка пищи. 2.Какое значение для организма имеет пища? а)   строительная   функция;   б)   энергетическая   функция;   в)   строительная   и энергетическая функция. 3.Где вырабатывается желчь?         а) в печени;        б) в поджелудочной железе;        в) в желудке. 4.Где начинается процесс пищеварения?         а) в кишечнике;        б) в ротовой полости;        в) в желудке. 5.Где завершается расщепление питательных веществ? а) в желудке;                б) в тонком кишечнике;        в) в толстом кишечнике. КЛЮЧИ К ТЕСТУ Приложение 3 №  варианта ответы 1 1­в 2­а 3­б 4­б 5­б 2 1­в 2­в 3­а 4­б 5­б 3 1­б 2­б 3­а 4­б 5­в 4 1­а 2­б 3­в 4­а 5­в 5 1­в 2­а 3­в 4­б 5­б 6 1­в 2­а 3­а 4­б 5­б 12 13

Урок биологии 8 класс "Органы пищеварения"

Урок биологии 8 класс "Органы пищеварения"

Урок биологии 8 класс "Органы пищеварения"

Урок биологии 8 класс "Органы пищеварения"

Урок биологии 8 класс "Органы пищеварения"

Урок биологии 8 класс "Органы пищеварения"

Урок биологии 8 класс "Органы пищеварения"

Урок биологии 8 класс "Органы пищеварения"

Урок биологии 8 класс "Органы пищеварения"

Урок биологии 8 класс "Органы пищеварения"

Урок биологии 8 класс "Органы пищеварения"

Урок биологии 8 класс "Органы пищеварения"

Урок биологии 8 класс "Органы пищеварения"

Урок биологии 8 класс "Органы пищеварения"

Урок биологии 8 класс "Органы пищеварения"

Урок биологии 8 класс "Органы пищеварения"

Урок биологии 8 класс "Органы пищеварения"

Урок биологии 8 класс "Органы пищеварения"

Урок биологии 8 класс "Органы пищеварения"

Урок биологии 8 класс "Органы пищеварения"

Урок биологии 8 класс "Органы пищеварения"

Урок биологии 8 класс "Органы пищеварения"

Урок биологии 8 класс "Органы пищеварения"

Урок биологии 8 класс "Органы пищеварения"

Урок биологии 8 класс "Органы пищеварения"

Урок биологии 8 класс "Органы пищеварения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2018