Урок биологии в 10 классе по теме "Природа человека"
Оценка 4.8
Работа в классе
doc
биология
10 кл
02.03.2018
Что в человеке первично: социальное или биологическое? В чем отличия современного человека и его далекого предка? Что делает человека человеком? Попытка ответить на эти вопросы и породила тему урока "Природа человека". Как человек зависит от природы, как работают биологические законы в социуме - дискуссия помогает хотя бы отчасти понять - что есть человек.интегрированный урок по биологии и обществознанию
урок 5.12.doc
Метапредметный урок биология + обществознание «Природа человека» 10 класс
Цели урока:
Обучающая на основе учебного материала двух предметов раскрыть социальную и биологическую сущность человека, показать его отличия
от животных.
Развивающая продолжить развитие навыков логического мышления, анализа, умения делать выводы.
Воспитательная способствовать формированию у учащихся целостной картины мира на основе диалога двух наук.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Форма урока: дискуссия
«Человек – это двуногое животное без перьев»
Платон
Х О Д У Р О К А
« Человек без ног все же остается человеком, а петух без перьев человеком не становится»
Что такое человек ?
Человек весь соткан из парадоксов:
Человек – животное, но существует не в природе, а в обществе
У него есть инстинкты, но руководствуется он прежде всего разумом
Человек рождён в природе, но пытается подчинить её себе
У человека есть разум, но есть и бессознательное
Кто же есть человек?
В чём его особенности?
На этот вопрос мы и должны ответить на сегодняшнем уроке
Теории происхождения человека
Божественное происхождение – весь мир, в том числе человек является творением Бога, Бог создал человека по своему образу и подобию.
И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над
скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. Космическое происхождение человека (происхождение всего живого из космоса или теория, согласно которой мы все являемся предками
космических пришельцев)
ВЫДЕЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА из животного мира
В науке преобладает теория происхождения человека из животного мира, основанная на теории Ч.Дарвина о происхождении видов а также версия, что труд
и эволюция процесса труда привели к появлению человека разумного (homo sapiens) Ф. Энгельс "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека"
Основное положение трудовой теории антропогенеза—о решающей роли изготовления орудий в процессах гоминизации—разделяется ныне
подавляющим большинством антропологов мира, хотя распространенное в зарубежной антропологии понятие "культурной адаптации" и не
вполне соответствует основным принципам трудовой теории; в этом случае речь идет обычно об "аутокаталитической реакции" или
"кибернетическом механизме" обратной связи между развитием биологии (мозга) и культуры при ведущей роли генетических факторов.
Антропогенез процесс становления и развития человека
Рамапитек (1420 млн. лет назад)
Австралопитек (58 млн. лет назад)
Питекантроп homo habilis (человек умелый) около 2 млн. лет назад
homo erectus, человек прямоходящий, 11,3 млн. лет назад
Завершает процесс антропогенеза вид, получивший название кроманьонец (homo sapiens)
Современный человек с самого рождения представляет собой биосоциальное единство. Он появляется на свет с неполностью сформированными
анатомофизиологическими качествами, которые доразвиваются при его жизни в социуме. В то же время наследственность снабжает ребенка не только
сугубо биологическими свойствами и инстинктами. Он изначально оказывается обладателем собственно человеческих качеств: развитой способности
к подражанию взрослым, любопытства, способности огорчаться и радоваться. Его улыбка («привилегия» человека) имеет врожденный характер. Но
полностью в этот мир вводит человека именно общество, которое наполняет его поведение социальным содержанием.
Что позволило человеку выделиться из животного мира? Основные факторы антропогенеза можно разделить следующим образом:
(таблица)
биологические факторы — прямохождение, развитие руки, большой и развитый мозг, наследственная изменчивость
основные социальные факторы — труд и коллективная деятельность, мышление, язык и общение, нравственность.
2 Труд из перечисленных выше факторов сыграл ведущую роль в процессе становления человека; на его примере проявляется взаимосвязь остальных
биологических и социальных факторов. Так, прямохождение освободило руки для использования и изготовления орудий, а строение руки (отстоящий
большой палец, гибкость) позволило эффективно использовать эти орудия. В процессе совместного труда складывались тесные отношения между
членами коллектива, которые привели к налаживанию группового взаимодействия, заботе о членах племени (нравственность), к необходимости
общения (появление речи). Язык способствовал развитию мышления, выражая все более сложные понятия; развитие мышления в свою очередь
обогащало язык новыми словами. Язык также позволил передавать опыт из поколения в поколение, сохраняя и преумножая знания человечества.
Человека нельзя сводить исключительно к общественным качествам, поскольку для его развития необходимы биологические предпосылки. Но нельзя
свести его и к биологическим особенностям, так как личностью можно стать только в обществе. Биологическое и социальное нераздельно слито в
человеке, что делает его особым биосоциальным существом.
Человек как биологическое существо принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид homo sapiens. Природа человека проявляется в его
анатомии, физиологии: кровеносная, мышечная, нервная и другие системы
Детимаугли
Человек как существо социальное неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с
другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание разум,
свобода и ответственность
Любовь. В отношении любви образно применяют слово "химия", но на самом деле любовь это действительно ряд химических реакций
Привязанность это долговременные добровольные обязательства, это связь между людьми, решающими создать союз и обзавестись потомством.
На этой стадии нервная система выпускает в организм два гормона, которые, как считают ученые, отвечают за социальную связь между людьми:
Вазопрессин важный для установления долговременных обязательств химический элемент. Опыты на мышах позволяют сделать вывод, что
как только количество вазопрессина уменьшается в организмах самцов, их способность создавать пару с самкой тут же уменьшается. Они
перестают заботиться о самке и становятся равнодушны к вниманию к ней со стороны других самцов.
Окситоцин выделяется гипоталамусом во время рождения ребенка, а также помогает молочным железам выделять молоко. В социальном отношении
помогает укрепить связь между матерью и ребенком. Кроме того, этот гормон выделяется и у мужчин, и у женщин во время оргазма и как полагают
ученые сближает партнеров эмоционально. Согласно теории, чем больше у вас с партнером секса тем прочнее ваши отношения
Игры. Обладание ресурсами.(Выступление учащихся)
3 Общество и человек неотделимы друг от друга и в биологическом, и в социальном плане. Общество таково, каковы образующие его люди, оно
выступает в качестве выражения, оформления, закрепления внутренней сущности человека, способа его жизнедеятельности. Человек вышел из
природы, но существует как человек только благодаря обществу, формируется в нем и формирует его своей деятельностью.
Общество определяет условия не только социального, но и биологического совершенствования человека. Вот почему в центре внимания общества
должны находиться вопросы обеспечения здоровья людей с их рождения и до старости. Биологическое здоровье человека позволяет ему активно
участвовать в жизни общества, реализовать свои творческие потенции, создавать полноценную семью, растить и воспитывать детей. В то же время
человек, лишенный необходимых социальных условий жизнедеятельности, теряет свою «биологическую форму», опускается не только нравственно,
но и физически, что может служить причиной антисоциального поведения и преступлений.
В обществе человек реализует свою природу, но и сам вынужден подчиняться требованиям и ограничениям общества, быть ответственным перед ним.
Ведь общество — это все люди, включая каждого человека, и, подчиняясь обществу, он утверждает в себе требования собственной сущности.
Выступая против общества, человек не просто подрывает основы общего благополучия, но и деформирует собственную природу, нарушает в себе
гармонию биологического и социального начал.
Практические выводы:
1. Человек существо историческое. Каждый из нас как бы "стоит на плечах" многих поколений своих предков. На человеке лежит ответственность за жизнь
на Земле и будущее человечества.
2.Необходимо осознать значимость человека, понять, в чём смысл жизни, выбрать достойные цели, осознанно сделать выбор жизненного пути, ради чего
стоит жить.
3.Важно понять, что человеческая жизнь самоценна, а перспектива человечества состоит в развитии личности в гармонии с природой, социумом и
собственным внутренним миром.
4
Урок биологии в 10 классе по теме "Природа человека"
Урок биологии в 10 классе по теме "Природа человека"
Урок биологии в 10 классе по теме "Природа человека"
Урок биологии в 10 классе по теме "Природа человека"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.