Урок биологии в 10 классе по теме "Природа человека"
Оценка 4.8

Урок биологии в 10 классе по теме "Природа человека"

Оценка 4.8
Работа в классе
doc
биология
10 кл
02.03.2018
Урок биологии в 10 классе по теме "Природа человека"
Что в человеке первично: социальное или биологическое? В чем отличия современного человека и его далекого предка? Что делает человека человеком? Попытка ответить на эти вопросы и породила тему урока "Природа человека". Как человек зависит от природы, как работают биологические законы в социуме - дискуссия помогает хотя бы отчасти понять - что есть человек.интегрированный урок по биологии и обществознанию
урок 5.12.doc
Метапредметный урок биология + обществознание «Природа человека» 10 класс Цели  урока: Обучающая          ­   на основе учебного материала двух предметов раскрыть социальную и биологическую сущность человека, показать его отличия   от   животных.  Развивающая      ­   продолжить развитие навыков логического мышления, анализа, умения делать выводы.   Воспитательная ­     способствовать формированию у  учащихся целостной   картины мира на основе диалога двух наук. Тип  урока:          урок усвоения новых знаний Форма  урока:     дискуссия                            «Человек – это двуногое животное без перьев»                                                                                                                                              Платон     Х  О  Д      У  Р  О  К  А     « Человек без ног все же остается  человеком, а петух без перьев человеком не становится»                                     Что такое человек ? Человек весь соткан из парадоксов: Человек – животное, но существует не в природе, а в обществе У него есть инстинкты, но руководствуется он прежде всего разумом Человек рождён в природе, но пытается подчинить её себе У человека есть разум, но есть и бессознательное  Кто же есть человек? В чём его особенности?  На этот вопрос мы и должны ответить на сегодняшнем уроке Теории происхождения человека Божественное происхождение – весь мир, в том числе человек является творением Бога, Бог создал человека по своему образу и подобию.  И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над  скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. Космическое происхождение человека (происхождение всего живого из космоса или теория, согласно которой мы все являемся предками  космических пришельцев) ВЫДЕЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА из животного мира В науке преобладает теория происхождения человека из животного мира, основанная на теории Ч.Дарвина о происхождении видов а также версия, что труд  и эволюция процесса труда привели к появлению человека разумного (homo sapiens) ­ Ф. Энгельс "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека"  Основное положение трудовой теории антропогенеза—о решающей роли изготовления орудий в процессах гоминизации—разделяется ныне  подавляющим большинством антропологов мира, хотя распространенное в зарубежной антропологии понятие "культурной адаптации" и не  вполне соответствует основным принципам трудовой теории; в этом случае речь идет обычно об "аутокаталитической реакции" или  "кибернетическом механизме" обратной связи между развитием биологии (мозга) и культуры при ведущей роли генетических факторов. Антропогенез ­ процесс становления и развития человека Рамапитек  (14­20 млн. лет назад) Австралопитек (5­8 млн. лет назад)    Питекантроп homo habilis  (человек умелый) около 2 млн. лет назад  homo erectus, человек прямоходящий, 1­1,3 млн. лет назад Завершает процесс антропогенеза вид, получивший название кроманьонец (homo sapiens) Современный человек с самого рождения представляет собой биосоциальное единство. Он появляется на свет с неполностью сформированными  анатомофизиологическими качествами, которые доразвиваются при его жизни в социуме. В то же время наследственность снабжает ребенка не только сугубо биологическими свойствами и инстинктами. Он изначально оказывается обладателем собственно человеческих качеств: развитой способности  к подражанию взрослым, любопытства, способности огорчаться и радоваться. Его улыбка («привилегия» человека) имеет врожденный характер. Но  полностью в этот мир вводит человека именно общество, которое наполняет его поведение социальным содержанием. Что позволило человеку выделиться из животного мира? Основные факторы антропогенеза можно разделить следующим образом: (таблица)   биологические факторы — прямохождение, развитие руки, большой и развитый мозг, наследственная изменчивость основные социальные факторы — труд и коллективная деятельность, мышление, язык и общение, нравственность. 2 Труд из перечисленных выше факторов сыграл ведущую роль в процессе становления человека; на его примере проявляется взаимосвязь остальных  биологических и социальных факторов. Так, прямохождение освободило руки для использования и изготовления орудий, а строение руки (отстоящий  большой палец, гибкость) позволило эффективно использовать эти орудия. В процессе совместного труда складывались тесные отношения между  членами коллектива, которые привели к налаживанию группового взаимодействия, заботе о членах племени (нравственность), к необходимости  общения (появление речи). Язык способствовал развитию мышления, выражая все более сложные понятия; развитие мышления в свою очередь  обогащало язык новыми словами. Язык также позволил передавать опыт из поколения в поколение, сохраняя и преумножая знания человечества. Человека нельзя сводить исключительно к общественным качествам, поскольку для его развития необходимы биологические предпосылки. Но нельзя  свести его и к биологическим особенностям, так как личностью можно стать только в обществе. Биологическое и социальное нераздельно слито в  человеке, что делает его особым биосоциальным существом. Человек как биологическое существо принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид homo sapiens. Природа человека проявляется в его  анатомии, физиологии: кровеносная, мышечная, нервная и другие системы Дети­маугли Человек как существо социальное неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с  другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание разум,  свобода и ответственность Любовь. В отношении любви образно применяют слово "химия", но на самом деле любовь ­ это действительно ряд химических реакций  Привязанность ­ это долговременные добровольные обязательства, это связь между людьми, решающими создать союз и обзавестись потомством. На этой стадии нервная система выпускает в организм два гормона, которые, как считают ученые, отвечают за социальную связь между людьми:  Вазопрессин ­ важный для установления долговременных обязательств химический элемент. Опыты на мышах позволяют сделать вывод, что  как только количество вазопрессина уменьшается в организмах самцов, их способность создавать пару с самкой тут же уменьшается. Они  перестают заботиться о самке и становятся равнодушны к вниманию к ней со стороны других самцов. Окситоцин ­ выделяется гипоталамусом во время рождения ребенка, а также помогает молочным железам выделять молоко. В социальном отношении помогает укрепить связь между матерью и ребенком. Кроме того, этот гормон выделяется и у мужчин, и у женщин во время оргазма и ­ как полагают  ученые ­ сближает партнеров эмоционально. Согласно теории, чем больше у вас с партнером секса ­ тем прочнее ваши отношения Игры. Обладание ресурсами.(Выступление учащихся) 3 Общество и человек неотделимы друг от друга и в биологическом, и в социальном плане. Общество таково, каковы образующие его люди, оно  выступает в качестве выражения, оформления, закрепления внутренней сущности человека, способа его жизнедеятельности. Человек вышел из  природы, но существует как человек только благодаря обществу, формируется в нем и формирует его своей деятельностью. Общество определяет условия не только социального, но и биологического совершенствования человека. Вот почему в центре внимания общества  должны находиться вопросы обеспечения здоровья людей с их рождения и до старости. Биологическое здоровье человека позволяет ему активно  участвовать в жизни общества, реализовать свои творческие потенции, создавать полноценную семью, растить и воспитывать детей. В то же время  человек, лишенный необходимых социальных условий жизнедеятельности, теряет свою «биологическую форму», опускается не только нравственно,  но и физически, что может служить причиной антисоциального поведения и преступлений. В обществе человек реализует свою природу, но и сам вынужден подчиняться требованиям и ограничениям общества, быть ответственным перед ним.  Ведь общество — это все люди, включая каждого человека, и, подчиняясь обществу, он утверждает в себе требования собственной сущности.  Выступая против общества, человек не просто подрывает основы общего благополучия, но и деформирует собственную природу, нарушает в себе  гармонию биологического и социального начал. Практические выводы: 1. Человек ­ существо историческое. Каждый из нас как бы "стоит на плечах" многих поколений своих предков. На человеке лежит ответственность за жизнь на Земле и будущее человечества. 2.Необходимо осознать значимость человека, понять, в чём смысл жизни, выбрать достойные цели, осознанно сделать выбор жизненного пути, ради чего  стоит жить. 3.Важно понять, что человеческая жизнь самоценна, а перспектива человечества состоит в развитии личности в гармонии с природой, социумом и  собственным внутренним миром.                                                                                                      4

Урок биологии в 10 классе по теме "Природа человека"

Урок биологии в 10 классе по теме "Природа человека"

Урок биологии в 10 классе по теме "Природа человека"

Урок биологии в 10 классе по теме "Природа человека"

Урок биологии в 10 классе по теме "Природа человека"

Урок биологии в 10 классе по теме "Природа человека"

Урок биологии в 10 классе по теме "Природа человека"

Урок биологии в 10 классе по теме "Природа человека"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.03.2018