Урок "Что такое толерантность?"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 20.10.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок русского языка в 8 классе по подготовке к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему «Что такое толерантность?» (по программе Разумовской М.М.). Урок развития речи знакомит учащихся с понятиями «толерантность», «толерантная и интолерантная личность», закрепляет умение строить текст рассуждение, воспитывает нравственные качества учащихся. На уроке применяются приемы технологии нейролингвистического программирования и информационно-коммуникационная технология.План урока: I.Якорение. Метафора. II. Работа с пословицами. III. Выступление учащихся (инсценировка “Перед вами две дороги, выбирайте…”) IV. Работа по группам над понятием “толерантная” и “интолерантная” личность. V. Работа по составлению “солнца” толерантности. VI.Упражнение «Круг». VII. Построение синквейна. VIII. Работа с текстом Д Гранина «О милосердии» (Сборник текстов для изложений. Текст № 24) IX. Повторение композиции сочинения-рассуждения) X. Метафора
Иконка файла материала что такое толерантность.doc
Что такое толерантность? (Урок подготовки к сочинению­рассуждению в 8­м классе на морально­этическую тему)Урок   русского   языка   в   8   классе   по   подготовке   к   сочинению­рассуждению   на морально­этическую тему «Что такое толерантность?» (по программе Разумовской М.М.). Урок развития  речи  знакомит  учащихся  с понятиями  «толерантность», «толерантная   и интолерантная   личность»,   закрепляет   умение   строить   текст   рассуждение,   воспитывает нравственные   качества   учащихся.   На   уроке   применяются   приемы   технологии нейролингвистического   программирования   и   информационно­коммуникационная технология. Цели: Образовательные: 1. Познакомить учащихся с понятием “ толерантность”, с основными чертами  толерантной и интолерантной личности.  2. Уточнить значения слов тематической группы “ толерантность”.  3. Повторить материал о сочинении­ рассуждении.  Развивающие: 1. Сформировать умение определять понятие “ толерантность”,  разграничивать черты толерантной и интолерантной личности.  2. Сформировать умение определять значения слов тематической группы  “толерантность”.  3. Закрепить умение строить текст рассуждения.  Воспитательные: 1. Воспитать у учащихся чувство доброты и ответственности, самоуважения и уважения окружающих.  Оборудование: на доске – плакат с изображением яркого солнца, магнитофон, компьютер.  План урока:  I.Якорение. Метафора.  II. Работа с пословицами.  III. Выступление учащихся (инсценировка “Перед вами две дороги,  выбирайте…”) IV. Работа по группам над понятием “толерантная” и “интолерантная”  личность.  V. Работа по составлению “солнца” толерантности.VI.Упражнение «Круг». VII. Построение синквейна.  VIII. Работа с текстом Д Гранина «О милосердии» (Сборник текстов для  изложений. Текст № 24) IX. Повторение композиции сочинения­рассуждения) X. Метафора  Ход урока: I.Метафора       Цель:1) настрой на аудиальный канал восприятия информации;                2) активизация мышления;                3) повышение эмоционального настроя.  (звучит классическая музыка) Жила­была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет  волшебнику:­ Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла  дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.  Подумал волшебник и сказал: ­ Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не  просохнет. . .  Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше. ­ Вот выбирай, ­ сказал волшебник. – Одну зовут Радость, другую – Удача,  третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта.  ­ Они все прекрасны, ­ сказала Любовь. ­ Не знаю, кого и выбрать. . .  ­ Твоя правда, ­ ответил волшебник, ­ они все хороши, и ты в жизни ещё  встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет твоей подружкой на всю твою жизнь.  Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой.  Задумалась Любовь.  А кого выбрали бы вы? Почему?   ( Доброту, так как без нее нельзя прожить на свете. ) Звучит музыка и продолжение сказки:  Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку  В. Гюго писал: “Во внутреннем мире человека доброта ­ это солнце”. Эти  слова мы возьмем эпиграфом к нашему уроку. Сегодня у нас урок развития  речи, на котором мы готовимся к сочинению.Тема урока: «Что такое толерантность?» (слайд №1) Цели и задачи урока (слайд №2) Запишите эпиграф (слайд №4) II. Работа с пословицами.  ­ Какие пословицы, стихотворения о доброте приготовили к уроку вы? Пословицы:  Доброта без разума пуста.  Доброе дело питает и душу, и тело.  Добрый человек в добре живёт век.  Доброта нигде не теряет своего достоинства. (слайд № 5) ­Запишите пословицы. Они пригодятся вам при написании сочинения. Стихотворения (читают учащиеся): Когда по склонам вечной суеты Бежать от неудач устанешь люто, Направь шаги Тропою Доброты И радость помоги найти кому­то. (И. Романов)  Как бы жизнь не летела ­ Дней своих не жалей, Делай доброе дело Ради счастья людей.  Чтобы сердце горело, А не тлело во мгле, Делай доброе дело ­ Тем живём на земле. (А. Лесных)  ­ Давайте обобщим сказанное: Каким делает человека доброта? ( доброта делает человека обаятельным, красивым. Человек, в душе которого  доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице и  милая улыбка на губах. ) ­Какой человек может быть добрым?( добрым может быть только тот, кто всегда доброжелателен к людям, кто  думает не только о себе, но и о других)  ­ Сегодня, ребята, мы познакомимся с таким понятием как толерантность. Не всем,   может   быть,   знакомо   это   слово,   и,   на   первый   взгляд,   звучит   оно совершенно непонятно. Но смысл очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный   человек,   но   человек,   обладающий   чувством   самоуважения   и уважаемый   окружающими.   Толерантность   считается   признаком   высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.   Послушайте,   как   слово   “толерантность”   определяется   на   разных языках земного шара.  Сообщение  учащегося:  В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения; Во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;  В английском – готовность быть терпимым, снисходительным;  В   китайском   –   позволять,   принимать,   быть   по   отношению   к   другим великодушным; В   арабском   –   прощение,   снисходительность,   мягкость,   милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим; В русском  – способность  терпеть  что­то  или  кого­то (быть  выдержанным, выносливым,   стойким,   уметь   мириться   с   существованием   чего­либо,   кого­ либо). (слайд № 6) ­Какое из определений импонирует вам более всего?               ( на арабском языке, т. к. более раскрывает смысл этого понятия. ) ­Запишите лексическое значение этого слова, принятое в русском  языке.  ­ Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны?             ( у каждой нации свои представления о человеческих ценностях. ) III Инсценировка.  ­ Ребята, человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он  поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и  наоборот. Послушайте выступление своих одноклассников, которые  подготовили сценку “Перед вами две дороги, выбирайте. . . ”Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый  пожилой мужчина. Возле него валялась потрёпанная сумка. Он тихо стонал, а в глазах  стояли слёзы.  ­ Подожди, я подойду к нему, ­ сказала девушка.  ­ Он грязный, ты подцепишь заразу,­ ответил молодой человек, сжав её руку.  ­ Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.  ­ А нам­то что? Он сам виноват.  ­ Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.  ­ Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует,  пьянствует. Зачем ему помогать? ­ Я всё равно подойду, ­ вырвала руку девушка. ­ Я тебя не пущу. Ты ­ моя девушка и не смей общаться со “всякими”. Пойдём отсюда,­ он  попытался увести её.  ­ Знаешь что, я… Да как ты можешь? Ему же больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не  понимаешь! Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень ещё раз попытался удержать её.  Она решительно одёрнула руку.  ­ Что с вами? ­ спросила она мужчину. ­ Что с вашей ногой? ­ Я сломал её. . . кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не  отсюда. Мне очень больно.  ­ Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать “скорую”.  ­ Спасибо, леди, спасибо. . .  ­ Послушай, ­ обратилась девушка к молодому человеку, который подошёл к ним, ­ у тебя  нет “мобильника”? Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала  брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда. . . Она поднялась и  приблизилась к парню.  ­ Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.  ­ Неужели ты из­за какого­то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты  пожалеешь об этом.  Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошёл прочь.  ­ У вас открытый перелом, ­ проговорила она. ­ Я пойду вызвать врача. Потерпите, ­ она  быстро пошла к телефонному автомату.  ­ Девушка! ­ окликнул её мужчина ­ Спасибо вам! ­ Девушка обернулась и улыбнулась­. Вы  обязательно найдёте свое счастье.  ­Почему молодой человек отказался помочь?            (. считает, что этот человек недостоин помощи. ) ­ Как бы вы поступили в этом случае?            (не прошли бы мимо, вызвали скорую помощь. ) ­Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна  помощь?             ( стараемся помочь, позвать взрослых, вызвать скорую помощь. )Вывод: Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем   внимательны   к   любому   человеку,   будь   то   случайный   попутчик, бродяга, друг – это и будет проявление доброты.  IV. Работа по группам над понятием “толерантная” и “интолерантная” личность.    ­ Итак, есть два пути развития личности – толерантный и интолерантный. Сейчас   класс   разделится   на   2   группы.   1   группа   будет   описывать   черты, присущие толерантной личности, 2 группа – черты, присущие интолерантной личности. Давайте уточним понятие “интолерантная личность”. Это человек, который думает только о себе, равнодушен к окружающим.  (Работа по группам. Ученикам раздаются листочки, каждый должен вписать  одну черту толерантной или интолерантной личности.) Толерантная личность        :   Уважение мнения других Доброжелательность Желание что­либо делать вместе Понимание и принятие Чуткость, любознательность Снисходительность Доверие Гуманизм Интолерантная личность: Непонимание Игнорирование Эгоизм Нетерпимость Пренебрежение Раздражительность Равнодушие  Цинизм Вывод: Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности,   чувством дискомфортности, желанием власти, неприятием противоположных взглядов, традиций, обычаев.    низким   уровнем   воспитанности,Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего   себя   в   окружающей   среде,   понимающего   других   людей   и готового   всегда   прийти   на   помощь,   человека   с   доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам и традициям.  V. Работа по составлению “солнца” толерантности.   ­ Ребята, давайте обобщим сказанное. Слово “толерантность” у нас будет в виде солнца, а ваши ответы ­ в виде лучиков.                         (прощение, сотрудничество, уважение человеческого достоинства, милосердие, принятие другого таким, каков он  есть, уважение прав других, терпимость) VI. Упражнение «Круг»        Цель: 1) развитие направленного внимания;                   2) профилактика близорукости;                   3) развитие самоконтроля.   Учитель рисует на доске круг с точкой в центре. Учащиеся смотрят на точку в центре круга. По команде учителя (вверх, вниз, влево, вправо, по часовой стрелке и т. п.) двигают глазами при неподвижной голове. Затем закрывают глаза   и   выполняют   упражнение   самостоятельно:   отдают   себе   команды   и двигают глазами в соответствии с командой.                 VII. Построение синквейна.   ­ Проведем работу в виде синквейна. Вспомните общую схему построения  синквейна (название темы – атрибутивная характеристика – характеристика  по действию – отношение автора – обогащенное название). Попробуем  составить вместе синквейн для слов доброта и толерантность. (слайд № 7) Доброта Отзывчивый душевный Поддерживает помогает облагораживает Доброта спасёт наш мир Душевность Толерантность Терпимый снисходительный Принимает располагает прощает Толерантность способствует уважению личности ТерпениеVIII. Работа с текстом №24 «О милосердии» ­Прочитайте текст. Какую проблему поднимает автор Д.Гранин? Как связана  она с темой нашего урока? IX.  Повторение схемы сочинения­рассуждения. (слайд № 7)      Наш урок предполагает написание сочинения­рассуждения. Вспомните  композицию такого сочинения. I. Основная мысль (тезис).  II. Доказательства: а)… б)… в)… III. Вывод.  Домашнее задание: ­ Дома напишите сочинение: “Что такое толерантность?” или сочинение к  тексту № 24 «О милосердии» (зад.№1 или 2)  Оценки за урок. X. Метафора (звучит музыка)        Цель: создать «эффект края», эмоциональный настрой.  В заключение послушайте китайскую притчу “Ладная семья”: Жила­была   на   свете   семья.   Она   была   не   простая.   Более   100   человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.  Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота,   красота,   достаток   и   мир.   Хорошо   детям,   спокойно   старикам. Удивился   владыка.   Решил   узнать,   как   жители   села   добились   такого   лада, пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что­то писать. Писал долго – видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочёл владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: ­ И всё?Да, ­ ответил старик, ­ это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.  И, подумав, добавил: ­ И мира тоже.  ­ Я думаю, что вы со мной согласитесь, что ваш класс – это маленькая семья. И   поэтому   старайтесь,   чтобы   в   ней   всегда   царили   доброта,   уважение, взаимопонимание. Всем спасибо за урок.