Урок "Что такое толерантность?"
Оценка 4.7

Урок "Что такое толерантность?"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
воспитательная работа
8 кл
20.10.2018
Урок "Что такое толерантность?"
Урок русского языка в 8 классе по подготовке к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему «Что такое толерантность?» (по программе Разумовской М.М.). Урок развития речи знакомит учащихся с понятиями «толерантность», «толерантная и интолерантная личность», закрепляет умение строить текст рассуждение, воспитывает нравственные качества учащихся. На уроке применяются приемы технологии нейролингвистического программирования и информационно-коммуникационная технология.План урока: I.Якорение. Метафора. II. Работа с пословицами. III. Выступление учащихся (инсценировка “Перед вами две дороги, выбирайте…”) IV. Работа по группам над понятием “толерантная” и “интолерантная” личность. V. Работа по составлению “солнца” толерантности. VI.Упражнение «Круг». VII. Построение синквейна. VIII. Работа с текстом Д Гранина «О милосердии» (Сборник текстов для изложений. Текст № 24) IX. Повторение композиции сочинения-рассуждения) X. Метафора
что такое толерантность.doc
Что такое толерантность? (Урок подготовки к сочинению­рассуждению в 8­м классе на морально­этическую тему) Урок   русского   языка   в   8   классе   по   подготовке   к   сочинению­рассуждению   на морально­этическую тему «Что такое толерантность?» (по программе Разумовской М.М.). Урок развития  речи  знакомит  учащихся  с понятиями  «толерантность», «толерантная   и интолерантная   личность»,   закрепляет   умение   строить   текст   рассуждение,   воспитывает нравственные   качества   учащихся.   На   уроке   применяются   приемы   технологии нейролингвистического   программирования   и   информационно­коммуникационная технология. Цели: Образовательные: 1. Познакомить учащихся с понятием “ толерантность”, с основными чертами  толерантной и интолерантной личности.  2. Уточнить значения слов тематической группы “ толерантность”.  3. Повторить материал о сочинении­ рассуждении.  Развивающие: 1. Сформировать умение определять понятие “ толерантность”,  разграничивать черты толерантной и интолерантной личности.  2. Сформировать умение определять значения слов тематической группы  “толерантность”.  3. Закрепить умение строить текст рассуждения.  Воспитательные: 1. Воспитать у учащихся чувство доброты и ответственности, самоуважения и уважения окружающих.  Оборудование: на доске – плакат с изображением яркого солнца, магнитофон, компьютер.  План урока:  I.Якорение. Метафора.  II. Работа с пословицами.  III. Выступление учащихся (инсценировка “Перед вами две дороги,  выбирайте…”) IV. Работа по группам над понятием “толерантная” и “интолерантная”  личность.  V. Работа по составлению “солнца” толерантности. VI.Упражнение «Круг». VII. Построение синквейна.  VIII. Работа с текстом Д Гранина «О милосердии» (Сборник текстов для  изложений. Текст № 24) IX. Повторение композиции сочинения­рассуждения) X. Метафора  Ход урока: I.Метафора       Цель:1) настрой на аудиальный канал восприятия информации;                2) активизация мышления;                3) повышение эмоционального настроя.  (звучит классическая музыка) Жила­была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет  волшебнику:­ Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла  дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.  Подумал волшебник и сказал: ­ Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не  просохнет. . .  Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше. ­ Вот выбирай, ­ сказал волшебник. – Одну зовут Радость, другую – Удача,  третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта.  ­ Они все прекрасны, ­ сказала Любовь. ­ Не знаю, кого и выбрать. . .  ­ Твоя правда, ­ ответил волшебник, ­ они все хороши, и ты в жизни ещё  встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет твоей подружкой на всю твою жизнь.  Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой.  Задумалась Любовь.  А кого выбрали бы вы? Почему?   ( Доброту, так как без нее нельзя прожить на свете. ) Звучит музыка и продолжение сказки:  Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку  В. Гюго писал: “Во внутреннем мире человека доброта ­ это солнце”. Эти  слова мы возьмем эпиграфом к нашему уроку. Сегодня у нас урок развития  речи, на котором мы готовимся к сочинению. Тема урока: «Что такое толерантность?» (слайд №1) Цели и задачи урока (слайд №2) Запишите эпиграф (слайд №4) II. Работа с пословицами.  ­ Какие пословицы, стихотворения о доброте приготовили к уроку вы? Пословицы:  Доброта без разума пуста.  Доброе дело питает и душу, и тело.  Добрый человек в добре живёт век.  Доброта нигде не теряет своего достоинства. (слайд № 5) ­Запишите пословицы. Они пригодятся вам при написании сочинения. Стихотворения (читают учащиеся): Когда по склонам вечной суеты Бежать от неудач устанешь люто, Направь шаги Тропою Доброты И радость помоги найти кому­то. (И. Романов)  Как бы жизнь не летела ­ Дней своих не жалей, Делай доброе дело Ради счастья людей.  Чтобы сердце горело, А не тлело во мгле, Делай доброе дело ­ Тем живём на земле. (А. Лесных)  ­ Давайте обобщим сказанное: Каким делает человека доброта? ( доброта делает человека обаятельным, красивым. Человек, в душе которого  доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице и  милая улыбка на губах. ) ­Какой человек может быть добрым? ( добрым может быть только тот, кто всегда доброжелателен к людям, кто  думает не только о себе, но и о других)  ­ Сегодня, ребята, мы познакомимся с таким понятием как толерантность. Не всем,   может   быть,   знакомо   это   слово,   и,   на   первый   взгляд,   звучит   оно совершенно непонятно. Но смысл очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный   человек,   но   человек,   обладающий   чувством   самоуважения   и уважаемый   окружающими.   Толерантность   считается   признаком   высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.   Послушайте,   как   слово   “толерантность”   определяется   на   разных языках земного шара.  Сообщение  учащегося:  В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения; Во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;  В английском – готовность быть терпимым, снисходительным;  В   китайском   –   позволять,   принимать,   быть   по   отношению   к   другим великодушным; В   арабском   –   прощение,   снисходительность,   мягкость,   милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим; В русском  – способность  терпеть  что­то  или  кого­то (быть  выдержанным, выносливым,   стойким,   уметь   мириться   с   существованием   чего­либо,   кого­ либо). (слайд № 6) ­Какое из определений импонирует вам более всего?               ( на арабском языке, т. к. более раскрывает смысл этого понятия. ) ­Запишите лексическое значение этого слова, принятое в русском  языке.  ­ Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны?             ( у каждой нации свои представления о человеческих ценностях. ) III Инсценировка.  ­ Ребята, человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он  поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и  наоборот. Послушайте выступление своих одноклассников, которые  подготовили сценку “Перед вами две дороги, выбирайте. . . ” Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый  пожилой мужчина. Возле него валялась потрёпанная сумка. Он тихо стонал, а в глазах  стояли слёзы.  ­ Подожди, я подойду к нему, ­ сказала девушка.  ­ Он грязный, ты подцепишь заразу,­ ответил молодой человек, сжав её руку.  ­ Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.  ­ А нам­то что? Он сам виноват.  ­ Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.  ­ Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует,  пьянствует. Зачем ему помогать? ­ Я всё равно подойду, ­ вырвала руку девушка. ­ Я тебя не пущу. Ты ­ моя девушка и не смей общаться со “всякими”. Пойдём отсюда,­ он  попытался увести её.  ­ Знаешь что, я… Да как ты можешь? Ему же больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не  понимаешь! Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень ещё раз попытался удержать её.  Она решительно одёрнула руку.  ­ Что с вами? ­ спросила она мужчину. ­ Что с вашей ногой? ­ Я сломал её. . . кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не  отсюда. Мне очень больно.  ­ Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать “скорую”.  ­ Спасибо, леди, спасибо. . .  ­ Послушай, ­ обратилась девушка к молодому человеку, который подошёл к ним, ­ у тебя  нет “мобильника”? Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала  брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда. . . Она поднялась и  приблизилась к парню.  ­ Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.  ­ Неужели ты из­за какого­то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты  пожалеешь об этом.  Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошёл прочь.  ­ У вас открытый перелом, ­ проговорила она. ­ Я пойду вызвать врача. Потерпите, ­ она  быстро пошла к телефонному автомату.  ­ Девушка! ­ окликнул её мужчина ­ Спасибо вам! ­ Девушка обернулась и улыбнулась­. Вы  обязательно найдёте свое счастье.  ­Почему молодой человек отказался помочь?            (. считает, что этот человек недостоин помощи. ) ­ Как бы вы поступили в этом случае?            (не прошли бы мимо, вызвали скорую помощь. ) ­Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна  помощь?             ( стараемся помочь, позвать взрослых, вызвать скорую помощь. ) Вывод: Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем   внимательны   к   любому   человеку,   будь   то   случайный   попутчик, бродяга, друг – это и будет проявление доброты.  IV. Работа по группам над понятием “толерантная” и “интолерантная” личность.    ­ Итак, есть два пути развития личности – толерантный и интолерантный. Сейчас   класс   разделится   на   2   группы.   1   группа   будет   описывать   черты, присущие толерантной личности, 2 группа – черты, присущие интолерантной личности. Давайте уточним понятие “интолерантная личность”. Это человек, который думает только о себе, равнодушен к окружающим.  (Работа по группам. Ученикам раздаются листочки, каждый должен вписать  одну черту толерантной или интолерантной личности.) Толерантная личность        :   Уважение мнения других Доброжелательность Желание что­либо делать вместе Понимание и принятие Чуткость, любознательность Снисходительность Доверие Гуманизм Интолерантная личность: Непонимание Игнорирование Эгоизм Нетерпимость Пренебрежение Раздражительность Равнодушие  Цинизм Вывод: Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности,   чувством дискомфортности, желанием власти, неприятием противоположных взглядов, традиций, обычаев.    низким   уровнем   воспитанности, Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего   себя   в   окружающей   среде,   понимающего   других   людей   и готового   всегда   прийти   на   помощь,   человека   с   доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам и традициям.  V. Работа по составлению “солнца” толерантности.   ­ Ребята, давайте обобщим сказанное. Слово “толерантность” у нас будет в виде солнца, а ваши ответы ­ в виде лучиков.                         (прощение, сотрудничество, уважение человеческого достоинства, милосердие, принятие другого таким, каков он  есть, уважение прав других, терпимость) VI. Упражнение «Круг»        Цель: 1) развитие направленного внимания;                   2) профилактика близорукости;                   3) развитие самоконтроля.   Учитель рисует на доске круг с точкой в центре. Учащиеся смотрят на точку в центре круга. По команде учителя (вверх, вниз, влево, вправо, по часовой стрелке и т. п.) двигают глазами при неподвижной голове. Затем закрывают глаза   и   выполняют   упражнение   самостоятельно:   отдают   себе   команды   и двигают глазами в соответствии с командой.                 VII. Построение синквейна.   ­ Проведем работу в виде синквейна. Вспомните общую схему построения  синквейна (название темы – атрибутивная характеристика – характеристика  по действию – отношение автора – обогащенное название). Попробуем  составить вместе синквейн для слов доброта и толерантность. (слайд № 7) Доброта Отзывчивый душевный Поддерживает помогает облагораживает Доброта спасёт наш мир Душевность Толерантность Терпимый снисходительный Принимает располагает прощает Толерантность способствует уважению личности Терпение VIII. Работа с текстом №24 «О милосердии» ­Прочитайте текст. Какую проблему поднимает автор Д.Гранин? Как связана  она с темой нашего урока? IX.  Повторение схемы сочинения­рассуждения. (слайд № 7)      Наш урок предполагает написание сочинения­рассуждения. Вспомните  композицию такого сочинения. I. Основная мысль (тезис).  II. Доказательства: а)… б)… в)… III. Вывод.  Домашнее задание: ­ Дома напишите сочинение: “Что такое толерантность?” или сочинение к  тексту № 24 «О милосердии» (зад.№1 или 2)  Оценки за урок. X. Метафора (звучит музыка)        Цель: создать «эффект края», эмоциональный настрой.  В заключение послушайте китайскую притчу “Ладная семья”: Жила­была   на   свете   семья.   Она   была   не   простая.   Более   100   человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.  Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота,   красота,   достаток   и   мир.   Хорошо   детям,   спокойно   старикам. Удивился   владыка.   Решил   узнать,   как   жители   села   добились   такого   лада, пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что­то писать. Писал долго – видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочёл владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: ­ И всё? Да, ­ ответил старик, ­ это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.  И, подумав, добавил: ­ И мира тоже.  ­ Я думаю, что вы со мной согласитесь, что ваш класс – это маленькая семья. И   поэтому   старайтесь,   чтобы   в   ней   всегда   царили   доброта,   уважение, взаимопонимание. Всем спасибо за урок.

Урок "Что такое толерантность?"

Урок "Что такое толерантность?"

Урок "Что такое толерантность?"

Урок "Что такое толерантность?"

Урок "Что такое толерантность?"

Урок "Что такое толерантность?"

Урок "Что такое толерантность?"

Урок "Что такое толерантность?"

Урок "Что такое толерантность?"

Урок "Что такое толерантность?"

Урок "Что такое толерантность?"

Урок "Что такое толерантность?"

Урок "Что такое толерантность?"

Урок "Что такое толерантность?"

Урок "Что такое толерантность?"

Урок "Что такое толерантность?"

Урок "Что такое толерантность?"

Урок "Что такое толерантность?"

Урок "Что такое толерантность?"

Урок "Что такое толерантность?"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.10.2018