Урок для 6 класса Куликовская битва

  • Разработки уроков
  • doc
  • 31.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок разработан как интегрированный с литературой , с элементами игры. Проблема: применение на уроке разнообразных форм и методов подачи нового материала. Цели урока : Образовательная: Выяснить, в чём заключалась прогрессивная роль политических деятелей Московского княжества в борьбе за объединение страны против завоевателей. Выяснить значение Куликовской битвы. Отметить героизм , мужество русского народа в борьбе с Золотой Ордой. Показать в сравнении борьбу личностей хана Мамая и Дмитрия Донского- роль этих личностей в ходе Куликовской битвы. Развивающая: Уметь анализировать и обобщать исторические факты и явления, определяя их сущность и причины, оценивая значение, давая характеристику исторических явлений, выдающихся деятелей. Уметь работать с дополнительной литературой, выделять основное, обобщать факты. Воспитательная: Воспитание чувства патриотизма, любви и уважения к своему народу. На примере исторического прошлого нашей страны. Прививать любовь к Родине, воспитывать уважение к русской армии. Учить беречь традицииПроблема: применение на уроке разнообразных форм и методов подачи нового материала. Цели урока : Образовательная: Выяснить, в чём заключалась прогрессивная роль политических деятелей Московского княжества в борьбе за объединение страны против завоевателей. Выяснить значение Куликовской битвы. Отметить героизм , мужество русского народа в борьбе с Золотой Ордой. Показать в сравнении борьбу личностей хана Мамая и Дмитрия Донского- роль этих личностей в ходе Куликовской битвы. Развивающая: Уметь анализировать и обобщать исторические факты и явления, определяя их сущность и причины, оценивая значение, давая характеристику исторических явлений, выдающихся деятелей. Уметь работать с дополнительной литературой, выделять основное, обобщать факты. Воспитательная: Воспитание чувства патриотизма, любви и уважения к своему народу. На примере исторического прошлого нашей страны. Прививать любовь к Родине, воспитывать уважение к русской армии. Учить беречь традиции
Иконка файла материала Куликовсая битва-урок в 6 классе с иллюстрациями.doc

Тема: «Борьба Москвы с Золотой Ордой.

                   Куликовская битва.»

 

Проблема: применение на уроке разнообразных форм и методов подачи нового материала.

Цели урока  :

Образовательная: Выяснить, в чём заключалась прогрессивная роль политических деятелей Московского княжества в борьбе за объединение страны против завоевателей. Выяснить значение Куликовской битвы. Отметить героизм , мужество русского народа в борьбе с Золотой Ордой. Показать в сравнении борьбу личностей хана Мамая и Дмитрия Донского- роль этих личностей в ходе Куликовской битвы.

Развивающая: Уметь анализировать и обобщать исторические факты и явления, определяя их сущность и причины, оценивая значение, давая характеристику исторических явлений, выдающихся деятелей. Уметь работать с дополнительной литературой, выделять основное, обобщать факты.

Воспитательная: Воспитание чувства патриотизма, любви и уважения к своему народу. На примере исторического прошлого нашей страны. Прививать любовь к Родине, воспитывать уважение к русской армии. Учить беречь традиции и историю нашего государства.

 

Оборудование: Иллюстративный и дидактический материал. Меловые записи на доске .Атласы истории Отечества 8 кл. ,костюмы для инсценировок.

 

Тип урока: Инсценированный урок.

                                                          План.

1.Повторение домашнего задания.

2 человека работают у доски.

1223г-                     тамга-                     3 человека работают с дидактическими

1227г-                    улус-                            заданиями.

1250г-                    вотчина-

1247г-                    поместье-

1340г-                    посадник-

1353г-                    полюдье-

Устный опрос:1Каково было значение правления Ивана Калиты для становления русского  

                          государства?

                          2Докажите , что Золотая Орда сама способствовала возвышению

                          Москвы на примере Ивана Калиты и его сына Симеона Гордого.

 

2 Объяснение нового материала :проблема-сегодня на уроке мы должны выяснить причины по которым именно  Москва возглавила борьбу с Золотой Ордой.. Разобраться какое значение в Куликовской битве сыграли такие личности как  Сергий Радонежский и Дмитрий Донской. Особо остановиться на значении Куликовской битвы для дальнейшего развития Российского государства.

1.Москва и русские княжества .- инсценированный вопрос.

На доске вывешиваются вопросы к сценам.

1Чем отличалась власть Москвы над русскими землями при Дмитрии, от его отца и деда?

2Как изменилось отношение русских князей к Москве и к Золотой Орде ?В чём это проявилось?

Вступительное слово учителя. В 1359г умер сын Ивана Калиты- Иван Красный и на Москве остался его 9-летний сын Дмитрий. Не бывало такого на Руси. Чтобы 9-ти летний мальчик правил Великим Владимирским княжеством. На власть Москвы посягнуло сразу несколько правителей. Как же это случилось?

                                             Сцена 1-Суздальско-Нижегородские князья.

Действующие лица:

Андрей Суздальский

Дмитрий Суздальский-

Чтец-

 

Чтец стоит в стороне у стола учителя. Князья оба сидят на стульях перед доской.

ЧТЕЦ -Собрались однажды князья Суздальские на совет.

 

Андрей -В Москве перемены. Умер князь Иван, и теперь сын его Дмитрий будет Вели-

             Ким князем Владимирским.

 

Дмитрий -Как же так неужели мы князья Суздальские пойдём под власть мальчишки 9-

                   лет отроду. Ведь ты брат и силён , и умён, и княжество наше не хуже чем

                  московское, поезжай брат в Орду и требуй себе ярлык на Великий

                  Владимирский стол.

 

Андрей- Не буду я этого делать, и тебе брат мой меньший не советую.

 

Дмитрий- Струсил что ли , или не веришь , что ярлык хан тебе отдаст?

 

Андрей-  Да чего мне бояться? Да и ярлык сейчас пожалуй хан отдаст Суздалю но толку

              от этого мало будет. Подрастёт князь Московский Дмитрий и придётся всё

               равно ярлык назад отдавать. Москвичи они побогаче нас с тобой будут, за

              ярлык всю Орду купят, а воевать с Москвой себе дороже.

 

Дмитрий- Ну нет братец. Я так просто не отступлю- ты не поедешь за ярлыком .

                   значит я поеду и я стану Великим князем Владимирским.

 

Чтец: -И поехал Дмитрий Суздальский в Золотую Орду и отдал ему хан ярлык на Великий

             Владимирский стол. Прошло после этого 3 года и вновь встретились братья

            Суздальские на княжеском совете .

 

Андрей – Что-то ты не весел брат мой Дмитрий, что задумался? Какая беда тебя  

                 печалит?

 

Дмитрий- Прав ты был брат Андрей, ещё и не подрос Московский князь Дмитрий, а уже

                   бояре московские съездили в Орду и ярлык хан им передал.

 

Андрей-  Не кручинься так брат , на всё воля божья. Что же дальше делать

               собираешься?

 

Дмитрий- Воевать с Москвой я не буду. И сил не хватит, да и незачем. Москва земли 

                  один кулак собирает. Думаю Орде не поздоровится если все русские к Москве

                   присоединятся. Лучше помирюсь ка я с Москвой, а может и породнюсь, тогда

                  и Москве и мне честь будет.

 

Чтец- В 1366 году Суздальский князь Дмитрий помирился с Москвой и выдал за

            московского князя Дмитрия Ивановича свою дочь.

 

Чтец остаётся -двое учащихся садятся и выходят следующие актёры.

 

                                            Сцена 2- Литва.

Действующие лица:                                                

Ольгерд, литовский князь-

Тверской князь-

Чтец-

Чтец- В 1368 году Тверской князь Михаил и Литовский князь Ольгерд встретились чтобы

            решить важные вопросы.

(Учащиеся ведут диалог стоя)

 

Тверской князь- Москва слишком вознеслась, пора её опустить с небес на землю.

 

Ольгерд-  И мне Москва помеха- мешает воедино все русские земли собрать , тогда и с

                   Ордой можно было бы справиться.

 

Князь- Знаю что тебе надобно. Мечтаешь Смоленск и Можайск себе отхватить, да не

           так это просто .Воевать тебе с Москвой надобно. Разгроми Москву и путь к

            русским землям тебе свободен будет.

 

Чтец- Начала Литва войну с Москвой. 3 раза приходил Ольгерд со своей армией к Москве,

           но не смог захватить город. Князь московский Дмитрий в 1367 году построил

           вокруг города Белокаменный Кремль- (показывает классу иллюстрацию), взять

           который литовцы не смогли. И пришлось Ольгерду уйти и признать Великое

            Владимирское княжество  «отчиной» Московских князей

 

                                              Сцена 3-Тверское княжество.

Действующие лица:

Купец Никомант- перебежчик из Москвы

Сын Московского тысяцкого Иван Вельяминов

Михаил Александрович –Тверской князь(тот же)

Чтец-(тот же)

Князь стоит, а двое перед ним на коленях.

 

Чтец- Наступила весна 1375 года. В Тверь пришли люди Московские. Бежали они из

           Москвы и встретились с князем Тверским Михаилом Александровичем.

 

Князь- Кто будете и что вам в Твери надобно?

 

Купец- Я купец Никомант, бежал от злодеев Московских. Хочу тебе служить батюшка

            князь.

 

Тысяцкий- А я сын московского тысяцкого Иван Вельяминов, не сошёлся я характером с     

                  князем Дмитрием, выходит и я тебе послужить хочу.

 

Князь-  Что ж мне нужны люди верные, а то сегодня вы Москву предали . а завтра и

              меня предадите. Испытаю я вас сперва. Отправляйтесь к хану в Орду и

             скажите, что предаёт его Московский князь, дань от него утаивает, просите

               чтобы хан мне ярлык передал.

 

Чтец-  Успешно справились перебежчики с заданием Тверского князя и 13 июля 1375 года

              ярлык уже был у него в руках. Но не прошло и 3-х месяцев как пожалел об этом

                 Михаил Александрович.

(учащиеся в тех же позах- князь стоит , а двое других на коленях)

 

Князь- Казни вас предам самой страшной. Лютую смерть примите за свои деяния.

 

Купец—Да за что же князь, отец ты наш?

 

Князь- А не выли меня уговорили ярлык у Москвы отобрать?

 

Тысяцкий- Дак ты же сам князь батюшка хотел….(князь перебивает)

 

Князь- Пришёл я с ярлыком во Владимир, а мне и ворота не открыли, сказали что кроме

            Московского князя знать никого не хотят. Только я вернулся в Тверь униженный,

              как Московский князь Дмитрий тут как тут. Осадил мой город со всех сторон.

             И кто только с ним не пришёл- и князья ростовские и ярославские, нижегородские

            и суздальские и серпуховские и кой чёрт там только нет, а я один в своей Твери.

           Повешу вас , а сам мира у Москвы попрошу, авось простит . чтоб я ещё хоть раз

            этот ярлык взял.

 

Чтец- 1 сентября Тверь и Москва подписали докончальную грамоту. Михаил Тверской

           признал себя « братом молодшим» Московского князя. Стал отныне Михаил

           князем удельным, а княжество Тверское стало уделом московской Руси. Михаил

           дал слово, что если придёт Орда на Русь то стоять за Москву заодно .Хан же

           вынужден был вернуть ярлык Москве.

Учитель обсуждает вопросы с классом.

 

2.Русь и Орда накануне великой битвы.

 

Учащиеся заранее получают сообщения( 2 человека ) по темам и вопросам.

 

МОНГОЛЫ                                                                       РУССКИЕ

Сообщения составляются по вопросам, которые затем задаются классу для работы в тетради .Вопросы предварительно записываются на доске.

*Какие силы были собраны?

*Какими качествами обладали полководцы?

*Союзники в будущей схватке?

*В каких схватках участвовали- их итог?

По окончании работы проводится работа с классом.

 

3.На поле Куликовом(возможны 2 варианта в зависимости от остающегося на уроке времени)

1 вариант -Домашнее задание- составить дома логическую цепочку последовательных событий Куликовской битвы- начертить схему битвы в тетради.

2 вариант-рассказ учителя с применением дидактического материала у доски и с атласами.

6 сентября русское войско обойдя Рязанские земли подошло к берегам Дона. Русские впервые со времён 1223 года вышли в степь на встречу ордынцам. Мнения князей здесь разделились- переправляться через Дон или нет? Решено было перейти и сжечь за собой мосты- обратного пути не было- победа или смерть. В ночь с 7 на 8 сентября Дон был перейдён. (Удобство для русских Куликова поля- ширина равнины где могла действовать конница была 4-5 км. Русские покрыли это расстояние и заставили Мамая нанести удар в лоб.(Показать на доске схему сражения)Началась битва около 11 часов утра. Князь Дмитрий отдал свою одежду простому воину , а сам в одежде ратника встал в строй. Битва началась – по схеме рассказ о битве:

1Поединок Челубея (Тимур-Мурзы) и Пересвета

2Выход засадного полка под руководством воеводы Дмитрия Боброка и серпуховского князя Владимира Андреевича.

 

                     И стало солнце уставать

                     К закату огневое

                     И стали русские сдавать

                     Ордынцев  было вдвое

                     Вот тут-то памятный урок

                     Был дан врагам татарам

                     Вдруг вывел конницу Боброк

                     Что прятал он не даром..

                     Укрытая от вражьих глаз

                     Зелёною дубравой

                     Дружина вынесла в тот час

                     Знамёна русской славы

                     И нанесла такой удар

                     С отвагою такою,

                     Что в страхе сонмища татар

                     Бежали с поля боя

                     …Никто остановить не мог

                     Смятенного потока-

                     Орда катилась на Восток

                     Гонимая жестоко

50 вёрст гнали русские войска Мамая. В честь этой битвы народ прозвал Дмитрия Донским.

 

4.Набег Тохтамыша.- самостоятельная работа с учебником-стр.190 Кацва, Юрганов стр.142 Данилов ,Косулина.

 

Самостоятельно прочесть и ответить на вопросы:

·         Почему Тохтамыш не стал дожидаться возвращения Дмитрия и вернулся в степь?

·         Каково значение Куликовской битвы? -беседа с классом.

 

Д\З приготовиться к словарной работе. *21 Кацва , Юрганов

                                                                      *17 Данилов , Косулина.

 

Заключение: мастер –класс показал положительные моменты разнообразия форм и методов подачи нового материала.- это инсценировка, самостоятельная работа с учебником .анализ сообщений учащихся, объяснение учителя. Разнообразие форм привело к динамичности урока,  быстрой реакции учащихся на поставленные вопросы, большой накопляемости оценок. Подобное  планирование урока способствует развитию познавательных и творческих способностей учащихся.

 

 

                                                     Декабрь 2002 год.

 

 

 

Экспериментальная средняя школа № 47 с гуманитарно-эстетической направленностью.

 

Мастер-класс,"Борьба Москвы с Золотой ордой .,Куликовская битва."
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                              Для учащихся 8-х классов

                                              

 

 

 

                                                                  Составила: учитель истории

                                                                                    Егорашева Е.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      ИРКУТСК-2002 год