Тема: «Борьба Москвы с Золотой Ордой.
Куликовская битва.»
Проблема: применение на уроке разнообразных форм и методов подачи нового материала.
Цели урока :
Образовательная: Выяснить, в чём заключалась прогрессивная роль политических деятелей Московского княжества в борьбе за объединение страны против завоевателей. Выяснить значение Куликовской битвы. Отметить героизм , мужество русского народа в борьбе с Золотой Ордой. Показать в сравнении борьбу личностей хана Мамая и Дмитрия Донского- роль этих личностей в ходе Куликовской битвы.
Развивающая: Уметь анализировать и обобщать исторические факты и явления, определяя их сущность и причины, оценивая значение, давая характеристику исторических явлений, выдающихся деятелей. Уметь работать с дополнительной литературой, выделять основное, обобщать факты.
Воспитательная: Воспитание чувства патриотизма, любви и уважения к своему народу. На примере исторического прошлого нашей страны. Прививать любовь к Родине, воспитывать уважение к русской армии. Учить беречь традиции и историю нашего государства.
Оборудование: Иллюстративный и дидактический материал. Меловые записи на доске .Атласы истории Отечества 8 кл. ,костюмы для инсценировок.
Тип урока: Инсценированный урок.
План.
1.Повторение домашнего задания.
2 человека работают у доски.
1223г- тамга- 3 человека работают с дидактическими
1227г- улус- заданиями.
1250г- вотчина-
1247г- поместье-
1340г- посадник-
1353г- полюдье-
Устный опрос:1Каково было значение правления Ивана Калиты для становления русского
государства?
2Докажите , что Золотая Орда сама способствовала возвышению
Москвы на примере Ивана Калиты и его сына Симеона Гордого.
2 Объяснение нового материала :проблема-сегодня на уроке мы должны выяснить причины по которым именно Москва возглавила борьбу с Золотой Ордой.. Разобраться какое значение в Куликовской битве сыграли такие личности как Сергий Радонежский и Дмитрий Донской. Особо остановиться на значении Куликовской битвы для дальнейшего развития Российского государства.
1.Москва и русские княжества .- инсценированный вопрос.
На доске вывешиваются вопросы к сценам.
1Чем отличалась власть Москвы над русскими землями при Дмитрии, от его отца и деда?
2Как изменилось отношение русских князей к Москве и к Золотой Орде ?В чём это проявилось?
Вступительное слово учителя. В 1359г умер сын Ивана Калиты- Иван Красный и на Москве остался его 9-летний сын Дмитрий. Не бывало такого на Руси. Чтобы 9-ти летний мальчик правил Великим Владимирским княжеством. На власть Москвы посягнуло сразу несколько правителей. Как же это случилось?
Сцена 1-Суздальско-Нижегородские князья.
Действующие лица:
Андрей Суздальский
Дмитрий Суздальский-
Чтец-
Чтец стоит в стороне у стола учителя. Князья оба сидят на стульях перед доской.
ЧТЕЦ -Собрались однажды князья Суздальские на совет.
Андрей -В Москве перемены. Умер князь Иван, и теперь сын его Дмитрий будет Вели-
Ким князем Владимирским.
Дмитрий -Как же так неужели мы князья Суздальские пойдём под власть мальчишки 9-
лет отроду. Ведь ты брат и силён , и умён, и княжество наше не хуже чем
московское, поезжай брат в Орду и требуй себе ярлык на Великий
Владимирский стол.
Андрей- Не буду я этого делать, и тебе брат мой меньший не советую.
Дмитрий- Струсил что ли , или не веришь , что ярлык хан тебе отдаст?
Андрей- Да чего мне бояться? Да и ярлык сейчас пожалуй хан отдаст Суздалю но толку
от этого мало будет. Подрастёт князь Московский Дмитрий и придётся всё
равно ярлык назад отдавать. Москвичи они побогаче нас с тобой будут, за
ярлык всю Орду купят, а воевать с Москвой себе дороже.
Дмитрий- Ну нет братец. Я так просто не отступлю- ты не поедешь за ярлыком .
значит я поеду и я стану Великим князем Владимирским.
Чтец: -И поехал Дмитрий Суздальский в Золотую Орду и отдал ему хан ярлык на Великий
Владимирский стол. Прошло после этого 3 года и вновь встретились братья
Суздальские на княжеском совете .
Андрей – Что-то ты не весел брат мой Дмитрий, что задумался? Какая беда тебя
печалит?
Дмитрий- Прав ты был брат Андрей, ещё и не подрос Московский князь Дмитрий, а уже
бояре московские съездили в Орду и ярлык хан им передал.
Андрей- Не кручинься так брат , на всё воля божья. Что же дальше делать
собираешься?
Дмитрий- Воевать с Москвой я не буду. И сил не хватит, да и незачем. Москва земли
один кулак собирает. Думаю Орде не поздоровится если все русские к Москве
присоединятся. Лучше помирюсь ка я с Москвой, а может и породнюсь, тогда
и Москве и мне честь будет.
Чтец- В 1366 году Суздальский князь Дмитрий помирился с Москвой и выдал за
московского князя Дмитрия Ивановича свою дочь.
Чтец остаётся -двое учащихся садятся и выходят следующие актёры.
Сцена 2- Литва.
Действующие лица:
Ольгерд, литовский князь-
Тверской князь-
Чтец-
Чтец- В 1368 году Тверской князь Михаил и Литовский князь Ольгерд встретились чтобы
решить важные вопросы.
(Учащиеся ведут диалог стоя)
Тверской князь- Москва слишком вознеслась, пора её опустить с небес на землю.
Ольгерд- И мне Москва помеха- мешает воедино все русские земли собрать , тогда и с
Ордой можно было бы справиться.
Князь- Знаю что тебе надобно. Мечтаешь Смоленск и Можайск себе отхватить, да не
так это просто .Воевать тебе с Москвой надобно. Разгроми Москву и путь к
русским землям тебе свободен будет.
Чтец- Начала Литва войну с Москвой. 3 раза приходил Ольгерд со своей армией к Москве,
но не смог захватить город. Князь московский Дмитрий в 1367 году построил
вокруг города Белокаменный Кремль- (показывает классу иллюстрацию), взять
который литовцы не смогли. И пришлось Ольгерду уйти и признать Великое
Владимирское княжество «отчиной» Московских князей
Сцена 3-Тверское княжество.
Действующие лица:
Купец Никомант- перебежчик из Москвы
Сын Московского тысяцкого Иван Вельяминов
Михаил Александрович –Тверской князь(тот же)
Чтец-(тот же)
Князь стоит, а двое перед ним на коленях.
Чтец- Наступила весна 1375 года. В Тверь пришли люди Московские. Бежали они из
Москвы и встретились с князем Тверским Михаилом Александровичем.
Князь- Кто будете и что вам в Твери надобно?
Купец- Я купец Никомант, бежал от злодеев Московских. Хочу тебе служить батюшка
князь.
Тысяцкий- А я сын московского тысяцкого Иван Вельяминов, не сошёлся я характером с
князем Дмитрием, выходит и я тебе послужить хочу.
Князь- Что ж мне нужны люди верные, а то сегодня вы Москву предали . а завтра и
меня предадите. Испытаю я вас сперва. Отправляйтесь к хану в Орду и
скажите, что предаёт его Московский князь, дань от него утаивает, просите
чтобы хан мне ярлык передал.
Чтец- Успешно справились перебежчики с заданием Тверского князя и 13 июля 1375 года
ярлык уже был у него в руках. Но не прошло и 3-х месяцев как пожалел об этом
Михаил Александрович.
(учащиеся в тех же позах- князь стоит , а двое других на коленях)
Князь- Казни вас предам самой страшной. Лютую смерть примите за свои деяния.
Купец—Да за что же князь, отец ты наш?
Князь- А не выли меня уговорили ярлык у Москвы отобрать?
Тысяцкий- Дак ты же сам князь батюшка хотел….(князь перебивает)
Князь- Пришёл я с ярлыком во Владимир, а мне и ворота не открыли, сказали что кроме
Московского князя знать никого не хотят. Только я вернулся в Тверь униженный,
как Московский князь Дмитрий тут как тут. Осадил мой город со всех сторон.
И кто только с ним не пришёл- и князья ростовские и ярославские, нижегородские
и суздальские и серпуховские и кой чёрт там только нет, а я один в своей Твери.
Повешу вас , а сам мира у Москвы попрошу, авось простит . чтоб я ещё хоть раз
этот ярлык взял.
Чтец- 1 сентября Тверь и Москва подписали докончальную грамоту. Михаил Тверской
признал себя « братом молодшим» Московского князя. Стал отныне Михаил
князем удельным, а княжество Тверское стало уделом московской Руси. Михаил
дал слово, что если придёт Орда на Русь то стоять за Москву заодно .Хан же
вынужден был вернуть ярлык Москве.
Учитель обсуждает вопросы с классом.
2.Русь и Орда накануне великой битвы.
Учащиеся заранее получают сообщения( 2 человека ) по темам и вопросам.
МОНГОЛЫ РУССКИЕ
Сообщения составляются по вопросам, которые затем задаются классу для работы в тетради .Вопросы предварительно записываются на доске.
*Какие силы были собраны?
*Какими качествами обладали полководцы?
*Союзники в будущей схватке?
*В каких схватках участвовали- их итог?
По окончании работы проводится работа с классом.
3.На поле Куликовом(возможны 2 варианта в зависимости от остающегося на уроке времени)
1 вариант -Домашнее задание- составить дома логическую цепочку последовательных событий Куликовской битвы- начертить схему битвы в тетради.
2 вариант-рассказ учителя с применением дидактического материала у доски и с атласами.
6 сентября русское войско обойдя Рязанские земли подошло к берегам Дона. Русские впервые со времён 1223 года вышли в степь на встречу ордынцам. Мнения князей здесь разделились- переправляться через Дон или нет? Решено было перейти и сжечь за собой мосты- обратного пути не было- победа или смерть. В ночь с 7 на 8 сентября Дон был перейдён. (Удобство для русских Куликова поля- ширина равнины где могла действовать конница была 4-5 км. Русские покрыли это расстояние и заставили Мамая нанести удар в лоб.(Показать на доске схему сражения)Началась битва около 11 часов утра. Князь Дмитрий отдал свою одежду простому воину , а сам в одежде ратника встал в строй. Битва началась – по схеме рассказ о битве:
1Поединок Челубея (Тимур-Мурзы) и Пересвета
2Выход засадного полка под руководством воеводы Дмитрия Боброка и серпуховского князя Владимира Андреевича.
И стало солнце уставать
К закату огневое
И стали русские сдавать
Ордынцев было вдвое
Вот тут-то памятный урок
Был дан врагам татарам
Вдруг вывел конницу Боброк
Что прятал он не даром..
Укрытая от вражьих глаз
Зелёною дубравой
Дружина вынесла в тот час
Знамёна русской славы
И нанесла такой удар
С отвагою такою,
Что в страхе сонмища татар
Бежали с поля боя
…Никто остановить не мог
Смятенного потока-
Орда катилась на Восток
Гонимая жестоко
50 вёрст гнали русские войска Мамая. В честь этой битвы народ прозвал Дмитрия Донским.
4.Набег Тохтамыша.- самостоятельная работа с учебником-стр.190 Кацва, Юрганов стр.142 Данилов ,Косулина.
Самостоятельно прочесть и ответить на вопросы:
· Почему Тохтамыш не стал дожидаться возвращения Дмитрия и вернулся в степь?
· Каково значение Куликовской битвы? -беседа с классом.
Д\З приготовиться к словарной работе. *21 Кацва , Юрганов
*17 Данилов , Косулина.
Заключение: мастер –класс показал положительные моменты разнообразия форм и методов подачи нового материала.- это инсценировка, самостоятельная работа с учебником .анализ сообщений учащихся, объяснение учителя. Разнообразие форм привело к динамичности урока, быстрой реакции учащихся на поставленные вопросы, большой накопляемости оценок. Подобное планирование урока способствует развитию познавательных и творческих способностей учащихся.
Декабрь 2002 год.
Экспериментальная средняя школа № 47 с гуманитарно-эстетической направленностью.
![]() |
Для учащихся 8-х классов
Составила: учитель истории
Егорашева Е.В.
ИРКУТСК-2002 год
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.