Урок: Доминантсептаккорд и его обращения

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 27.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Какой аккорд по популярности употребления не уступает главным трезвучиям? Септаккорд Напомним, что септаккордом называют аккорд, состоящий из четырёх звуков, у которого интервалы между соседними звуками составляют терцию. Интервал между крайними звуками составляет септиму, что и легло в название аккорда. Доминантсептаккорд Вариантов септаккорда — великое множество. Самым распространённым является септаккорд, построенный от V ступени (в мажоре или гармоническом миноре). Поскольку V ступень носит имя «доминанта», то септаккорд, построенный от доминанты, называют доминантсептаккордом. Обозначается аккорд цифрой 7. Например: A7. Звуки аккорда носят следующие названия (снизу вверх): • Прима. Это основание аккорда, самый нижний звук; • Терция; • Квинта; • Септима. Самый верхний звук. От примы до септимы — интервал «септима». Доминантсептаккорд состоит из мажорного трезвучия, к которому сверху добавили малую терцию. Задействованы следующие интервалы (от примы к септиме): б.3, м.3, м.3. Ниже на рисунке изображены два доминантсептаккорда: для мажора и минора. Примеры даны для тональностей D-dur и H-moll, обратите внимание на знаки альтерации. При желании Вы можете сами построить доминантсептаккорды в уже ставших обычными для нас C-dur и A-moll.
Иконка файла материала 7.docx
Какой аккорд по популярности употребления не уступает главным трезвучиям? Септаккорд Напомним, что септаккордом называют аккорд, состоящий из четырёх звуков, у которого интервалы между соседними звуками составляют терцию. Интервал между крайними звуками составляет септиму, что и легло в название аккорда. Доминантсептаккорд Вариантов септаккорда — великое множество. Самым распространённым является септаккорд, построенный от V ступени (в мажоре или гармоническом миноре). Поскольку V ступень носит имя «доминанта», то септаккорд, построенный от доминанты, называют доминантсептаккордом. Обозначается аккорд цифрой 7. Например: A7. Звуки аккорда носят следующие названия (снизу вверх):     Прима. Это основание аккорда, самый нижний звук; Терция; Квинта; Септима. Самый верхний звук. От примы до септимы — интервал «септима». Доминантсептаккорд состоит из мажорного трезвучия, к которому сверху добавили малую терцию. Задействованы следующие интервалы (от примы к септиме): б.3, м.3, м.3. Ниже на рисунке изображены два доминантсептаккорда: для мажора и минора. Примеры даны для тональностей D-dur и H-moll, обратите внимание на знаки альтерации. При желании Вы можете сами построить доминантсептаккорды в уже ставших обычными для нас C-dur и A-moll. Обозначение септаккордов Септаккорды обозначают следующим образом: римской цифрой указывается ступень, от которой он построен, затем дописывают цифру 7 (обозначение интервала «септима»). Например, доминантсептаккорд обозначается так: «V7» (V ступень, 7 (септима)). Заметим, что обычно номер ступени заменяют буквенным обозначением ноты. Например, в тональности C-dur V ступень — это нота G. Тогда доминантсептаккорд в тональности C-dur можно обозначить так: G7. Пример для D-dur Ступени: D (I), E(II), F#(III), G(IV), A(V), H(VI), C#(VII). Мы выделили V ступень, от неё и строим доминантсептаккорд: от ноты A строим мажорное трезвучие, а затем сверху добавляем малую терцию. Вы можете послушать звучание аккорда, кликнув мышкой по рисунку:Рисунок 1. Пример доминантсептаккорда Пример для H-moll Ступени: H(I), C#(II), D(III), E(IV), F#(V), G(VI), A(VII). Абсолютно также строим аккорд: V ступень — нота F#. От неё строим вверх мажорное трезвучие, а сверху добавляем малую терцию: Рисунок 2. Пример доминантсептаккорда Обращения доминантсептаккорда Аккорд имеет три обращения. В названия обращений входят интервалы между нижним звуком, основанием и вершиной. Приводим список названий обращений доминантсептаккорда, от какой ступени строятся и какие интервалы задействованы: 1. 2. квинтсекстаккорд ( ). Строится на VII ступени. Интервалы: м.3, м.3, б.2 терцквартаккорд ( ). Строится на II ступени. Интервалы: м.3, б.2, б.3 секундаккорд (2). Строится на IV ступени. Интервалы: б.2, б.3, м.3 3. Разрешения Поскольку в доминантсептаккорде и его обращениях есть диссонирующие интервалы, эти аккорды являются диссонирующими и требуют разрешения. Их разрешают, используя систему тяготения неустойчивых звуков в устойчивые. Причём если эта система указывает для нескольких неустойчивых звуков один и тот же устойчивый, то несколько неустойчивых разрешаются в один устойчивый. Например, доминантсептаккорд (4 звука) разрешается в неполное трезвучие (2 звука): II, V, VII ступени разрешаются в I ступень:Рисунок 3. Разрешение доминантсептаккорда