Какой аккорд по популярности употребления не уступает главным трезвучиям?
Септаккорд
Напомним, что септаккордом называют аккорд, состоящий из четырёх звуков, у которого интервалы между соседними звуками составляют терцию. Интервал между крайними звуками составляет септиму, что и легло в название аккорда.
Доминантсептаккорд
Вариантов септаккорда — великое множество. Самым распространённым является септаккорд, построенный от V ступени (в мажоре или гармоническом миноре). Поскольку V ступень носит имя «доминанта», то септаккорд, построенный от доминанты, называют доминантсептаккордом. Обозначается аккорд цифрой 7. Например: A7. Звуки аккорда носят следующие названия (снизу вверх):
• Прима. Это основание аккорда, самый нижний звук;
• Терция;
• Квинта;
• Септима. Самый верхний звук. От примы до септимы — интервал «септима».
Доминантсептаккорд состоит из мажорного трезвучия, к которому сверху добавили малую терцию. Задействованы следующие интервалы (от примы к септиме): б.3, м.3, м.3. Ниже на рисунке изображены два доминантсептаккорда: для мажора и минора. Примеры даны для тональностей D-dur и H-moll, обратите внимание на знаки альтерации. При желании Вы можете сами построить доминантсептаккорды в уже ставших обычными для нас C-dur и A-moll.
Какой аккорд по популярности употребления не уступает главным
трезвучиям?
Септаккорд
Напомним, что септаккордом называют аккорд, состоящий из четырёх
звуков, у которого интервалы между соседними звуками составляют
терцию. Интервал между крайними звуками составляет септиму, что и
легло в название аккорда.
Доминантсептаккорд
Вариантов септаккорда — великое множество. Самым распространённым
является септаккорд, построенный от V ступени (в мажоре или
гармоническом миноре). Поскольку V ступень носит имя «доминанта», то
септаккорд, построенный от доминанты,
называют доминантсептаккордом. Обозначается аккорд цифрой 7.
Например: A7. Звуки аккорда носят следующие названия (снизу вверх):
Прима. Это основание аккорда, самый нижний звук;
Терция;
Квинта;
Септима. Самый верхний звук. От примы до септимы — интервал
«септима».
Доминантсептаккорд состоит из мажорного трезвучия, к которому сверху
добавили малую терцию. Задействованы следующие интервалы (от примы
к септиме): б.3, м.3, м.3. Ниже на рисунке изображены два
доминантсептаккорда: для мажора и минора. Примеры даны для
тональностей D-dur и H-moll, обратите внимание на знаки альтерации. При
желании Вы можете сами построить доминантсептаккорды в уже ставших
обычными для нас C-dur и A-moll.
Обозначение септаккордов
Септаккорды обозначают следующим образом: римской цифрой
указывается ступень, от которой он построен, затем дописывают цифру 7
(обозначение интервала «септима»). Например, доминантсептаккорд
обозначается так: «V7» (V ступень, 7 (септима)). Заметим, что обычно
номер ступени заменяют буквенным обозначением ноты. Например, в
тональности C-dur V ступень — это нота G. Тогда доминантсептаккорд в
тональности C-dur можно обозначить так: G7.
Пример для D-dur
Ступени: D (I), E(II), F#(III), G(IV), A(V), H(VI), C#(VII). Мы выделили V
ступень, от неё и строим доминантсептаккорд: от ноты A строим мажорное
трезвучие, а затем сверху добавляем малую терцию. Вы можете послушать
звучание аккорда, кликнув мышкой по рисунку:Рисунок 1. Пример доминантсептаккорда
Пример для H-moll
Ступени: H(I), C#(II), D(III), E(IV), F#(V), G(VI), A(VII). Абсолютно также
строим аккорд: V ступень — нота F#. От неё строим вверх мажорное
трезвучие, а сверху добавляем малую терцию:
Рисунок 2. Пример доминантсептаккорда
Обращения доминантсептаккорда
Аккорд имеет три обращения. В названия обращений входят интервалы
между нижним звуком, основанием и вершиной. Приводим список
названий обращений доминантсептаккорда, от какой ступени строятся и
какие интервалы задействованы:
1.
2.
квинтсекстаккорд ( ). Строится на VII ступени. Интервалы: м.3, м.3,
б.2
терцквартаккорд ( ). Строится на II ступени. Интервалы: м.3, б.2, б.3
секундаккорд (2). Строится на IV ступени. Интервалы: б.2, б.3, м.3
3.
Разрешения
Поскольку в доминантсептаккорде и его обращениях есть диссонирующие
интервалы, эти аккорды являются диссонирующими и требуют
разрешения. Их разрешают, используя систему тяготения неустойчивых
звуков в устойчивые. Причём если эта система указывает для нескольких
неустойчивых звуков один и тот же устойчивый, то несколько
неустойчивых разрешаются в один устойчивый. Например,
доминантсептаккорд (4 звука) разрешается в неполное трезвучие (2
звука): II, V, VII ступени разрешаются в I ступень:Рисунок 3. Разрешение доминантсептаккорда