Урок физической культуры как способ физической реабилитации детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата
Оценка 4.7

Урок физической культуры как способ физической реабилитации детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата

Оценка 4.7
Особые потребности
docx
физическая культура
1 кл—5 кл
29.01.2018
Урок физической культуры как способ физической реабилитации детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата
Физическое воспитание детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата отличается своеобразием, хотя ставит перед собой те же цели и задачи, что и физическое воспитание здоровых детей. Образовательные задачи в комплексе, прежде всего, обеспечивают создание правильной основы выполнения жизненно важных двигательных умений и навыков, на формирование которых направлены уроки физической культуры. В процессе обучения техники физических упражнений используется единство мысленных и реальных компонентов для более быстрого овладения навыками.Из опыта работы.
УрокДокумент Microsoft Word (5).docx
как способ физической реабилитации детей с нарушением функций опорно­ Урок физической культуры двигательного аппарата (Из опыта работы учителя физической культуры Федющенко А.Л. ДОСШИ №22 І­П ступеней). Физическое   воспитание   является   важной   частью   общей   системы   обучения, воспитания и лечения детей с церебральным параличом (ДЦП). ДЦП­заболевание, вызывающее нарушение двигательной активности и неестественное положение тела. Нет способа лечения, дающего возможность  восстановить  поврежденный  мозг, но если работать по научно­обоснованной программе, то нервная система, находящаяся в   неповрежденном   состоянии,   может   выполнять   все   свои   функции.   Физическое воспитание играет ведущую роль в комплексной реабилитации детей с ДЦП. Основной   целью   физического   воспитания   является   развитие   двигательных функций   ребенка   и   коррекция   их   нарушений.   Все   мероприятия   по   физической культуре   строго   подчиняются   задачам   укрепления   здоровья   детей,   содействуют повышению   работоспособности.   Укрепление   здоровья   и   повышение   физической подготовленности   непрерывно   возрастает   в   связи   с   повышением   требований   к процессу умственной и эмоциональной нагрузки. Уроки Физической культуры и ЛФК разгружают учащихся от психологической нагрузки. Занятия посещают все учащиеся школы независимо от диагноза, формы и степени поражения двигательной сферы. Они проводятся с постоянным  составом детей.   В   старших   классах   учащиеся,   с   наиболее   грубыми   двигательными нарушениями,  принимают   посильное   участие   во   фронтальной   работе   класса   и  по согласованию   с   врачом   выполняют   на   уроке   индивидуальные   задания   из соответствующих разделов учебной программы. Образовательные   задачи   в  комплексе,  прежде   всего,   обеспечивают   создание правильной основы выполнения жизненно важных двигательных умений и навыков, на формирование   которых   направлены   уроки   физической   культуры.   В   процессе обучения   техники   физических   упражнений   используется   единство   мысленных   и реальных компонентов для более быстрого овладения навыками. В   процессе   решения   образовательных   задач   дети   осваивают   правильные способы   выполнения   движений   их   пространственные,   временные   параметры   и обучаются   рациональному   приложению   мышечных   усилий   для   реализации определенного задания. У детей с ДЦП отмечается недостаток силы восприятия и его можно, в какой­ то   степени,   устранить   посредством   реализации   программы   упражнений.   Дефекты восприятия   в   основном   восполняются   программой   упражнений   для   развития зрительных и тактильных ощущений. Коррекционная работа осуществляется не в виде отдельных мероприятий, она пронизывает весь процесс физического воспитания. Коррекционные задачи ставятся по характеру поражения при спастической диплегии:  формировать опорность ног;  вырабатывать правильную вертикальную позу;  тренировать равновесие и вестибулярный аппарат;  учить правильному расслаблению;  вырабатывать синергизм ходьбы; при двойной гемиплегии:  формировать опорность ног;  обучать правильному расслаблению, дыханию;  вырабатывать синергизм ходьбы;  разрабатывать подвижность тазобедренного, коленного и голеностопного суставов;  корректировать походку, осанку; при гемипарезе:  обучать правильному, полному расслаблению;  разрабатывать подвижность локтевого, лучезапястного суставов;  развивать объем активных движений в пораженной нижней конечности;  корректировать походку, осанку; при гиперкинезе:  развивать   способность   к   произвольному   торможению   непроизвольных движений;  развивать   правильные   пространственные   представления   и   точность движений:  обучать расслаблению, улучшать координацию движений;  тренировать функцию равновесия; при атонически­астатической форме:  развивать координацию движений;  повышать точность и меткость движений;  развивать силу мышц;  тренировать зрительную моторику;  тренировать функцию равновесия. Урок состоит из четырех взаимосвязанных частей: вводной, подготовительной, основной и заключительной. Каждая часть решает определенную задачу. Во вводной части урока решаются задачи организации детей, мобилизации их внимания   на   решение   задач   основной   части   урока   и   создания   положительного эмоционального фона. Подготовительная   часть  урока   направлена   на   равномерное   включение организма   детей   к   предстоящей   интенсивной   физической   нагрузке   и   должна предусматривать повторение ранее изученных движений с решением определенных коррекционных   задач.   В   эту   часть   урока   включаются   корригирующие   и общеразвивающие упражнения, а также построения, перестроения, ходьба, бег. Подготовительная часть постепенно переходит в основную. Для этого в конце ее даются движения по характеру связанные с теми, которые включены в основную часть урока. Основная   часть  урока,   решая   главные   задачи   урока,   включает   несколько видов   движений.   Первыми   предлагаются   упражнения,   направленные   на   развитие, координации,   равновесия,   а   так   же   новый   материал   по   обучению   технически правильному выполнению движений. После изучения нового материала предлагаются упражнения на скорость и выносливость. Упражнения   с   большой   физической   нагрузкой   и   вызывающие   сильные эмоциональные переживания лучше выполнить в конце основной части урока. В заключительной части урока постепенно снижается нагрузка на организм учащихся, для чего проводятся спокойные игры, игры на внимание. В связи с тем, что в нашей школе в составе одного класса занимаются дети с различным диагнозом и состоянием здоровья, неоднозначным уровнем физического и двигательного   развития,   на   уроках   важно   осуществлять   индивидуальный   подход (например: работа по карточкам). При этом индивидуализация заданий не влияет на фронтальное  проведение  урока. Урок   строится  таким  образом, чтобы  обеспечить максимальную занятость всех учеников. При   фронтальном   прохождении   материала   учитываются   возможности   всех детей   и   решаются   коррекционные   задачи   индивидуально   в   работе   с   каждым учеником. Необходимо активизировать детей последовательной постановкой перед ними   ряда   усложняющихся,   но   посильных   задач,   соответствующих   уровню подготовленности.  Здесь   уместен   лозунг:   «Выиграй   сегодня   у   себя   вчерашнего!». Выиграть иногда нужно чуть­чуть. Например: на одном уроке дошел до середины приподнятой скамейки, на следующем на 1/3 и т.д.; провел мяч сегодня 5 м., завтра ­7м. В   школе   для   детей   с   ДЦП   не   следует   проводить   в   чистом   виде легкоатлетические,   гимнастические   и   игровые   уроки.  К   каждому   уроку подбирается   несколько   видов   заданий   в   таких   пропорциях,   чтобы   обеспечить всестороннее   воздействие   на   организм   занимающихся,   решить   задачи   обучения   и обеспечить коррекцию двигательной патологии. Обучая детей доступным для них движениям, необходимо обеспечить страховку и помощь, особенно для учащихся с гиперкинезами, с мозжечковой атаксией и другими формами ДЦП. Для поддержания у учащихся интереса к уроку специально – коррекционные упражнения чередуются с игровыми   заданиями,   вводятся   элементы   соревнования,   применяются   различные формы поощрения. У учащихся  с  ДЦП  из­за  тяжелой  патологии  функциональной   двигательной системы   не   удается   выработать   абсолютно   технически   правильного   выполнения движений.   Поэтому  задача   образцово   правильного   выполнения   не   ставится, выполнение двигательного действия (упражнения) по возможности. Двигательные функции при каждой форме ДЦП: спастических и мозжечковых формах – отличаются своеобразием. Если при спастической диплегии сравнительно легче   осваиваются   упражнения,   требующие   непрерывного   движения,   то   при астатической   форме  более   подходящими   являются   кратковременные  упражнения, дающие возможность чаще отдыхать между упражнениями. Если отдых и затрудняет развитие   техники   упражнений,  он   одновременно   дает   возможность   предотвратить мышечные спазмы. В   начальной   школе   создаются   условия   для   формирования   потребности   в здоровом   и   продуктивном   образе   жизни.   Ребенок   развивается   в   игре.   Наиболее результативно использовать подвижные игры (по упрощенным правилам), игровые эстафеты и гимнастические упражнения. Во время первых занятий дайте ребенку свободу и посмотрите, что он уже умеет, что ему интересно, как он ведет себя с одноклассниками. Движущей силой в этом возрасте является «ХОЧУ и БУДУ». У малышей   внимание   не   устойчивое,   они   быстро   устают.   Учитель   должен   быть внимательным к каждому ученику. В   средних   классах   целесообразно   развивать   физическую   силу,   гибкость. Обучающие   и   развивающие   задачи   усложняются.   Ребенок   должен   не   только понимать, но и  иметь желание  достичь цели.  В этом возрасте дети чувствуют дискомфорт «я ведь не такой, как мои сверстники, я не могу многое». Здесь важно не оставить   ребенка   одного.   Когда   перед   ним   много   ярких   примеров,   ему   легче справиться   со   своими   сомнениями.   Здесь   помогают   соревнования   по   тем   видам, которые ему доступны. Недаром проводится Всеукраинская спартакиада среди детей инвалидов   «Поверь   в   себя».   Для   подростка   это   новые   ощущения,   новые   друзья, первые успехи и огорчения. В любой области человеческой деятельности необходимо иметь запас общего здоровья, понимать на каких принципах строится полноценное здоровье. Поэтому учащиеся старших классов должны уметь реализовывать знания здорового образа жизни. Большое внимание отводится на изучение теоретического материала, техники   разных   видов   спорта   (не   можешь   играть   –   можешь   быть   судьей), поддерживание   достаточного   уровня   развития   силы;   повышается   надежность координации движений в условиях повышенного эмоционального возбуждения. Дети учатся   понимать   для   чего   и   как,   ведь   необходимая   мысленная   деятельность   в физической подготовке выражается в форме анализа, синтеза, аналогий, обобщений и сравнений. П.Ф Лесгафт писал, что «путем анализа и сравнения получаемые извне впечатления   переходят   в   умственную   работу,   проявляясь   уже   затем   в   виде отвлеченных   понятий».   В   соответствии   с   этим,   важно   научить   школьников анализировать   и   сравнивать   движения,   приспосабливать   их   к   такой   активной деятельности, в которой наибольшая работа производится при наименьших затратах физических усилий. Поэтому на уроках физической культуры отводится время для самостоятельной   работы   по   карточкам   (учатся     самостоятельно   дозировать нагрузки).   Участие   в   соревнованиях   –   это   проверка   эффективности   физического воспитания и ЛФК.   На уроках и занятиях ЛФК используются упражнения из двух разделов:   1.Общеразвивающие   и   корригирующие   упражнения   ­  способствуют созданию основы выполнения тех сложных двигательных умений и навыков, которые предполагается сформировать у учащихся в процессе физического воспитания. Они позволяют   оказывать   избирательное   воздействие   на   различные   дефекты   в элементарных движениях и в двигательной системе и, таким образом, могут быть использованы   для   коррекции   основного   дефекта   и   профилактики   вторичных отклонений   в   моторике   детей,   а   также   для   тренировки   дыхательной,   сердечно   ­ сосудистой системы, коррекции осанки, плоскостопия. Упражнения направлены на то,   чтобы   каждый   ученик   при   выполнении   основных   движений   мог   рационально распределить мышечные усилия, плавно и четко координировать и быстро выполнять конкретные двигательные задания. С   их   помощью   учащиеся   обучаются   выполнять   элементарные   движения   и составлять из простых движений двигательные комплексы в разных видоизменениях и комбинациях. 2.Прикладные упражнения – имеют особенно важное значение для человека и решают задачи формирования основных движений, необходимых в быту, учебном процессе и трудовой деятельности.   Физическое воспитание детей с ДЦП отличается своеобразием, хотя ставит перед собой те же цели и задачи, что  и физическое воспитание здоровых детей.

Урок физической культуры как способ физической реабилитации детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата

Урок физической культуры как способ физической реабилитации детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата

Урок физической культуры как способ физической реабилитации детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата

Урок физической культуры как способ физической реабилитации детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата

Урок физической культуры как способ физической реабилитации детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата

Урок физической культуры как способ физической реабилитации детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата

Урок физической культуры как способ физической реабилитации детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата

Урок физической культуры как способ физической реабилитации детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата

Урок физической культуры как способ физической реабилитации детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата

Урок физической культуры как способ физической реабилитации детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2018