Цель: Дать понятие о трении, причинах его возникновения, сформировать знания о силе трения, как физической величине.
Задачи:
Образовательные
- изучить три вида сил трения (трение покоя, скольжения, качения);
- выяснить природу, направление сил трения, от чего зависит сила трения;
- способы увеличения и уменьшения её, полезное и вредное значение;
- проверить и закрепить полученные знания.
Развивающие
- формировать умение делать логические заключения на основе анализа, сравнивать явления, делать выводы и обобщения;
- развивать творческие способности учащихся.
Воспитательные
- воспитание убежденности в возможности познания природы;
- развивать сотрудничество, выслушать товарищей, уважать мнение других.
Оборудование:
Презентация по теме: “Сила трения”, компьютер (ноутбук), мультимедийный проектор, набор грузов, динамометры, бруски лабораторные.
Трение.docx
Тема урока: Сила трения. Трение покоя.
Класс – 7
Цель: Дать понятие о трении, причинах его возникновения, сформировать знания о силе трения, как
физической величине.
Задачи:
Образовательные
изучить три вида сил трения (трение покоя, скольжения, качения);
выяснить природу, направление сил трения, от чего зависит сила трения;
способы увеличения и уменьшения её, полезное и вредное значение;
проверить и закрепить полученные знания.
формировать умение делать логические заключения на основе анализа, сравнивать явления,
Развивающие
делать выводы и обобщения;
развивать творческие способности учащихся.
Воспитательные
воспитание убежденности в возможности познания природы;
развивать сотрудничество, выслушать товарищей, уважать мнение других.
Оборудование:
Презентация по теме: “Сила трения”, компьютер (ноутбук), мультимедийный проектор, набор грузов,
динамометры, бруски лабораторные.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Повторение изученного материала.
На последних уроках мы с вами изучали силы, существующие в природе, сегодня мы продолжим
изучать эту большую тему, но прежде, давайте повторим ранее изученный материал и поработаем устно.
1. Что такое сила? (мера взаимодействия тел )
2. Какие силы вам известны? (сила тяжести, сила упругости, сила трения)
3. От чего зависит результат действия силы? (Результат действия силы зависит от её модуля,
направления, точки приложения.)
4. Какую силу называют силой тяжести?(Сила с которой Земля притягивает к себе тела.)
5. Какую силу называют силой упругости?(Силу, возникающую при деформации тел и направленную
в сторону, противоположную приложенному усилию.)
III. Изучение нового материала.
Из всех сил, существующих в природе, мы уже познакомились с силой тяжести и силой упругости, а
какую силу мы будем изучать сегодня? ( силу трения)
Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одной силой, которая называется силой трения. Эта сила
очень важна для нас. Благодаря ей мы можем ходить, лежать, стоять, принимать пищу, держать
предметы в руках, т.е. жить той жизнью, к которой мы привыкли. Сила трения возникает при
соприкосновении одного тела с другим и препятствует его движению.
Трение – явление, сопровождающее нас с детства, буквально на каждом шагу, а потому ставшее
таким привычным и таким незаметным.
Возьмем монету и потрем ею о шершавую поверхность. Мы отчетливо ощутим сопротивление – это и
есть сила трения. Если тереть побыстрее, монета начнет нагреваться, напомнив нам о том, что при
трении выделяется теплота – факт , известный еще человеку каменного века, ведь именно таким
способом люди впервые научились добывать огонь. Трение дает нам возможность ходить , сидеть, работать без опасения, что книги и тетради не упадут
со стола, что стол будет скользить , пока не упрется в угол, а ручка выскользнет из пальцев.
Трение – не только тормоз для движения. Это еще и главная причина изнашивания технических
устройств.
Тема нашего урока: Сила трения.
Откроем тетради и запишем число и тему урока.
С явлением трения мы знакомы с раннего детства. Но многое нам с вами ещё непонятно.
Первые исследования трения проведены великим итальянским ученым Леонардо да Винчи, более 400
лет назад, но его работы не были опубликованы. Законы трения открыли французские ученые Гильом
Амонтон (1699 г) и Шарль Огюстен Кулон (1785г).
Сегодня мы с вами проведем небольшие исследования, найдем ответы на основные вопросы.
определение силы трения;( дадим определение этой силе)
причины возникновения трения; (выясним причины её возникновения)
виды сил трения; (рассмотрим виды трения)
способы уменьшения силы трения; (узнаем способы изменения этой силы)
трение в природе и технике;( выясним роль силы трения в повседневной жизни)
Взаимодействие, возникающее в месте соприкосновения тел и препятствующее их
относительному движению, называется трением.
Если бы физики решили выдать всем силам паспорта, то в этом документе обязательно были бы три
графы: МОДУЛЬ. НАПРВЛЕНИЕ. ТОЧКА ПРИЛОЖЕНИЯ. Определим, в какую сторону всегда
направлена сила трения? (в противоположную сторону движению тела) Определим точку приложения
силы трения (указываем точку приложения и направления силы трения в опорном конспекте).
Вводим определение силы трения:
Сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого, приложенная к
движущемуся телу и направленная против движения, называется силой трения.
Сила трения обозначается Fтр . Прикладывается в точку взаимодействия тел. Направлена против
движения тел.
Вывод: сила трения возникает при движении одного тела по поверхности другого, приложена к
движущему телу и направлена против движения.
Сила физическая величина. Что это значит? (можно измерить). Как измерить силу трения? Силу
трения можно измерить при помощи прибора – динамометр.
Виды трения
Трение скольжения трение качение трение покоя
“Выяснение причин возникновения трения”.
Эксперимент:
Прошу взять листки бумаги и карандаши. Проведите на листке карандашом любую линию. А теперь
то же самое попробуйте сделать на стекле. Что вы наблюдаете?
На бумаге остался след от карандаша, а на стекле нет.
В чем тут дело?
Давайте рассмотрим поверхности грифеля, бумаги и стекла в лупу. Поверхность бумаги шероховатая, как и у грифеля. А стекло ровное. При движении карандаша по
бумаге происходит скалывание частей карандаша о нервности бумаги, они остаются на бумаге. На стекле
же таких неровностей нет.
Значит, в чем же причина трения?
В шероховатости поверхностей соприкасающихся тел.
Прижмите друг к другу посильнее два стеклышка и попробуйте перемещать одно относительно
другого.
Это очень легко сделать? Вам ничто не мешает?
Не так уж легко.
Так в чем же дело? Ведь шероховатостей нет, а все же что – то мешает?
Притяжение молекул взаимодействующих тел.
Трение скольжения возникает при скольжении одного тела по поверхности другого. Например, при
движении саней и лыж по снегу.
Если тело не скользит, а катится по поверхности другого тела, то возникает сила трения качения.
Например, при движении колёс автомобиля, при перекатывании бочки по земле.
Трение качения намного меньше трения скольжения.
Но есть ещё сила трения покоя. Если, например, попробовать сдвинуть шкаф. Если нажать на шкаф
слабо, то он не сдвинется с места. Потому что действующая в этом случае сила будет уравновешиваться
силой трения между полом и ножками шкафа. Эту силу называют силой трения покоя. Посмотрим
видеофрагмент об этой силе. Сила трения покоя удерживает гвоздь, вбитый в доску, нитку, которой
сшиты куски ткани.
Физическая пауза
IV. Закрепление изученного.
Итак, подведём итоги
Причины возникновения силы трения:
1. шероховатость соприкасающихся тел (рисунок 2)
2. взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел (рисунок 3)
А теперь попробуем ответить на вопрос : приносит трение нам пользу или от него вред?
Польза Вред Если сила трения нам мешает, приносит вред, можно ли чтонибудь с ней сделать чтобы она не
мешала?
Замена трения скольжения трением качения
•
• Смазка
• Шлифование
А обратная ситуация, когда она приносит пользу?
• Использование специальных материалов
Ответьте на вопросы:
1. Зачем зимой дорожки посыпают песком?
2. Зачем зимой на задние колеса автомобилей надевают цепи?
3. Зачем на обуви, шинах автомобилей наносят протектор?
4. Зачем в двигатель автомобиля наливают масло?
5. Зачем спортсменылыжники на лыжи наносят особую смазку?
6. Зачем легкоатлеты надевают спортивную обувь с шипами?
•
•
•
•
•
•
Объясните поговорки:
• Не подмажешь – не поедешь!
• Пошло дело, как по маслу.
• Угря в руках не удержишь!
• Лыжи скользят по погоде.
• Из навощенной нити сеть не сделаешь.
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомились ещё с одной силой, которая называется силой
трения. Эта сила очень важна для нас. Благодаря силе трения мы можем ходить, лежать, стоять,
принимать пищу, держать предметы в руках, т.е. жить той жизнью, к которой мы привыкли. Сила
трения возникает при соприкосновении одного тела с другим и препятствует его движению.
Молодцы ребята, очень хорошо потрудились, хорошо решали задачи, внимательно слушали и
принимали активное участие в работе. Как для каждого прошел урок, мы сейчас увидим по
результатам самодиагностики.
V. Домашнее задание к следующему уроку. § 30,31,32, прошу вас написать рассказ на тему «Если бы
не было силы трения на Земле» ( задание выполняется по желанию).
VI. Подведение итогов урока, объявление оценок учащимся, рефлексия.
Урок физики 7 класса по теме "Трение"
Урок физики 7 класса по теме "Трение"
Урок физики 7 класса по теме "Трение"
Урок физики 7 класса по теме "Трение"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.