Урок физики в 9 классе по теме " Относительность движения" начинается с необычного вопроса: Верите вы или не верите слухам? В ходе урока, изучая материал, с помощью интерактивной физики дети убеждаются в том, что наука физика помогает объяснить достоверность слухов.
Урок на конкурс.docx
Урок № 9
Тема: Относительность движения (9 класс)
Выполнила Заостровских Вера Александровна
Учитель физики МБОУ «Ергачинская СОШ»
Кунгурского рна, Пермского края
2013 год Этапы
организации
учебной
деятельности
Цель этапа
Ход урока
1
1. Актуализация
знаний и
постановка
учебных задач
2
Создание
проблемной
ситуации.
Фиксация новой
учебной задачи.
3
Ребята, вы в слухи верите?
Например, 1) в годы войны одному из летчиков
удалось поймать пулю, выпущенную с Земли; 2) один
из водителей автомобиля рассказывал о том, что на
ходу смог взять яблоко у другого водителя, который
ехал со скоростью 100 км/ч.
Что необходимо знать для этого?
Возможно ли это?
Содержание педагогического
взаимодействия
Деятельность
учителя
4
Организовывает
погружение в
проблему, создает
ситуацию разрыва.
Деятельность
обучающихся
Формирование УУД
(П – познавательная,
К –
коммуникативная,
Р – регулятивная,
Л – личностная)
5
П: попытка решить
задачу известным
способом.
К: умение слушать и
понимать учителя и
товарищей.
Р: умение определять
цель деятельности на
уроке.
Л: умение общаться в
коллективе. 2. Целеполагание. Поиск решения
учебной задачи
Чтобы разобраться в этой ситуации, повторим что
такое механическое движение, скорость, перемещение,
система отсчета. А также мы узнаем , в чем состоит
относительность движения, относительность
скоростей, относительность перемещения.
3. Совместное
исследование
работы.
Анализирование,
выделение
главного.
В курсе физики 7 класса мы говорили о том, что
механическое движение относительно. Понятия
«движения» и «покоя» зависят от выбора системы
отсчета. Тело может покоиться в одной системе
отсчета и в это же время двигаться в другой системе
отсчета.
Опыт.
Организовывает
устный коллективный
анализ учебной
задачи. Фиксирует
выдвинутые
учениками гипотезы,
организует их
обсуждение.
Представляет
основное содержание
учебного материала,
необходимого для
главного этапа урока
в виде эксперимента.
П: умение на основе
анализа делать выводы,
умение обобщать.
К: умение слушать и
понимать других.
Р: умение выстраивать
диалог с учителем.
Л: умение общаться.
П: умение
анализировать,
доказывать свою точку
зрения.
К: умение высказывать
свою точку зрения.
Р: умение обсуждать
предметные способы
общения.
Л: умение общаться.
Груз двигается в системе отсчета, связанной со столом.
Этот же груз покоится в системе отсчета, связанной с
тележкой.
Положение тела в пространстве тоже относительно.
Оно зависит от выбранной системы отсчета. То есть в
разных системах отсчета, координаты тела будут
различными.
у у’
0 0’ x’ x
хоу – неподвижная система отсчета, связанная со столом,
x’o’y’ – подвижная система отсчета, связанная с
тележкой.
Например, в с/о x’o’y’ координата груза х’= 0,
в с/о хоу координата груза х = 00’ (равна
расстоянию между точками 0 и 0’)
Как вы помните, относительна и траектория движения
тела.
Например, (видеодемонстрация «Относительность
движения» Физика 79.2.4.4.)
Скорость тела и его перемещение также изменяются
при переходе из одной системы отсчета в другую.
Например, (видеодемонстрация «Сложение движений
лодки и реки». Физика 79.2.4.1.).
Организует учебное
исследование для
выделения понятий.
4. Усвоение
новых знаний и
способов
действий.
Содействие
усвоения
учащимися
способов,
которые
приведут к
определенному
выводу; создание
условий для
усвоения и
воспроизведения
П: фиксируют в
графической модели и
буквенной форме
выделение связи и
отношения.
К: воспринимают
ответы обучающихся.
Р: самоконтроль,
принимают и
сохраняют учебную
цель и задачу. нового
материала.
Если лодка движется по направлению течения
воды, то
S = S1 + S2, где S1 – перемещение в подвижной
системе (лодки), S2 – перемещение самой подвижной
системы (воды).
Если лодка движется против течения реки, то
S = S1 S2
Вывод: таким образом, в общем случае
перемещение тела относительно неподвижной
системе отсчета равно геометрической сумме
перемещения тела в подвижной системе отсчета и
перемещения подвижной системы отсчета
относительно неподвижной. Это выражение
называют правилом сложения перемещений.
S = S1 + S2
чтобы определить скорость тела в неподвижной
системе отсчета, разделим почленно выражение для перемещения S на время t :
S/t = S1/t + S2/t => V = V1 + V2.
Скорость тела относительно неподвижной
системы отсчета равно геометрической сумме
скорости тела в подвижной системе отсчета и
скорости подвижной системы отсчета
относительно неподвижной. Это выражение
называют правилом сложения скоростей.
Если лодка плывет по течению , то
V = Vреч + Vл.
Если лодка плывет против течения реки, то
V = Vреч Vл.
Рассмотрим более сложную ситуацию. Пусть человек
переправляется на лодке через реку. Обозначим Vтеч
скорость течения реки, Vлсобственную скорость
лодки. Лодка относительно берега будет двигаться со
скоростью
V = Vтеч + Vл.
V = √Vтеч
2
2 +Vл
Физкультминутка
5. Переход к
этапу решения
задач.
Применение
общего способа
действия для
решения задач.
Применение
полученных
знаний для
решения
физических
задач
Решение задач.
Репетитор «Движение автомобиля по платформе» 7
9.2.4.7. – выполняет 1 пара учеников
Репетитор «Разъехавшиеся автомобили» 79.2.4.8. –
выполняет 2 пара
Репетитор «Лодка ориентирована по течению реки» 7
9.2.4.9. – выполняет 3 пара.
Обеспечивает
формирование у
учащихся умений
самостоятельно
применять знания в
разнообразных
ситуациях.
П: применяют новый
способ решения задач.
Обработка операций, в
которых допущены
ошибки. Умение
выполнять отдельные
действия.
К: умение
формулировать свою
позицию.
Р: самопроверка отработанных
способов в целом.
Осуществляют
пошаговый контроль
по результату.
После чего обмениваются знаниями и умениями.
Делают выводы.
Вернемся к слухам и обсудим возможность событий.
Действительно самолет и пуля относительно друг
друга неподвижны, поэтому летчик мог поймать пулю.
Так же с автомобилистами.
6. Рефлексия.
Оценка
Репетитор «Компетенции, связанные со сложением
Диагностическая
П: выполняют работу, деятельности по
достижении цели
урока.
скоростей» 79.2.4.11.
Итак, урок достиг цели?
Мы получили ответы на поставленные вопросы?
Слухами земля полнится, но мы с вами убедились в
том, что все это можно доказать с научной точки
зрения. И другое: знания, которые мы получили, имеют
практическую направленность (обеспечение
безопасности жизни человека в процессе
использования транспортных средств: лодки, машины,
железнодорожного транспорта.).
работа (на выходе):
организация
дифференцированной
коррекционной
работы,
контрольно
оценивающая
деятельность.
анализируют,
контролируют и
оценивают результат.
К: рефлексия своих
действий.
Р: осуществляют
пошаговый контроль
по результату.
Л: умение общаться и
давать оценку себе.
Д/з: §9, ответить на вопросы к §, упр. 9.
Самоанализ урока.
1. Тема урока «Относительность движения».
2. Использование ВУО: видеодемонстрация «Относительность движения» Физика 79.2.4.4., видеодемонстрация «Сложение движений лодки
и реки». Физика 79.2.4.1, репетитор «Движение автомобиля по платформе» 79.2.4.7, репетитор «Разъехавшиеся автомобили» 79.2.4.8. ,
репетитор «Лодка ориентирована по течению реки» 79.2.4.9. , репетитор «Компетенции, связанные со сложением скоростей» 79.2.4.11
3. Пять человек приняли участие в работе с каждым ВУО.
4. Достоинства используемых ВУО:
рационально используется время при объяснении нового материала и его закреплении
повышается интерес учащихся на всех этапах урока
учитель выступает в роли консультанта – координатора, а учащиеся – исследователи над поставленной проблемой формируются коммуникативные связи учительученик, ученикученик
5. Недостатки:
нет достаточного количества ПК
нет интерактивной доски.
Урок физики по теме " Относительность движения"
Урок физики по теме " Относительность движения"
Урок физики по теме " Относительность движения"
Урок физики по теме " Относительность движения"
Урок физики по теме " Относительность движения"
Урок физики по теме " Относительность движения"
Урок физики по теме " Относительность движения"
Урок физики по теме " Относительность движения"
Урок физики по теме " Относительность движения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.