Урок физики в 7-м классе по теме «Плотность вещества»
Оценка 4.9

Урок физики в 7-м классе по теме «Плотность вещества»

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
физика
7 кл
30.03.2018
Урок физики в 7-м классе по теме «Плотность вещества»
Урок физики в 7-м классе по теме «Плотность вещества» Цели урока: 1) обучающая: экспериментально исследовать зависимость массы тела от рода вещества и от объёма тела; выяснить физический смысл плотности. 2) воспитывающая: воспитание самостоятельности учащихся, любви к физике. 3) развивающая: развитие исследовательских качеств учащихся Оборудование: На каждом столе приготовлены: весы, наборы для определения плотности вещества (тела одинакового объёма, но разной массы; тела одинаковой массы, но разного объёма), алюминиевый цилиндр из набора калориметрических тел, мензурка с водой, воздушный шар, кроссворд, качественные задачи в рисунках, магниты. Эпиграф: «Без сомнения, всё наше знание начинается с опыта» Кант Иммануил, немецкий философ (1724-1804 гг.) Ход урока: Вступительное слово Учителя: Уважаемые коллеги! Нет, нет, я не оговорилась. Сегодня вы не учащиеся 7 класса, а мои коллеги – физики-экспериментаторы, исследователи. А тему урока вы узнаете, если расшифруете ребус.
2453112804.docx
Урок физики в 7­м классе по теме «Плотность вещества»   Цели урока: 1) обучающая: экспериментально исследовать зависимость массы тела от рода вещества и от объёма тела; выяснить физический смысл плотности. 2) воспитывающая: воспитание самостоятельности учащихся, любви к физике.  3) развивающая: развитие исследовательских качеств учащихся          Оборудование:  На   каждом   столе   приготовлены:   весы,   наборы   для   определения плотности вещества (тела одинакового объёма, но разной массы; тела одинаковой массы, но разного объёма), алюминиевый цилиндр из набора калориметрических тел, мензурка с водой, воздушный шар, кроссворд, качественные задачи в рисунках, магниты.  Эпиграф: «Без сомнения, всё наше знание начинается с опыта» Кант Иммануил, немецкий философ (1724­1804 гг.) Ход урока: Вступительное слово  Учителя: Уважаемые коллеги! Нет, нет, я не оговорилась. Сегодня   вы   не   учащиеся   7   класса,   а   мои   коллеги   –   физики­экспериментаторы, исследователи.   если   расшифруете   ребус.   А   тему   урока   вы   узнаете, После того, как учащимися расшифрован ребус, тема урока записывается в тетрадь. А исследовать мы будем зависимость массы тела от рода вещества и от объёма тела.  Именно этой проблеме посвящена наша научная работа. Процесс   научного   творчества   состоит   из   звеньев   (написано   на   доске): Всё   это   звенья   научного   познания,   и   мы   сегодня   вместе   в   таком   процессе поучаствуем.  Не   секрет,   что   предмет   нашего   исследования   для   науки   не   нов,   он   уже подвергался изучению.  Итак, в путь. «Сперва собирать факты и только после этого связывать их мыслью»,­ советовал Аристотель. Прислушаемся к его совету. После этого учитель создает проблемную ситуацию следующим образом. На столе  учителя рычажные весы, и различные тела.  1, Задаю вопрос: Нарушится ли равновесие весов, если на них поместить тела одинаковой  формы и одинакового размера, но из разных веществ.  Предложенные варианты ответов проверяются экспериментально, и учащимся  предлагается дать объяснение.   На другие рычажные весы помещаются тела одинаковой формы и массы, равновесия весов не нарушено, но учащиеся обращают внимание на то, что размеры тел разные,  и опять предлагается объяснить данную демонстрацию. Учащиеся пытаются  объяснить.   Учитель обращает внимание учеников на то, что имеющихся у них знаний не  достаточно для объяснения данных демонстраций, поэтому на данном уроке  необходимо перед собой поставить следующие цели: выяснить чем отличаются друг от друга тела, сделанные из разных веществ?  какую физическую величину называют плотностью тела?  каков физический смысл понятия “плотность”?  как обозначается плотность тела, и в каких единицах она измеряется.  от каких величин зависит плотность тела.  экспериментальным путем определить плотность тела и на основе полученных  знаний объяснить увиденный эксперимент.        Дальше идет работа в группах. Учащиеся работают с вопросами 1 этапа, обсуждают в  группах, затем один представитель от группы отвечает на вопрос, учащиеся слушают ответ, и при необходимости дополняют или исправляют. Вопросы 1 этапа. 1. Какую физическую величину называют массой?  2. Как обозначается масса тела, и в каких единицах она измеряется в системе СИ?  3. Какие ещё единицы массы Вы знаете кроме кг.?  4. Какой буквой обозначается объем тела?  5. В каких единицах измеряется объем тела в системе СИ, и какова связь между м3 и  см3  6. Как связаны между собой кг. и г.  7. Правила взвешивания.  8. Как найти объем тела. Если известна ширина, длина и высота тела, записать  формулу.  После повторения ранее изученного материала учитель обращает внимание учеников,  что можно переходить к вопросам II этапа. Группы работают с книгой по вопросам II  этапа, отвечают устно на поставленные вопросы и делают выводы. Вопросы II этапа (теоретические задания)  1. Найти в § 21 учебника определение, какую физическую величину называют  плотностью?   Записать в тетрадь 2. Как обозначается плотность вещества?   3. Найти в § 21 учебника формулу по которой можно определить плотность.  4. Найти в § 21 учебника в каких единицах в системе СИ измеряют плотность, и какие  еще существуют единицы измерения плотности  5. Рассмотрим таблицы в учебнике. Рассмотрим таблицы в учебнике Внимательно  изучите таблицу № 2 на стр. 50 учебника и ответьте на вопрос: Три кубика: из  мрамора, льда и латуни имеют одинаковый объем. Какой из них имеет наименьшую  массу, какой наибольшую? Почему?  6. Изучив таблицу 2 на стр. 50 учебника, ответьте: Какое из двух тел, массой 2 кг  каждое, имеет больший объем: фарфоровое или железное? Почему?  7. Плотность жидкого кислорода 1140 кг/м3. Что означает это число.  8. Чему равна плотность мрамора? Стали?  9. Что показывает это число?  10.  Какое твердое тело из представленных в таблице имеет наибольшую плотность?  Наименьшую плотность?  11.  Плотность вещества 2300 кг/м3. Какое это вещество?  12.  Каковы плотности воды? Воздуха?  15. Сравните плотности твердых тел, жидкостей, газов. Чем объясняется такое различие? (Записать  в тетрадь: Плотность данного вещества зависит от 1) агрегатного состояния: ств>сж>сг ; 2) от температуры.)   Прочитайте замечание под таблицей. Зачем авторы учебника сообщили нам  температуру и давление?  16.  Как зависит плотность от температуры и почему? (При нагревании объем тела  увеличивается, промежутки между молекулами увеличиваются, следовательно, в 1  м3 молекул становится меньше, следовательно, плотность уменьшается)  После обсуждения этих вопросов делаем следующие выводы, т.е. 3 этап логической  цепочки закончился: 1. Плотность вещества показывает, какая масса вещества заключена в единице объема. 2. Плотность обозначается буквой  3. Объем тела будет зависеть от массы и плотности вещества.  4. Плотность зависит от агрегатного состояния вещества: твердое вещество  , измеряется в кг/м3  жидкость  газы Плотность рассчитывается по формуле:    5. Учитель подчеркивает, что пока это только гипотеза, которую необходимо проверить  экспериментально.  Учащимся предлагается определить плотность брусков, имеющихся у них на столах.  Один ученик выходит к столу учителя и выполняет работу, при этом сначала обсуждаем с  учащимися, как мы будем определять плотность, т.е.  1. измерив размеры бруска, определяем объем бруска в (м3)  2. измеряем на весах массу бруска в (кг)  3. Рассчитываем плотность бруска по формуле :  Рассчитав плотность бруска сравниваем результат с табличными данными.  Делаем вывод, что в ходе эксперимента наша гипотеза подтвердилась, и теперь у учащихся  достаточно знаний, чтобы объяснить  что такое плотность вещества.  Вывод ­ чтобы определить плотность вещества, надо знать массу и объем.  Как связаны между собой плотности, выраженные в кг/ м3 и в г/ см3? В тетрадь:  ,  3 этап. Итоги урока.  Что узнали нового на уроке?  .   Познакомились с новой физической величиной – плотностью. Что такое плотность?  Что показывает плотность?   Научились определять плотность по массе тела и объему. Что для этого надо  сделать?   Научились пользоваться таблицами плотностей: определять плотность вещества и  по плотности определять вещество, из которого изготовлено тело.   Научились определять массу новым способом – по формуле. Как определить массу  по плотности?   Научились определять объем по новой формуле. Как определить объем по  плотности?  Домашнее задание:  Параграфы № 21,22.  Упражнение 7 (2,5) Экспериментальная задача: определить массу воздуха в комнате.  Одному ученику подготовить сообщение о плотности воды.   Если осталось время на уроке ознакомить учащихся с интересными фактами и  организовать их работу по таблице в учебнике на сир.: Это интересно! Средняя плотность Земли 5500 кг/м3, Солнца – 1400 кг/м3, Луны – 3300 кг/м3.  Плотность крови человека 1050 кг/м3.  Средняя плотность тела человека 1036 кг/м3. (Подумайте, можете ли вы определить  плотность своего тела?) Плотность – замечательная характеристика! Определив плотность, можно по таблице узнать, из какого вещества изготовлено тело. Зная плотность, можно определить объем или массу тела.

Урок физики в 7-м классе по теме «Плотность вещества»

Урок физики в 7-м классе по теме «Плотность вещества»

Урок физики в 7-м классе по теме «Плотность вещества»

Урок физики в 7-м классе по теме «Плотность вещества»

Урок физики в 7-м классе по теме «Плотность вещества»

Урок физики в 7-м классе по теме «Плотность вещества»

Урок физики в 7-м классе по теме «Плотность вещества»

Урок физики в 7-м классе по теме «Плотность вещества»

Урок физики в 7-м классе по теме «Плотность вещества»

Урок физики в 7-м классе по теме «Плотность вещества»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.03.2018