Урок физики в 7-м классе по теме «Плотность вещества»
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
физика
7 кл
30.03.2018
Урок физики в 7-м классе
по теме
«Плотность вещества»
Цели урока:
1) обучающая: экспериментально исследовать зависимость массы тела от рода вещества и от объёма тела; выяснить физический смысл плотности.
2) воспитывающая: воспитание самостоятельности учащихся, любви к физике.
3) развивающая: развитие исследовательских качеств учащихся
Оборудование: На каждом столе приготовлены: весы, наборы для определения плотности вещества (тела одинакового объёма, но разной массы; тела одинаковой массы, но разного объёма), алюминиевый цилиндр из набора калориметрических тел, мензурка с водой, воздушный шар, кроссворд, качественные задачи в рисунках, магниты.
Эпиграф: «Без сомнения, всё наше знание начинается с опыта»
Кант Иммануил, немецкий философ (1724-1804 гг.)
Ход урока:
Вступительное слово Учителя: Уважаемые коллеги! Нет, нет, я не оговорилась. Сегодня вы не учащиеся 7 класса, а мои коллеги – физики-экспериментаторы, исследователи. А тему урока вы узнаете, если расшифруете ребус.
2453112804.docx
Урок физики в 7м классе
по теме
«Плотность вещества»
Цели урока:
1) обучающая: экспериментально исследовать зависимость массы тела от рода вещества
и от объёма тела; выяснить физический смысл плотности.
2) воспитывающая: воспитание самостоятельности учащихся, любви к физике.
3) развивающая: развитие исследовательских качеств учащихся
Оборудование: На каждом столе приготовлены: весы, наборы для определения
плотности вещества (тела одинакового объёма, но разной массы; тела одинаковой массы,
но разного объёма), алюминиевый цилиндр из набора калориметрических тел, мензурка с
водой, воздушный шар, кроссворд, качественные задачи в рисунках, магниты.
Эпиграф: «Без сомнения, всё наше знание начинается с опыта»
Кант Иммануил, немецкий философ (17241804 гг.)
Ход урока:
Вступительное слово Учителя: Уважаемые коллеги! Нет, нет, я не оговорилась.
Сегодня вы не учащиеся 7 класса, а мои коллеги – физикиэкспериментаторы,
исследователи.
если расшифруете ребус.
А тему урока вы узнаете,
После того, как учащимися расшифрован ребус, тема урока записывается в тетрадь.
А исследовать мы будем зависимость массы тела от рода вещества и от объёма тела.
Именно этой проблеме посвящена наша научная работа. Процесс научного творчества состоит из звеньев (написано на доске):
Всё это звенья научного познания, и мы сегодня вместе в таком процессе
поучаствуем. Не секрет, что предмет нашего исследования для науки не нов, он уже
подвергался изучению.
Итак, в путь. «Сперва собирать факты и только после этого связывать их мыслью»,
советовал Аристотель. Прислушаемся к его совету.
После этого учитель создает проблемную ситуацию следующим образом. На столе
учителя рычажные весы, и различные тела.
1, Задаю вопрос: Нарушится ли равновесие весов, если на них поместить тела одинаковой
формы и одинакового размера, но из разных веществ.
Предложенные варианты ответов проверяются экспериментально, и учащимся
предлагается дать объяснение.
На другие рычажные весы помещаются тела одинаковой формы и массы, равновесия
весов не нарушено, но учащиеся обращают внимание на то, что размеры тел разные,
и опять предлагается объяснить данную демонстрацию. Учащиеся пытаются
объяснить.
Учитель обращает внимание учеников на то, что имеющихся у них знаний не
достаточно для объяснения данных демонстраций, поэтому на данном уроке
необходимо перед собой поставить следующие цели:
выяснить чем отличаются друг от друга тела, сделанные из разных веществ?
какую физическую величину называют плотностью тела?
каков физический смысл понятия “плотность”?
как обозначается плотность тела, и в каких единицах она измеряется.
от каких величин зависит плотность тела.
экспериментальным путем определить плотность тела и на основе полученных
знаний объяснить увиденный эксперимент.
Дальше идет работа в группах. Учащиеся работают с вопросами 1 этапа, обсуждают в
группах, затем один представитель от группы отвечает на вопрос, учащиеся слушают ответ,
и при необходимости дополняют или исправляют.
Вопросы 1 этапа. 1. Какую физическую величину называют массой?
2. Как обозначается масса тела, и в каких единицах она измеряется в системе СИ?
3. Какие ещё единицы массы Вы знаете кроме кг.?
4. Какой буквой обозначается объем тела?
5. В каких единицах измеряется объем тела в системе СИ, и какова связь между м3 и
см3
6. Как связаны между собой кг. и г.
7. Правила взвешивания.
8. Как найти объем тела. Если известна ширина, длина и высота тела, записать
формулу.
После повторения ранее изученного материала учитель обращает внимание учеников,
что можно переходить к вопросам II этапа. Группы работают с книгой по вопросам II
этапа, отвечают устно на поставленные вопросы и делают выводы.
Вопросы II этапа (теоретические задания)
1. Найти в § 21 учебника определение, какую физическую величину называют
плотностью? Записать в тетрадь
2. Как обозначается плотность вещества?
3. Найти в § 21 учебника формулу по которой можно определить плотность.
4. Найти в § 21 учебника в каких единицах в системе СИ измеряют плотность, и какие
еще существуют единицы измерения плотности
5. Рассмотрим таблицы в учебнике. Рассмотрим таблицы в учебнике Внимательно
изучите таблицу № 2 на стр. 50 учебника и ответьте на вопрос: Три кубика: из
мрамора, льда и латуни имеют одинаковый объем. Какой из них имеет наименьшую
массу, какой наибольшую? Почему?
6. Изучив таблицу 2 на стр. 50 учебника, ответьте: Какое из двух тел, массой 2 кг
каждое, имеет больший объем: фарфоровое или железное? Почему?
7. Плотность жидкого кислорода 1140 кг/м3. Что означает это число.
8. Чему равна плотность мрамора? Стали?
9. Что показывает это число?
10. Какое твердое тело из представленных в таблице имеет наибольшую плотность?
Наименьшую плотность?
11. Плотность вещества 2300 кг/м3. Какое это вещество?
12. Каковы плотности воды? Воздуха?
15. Сравните плотности твердых тел, жидкостей, газов. Чем объясняется такое различие?
(Записать в тетрадь: Плотность данного вещества зависит от
1) агрегатного состояния: ств>сж>сг ;
2) от температуры.)
Прочитайте замечание под таблицей. Зачем авторы учебника сообщили нам
температуру и давление?
16. Как зависит плотность от температуры и почему? (При нагревании объем тела
увеличивается, промежутки между молекулами увеличиваются, следовательно, в 1
м3 молекул становится меньше, следовательно, плотность уменьшается)
После обсуждения этих вопросов делаем следующие выводы, т.е. 3 этап логической
цепочки закончился:
1. Плотность вещества показывает, какая масса вещества заключена в единице объема.
2. Плотность обозначается буквой
3. Объем тела будет зависеть от массы и плотности вещества.
4. Плотность зависит от агрегатного состояния вещества: твердое вещество
, измеряется в кг/м3
жидкость
газы Плотность рассчитывается по формуле:
5.
Учитель подчеркивает, что пока это только гипотеза, которую необходимо проверить
экспериментально.
Учащимся предлагается определить плотность брусков, имеющихся у них на столах.
Один ученик выходит к столу учителя и выполняет работу, при этом сначала обсуждаем с
учащимися, как мы будем определять плотность, т.е.
1. измерив размеры бруска, определяем объем бруска в (м3)
2. измеряем на весах массу бруска в (кг)
3. Рассчитываем плотность бруска по формуле :
Рассчитав плотность бруска сравниваем результат с табличными данными.
Делаем вывод, что в ходе эксперимента наша гипотеза подтвердилась, и теперь у учащихся
достаточно знаний, чтобы объяснить что такое плотность вещества.
Вывод чтобы определить плотность вещества, надо знать массу и объем.
Как связаны между собой плотности, выраженные в кг/ м3 и в г/ см3?
В тетрадь:
,
3 этап. Итоги урока.
Что узнали нового на уроке?
.
Познакомились с новой физической величиной – плотностью. Что такое плотность?
Что показывает плотность?
Научились определять плотность по массе тела и объему. Что для этого надо
сделать?
Научились пользоваться таблицами плотностей: определять плотность вещества и
по плотности определять вещество, из которого изготовлено тело.
Научились определять массу новым способом – по формуле. Как определить массу
по плотности?
Научились определять объем по новой формуле. Как определить объем по
плотности?
Домашнее задание:
Параграфы № 21,22.
Упражнение 7 (2,5)
Экспериментальная задача: определить массу воздуха в комнате.
Одному ученику подготовить сообщение о плотности воды.
Если осталось время на уроке ознакомить учащихся с интересными фактами и
организовать их работу по таблице в учебнике на сир.:
Это интересно!
Средняя плотность Земли 5500 кг/м3, Солнца – 1400 кг/м3, Луны – 3300 кг/м3.
Плотность крови человека 1050 кг/м3.
Средняя плотность тела человека 1036 кг/м3. (Подумайте, можете ли вы определить
плотность своего тела?)
Плотность – замечательная характеристика! Определив плотность, можно по таблице узнать, из какого вещества изготовлено тело. Зная
плотность, можно определить объем или массу тела.
Урок физики в 7-м классе по теме «Плотность вещества»
Урок физики в 7-м классе по теме «Плотность вещества»
Урок физики в 7-м классе по теме «Плотность вещества»
Урок физики в 7-м классе по теме «Плотность вещества»
Урок физики в 7-м классе по теме «Плотность вещества»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.