Муниципальное образовательное учреждение
Берёзовская средняя общеобразовательная школа
Галичского района Костромской области
Конспект урока физики
по теме «Искусственные спутники Земли»
9 класс
Автор:
Колобова Ирина Николаевна,
учитель физики и математики 2016 год
Цели и задачи:
1. Познакомить учащихся с понятием «искусственный спутник»;
2. Выяснить, при каких условиях тело может стать искусственным спутником
Земли или другого небесного тела;
3. Ввести понятия космических скоростей;
4. Научить применять полученные знания при решении задач;
5. Развитие способности обнаруживать причинноследственные связи в
окружающем мире и осознавать познаваемость окружающего мира
Урок изучения нового материала.
Тип урока:
Структура урока:
1) организационный момент
2) проверка домашнего задания
2) изучение нового материала
3) закрепление изученного
4) контроль усвоения материала
5) Подведение итогов урока, запись домашнего задания, рефлексия
Компьютер с презентацией, мультимедийный проектор.
Оборудование:
2 Ход урока:
Организационный момент (5 мин)
Приветствие, сообщение плана урока (демонстрируется
слайд 2), повторение домашнего задания по учебнику (§
19)
Проверка домашнего задания (7 мин)
Учащиеся выполняют тест по теме «Движение тела по
окружности с постоянной по модулю скоростью».
Тексты с заданиями, а также два чистых листа бумаги
выдаются каждому ученику. Ответы записываются на
двух листах, один сдаётся учителю, другой остаётся у
учащихся (для самопроверки). Перед началом работы
демонстрируется слайд 3 с таблицей оценивания, а
после окончания работы по щелчку появляются
правильные ответы. Учащиеся выставляют себе оценки.
Изучение нового материала (15 мин)
Сообщается тема урока – слайд 1 (учащиеся записывают
в тетрадь), цели и задачи урока.
Учащимся предлагается дать определение спутника
Земли и искусственного спутника.
Из предложенных вариантов выбирается наиболее
точное определение ИСЗ и записывается в тетрадь.
Для сведения сообщается, что в соответствии с
международной договорённостью космический аппарат
называется спутником, если он совершил не менее одного
оборота вокруг Земли. (Слайд 4)
Следующий вопрос для учащихся – «Что надо сделать,
3 чтобы тело стало ИСЗ?».
Слайд 5
Приводятся рассуждения И. Ньютона о возможности
запуска ИСЗ.
С использованием эффекта анимации демонстрируется
траектория движения тела, брошенного горизонтально с
различной скоростью.
Слайд 6.
Формулируется вывод (записывается в тетради):
Чтобы тело стало искусственным спутником Земли,
необходимо
1. вывести (поднять) его за пределы плотных слоёв
атмосферы
2. придать ему достаточную начальную скорость.
Слайд 7.
Вводится понятие первой космической скорости,
записывается её определение и вывод расчетной
формулы, если известны
1) радиус планеты и ускорение свободного падения
на её поверхности (первая строка)
2) масса планеты и её радиус (вторая строка)
3) масса планеты, её радиус и высота (третья
строка)
Эффекты анимации на входе и выходе позволяют
проследить логику вывода формул, не пользуясь
доской и мелом.
Слайд 8.
Учащиеся вычисляют значение первой космической
скорости на поверхности Земли.
Обращается внимание на достаточную большое её
значение и ставится вопрос: «Как сообщить телу такую
скорость?»
(Учащиеся, как правило, знают, что для этого
используют ракеты). Сообщается, что с устройством и
способом движения ракеты учащиеся познакомятся на
ближайших уроках.
Слайд 9.
Записывается формула первой космической скорости на
некоторой высоте над Землёй. Вычисляются (или
сообщаются) несколько значений на разных высотах.
Подчёркивается, что выведение спутника на некоторую
высоту – способ уменьшить притяжение к Земле и,
следовательно, уменьшить первую космическую
скорость.
Слайд 10.
Информация о запуске первого в мире ИСЗ.
Сообщается имя конструктора, некоторые
4 характеристики спутника, научные данные, полученные
с его помощью.
Вопрос: «Если есть первая космическая скорость,
значит есть и вторая… Как же ещё может двигаться
тело, «брошенное» с Земли?»
Слайд 11.
Даётся определение второй и третьей космических
скоростей и приводятся их значения для Земли.
Сообщается о запусках ИСЗ на Луну и другие планеты
Солнечной системы, а также за пределы Солнечной
системы.
Слайд 12
.Памятник создателям первого в мире ИСЗ и точная
копия первого ИСЗ в музее космонавтики.
Закрепление изученного.
Слайд 13.
Решение задач (переход по ссылке на документ MS
Word «Закрепление»)
Тексты задач выдаются на парты. класс делится на
три группы, каждая получает одну задачу, решает её и
записывает решение на доске.
По ссылке «Проверка» осуществляется переход на
слайды 14 – 16, на которых приведено правильное
решение задач. Все задачи записываются в тетради.
Слайды 14 – 16. Образцы оформления решения задач на закрепление
5 Контроль усвоения материала урока.
Слайд 17.
Учащимся предлагается ответить на 11 вопросов,
которые последовательно появляются на слайде.
Запись домашнего задания в дневники (Слайд 18)
Подводятся итоги урока, выставляются оценки.
Слайд 19
Учащимся предлагается оценить уровень усвоения
материала новой темы, выбрав один из вариантов
«Не могу сказать»
«Всё понял (а)»
«Ничего не понял (а)»
Слайд 20
Окончание урока.
6
Урок физики в 9 классе по теме "Искусственные спутники Земли"
Урок физики в 9 классе по теме "Искусственные спутники Земли"
Урок физики в 9 классе по теме "Искусственные спутники Земли"
Урок физики в 9 классе по теме "Искусственные спутники Земли"
Урок физики в 9 классе по теме "Искусственные спутники Земли"
Урок физики в 9 классе по теме "Искусственные спутники Земли"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.