Урок физики в 9-м классе в рамках системно-деятельностного подхода. Движение тела, брошенного под углом к горизонту, под действием силы тяжести.
Оценка 4.9

Урок физики в 9-м классе в рамках системно-деятельностного подхода. Движение тела, брошенного под углом к горизонту, под действием силы тяжести.

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
физика
10 кл
30.01.2017
Урок физики в 9-м классе в рамках  системно-деятельностного подхода. Движение тела, брошенного под углом к горизонту, под  действием   силы тяжести.
Вашему вниманию представляю разработку урока физики в 10-м классе " Движение тела, брошенного под углом к горизонту, под действием силы тяжести". Цель урока – научиться рассчитывать параметры баллистического движения с помощью калькулятора CASIO CLASSWIZ, работая в программе «Измеритель». На примере этого урока, показано как можно развивать и формировать учебную и общепользовательскую компетенцию в области использования информационно-коммуникационных технологий как инструмента учебной деятельности.Документ Microsoft Word 97-2003 (.doc)
разработка урока1.doc
Урок физики в 9­м классе в рамках  системно­деятельностного подхода. Автор разработки урока­ Абрамова Маргарита Валентиновна, учитель физики высшей категории                                               МБОУ «ШКОЛА № 129» г.о. Самара      Тема урока:  Движение тела, брошенного под углом к горизонту, под  действием   силы тяжести. Цель   урока  –   научиться   рассчитывать   параметры   баллистического   движения   с   помощью   калькулятора  CASIO CLASSWIZ, работая в программе «Измеритель».      Задачи урока:       Образовательные:  Вспомнить особенности данного движения и его основные характеристики.  Показать универсальность законов применяемых при решении задач, составить алгоритм  решения задач по данной теме.  Использовать современные ЭОР (программа «Измеритель») для решения поставленной задачи.  Выполнить расчет основных характеристик движения, используя,  калькулятор CASIO  CLASSWIZ. Воспитательные:  Воспитывать организованность, самостоятельность, умение  аргументированно отстаивать свою точку зрения;  Воспитывать ответственное отношение к учебной деятельности;  Воспитывать  позитивное отношение  ко всем участникам учебной деятельности;      Развивающие:  Продолжить работу по  развитию умений создавать, применять и преобразовывать знаково­символические средства, модели  и схемы для решения учебных и познавательных задач;  Развивать   умения   логически   действовать,   устанавливать   причинно­следственные   связи,   обобщать,   классифицировать   на   основе самостоятельного выбора оснований и критерий;  Развивать и формировать учебную и общепользовательскую компетенцию в области использования информационно­ коммуникационных технологий как инструмента учебной деятельности;       Этапы уроков:  1. Этап самоопределения деятельности. 2. Этап актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности. 3. Этап постановки учебной цели и задач. 4. Этап построения проекта выхода из затруднений. 5. Этап первичного закрепления материала в процессе решения задач. 6. Этап самостоятельной работы. 7. Этап рефлексии деятельности. Сопровождение уроков:  Презентация “Движение тел под действием силы тяжести”.  Кинофрагменты.   Работа с интерактивной доской. Работа с ЭОР. Оборудование уроков:   Комплект ноутбуков.  Калькуляторы  CASIO  CLASSWIZ.  Видеопроектор  Электронный дидактический материал для учащихся.  Средства Internet. Этапы урока 1. Этап  самоопределения деятельности. Учебный материал Примечание                        Здравствуйте, ребята! Сегодняшнее наше занятие я хочу начать с одного интересного видеофрагмента.  Майя – индейский народ, живший в доколумбовой Америке на территории современной Мексики и соседних стран в начале первого тысячелетия   от   рождества   Христова.   Посмотрите   один   видеофрагмент, рассаживающий о  жизни народ  МАЙЯ.  Посмотрите его внимательно, поскольку вас ждут вопросы по поводу увиденного.   Учитель   создает   условие   для возникновения внутренней потребности   включения   в деятельность («хочу»).   Видео   файл   посвящен   древней игре   народа   майя.   Суть   игры   ­ заставляя  двигаться   мяч   по параболе, попасть в кольцо. 2. Этап  актуализации  знаний и  фиксации  затруднений в  деятельности.           Итак,           вопрос №1: На что вы обратили внимание во время просмотра видеоролика?           вопрос №2: В чём суть игры?           вопрос №3: По какой траектории в основном движется мяч? Как заставить мяч двигаться подобным образом?        выделяется   область Учителем   содержательная («могу»). Данный этап предполагает  подготовку мышления учеников   к проектировочной деятельности. На   данном   этапе   учащиеся соотносят   свои   действия   с способами используемыми действий   (алгоритмом, понятием,..)   и,   таким   образом, выявляют   и   фиксируют     во внешней причину   речи затруднения.   Это   позволяет сформулировать   цель   и   задачи дальнейшей деятельности учащихся на уроке.     На   данном   этапе   учитель организует коллективную деятельность учащихся в форме мозгового штурма.   3. Этап  постановки  учебной цели и  задач.     Давайте постараемся сформулировать тему нашего сегодняшнего занятия с учётом увиденного и прокомментированного вами. Цель ­ вспомнить один из видов  равноускоренного движения – баллистическое. Задачи:  Вспомнить особенности данного движения и его основные характеристики.  Показать универсальность законов применяемых при решении задач, составить  алгоритм  решения задач по данной теме.  Выполнить расчет основных характеристик движения, используя законы  кинематики и закон сохранения механической энергии тела.   Использовать   современные   ЭОР   (программа   «Измеритель»)   для   решения поставленной задачи. Ученикам   предлагается   вспомнить   теоретический   материал   по   данной   теме «Баллистическое движение» (на экране презентация в которой отражен теоретический материал). 4. Этап  построения  проекта выхода  из затруднений.  Во время просмотра презентации учитель задает вопросы:  Назовите основные параметры, характеризующие  баллистическое движение?  Как   определяется   проекция   начальной   скорости   тела   на   оси   0Х   и   0У   при данном движении?  Каков характер движения  такого тела вдоль  координатных осей ОХ и ОУ?  Как определить мгновенную скорость при таком движении?  Что такое дистанция?  Как определит время подъёма на максимальную высоту и время всего полёта?  По каким законам изменяются координаты тела?  Что о движении тела нам говорит уравнение траектории тела? Теперь,   когда   мы   с   вами   вспомнили   основные   понятия   и   характеристики баллистического   движения,   я   хотела   бы   несколько   минут   уделить   результатам проверки домашнего задания. На Интернет площадке  Lenoit.com вам предлагалось решить две задачи: задача № 1­ баллистическое движение и задача № 2­ движение по вертикали под действием силы тяжести.  5. Этап  первичного  закрепления  материала в  процессе  решения задач.   На данном  этапе учащиеся    в коммуникативного форме  решают взаимодействия основные   учебные   задачи  на основе   выбранного  способа действий   с   проговариванием установленного  алгоритма  во внешней речи. Те   ребята,   которые   разместили   свои   решения   на     полотне  Интернет   ­   площадки, успешно справились с поставленной задачей. Однако, хочется напомнить о правильном оформлении решения задачи. Для этого мы ещё раз восстановим с вами алгоритм решения задач по теме «Движение тела под действием силы тяжести». 6. Этап  самостоятельной работы.  А сейчас вам предстоит поработать в  программе « Измеритель», рассчитать  определенные параметры  движения мяча, используя  калькулятор CASIO   CLASSWIZ. Мяч, брошен с начальной скоростью под углом к горизонту и  движется только под действием силы тяжести (ученики включают компьютер и  выполняют задание). На данном этапе  используется парно­групповая форма работы: учащиеся   самостоятельно выполняют  нового работу   на   примере способа действий. Эмоциональная   направленность этапа   состоит   в   организации ситуации успеха, включению способствующей учащихся     в   дальнейшую познавательную деятельность.    Ребята уже неоднократно  работали в этой программе при  изучении прямолинейного  равномерного и  равнопеременного движений.   Инструкция для работы в программе «Измеритель» 1. Запустите программу. 2. Нажмите  «файл», «открыть», «рабочий стол» 3. видео файл 1 «открыть» 4. 5.  с помощью этих кнопок, остановите видео в тот момент, когда мяч начинает двигаться с начальной скоростью, направленной под углом к горизонту. нажмите эту кнопку и поставьте точку в центре мяча (ввод системы отсчета). 6. на   экране   появиться   единичный   отрезок,   присвойте   ему   численное значение. Например: 7. С помощью «мышки» и стрелки­указателя на мониторе, продлите ось ОХ вправо. 8. нажать « t=0» 9.   с   помощью   стрелок   пошагово   перемещай   мяч,   каждый   раз отмечайте его положение кнопкой  10. нажмите, закончив эту операцию кнопку  11. нажмите  кнопку  12. нажмите 13. Сохраните эту таблицу на рабочем столе для дальнейшей работы. Задание: 1. 2. 3. запишите закон изменения координаты Х(t) мяча; запишите закон изменения координаты Y(t) мяча; запишите уравнение траектории движения мяча; 4. Используя, калькулятор CASIO  CLASSWIZ, рассчитайте:  начальную скорость мяча Ниже в приложении к п. № 6,  показано, как выполняется и  оформляется  данный этап   учебной деятельности. На данном этапе организуется самооценка учениками деятельности   на   уроке. Фиксируется степень соответствия   поставленной   цели и   результатов   деятельности, намечаются   цели   последующей деятельности. Домашнее задание дается   с   элементом   выбора, творчества. 7. Этап  рефлексии  деятельности. Итак, подведем итоги.  Справились  ли мы поставленными  перед собой целью и задачами?   Как вы оцениваете свою деятельность в течение урока?   Что вам удалось, и в чем вы испытали затруднения?   Что нам необходимо сделать,  чтобы справится  с возникшими  трудностями? Подводится итог.  (выставляются оценки за урок) Домашнее задание. 1. Привести   примеры,   где   мы   встречаем   в   природе   и   технике   данный   вид движения. Используя программу «Измеритель», выполните расчеты, аналогичные произведенных в классе, но с объектом, выбранным вами. Задание можно выполнить в паре.  Урок окончен! Всем спасибо!   Приложение к п. № 6 Решение:  Чтобы рассчитать  начальную скорость мяча 1. Запишем закон изменения координаты Х(t) в общем виде: X=X0+V0Xt                     (1) 2. Запишем закон изменения координаты Y(t) в общем виде: У=У0+V0Уt+gyt2/2          (2) 3. Запишем уравнение траектории движения мяча в общем виде. Для этого из уравнения  (1)  выразим   t­ время     и подставим его в уравнение (2).  Получим уравнение (3)  зависимости  Y(х), т.е уравнение траектории движения мяча:       (3) : Полученное нами уравнение, отражает квадратичную зависимость координаты «У» от координаты «Х»:                                      у = a +bx + cx2 Используя, калькулятор CASIO  CLASSWIZ, приступим к расчету. 1. Включим калькулятор, клавиша «ON». 2. Нажмем клавишу «MODE». Войдем  в режим статистики. На дисплее видно указание « 2: Statistics». 3.  Для входа в режим статистики нажмем клавишу с цифрой «2».  4. На дисплее найдем указание о расчете параметров экспериментов, в которых  проводятся многократные  измерения одной и той же величины «3:  у = a +bx + cx2 »,   нажмем клавишу с цифрой «3».  5. Откроется  таблица с двумя колонками. Внесем в таблицу все результаты опытов (значения Х и У):      набираем результат 0 , нажимаем клавишу «=»     набираем результат 0,04 , нажимаем клавишу «=»     набираем результат 0,12 , нажимаем  клавишу «=»…….       6.  Вводим данные в таблицу используя ], [ ]  стрелки [ ▼ ▲ ► ◄ клавиши [REPLAY] ], [ ], [              7. После ввода значений Х и У, переходим  в окно расчётов: нажимаем  красную клавишу [АС]. 8.  Для входа в режим расчетов нажимаем сначала «OPTN» ,  затем нажимаем клавишу с цифрой   «3» 9.  На дисплее появились значения коэффициентов:  10. Зная, коэффициенты «a»  и   «b», рассчитаем  проекции начальной скорости на ось ОХ и ось ОУ:    c=  g/2(V0x)2= 0,513279063    ,  следовательно,  V0x = 3,09 м/с  (округлим до сотых)     b= V0y/V0x= 2,002107036    ,   следовательно,  V0у = 6,19 м/с    (округлим до сотых)  11.  Найдем начальную скорость мяча                                                  Ответ:          V0 = 6,99 м/с . Список используемой литературы: 1. Физика.10класс:   учеб.для   общеобразоват.организаций   с   прил.на   электрон.носителе:базовый   уровень/   Г.   Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н.Сотский; под ред. Н.А.Парфентьевой. ­ М. : Просвещение, 2014г 2. Физика. Вступительные испытания. Подготовка к ЕГЭ./О.Ф.Кабардин, С.И.Кабардина, В.А. Орлов­5­ое изд.,­М.: Издательство «Экзамен», 2015  .  com  .   Lenoit   3. www  4. http://www.youtube.com/watch?v=E18IYRXq0IA  5. http://www.youtube.com/watch?v=_JCfq6zZ7vw

Урок физики в 9-м классе в рамках системно-деятельностного подхода. Движение тела, брошенного под углом к горизонту, под действием силы тяжести.

Урок физики в 9-м классе в рамках  системно-деятельностного подхода. Движение тела, брошенного под углом к горизонту, под  действием   силы тяжести.

Урок физики в 9-м классе в рамках системно-деятельностного подхода. Движение тела, брошенного под углом к горизонту, под действием силы тяжести.

Урок физики в 9-м классе в рамках  системно-деятельностного подхода. Движение тела, брошенного под углом к горизонту, под  действием   силы тяжести.

Урок физики в 9-м классе в рамках системно-деятельностного подхода. Движение тела, брошенного под углом к горизонту, под действием силы тяжести.

Урок физики в 9-м классе в рамках  системно-деятельностного подхода. Движение тела, брошенного под углом к горизонту, под  действием   силы тяжести.

Урок физики в 9-м классе в рамках системно-деятельностного подхода. Движение тела, брошенного под углом к горизонту, под действием силы тяжести.

Урок физики в 9-м классе в рамках  системно-деятельностного подхода. Движение тела, брошенного под углом к горизонту, под  действием   силы тяжести.

Урок физики в 9-м классе в рамках системно-деятельностного подхода. Движение тела, брошенного под углом к горизонту, под действием силы тяжести.

Урок физики в 9-м классе в рамках  системно-деятельностного подхода. Движение тела, брошенного под углом к горизонту, под  действием   силы тяжести.

Урок физики в 9-м классе в рамках системно-деятельностного подхода. Движение тела, брошенного под углом к горизонту, под действием силы тяжести.

Урок физики в 9-м классе в рамках  системно-деятельностного подхода. Движение тела, брошенного под углом к горизонту, под  действием   силы тяжести.

Урок физики в 9-м классе в рамках системно-деятельностного подхода. Движение тела, брошенного под углом к горизонту, под действием силы тяжести.

Урок физики в 9-м классе в рамках  системно-деятельностного подхода. Движение тела, брошенного под углом к горизонту, под  действием   силы тяжести.

Урок физики в 9-м классе в рамках системно-деятельностного подхода. Движение тела, брошенного под углом к горизонту, под действием силы тяжести.

Урок физики в 9-м классе в рамках  системно-деятельностного подхода. Движение тела, брошенного под углом к горизонту, под  действием   силы тяжести.

Урок физики в 9-м классе в рамках системно-деятельностного подхода. Движение тела, брошенного под углом к горизонту, под действием силы тяжести.

Урок физики в 9-м классе в рамках  системно-деятельностного подхода. Движение тела, брошенного под углом к горизонту, под  действием   силы тяжести.

Урок физики в 9-м классе в рамках системно-деятельностного подхода. Движение тела, брошенного под углом к горизонту, под действием силы тяжести.

Урок физики в 9-м классе в рамках  системно-деятельностного подхода. Движение тела, брошенного под углом к горизонту, под  действием   силы тяжести.

Урок физики в 9-м классе в рамках системно-деятельностного подхода. Движение тела, брошенного под углом к горизонту, под действием силы тяжести.

Урок физики в 9-м классе в рамках  системно-деятельностного подхода. Движение тела, брошенного под углом к горизонту, под  действием   силы тяжести.

Урок физики в 9-м классе в рамках системно-деятельностного подхода. Движение тела, брошенного под углом к горизонту, под действием силы тяжести.

Урок физики в 9-м классе в рамках  системно-деятельностного подхода. Движение тела, брошенного под углом к горизонту, под  действием   силы тяжести.

Урок физики в 9-м классе в рамках системно-деятельностного подхода. Движение тела, брошенного под углом к горизонту, под действием силы тяжести.

Урок физики в 9-м классе в рамках  системно-деятельностного подхода. Движение тела, брошенного под углом к горизонту, под  действием   силы тяжести.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2017