Урок географии "Глобальные проблемы человечества" (11 класс)
Оценка 4.6

Урок географии "Глобальные проблемы человечества" (11 класс)

Оценка 4.6
Разработки курсов
docx
география
11 кл +1
13.04.2019
Урок географии "Глобальные проблемы человечества" (11 класс)
Данный урок географии посвящен сложным проблемам, которые возникли в процессе развития человеческой цивилизации и приобрели характер планетарного масштаба. В нем обозначены глобальные проблемы, их классификация. Практическая часть урока построена на том, чтобы обучающиеся самостоятельно, с помощью учебника, выявили причины возникновения проблем и пути их решения.
Глобальные проблемы человечества.docx
Тема урока: Глобальные проблемы человечества (2 часа) География.       Учебно­воспитательные цели: 1. Выявить географические аспекты глобальных проблем человечества. 2. Уяснить специфику экологических проблем. 3. Совершенствовать навыки работы со статистическими материалами.      Оборудование: настенная политическая карта мира, атлас, раздаточный материал, контурная карта мира.      Методы и формы учебной деятельности: лекция, слушание учащимися лекции, ее конспектирование, ответы  на вопросы учителя, запись основных положений в тетрадь,  практическая работа на контурной карте.      Класс: 11      Учебник: В. П. Максаковский. География. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. План урока: 1. Понятие о глобальных проблемах. 2. Причины обострения глобальных проблем, суть их возникновения. 3. Основные особенности глобальных проблем (общечеловеческий характер, теснейшая взаимосвязь и  взаимообусловленность, постоянно возрастающее значение и пр.). 4. Классификация глобальных проблем. 5. Важнейшие глобальные проблемы современности (экологические, демографические,  продовольственные, потребления, демилитаризации). Ход урока: 1. Мотивационно­целевой блок.      Сегодня на уроке мы рассматриваем необычайно важную тему. Она касается жизни не только отдельного  человека, но всей человеческой цивилизации. С этой темой вы неоднократно встречались на уроках  обществознания в девятом классе, на уроках географии, истории, биологии, экономики поэтому, я думаю, тему урока, а так же цели и способ деятельности вы определите сами.  2. Изучение нового материала.      Вплоть до середины XX века такое понятие, как глобальная проблема, в политическом языке отсутствовало. Лишь на уровне философских обобщений выдвигались идеи о связи деятельности человека с состоянием  биосферы, окружающей его среды, которая поддерживает жизнь на Земле. И только русский ученый  Вернадский В.И. высказал мысль, что деятельность человечества приобретает масштабы, сопоставимые с  мощью природных, геологических сил? В это трудно поверить, но земная цивилизация стремительно движется  по пути к глобальной социально­экономической катастрофе. Этот факт констатировали лидеры мировых  держав на Конференции  ООН по окружающей среде и развитию летом 1992 г. в Рио­де­Жанейро.       Термин «глобальные проблемы» вошел в международный лексикон во второй половине 60­х г., он  происходит от латинского «глобус», ­ то есть Земля и имеет три значения: повсеместный, всеобъемлющий,  характерный для земного шара, для всех стран и народов      Проблемный вопрос: Почему возникают проблемы?      Ответ: Потому что существуют противоречия: ­ между капиталистическими странами с высокоразвитой экономикой и культурой и развивающимися с  отсталой экономикой; ­ обществом и средой; ­ человеком и общество.      ­ Какие проблемы называют глобальными? (работа с учебником, с. 353).       ­ Какие существуют классификации глобальных проблем? (работа с учебником, с. 353).       Причины глобальных проблем:  Глобальные проблемы возникли в результате объективного развития общества и существуют из­за  противоречий между человечеством, средой и обществом;  Техническое могущество цивилизации превзошло достигнутый уровень общественной организации и  грозит уничтожить все живое;  Побудительные мотивы деятельности преобладающей массы людей, их нравственные ценности весьма  далеки от идеалов;      Пути решения: Новое политическое мышление это веление времени. Оно должно проявлять себя во всех  сферах деятельности людей.  Привить людям новые нравственно­этические ценности;  Сплотиться всему человечеству;  Совершить невиданные по масштабам и глубине преобразования во всем мире;      2. Практическая часть урока.      2.1. Составьте план схему классификации глобальных проблем человечества.      Работа с учебником, с. 352.      Глобальные проблемы человечества: 1) мира и разоружения 2) демографическая 3) продовольственная 4) энергетическая и сырьевая 5) преодоление отсталости развивающихся стран 6) экологическая 7) использования Мирового океана 8) мирного освоения космоса 9) взаимосвязь глобальных проблем 10) глобальные прогнозы, гипотезы, проекты.       2.2. Выявите: 1) сущность проблемы; 2) причины ее возникновения; 3) пути решения проблем.      Работа с учебником, с. 353­362.  Глобальная проблема Мира и разоружения Экологическая Демографическая Характеристика ­ выброс отходов в окружающую среду;  ­ загрязнение окружающей среды;  ­ разоружение;  1) в мире накоплены чудовищные средства массового уничтожения. 2) Мир подошел к критической отметке «быть или не быть» в 80­е годы. 3)        ­ контроль за разоружением;         ­ мирные договоры. 1)        ­ недостаток технологий;         ­ недостаток контроля за технологиями. 2)       ­ неконтролируемые изменения климата Земли;        ­ экологический кризис, экологические районы возникновения катастроф,  экологических ситуаций в различных районах мира. 3) ­ общество и контроль;         ­ очистные сооружения;         ­ рациональное размещение «грязных производств»;         ­ создание безотходных технологий. 1) ­ неравномерность расселения (земной шар перенаселен), отсюда  продовольственные, медицинские и экологические проблемы;         ­ демографический взрыв в развивающихся странах, демографический  кризис в капиталистических развитых странах мира; ­ региональные конфликты, терроризм;         ­ проблемы здравоохранения;        ­ нарушение прав человека. 2)   ­ различный уровень экономики;       ­ несовершенство демографической политики;       ­ ухудшение экологических, экономических и социальных условий жизни;       ­ урбанизация;       ­ отсутствие должных уровней развития медицины, культуры, образования во многих странах;       ­  наличие «горячих точек». 3)   ­ повышение экономического и социального уровней развивающихся стран  мира, улучшение условий жизни людей;       ­ улучшение медицинского обслуживания, повышение культуры стран;       ­ активная демографическая политика.  1) ­ истощение природных ресурсов; ­ исчерпаемость; ­ рыночная экономика; ­ политика капиталистических стран – навязывание культуры (реклама  влияет на развитие).    2) использование нерациональных технологий, усиление антропогенного  воздействия на добычу и использование природных ресурсов в эпоху НТР. ­ расширение масштаба использования полезных ископаемых и минеральных  богатств; ­ использование новейших технологий для замены природного сырья  искусственным; ­ воспитание нового человека с реальными потребностями. ­ мирное освоение космоса; ­ истощение озонового слоя; ­ парниковый эффект; ­ накопление космического мусора.  ­ потепление климата; ­ выход в космос представителей многих стран; ­ повышение уровня Мирового океана; ­ нарушение баланса углекислого газа в природе. ­ отказ от военных программ; ­ применение космических энергоресурсов; ­ переход на безотходные технологии; ­ использование энергии Солнца, ветра и т.п. ­ высокая смертность; ­ безработица; ­ низкий уровень жизни и образования.  ­ наследие колониального и полуколониального прошлого. 2) 3)    ­ проведение коренных социально­экономических преобразований во всех  сферах жизни и деятельности развивающихся стран;        ­ развитие научно­технического прогресса;        ­ развитие международного сотрудничества;        ­ демилитаризация. 1)  ­ загрязнение Мирового океана;   ­ неравномерное освоение; 3) 1) 2) 3) 1) Энергетическая и  сырьевая Мирного освоения  космоса Преодоление  отсталости  развивающихся стран Использование  Мирового океана Продовольственная         ­ использование в военных целях.       2) 3) рациональное океаническое природопользование, сбалансированный,    ­ все большее вовлечение в хозяйственное использование.   комплексный подход к его богатствам, основанный на объединении усилий  всего мирового сообщества. 1) население планеты растет быстрее, чем производство продовольствия,  особенно в развивающихся странах  нехватка продовольствия  2) 3) ­ полное использование сельскохозяйственных ресурсов; ­ использование новых и новейших технологий в производстве,  растениеводстве и животноводстве.       3. Повторение изученного материла.       Вопросы и задания по теме. (Групповая работа) 1. Что такое глобальные проблемы? 2. Каковы особенности глобальных проблем? 3. Можно ли сказать, что глобальные проблемы актуальны лишь для стран с низким уровнем развития? 4. Перечислите основные глобальные проблемы современного мира. 5. В чём состоят главные особенности географического подхода к анализу глобальных проблем? 6. Почему проблема терроризма стала глобальной? 7. Почему проблема разоружения стала глобальной? 8. Почему экологические проблемы стали наиболее актуальны? 9. Какие из социальных проблем современности вы считаете наиболее актуальными? Почему?

Урок географии "Глобальные проблемы человечества" (11 класс)

Урок географии "Глобальные проблемы человечества" (11 класс)

Урок географии "Глобальные проблемы человечества" (11 класс)

Урок географии "Глобальные проблемы человечества" (11 класс)

Урок географии "Глобальные проблемы человечества" (11 класс)

Урок географии "Глобальные проблемы человечества" (11 класс)

Урок географии "Глобальные проблемы человечества" (11 класс)

Урок географии "Глобальные проблемы человечества" (11 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.04.2019