Урок географии на тему "Реки "(6 класс, география)
Оценка 4.6
Работа в классе
docx
география
6 кл
20.12.2018
В природе постоянно осуществляется круговорот воды. Вода все время переходит из одного природного компонента в другой. В начале урока ведется работа с основными понятиями. Изучение нового материала проводится в форме лекции с элементами беседы. Учащиеся выполняют словарную работу на закрепление понятий. рассматривается фрагмент «Исток реки». Ведется работа атласом, приводятся примеры рек, имеющих устье в виде дельты или эстуария. Выполняется практическая работа на интерактивной доске.
рекина карте.docx
6 класс
«Реки на карте»
1. Организация учащихся на урок
2. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.
Вам уже известно, что в природе осуществляется постоянный круговорот
воды. Вода всё время переходит из одного природного компонента в
другой. Давайте вспомним, какие виды круговорота воды в природе мы
выделяем?
Малый круговорот, местный круговорот и большой круговорот.
А теперь смоделируем эти виды круговорота воды с помощью тренажера.
Используется тренажер «Круговорот воды в природе» (Флипчарт 2)
(Фронтальный опрос; Работа с тренажером – 3 человека.)
3. Изучение нового материала в форме лекции с элементами
беседы.
Без воды не может существовать ничто живое на Земле. Человеку нужна
чистая пресная вода, которая составляет около 2 % гидросферы.
(Флипчарт 3)
Начиная с этого урока, мы с вами знакомимся с водами суши.
Давайте подумаем, какие виды вод суши мы знаем?
Реки, озёра, болота, ледники, подземные воды, вечная мерзлота,
водохранилища, пруды, каналы (Флипчарт 4).
В реках содержится лишь малая часть гидросферы, но эта вода не
застойная, а проточная. В среднем в реках вода обновляется каждые 19
дней, в болотах полное обновление воды происходит за 5 лет, а в озёрах
смена воды происходит только за 17 лет. Поэтому значение рек
неизмеримо больше.
Вы знаете, что люди всегда предпочитали расселяться по берегам рек,
которые служили и источниками водоснабжения и пищи, транспортными
артериями и оборонительными рубежами. (Флипчарт 5)
Что же такое река и речная система? (Флипчарт 6)
Учащиеся смотрят и слушают текст, читаемый диктором:
Река – это естественный постоянный водный поток, протекающий в
разработанном им углублении – русле. Речная долина – относительно узкое, вытянутое в длину, извилистое
углубление, образованное работой стекающей по руслу воды.
Русло – самая низкая часть речной долины, по которой происходит сток
воды. Глубокие места русла называются плёсами, а мелкие перекатами.
Исток – начало реки, место, с которого появляется постоянное течение
воды в русле.
Сейчас вы увидите, как может выглядеть исток реки (Флипчарты 7, 8)
Устье – место впадения реки в другую реку, море, океан, озеро,
водохранилище.
Водный поток всё время несёт множество продуктов размыва. Речные
наносы называюталлювием. В основном они накапливаются в днищах
долин в нижних течениях рек.
Существуют различные виды устьев.
Эстуарии – воронкообразное устье реки, расширяющееся в сторону моря.
Образуется, когда приносимые рекой наносы уносятся приливно-
отливными течениями, а прилегающая часть моря достаточно глубока, так
что накопления наносов не происходит. (Флипчарт 9)
Дельта – форма устья реки с протоками, на которые делится главное
русло, имеющая в плане форму греческой буквы Δ. Дельты по форме
разных типов, чаще имеют треугольную или веерообразную форму. Дельты
образуются на мелководных участках моря, озера при впадении реки\.
несущей большое количество наносов. (Флипчарты 10, 11)
На Флипчарте 11 представлен снимок из космоса дельты реки Лены, на
котором изображение синтезировано в псевдоцветах: темно-синим и
черным показана водная поверхность, фиолетовым – области аккумуляции
аллювиальных (речных) отложений, зеленым – растительность, розовым –
горные породы в южной части изображения и области с избыточным
увлажнением в северной.
4. Закрепление нового материала. Работа в тетради.
Откройте атласы на стр. 12-13, 26 и приведите примеры рек, имеющих
устье в виде дельты или эстуария. Запись в тетради выполните в виде
схемы.
Устье
дельта
Лена
эстуарий
Енисей Волга
Нил
Обь
Печора
5. Продолжение изучения нового материала.
Мы с вами почти ответили на вопрос, что же такое речная система.
Давайте научимся определять, какой берег реки правый, а какой левый, и
узнаем, что такое притоки и какие они бывают.
(Флипчарт 12) Совершим путешествие по реке от истока к устью, справа от
нас будет располагаться правый берег реки, а слева – левый берег. Река
справа и слева принимает притоки. Справа по нашему движению впадают
правые притоки, а слева левые притоки. (Использован фрагмент диска
«Уроки географии Кирилла и Мефодия 6 класс. Для запуска нажать
правую кнопку мыши и в контекстном меню выбрать «Воспроизвести»)
Как вы думаете, что называется речной системой?
(Дети высказывают различные предположения)
Река со всеми её притоками называется речной системой.
Территория, с которой речная система собирает воды, называется речным
бассейном.(Флипчарт 13)
6. Закрепление материала. Практическая работа на интерактивной
доске с использованием интерактивной карты.
Давайте найдём на интерактивной физической карте мира или России
реки Волга, Обь, Лена и Енисей. (На карте включены только следующие
слои: названия водных объектов, градусная сеть и реки и озёра)
Выделим бассейны рек Волга, Обь, Енисей и Лена.
Затем включим слои: рельеф суши и названия объектов суши.
Что является бассейном р. Обь?
Западно-Сибирская равнина.
Что разделяет реки Енисей и Лена?
Среднесибирское плоскогорье.
Что разделяет реки Обь и Волга? Уральские горы.
Введение нового понятия.
Граница между речными бассейнами называется водоразделом.
Давайте подумаем понижению или повышению в рельефе соответствует
речная долина?
Понижению в рельефе.
Понижению или повышению в рельефе соответствует речной бассейн?
Понижению в рельефе.
Понижению или повышению в рельефе соответствует речной водораздел?
Повышению в рельефе.
Откуда же в реку поступает вода, как вы думаете?
Из родников, осадков, ледников. 7. Продолжение изучения нового материала.
Поступление воды в реку называется питанием реки. (Флипчарты 14 – 16)
Большинство рек имеют смешанное питание.
Уровень воды в большинстве рек меняется в зависимости от времени года.
Изменение состояния реки в течение года называется режимом реки.
(Флипчарт 14 – 16. Для запуска нажать правую кнопку мыши и в
контекстном меню выбрать «Воспроизвести»)
Пойма – нижняя часть речной долины, регулярно заливаемая в половодье.
Терраса – естественная горизонтальная или слабонаклонённая площадка.
Террасы бывают одиночные или в виде ступеней. Террасы – это остатки
старого днища реки.
8. Обучающая практическая работа «Описание географического
положения реки»
Теперь наша задача научиться описывать географическое положение
реки. Для этого мы опять воспользуемся тренажером, с помощью которого
мы составим описание географического положения реки Конго.
(Необходимо вызвать плавающую клавиатуру) (Флипчарт 17). В итоге
получаем текст описания.
9. Подведение итогов урока.
Подведём итоги нашей работы на сегодняшнем уроке и повторим
изученные понятия.
1. Вспомним части реки. Расставьте на схеме названия частей реки.
(Флипчарт 18)
2. Определите тип устья реки. (Флипчарт 19)
Определения, предъявленные на интерактивной доске, в конце урока
учащиеся получают в распечатанном виде.
10. Домашнее задание:
1) На контурной карте обозначить реки: Нил, Амазонка, Миссисипи с
Миссури, Конго, Енисей, Волга, Лена, Амур, Обь.
Урок географии на тему "Реки "(6 класс, география)
Урок географии на тему "Реки "(6 класс, география)
Урок географии на тему "Реки "(6 класс, география)
Урок географии на тему "Реки "(6 класс, география)
Урок географии на тему "Реки "(6 класс, география)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.