География 6 класс Свойства вод Мирового океана
Оценка 4.7

География 6 класс Свойства вод Мирового океана

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
география
6 кл
09.01.2022
География 6 класс Свойства вод Мирового океана
Урок разработан для учащихся 6 класса с применением деятельностного подхода к изучению материала
СвойстваМО.docx

Тема урока. Свойства  вод Мирового океана

Цель и задачи урока:

  • расширить имеющиеся знания об основных свойствах морской воды: температуре, солёности;
  • познакомить обучающихся с новыми понятиями;
  • продолжить формирование умения работать с географической картой;
  • развивать умение решать задачи по теме, развивать  познавательный интерес к предмету;
  • развивать навыки исследования, умения анализировать наблюдаемые явления, формулировать выводы
  • развивать навыки самоконтроля, самооценки.

Формы и методы: Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; информационно-иллюстративный; демонстрационный; самостоятельная работа с текстом учебника, беседа, работа с картой.

Планируемые  результаты:

Личностные: воспитывать  доброжелательность, вежливость, самостоятельность  и  уверенность  в  своих  силах, коммуникабельность

Метапредметные:  развивать  образное  и  логическое  мышление, умение  выражать  мысли  и  выделять  главное, расширять  память.

Предметные: определить  уровень  усвоения  обучающимися  темы: «Свойство вод Мирового океана», изучить  свойства вод Мирового океана: солёность и температуру.

 

Ожидаемые  результаты  урока:

  • творческое мышление школьников,
  • умение приобретать знания из различных источников,
  • анализировать факты,
  • делать обобщение,
  • высказывать собственные суждения.

Оборудование:

  • презентация урока “Свойства вод Мирового океана”,
  • учебник “География. ” 5-6 класс — М.: «Просвещение», 2016,
  • атлас 6 класс,
  • физическая карта мира;
  •  проектор, экран.
  •  

Тип урока: изучение нового материала с элементами исследовательской работы (комбинированный) 

 

Ход урока

I.                  Организационный момент (эпиграф к  уроку)

Сл.1 Об одном географическом объекте  французский  путешественник   Жак  Пикар написал: «Это - бездна проблем, тайн, непонятных вещей, нелепых вопросов и увлекательных загадок».

 О каком географическом объекте ученый мог бы сказать эти слова?

А как вы понимаете эти слова?

 

 

II.               Актуализация опорных знаний

1.Географический  кросс. Что вы можете сказать одной фразой о Мировом океане?

2.   Этап  самостоятельной работы с проверкой по эталону.  Работа по вариантам (3 минуты)

 

Группа 1. Установите соответствия. 

 

1.Материк                                  А. Группа мелких близко расположенных островов.

 

2. Остров                            Б. Часть океана, отличающаяся от него свойствами    

                                             воды, живущими в нем организмами

                                    

3. Архипелаг                             В. Огромные участки суши.

 

4. Полуостров                           Г. Часть океана, вдающаяся в сушу.

 

5. Море                                      Д. Море, со всех сторон окруженное сушей.

             

6. Внутреннее море                 Е. Часть материка, вдающаяся в океан.

     

7. залив                                    Ж. Небольшой участок суши, окруженный со всех сторон водой.

 

8. Пролив                                  З. Неширокое водное пространство, ограниченное с двух сторон

                                                   берегами материков или островов

Группа 2. Работа с контурной картой.  Подписать названия 10 объектов.


Слайд 2.

Группа 3.

«Найди лишнее» в каждой группе объектов

 

1. А)Море                  Б)Залив                 В) Архипелаг        Г) Пролив

 

2. А)Мексиканский   Б)Бенгальский    В) Магелланов       Г)Гвинейский

 

3.А)Аравийский        Б)  Мадагаскар    В) Индостан           Г) Скандинавский

 

4.  А)Сомали              Б)Мадагаскар      В)Гренландия        Г)Н.Гвинея

 

Работа с картой. Давайте покажем эти объекты.

 

III.Мотивация к учебной деятельности (проблемный вопрос)

Ребята, как вы думаете, почему раньше суда, отправляясь в дальнее плавание, всегда брали с собой запас пресной воды, ведь кругом  вода?

Представим, что мы на борту корабля и отправляемся в дальнее плавание по изучению свойств океанической воды.

Какие мы поставим перед собой цели?  (Цели на доске)

 

IV.Проблемное объяснение нового материала

 

1.Использование проблемных действий с опытами.

Опыт 1.Возьмем два сосуда, нальем одинаковый объем воды. В один из сосудов добавим соль, перемешаем.

Как вы думаете, одинаковой ли на вкус будет вода в сосудах? Почему?

 

Этап  самостоятельной работы с проверкой по эталону.

1.     Какая вода бывает ?

Сл.4

2.     Заполнение таблицы « Свойства воды» по вариантам (2 минуты)

 

Свойства

Пресная вода

Морская вода

Нет цвета

 

 

Нет вкуса

 

 

Нет запаха

 

 

Текучесть

 

 

Теплопроводник

 

 

Растворитель

 

 

Находится в 3 состояниях

 

 

Очень хороший проводник

 

 

 

Сл. 5 Проверка и обсуждение ответов.  Что общего и что различного?

1.        Как вы думаете, какие основные свойства вод Мирового океана, которые влияют на развитие жизнь на Земле?

 

( В соленой воде растворено 73 из 110 известных химических элементов. Более 85 %  -это натрий и хлор, образующие поваренную соль. Горький вкус воде придают соли магния. В воде присутствуют растворенные газы, в том числе –кислород. Он необходим для жизни морских организмов. Другими элементами, необходимыми для жизни,  являются кальций, кремний и фосфор. Из них состоят раковины и скелеты морских животных. В воде обнаружены алюминий, медь, серебро и золото, но в очень маленьких количествах).    

  

Сл.6 Тема урока

4.Работа с учебником.

Прочитать статью на с. 105 «Почему вода в Океане соленая?»

. Какое свойство воды является самым важным? Что это? Какова единица измерения?

. Какие химические элементы входят в состав морской воды? Что от состава воды изменяется?

Сл.7,8  О каком свойстве вод Мо вы прочитали?

Сл. 9

 Опыт 2. Возьмём два сосуда, нальём одинаковый объём воды и одинаковый объём соли, всё хорошо перемешаем. В один из сосудов будем добавлять пресную воду. 

 Как вы думаете, что произойдёт?

Какие выводы можно сделать, от чего зависит солёность воды?

 Откуда берётся пресная вода в Мировом океане?

 Солёность вод Мирового океана зависит от притока пресной воды с суши (речного стока), атмосферных осадков и таяния льдов. 

Сл. 10,11  Закончите предложения

  • Чем _____________ выпадает атмосферных осадков, тем _________ солёность вод Мирового океана.
  • Чем _____________ речной сток в Мировой океан, тем _________ его солёность.

          

Опыт 3. Возьмём два сосуда, нальём одинаковый объём воды и одинаковый объём соли, всё хорошо перемешаем. В один сосуд добавим горячей воды.

В каком сосуде вода будет более солоней?

Какие выводы можно сделать, от чего зависит солёность воды? Солёность вод Мирового океана зависит от температуры и испарения с его поверхности.

Сл.12  Закончите предложения:

  • Чем _____________ температура, тем _________ испарение вод Мирового океана.
  • Чем _____________ испарение, тем _________ солёность вод Мирового океана

Подведём итоги:

– Там, где осадков выпадает больше и испарение невелико, солёность ниже, к тому же её понижают речные воды и воды тающих льдов.

– К высоким широтам солёность уменьшается, невелика она и в экваториальных областях, где выпадает много осадков и несколько понижено испарение, а в тропических широтах солёность повышена. 

Сл. 13. Что влияет на величину солености? Таблица.

 

 

V.Физминутка

Сл. 14 Море волнуется  раз.

Над океаном чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
 

Над океаном  - мы с тобою!

 

VI.Реализация построенного проекта

Кроме солёности морская вода обладает ещё одним свойством – это температурой.

 

Сл. 15 1.Проанализируйте данные поверхностных вод и сделайте выводы, нанесите на схематический рисунок. Таблица.

90ºс.ш.- 15ºC

60º с.ш.+4,8ºС

30º с.ш. + 21ºС

0º с.ш. + 27ºС

Сл. 16,17,18.

 

2.А теперь проанализируйте, как изменяется температура воды с глубиной:

Сл. 19 0м - +16ºС

200м - + 15,5ºС

1000м - +3,8ºС

2000м - +3,1ºС

3000м - +2,8ºС

5000м - + 2,5ºС  Таблица.

 

3.Работа с учебником. Статья «Как меняется температура воды в Океане?»

 

VII.Этап включения в систему знаний и повторения.

– Причины, определяющие свойства вод Мирового океана. 

– Решите задачи:

Сл. 20 1. Подсчитайте, сколько соли можно получить из 1 т воды Красного моря, зная, что солёность моря 42%.

2. Сколько граммов соли содержится в 1 кг морской воды, если из 7 т воды получается 280 кг соли. На доске.

Сл. 21 3. Известно, что полярники не заботятся о запасах пресной воды, необходимой для приготовления пищи или питья. Они используют лёд, который образуется из морской горько-солёной воды. Почему вода становится пресной, если она образуется из растаявшего морского льда? 

– Раскройте причины, от которых зависят основные свойства океанических и морских вод в разных частях Мирового

Таблица.

 

Море

Соленость

     (‰)  

T воды

(º)

            Причины

Балтийское

10‰   

 

Умеренные широты, внутреннее море, большой  речной сток

Карское

10‰   

 

 

 

 

Красное

42‰   

 

 

 

 

 

Сл. 23 VIII.Домашнее задание

П. 32 (с. 105-107), найти на карте еще 5  географических объектов по теме  «Мировой океан»

IX.Этап рефлексии учебной деятельности

Сл. 24 1. Игра «Верю — не верю»

Верите ли вы в то, что.

1) ...средняя соленость Мирового океана — 35‰  ?

2) ...соленость поверхностного слоя зависит от количества выпадающих осадков, таяния снега, льда?

3) ...температура поверхностного слоя вод Мирового океана понижается от экватора до полярных широт?

4) ...с глубиной температура воды понижается?

5) ...с глубиной на первые 100 м температура снижается очень медленно?

6) ...наибольшая температура воды в тропических широтах?

7) ...соленость Северного Ледовитого океана составляет 37 %О?

8) ...в полярные широты поступает соленая вода после таяния ледников?

9) ...в Красном море соленость является самой высокой среди всех морей?

10) ...в тропических широтах соленость воды является наименьшим?

 

Игра «Верю — не верю»

                « Верю»

                  «Не верю»

 

1,2, 3,4,5,6,9

 

 

 

7,8

 

 

 

Сл. 25  Что нового мы сегодня узнали?

Сл. 26,27. «Это интересно»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мировой океан                           Вариант 1                                           ___________________                     

                      _________________________________________________

                     _________________________________________________               

Группа 1. Установите соответствия. 

1.Материк                                  А. Группа мелких близко расположенных островов.

2. Остров                                    Б. Часть океана, отличающаяся от него свойствами   

                                             воды, живущими в нем организмами

3. Архипелаг                             В. Огромные участки суши.

4. Полуостров                           Г. Часть океана, вдающаяся в сушу.

 5. Море                                      Д. Море, со всех сторон окруженное сушей.

6. Внутреннее море                 Е. Часть материка, вдающаяся в океан.

7. залив                                    Ж. Небольшой участок суши, окруженный со всех сторон

                                                   водой.

8. Пролив                                  З. Неширокое водное пространство, ограниченное с двух

                                                   сторон берегами материков или островов

 

1.      2. Работа по вариантам (3 минуты)

2.Заполнение таблицы « Свойства воды» по вариантам    (2 минуты)

 

Свойства

Пресная вода

Морская вода

Нет цвета

 

 

Нет вкуса

 

 

Нет запаха

 

 

Текучесть

 

 

Теплопроводник

 

 

Растворитель

 

 

Находится в 3 состояниях

 

 

Очень хороший проводник

 

 

 

 

 

 

 

 

Свойства вод Мирового океана

Опыт 1.

Соленость воды - ___________________________________________________________

Единица измерения солености воды __________________________________________

Средняя соленость воды в Мировом океане _______________

Опыт 2. Закончите предложения.

Чем _____________ выпадает атмосферных осадков, тем ____________ солёность вод Мирового океана.

Чем _____________ речной сток в Мировой океан, тем _________ _____его солёность.

Опыт3. Закончите предложения.

Чем _____________ температура, тем ________________ испарение вод Мирового океана.

Чем _____________ испарение, тем _____________ солёность вод Мирового океана

Как меняется температура воды в Мировом океане?

Среднегодовая  t  воды ___________

Изменение t  воды  в зависимости от широты местности

90ºс.ш.- 15ºC         60º с.ш.+4,8ºС           30º с.ш. + 21ºС        0º с.ш. + 27ºС

 

 

t замерзания  пресной воды - __________

t замерзания морской воды - ___________

 

Подсчитайте, сколько соли можно получить из 1 т воды Красного моря, зная, что солёность моря 42%.

Дано:V= 1т, соленость - 42%.

Решение:

Ответ:

 

2.Сколько граммов соли содержится в 1 кг морской воды, если из 7 т воды получается 280 кг соли.

Дано:

Решение:

 

Ответ:_____________________________________________________________

 

3.Известно, что полярники не заботятся о запасах пресной воды, необходимой для приготовления пищи или питья. Они используют лёд, который образуется из морской горько-солёной воды. Почему вода становится пресной, если она образуется из растаявшего морского льда? 

 

4.Раскройте причины, от которых зависят основные свойства океанических и морских вод в разных частях Мирового

 

Море

Соленость

     (‰)  

T воды

(º)

            Причины

Балтийское

10‰   

 

Умеренные широты, внутреннее море, большой  речной сток

Карское

10‰   

 

 

 

 

Красное

42‰   

 

 

 

 

 

 

 Игра «Верю — не верю»

                « Верю»

                  «Не верю»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мировой океан                           Вариант 2                                           ___________________                     

                      _________________________________________________

                     _________________________________________________               

Группа 2. Работа с контурной картой.  Подписать названия 10 объектов.

1.Остров _________________________

2.Остров _________________________

3.Полуостров _________________________

4. Полуостров_________________________

5.Залив ______________________________

6.Океан______________________________

7.Пролив____________________________

8.Океан______________________________

9.Море_______________________________

10.Пролив____________________________

 

 

2.      2. Работа по вариантам (3 минуты)

2.Заполнение таблицы « Свойства воды» по вариантам    (2 минуты)

 

Свойства

Пресная вода

Морская вода

Нет цвета

 

 

Нет вкуса

 

 

Нет запаха

 

 

Текучесть

 

 

Теплопроводник

 

 

Растворитель

 

 

Находится в 3 состояниях

 

 

Очень хороший проводник

 

 

 

 

 

 

 

Свойства вод Мирового океана

Опыт 1.

Соленость воды - ___________________________________________________________

Единица измерения солености воды __________________________________________

Средняя соленость воды в Мировом океане _______________

 

Опыт 2. Закончите предложения.

Чем _____________ выпадает атмосферных осадков, тем ____________ солёность вод Мирового океана.

Чем _____________ речной сток в Мировой океан, тем _________ _____его солёность.

Опыт3. Закончите предложения.

Чем _____________ температура, тем ________________ испарение вод Мирового океана.

Чем _____________ испарение, тем _____________ солёность вод Мирового океана

Как меняется температура воды в Мировом океане?

Среднегодовая t  воды ___________

Изменение t  воды  в зависимости от широты местности

90ºс.ш.- 15ºC         60º с.ш.+4,8ºС           30º с.ш. + 21ºС        0º с.ш. + 27ºС

 

t замерзания  пресной воды - __________

t замерзания морской воды - ___________

 

 

Подсчитайте, сколько соли можно получить из 1 т воды Красного моря, зная, что солёность моря 42%.

Дано:V= 1т, соленость - 42%.

Решение:

Ответ:

 

2.Сколько граммов соли содержится в 1 кг морской воды, если из 7 т воды получается 280 кг соли.

Дано:

Решение:

 

Ответ:_____________________________________________________________

 

3.Известно, что полярники не заботятся о запасах пресной воды, необходимой для приготовления пищи или питья. Они используют лёд, который образуется из морской горько-солёной воды. Почему вода становится пресной, если она образуется из растаявшего морского льда? 

 

4.Раскройте причины, от которых зависят основные свойства океанических и морских вод в разных частях Мирового

 

Море

Соленость

     (‰)  

T воды

(º)

            Причины

Балтийское

10‰   

 

Умеренные широты, внутреннее море, большой  речной сток

Карское

10‰   

 

 

 

 

Красное

42‰   

 

 

 

 

 

 

 Игра «Верю — не верю»

                « Верю»

                  «Не верю»

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Тема урока. Свойства вод Мирового океана

Тема урока. Свойства вод Мирового океана

Тип урока : изучение нового материала с элементами исследовательской работы (комбинированный)

Тип урока : изучение нового материала с элементами исследовательской работы (комбинированный)

Ж. Небольшой участок суши, окруженный со всех сторон водой

Ж. Небольшой участок суши, окруженный со всех сторон водой

Какая вода бывает ? Сл.4 2

Какая вода бывает ? Сл.4 2

Сл. 9 Опыт 2. Возьмём два сосуда, нальём одинаковый объём воды и одинаковый объём соли, всё хорошо перемешаем

Сл. 9 Опыт 2. Возьмём два сосуда, нальём одинаковый объём воды и одинаковый объём соли, всё хорошо перемешаем

V .Физминутка Сл. 14 Море волнуется раз

V .Физминутка Сл. 14 Море волнуется раз

Раскройте причины, от которых зависят основные свойства океанических и морских вод в разных частях

Раскройте причины, от которых зависят основные свойства океанических и морских вод в разных частях

Красном море соленость является самой высокой среди всех морей? 10)

Красном море соленость является самой высокой среди всех морей? 10)

Группа 1. Установите соответствия

Группа 1. Установите соответствия

Единица измерения солености воды __________________________________________

Единица измерения солености воды __________________________________________

Подсчитайте, сколько соли можно получить из 1 т воды

Подсчитайте, сколько соли можно получить из 1 т воды

Почему вода становится пресной, если она образуется из растаявшего морского льда? 4

Почему вода становится пресной, если она образуется из растаявшего морского льда? 4

Группа 2. Работа с контурной картой

Группа 2. Работа с контурной картой

Соленость воды - ___________________________________________________________

Соленость воды - ___________________________________________________________

Подсчитайте, сколько соли можно получить из 1 т воды

Подсчитайте, сколько соли можно получить из 1 т воды

Известно, что полярники не заботятся о запасах пресной воды, необходимой для приготовления пищи или питья

Известно, что полярники не заботятся о запасах пресной воды, необходимой для приготовления пищи или питья
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.01.2022