Урок географии в 6 классе по теме "Температура воздуха"
Оценка 4.6

Урок географии в 6 классе по теме "Температура воздуха"

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
география
6 кл
14.05.2017
Урок географии в 6 классе по теме "Температура воздуха"
презентация к уроку
Публикация является частью публикации:
temperatura_vozduha.doc
1 Учитель   высшей   категории Сульдина Светлана   Владимировна ТЕМПЕРАТУРА ВОЗДУХА (6 класс) Цели и задачи урока  Продолжить   формирование   у   учащихся   представлений   и   знаний   об атмосфере;   разобрать с учащимися новые понятия и термины;   познакомить   учащихся   с   температурой   воздуха,   ее   особенностями, изменением за различные промежутки времени, измерением и приборами, которыми оно производится;   объяснять причины изменения температуры воздуха;  научить   учащихся   выполнять   практические   задания   по   измерению температуры воздуха. Учебно­наглядный комплекс Термометр, календарь погоды, физические карты полушарий и России. Формы проведения урока Знакомство с новыми понятиями и определениями; беседа — формирование знаний   о   температуре   воздуха,   особенностях   ее   изменения   и   измерения; изучение   термометра,   его   устройства   и   принципов   работы;   выполнение практических заданий и решение задач по измерению температуры воздуха — вычисление средних показателей и амплитуды. Термины и понятия Температура   воздуха, максимальная и минимальная температура. Ход урока   средняя   суточная   температура;   амплитуда, 1.Орг. момент, проверка д/з ­Какую большую тему мы начали изучать? ­Что проходили на прошлом уроке? ­Чтобы вспомнить пройденный материал поиграем в игру «Что за цифра?»     (на слайде) 2000 км            толщина атмосферы 78%                  азот 60С                    понижение t на каждый км 21%                   кислород 1%                     прочие газы 10 – 18 км         толщина тропосферы 50­55 км            верхняя граница стратосферы             «Кодовое слово» Атмосфера         воздушная оболочка Земли Воздух                смесь газов (азот, кислород, прочие газы) 2 «кухня погоды»  тропосфера Озоновый слой   защитный слой (концентрация газа озона) Броня планеты     предохраняет от перегрева, переохлаждения, метеоритов Метеоролог          учёный, изучающий свойства атмосферы, погоду 2.  Изучение нового материала. ­ Сегодня мы будем изучать новую тему, а чтобы её определить, послушайте рассказ. 1. Вступительное слово учителя. *Девочка   сидит   в   комнате   и   читает   книгу.   Ей   прохладно.   Но   вот   дверь открывается ­ и входит брат. Он возвратился с лыжной прогулки. «У нас жарко», ­ говорит он. Так как же в комнате: жарко или холодно? Для того   чтобы   ответить   на   этот   вопрос,   надо   посмотреть   на   термометр.   Он показывает 20 °С.  Значит, в комнате вполне нормальная температура, и брату жарко потому, что он очень разгорячился, катаясь на лыжах. ­   Скажите,   о   каком   свойстве   воздуха   говорится   в   этом   рассказе?   Какое ключевое слово в этом рассказе?  ­Записываем тему «Температура воздуха» ­Как вы думаете, главная цель нашего урока в чём будет заключаться? ­А   теперь   познакомьтесь   с   планом.   Он   нам   подскажет,   какие   задачи   нам предстоит решить сегодня на уроке. ­Закрепить полученные знания поможет нам практическая работа. ­Приступаем к решению первой задачи. Нам предстоит ответить на вопрос «Как нагревается воздух». 1) Как нагревается воздух. ­Скажите, постоянна ли температура воздуха? ­От чего она зависит? ­Что является источником света и тепла на Земле? *   путём   наблюдений   установили,   что   воздух   почти   не   нагревается   от проходящих через него солнечных лучей, Он как стекло легко пропускает солнечные лучи. Солнечные лучи нагревают сначала поверхность суши или воды,   а   затем   тепло   от   неё   передаётся   воздуху,   если   поверхность охлаждается, то от неё воздух начинает охлаждаться.  ­Посмотрите на слайд и скажите, от чего зависит нагревание поверхности?  ­ Какая площадь на рисунке нагрета больше? Почему? ­ Каков при этом угол падения солнечных лучей?                                       (от угла падения солнечных лучей) ­Запишем логическую цепочку. Высота солнца>нагрев земной поверхности>нагрев воздуха над ней ­Как вы думаете, а от чего зависит угол падения солнечных лучей? ­Посмотрите на слайды, прослушайте рассказ и сделайте вывод. (Вывод: угол падения солнечных лучей зависит от широты местности) ­Составьте вторую логичекую цепочку. 3 Широта местности> высота солнца >нагрев земной поверхности>нагрев воздуха над ней ­Скажите, когда вы купались жарким днём в реке, что вы чувствовали ногами, когда стояли на берегу? ­А когда зашли в воду? ­Почему это происходит? Как вы думаете? ­А купались ли вы ночью? ­Есть ли разница в ощущениях? ­Посмотрите на слайд и попробуйте сказать, как зависит нагревание воздуха от подстилающей поверхности. ­Запишем логическую цепочку. Характер подстилающей поверхности>нагрев земной поверхности>нагрев воздуха над ней ­Сделайте Вывод. Нагревание земной поверхности и температура воздуха. 1. Земная поверхность нагревается Солнцем, а от нее нагревается воздух. 2. Земная поверхность нагревается по­разному: 1) в зависимости от разной высоты Солнца над горизонтом и 2) в зависимости от подстилающей поверхности. 3. Воздух над земной поверхностью имеет разную температуру. 2) Переходим ко второму пункту нашего плана ­С помощью чего измеряют температуру? *Термометр изобретен очень давно. Состоит он из тонкой трубки, куда налита жидкость   (спирт,   ртуть).   Действие   термометра   основано   на   свойстве жидкостей   при   нагревании   расширяться,   при   охлаждении   сжиматься (напомнить детям о внимательном и аккуратном обращении с ртутным термометром). Рассказ, как правильно измерять температуру (рис 68, стр.107) 3.Практическая работа ­Перед вами бланки с заданием. ­Прочитайте 1 задание. (работа на бланках) ­Прочитайте 2а задание. Как вы думаете, почему самая низкая температура в 4 часа утра? ­Прочитайте 2б задание. Как вы думаете, почему самая высокая температура в 14 часов? ­   Основываясь   на   своих   наблюдениях,   расскажите,   как   изменяется температура в течение суток. ­Отметьте точкой самую высокую отметку температуры, самую низкую.  ­Сколько   градусов   составляет   разница   между   ними?  Вы   нашли   амплитуду суточного колебания температуры. ­Попробуйте дать определение «Амплитуда колебания температуры»  Работа с учебником рис.70 стр,110 4 ­Температур в таблице много, а когда синоптики объявляют температуру, они же   не   говорят   так   много   данных,   а   называют   одну   температуру?   Тогда получается, что нам неточные сведения дают? Как же узнают температуру? ­ Как вы думаете? ­Может  надо   высчитать   среднюю   температуру   за   сутки?  Как   вы  считаете, можно ли узнать среднюю температуру? ­А   вы   знаете,   как   высчитывается   среднее   арифметическое?   Так   же высчитывается и средняя температура воздуха. ­Вот в прогнозе и говорят «Средняя температура воздуха» … ­Посчитайте среднюю суточную температуру. 4. Рассказ учителя, чередующийся с закрепляющими вопросами. 1) Изменение температуры воздуха с высотой. В 1862 году два англичанина, Глешер и Коксвель, решили подняться на воздушном шаре выше облаков. Шар полетел вверх очень быстро, и, чем выше он поднимался,  тем становилось холоднее. На высоте 3 км англичане достигли облаков. Когда шар летел сквозь облака, исследователи дрожали от холода и сырости. То, что   мы   называем   облаками,   есть   густой,   холодный   туман,   в   котором   ничего   не видно. Выше облаков было еще холоднее ­ на высоте 5 км замерзла вода. Дышать стало трудно, в ушах шумело, сердце сильно билось. На высоте 8 км один из них почувствовал слабость и упал без памяти. Обоим угрожала смерть. На высоте 11 км было ­24 °С мороза, а на земле в это время деревья были покрыты зеленью и трава пестрела цветами. Потерявший сознание весь посинел и лежал, как мертвец. Его товарищ, едва дыша, из последних сил дернул шнурок. Клапан открылся – шар начал спускаться. Через некоторое время оба англичанина спустились на землю. Итак давайте подведём итог и сделаем выводы: Причины, влияющие на изменение температуры воздуха таковы: • Поскольку воздух, как стекло, сам почти не нагревается от проходящих сквозь него лучей солнца, а нагревается от поверхности суши или воды. Вот почему с подъемом вверх в тропосфере температура понижается. • Поскольку вода, в отличие от суши, нагревается медленнее и медленнее отдает тепло, то и воздух над сушей, например, будет нагреваться быстрее и сильнее. •   Энергия   Солнца,   поступающая   на   Землю,   называется   солнечной   радиацией.   Часть солнечной радиации отражается земной поверхностью и теряется, однако большая ее часть поглощается   земной   поверхностью   и   превращается   в   тепло.   Количество   солнечной радиации напрямую связано с углом, под которым солнечные лучи поступают на землю. Чем больше угол падения, тем больше получает земная поверхность солнечной радиации, тем больше тепла, нагревающего воздух. •  Еще  одна  причина,  способная   изменить  температуру  воздуха,  ­это  воздушные   массы. Одни приносят холод, а другие тепло (подробнее мы поговорим об этом на последующих уроках). 3.Итог ­Давайте вернёмся к плану. Какая цель стояла перед нами?  ­Какие задачи стояли перед нами? Мы можем ответить? 5 ­Пригодятся ли вам эти знания? ­Зачем людям необходимы знания о температуре воздуха? Справочно­информационный материал Некоторые сведения о температуре Максимальная среднегодовая температура (+34,4° С) зарегистрирована в 1960 г. в Данлоле (Эфиопия). Минимальная среднегодовая температура (­57,8° С) зарегистрирована в 1958 г. на полюсе Недоступности (Антарктида). Среднегодовая температура на Земле +14° С (в приземном слое). Самое холодное постоянно обитаемое место на Земле (­68° С) — Оймякон (Россия). Максимальные температуры Место Температура Дата Эль­Азизия (Ливия)  Долина Смерти (Калифорния, США)  Маммот­Танк (Калифорния, США)  Эйсмот (Калифорния, США)  Уаргла (Алжир) +57,8  +56,7  +54,4  +54,4  +53,0 13.09.1922 10.07.1913 17.08.1885 17.08.1885 27.08.1884 Минимальные температуры Место Температура Дата Станция «Восток» (Антарктида) «  «  «  Станция Советская (Антарктида) ­89,4  ­89,2  ­88,3  ­87,4  ­86,7 18.08.1997  21.07.1983  24.08.1960  25.08.1958  09.08.1958

Урок географии в 6 классе по теме "Температура воздуха"

Урок географии в 6 классе по теме "Температура воздуха"

Урок географии в 6 классе по теме "Температура воздуха"

Урок географии в 6 классе по теме "Температура воздуха"

Урок географии в 6 классе по теме "Температура воздуха"

Урок географии в 6 классе по теме "Температура воздуха"

Урок географии в 6 классе по теме "Температура воздуха"

Урок географии в 6 классе по теме "Температура воздуха"

Урок географии в 6 классе по теме "Температура воздуха"

Урок географии в 6 классе по теме "Температура воздуха"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2017