Конспект открытого урока по географии в 9 классе. Учащиеся получают представление об исторической архитектуре и памятниках древнерусских городов, знакомятся с особенностями в облике городов Золотого кольца России; развивают навыки коллективной работы в технике коллажа, композиционное мышление. На уроке используется много разнообразных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса.фай в формате ворд
МОУ КАНИНСКАЯ СШ
Жемчужины России
(урокрасследование по теме «Золотое кольцо России)
Урок провела:
Комарова Ирина Евгеньевна – учитель
географииКанино 2015
Цели и задачи: дать представление об исторической архитектуре и памятниках
древнерусских городов, познакомить с особенностями в облике городов
Золотого кольца России; развивать навыки коллективной работы в технике
коллажа, композиционное мышление; воспитывать художественный вкус,
потребность ориентироваться на духовные ценности памятников архитектуры,
любовь к своей Родине.
Оборудование: для учителя – карта, методические таблицы, слайдпрезент
«Золотое кольцо России»; видеоролики о городах
Зрительный ряд: фотографии исторической архитектуры городов Золотого
кольца
Литературный ряд: стихотворение Глинки «Москва»
Музыкальный ряд: запись звона колоколов Ростовских церквейУчитель.
Я думаю, что все в своей жизни мечтают путешествовать, открывать для
себя чтото новое, неизведанное. Даже если эти путешествия воображаемые, они
все равно интересны.
Учитель. Посмотрите, пожалуйста, видеоролик и скажите, куда мы отправимся
в путешествие сегодня на уроке?
(учащиеся называют города Ростов, Сергиев Посад, Ярославль, ……)
Кто знает, что их объединяет. (Входят в состав Золотого кольца России) Какие
ещё города входят в состав Золотого кольца России?
Посмотрите на сайд, почему именно кольцо? Подумайте, как бы вы ещё могли
назвать эти города? (Жемчужины России)
Тема урока «Жемчужины России». Запишите дату и тему в тетрадь.
Маршрут золотого кольца России охватывает части Московской, Владимирской,
Ярославской, Костромской и Ивановской областей.
Предлагаю вам поучаствовать в расследовании «Дела путешественников»
раздает папки с делами
(папки представляют собой подписанные папки с файлами, в которые вложены
все задания – карточки).
Учитель.
«22 июня на автовокзале в р.п. Сапожок была найдена сумка. В ней
находились следующие вещи: записная книжка, ручка, резная деревянная
игрушка в виде куклы, билет. Судя по цене, человек приехал из города,
расположенного на расстоянии чуть более 300 км к северозападу от
нашего районного центра. Кроме всего прочего, в сумке были найдена
игральная фишка с нацарапанным на ней номером телефона и ключи с
брелком, на котором был изображён храм Христа Спасителя».
Вопрос: В каком городе был владелец сумки? (В Москве)
У вас есть время для обдумывания. У кого какие предложения? (ребята
называют название города)
Найдите этот город в атласе и давайте обозначим его на карте. (учитель
обозначает этот город на карте)
Дети читают стихотворение о Москве.
Учитель.
У вас в папках есть карточка со схемой «Функции городов». Она поможет
вам вспомнить какие функции могут выполнять города.
Задание.
Давайте определим функции нашей столицы.
Москва – крупный научный центр мирового значения. Здесь находится
Российская академия наук, ее институты, отраслевые академии.Москва – центр политической жизни страны, где работают правительство,
Федеральное Собрание, работают государственные учреждения и руководящие
органы политических партий.
Москва – Центр экономической жизни. Тут располагаются штабквартиры
крупнейших промышленных компаний, банков, торговых организаций, товарно
фондовых бирж осуществляется до 80% всех финансовых операций в стране.
По карте определите, какие отрасли промышленности развиты в городе?
(машиностроение, лёгкая промышленность, пищевая промышленность,
химическая промышленность)
Москва – центр культурной жизни. Здесь размещаются правления творческих
союзов, крупнейшие издательства, редакции газет, журналов, центральное
телевидение и радиовещание, театры и т. д.
Москва – крупнейший транспортный узел страны. Город обслуживает 6
аэропортов, 9 железнодорожных вокзалов, 3 речных порта, с 1935 года в городе
работает метрополитен.
Рассмотрите схему в атласе, стр.36 и скажите, какую структуру имеет этот
транспортный узел?
На доске – кольцевая, радиальная, радиальнокольцевая)
(Песня о Москве, ролик)
Задание
Продолжим наше расследование по определению владельца сумки.
« оператор АТС сообщает, что по присланной игральной фишке был
определен код города и владелец номера – Петр Иванов.
Из разговора с Петей стало ясно, что знакомство их было не
случайным. Это была встреча однокурсников в его родном городе,
входящем в состав Золотого кольца России. Он был основан Ярославом
Мудрым и считается Родиной первого русского общедоступного театра».
Вопрос: В каком городе происходили выше описанные события? ( Ярославль)
Найдите его в атласах, а я обозначу его на карте.
(Сообщение учащегося о городе.)
Владельца сумки нам пока не удалось найти. Продолжаем расследование.
Из рассказа Пети Иванова: «В речном порту мы сели на небольшое судно
и поплыли по матушкеВолге в город, который считаю Родиной
Снегурочки. На берегу водохранилища пересели в туристический автобус и
отправились в «город невест», а затем в город, который носит имя своего
основателя.
О каких городах идёт речь?
(Кострома, Иваново, Владимир)
Найдите их на карте в атласе, а я обозначу их на карте, на доске)
(сообщения об Иваново, Владимире)Учитель.
На вопрос, чья же сумка. Петя Иванов ответил, что с ними в компании
путешествовали 3 девушки: Оля из Сергиева Посада – «кукольного
царства», Светлана из Переславля Залесского – «рыбной слободы» и
Таня из городамузея.
Вопрос: Кто хозяин сумки? (Оля, т.к. в сумке была деревянная куколка –
визитная карточка Сергиева Посада)
Какой город называют городоммузеем?
Ответить на этот вопрос нам поможет ролик. (Суздаль)
Оля – студентка академии туризма, изучает историю становления
городов Золотого кольца России.
Часть дипломной работы Оли – геральдика городов, установите
соответствие городгерб, используя карточку на доске.
Проверим, как вы справились с заданием?
Есть среди вас такие, кто не сделал ошибок?
Посмотрите, о каком городе мы сегодня не говорили. (Ростов Великий)
Найдите краткое описание у себя на карточках. Определите, чем
знаменит этот город?
Давайте послушаем колокольный звон, который привлекает не только
российских туристов, но и многочисленных иностранцев.
(запись колокольного звона)
Заключение.
Дело успешно расследовано. Владелец сумки найден. Городмузей определён.
Нам остаётся только поблагодарить Петю Иванова за помощь в расследовании.
Давайте напишем ему письмо. У вас есть карточка с шаблоном письма и слова
для справок. Ваша задача дописать письмо.
«Здравствуй, Пётр! Спасибо большое за помощь, которую ты оказал нам в
расследовании. Мы теперь знаем много о городах Золотого кольца России.
Это древние русские города, которые славятся своей историей, культурой и
достопримечательностями. Если посмотреть на карту России, то можно увидеть,
что они располагаются в виде кольца. К ним относятся
____________, _______________,
__________________, _____________, ____________, ______________,
_________________, _____________, ____________.
Сергиев Посад назван в честь святого______________________.Город ______________ славен финифтью – это
украшения на эмали. _____________ это город музей.
________________ город первого общедоступного театра России.
Владимир, расположенный на берегу реки_________, знаменит соборами, а
также таким памятником старины, как Золотые ворота.
Этот маршрут назвали Золотое кольцо России, потому что он включает самые
ценные памятники древнерусской архитектуры:
храмы с куполами, ворота и другие уникальные постройки 13 века, которые со
хранились до сих пор.
До свидания. Твои друзья из Канинской школы ».
Слова для справок: девять, десять, Москва, Псков, Сергиев Посад, Муром,
золотыми, ПереславльЗалесский, Ростов, Углич, Ярославль, Кострома,
Плёс, Суздаль, Владимир, Иваново, Ярослав Мудрый, Сергий Радонежский, И.
Шишкин, И.Левитан, Волга, Ока, Лена, Клязьма, Золотые.
Викторина.
1. Городмузей. (Суздаль)
2. В этом городе находится замечательный памятник старины — Золотые
ворота. (Владимир)
3. Красивые эмалевые украшения: броши, серьги, браслеты. (Финифть)
4. Этот город еще в давние времена с уважением называли Великим. (Ростов)
5. Город – родина Снегурочки. (Кострома)
6. Город, который называют «рыбной слободой» (ПереславльЗалесский)
7. Город, родина русской матрёшки. (Сергиев Посад)
Составить Синквейн.
Я благодарю всех участников занятия и желаю, чтобы ваши путешествия были не
только воображаемыми, но и реальными.
Д.зИтог урока