Урок географии "Жемчужины России" (9 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 18.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект открытого урока по географии в 9 классе. Учащиеся получают представление об исторической архитектуре и памятниках древнерусских городов, знакомятся с особенностями в облике городов Золотого кольца России; развивают навыки коллективной работы в технике коллажа, композиционное мышление. На уроке используется много разнообразных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса.фай в формате ворд
Иконка файла материала конспект открытого урока.docx
МОУ КАНИНСКАЯ СШ Жемчужины России (урок­расследование по теме «Золотое кольцо России) Урок провела:   Комарова Ирина Евгеньевна – учитель  географииКанино ­ 2015 Цели и задачи: дать представление об исторической архитектуре и памятниках  древнерусских городов, познакомить с особенностями в облике городов  Золотого кольца России; развивать навыки коллективной работы в технике  коллажа, композиционное мышление; воспитывать художественный вкус,  потребность ориентироваться на духовные ценности памятников архитектуры,  любовь к своей Родине. Оборудование: для учителя – карта, методические таблицы, слайд­презент           «Золотое кольцо России»; видеоролики о городах Зрительный ряд: фотографии исторической архитектуры городов Золотого  кольца Литературный ряд: стихотворение Глинки «Москва»  Музыкальный ряд: запись звона колоколов Ростовских церквейУчитель. Я думаю, что все в своей жизни мечтают путешествовать, открывать для себя что­то новое, неизведанное. Даже если эти путешествия воображаемые, они все равно интересны.  Учитель. Посмотрите, пожалуйста, видеоролик и скажите, куда мы отправимся в путешествие сегодня на уроке? (учащиеся называют города Ростов, Сергиев Посад, Ярославль, ……) Кто знает, что их объединяет. (Входят в состав Золотого кольца России) Какие ещё города входят в состав Золотого кольца  России? Посмотрите на сайд, почему именно кольцо? Подумайте, как бы вы ещё могли назвать эти города? (Жемчужины России) Тема урока «Жемчужины России». Запишите дату и тему в тетрадь. Маршрут золотого кольца России охватывает части Московской, Владимирской, Ярославской, Костромской и Ивановской областей. Предлагаю   вам   поучаствовать   в   расследовании  «Дела   путешественников» раздает папки с делами  (папки представляют собой подписанные папки с файлами, в которые вложены все задания – карточки). Учитель. «22   июня   на   автовокзале   в   р.п.   Сапожок   была   найдена   сумка.   В   ней находились следующие вещи: записная книжка, ручка, резная деревянная игрушка в виде куклы, билет. Судя по цене, человек   приехал из города, расположенного   на  расстоянии   чуть   более  300   км  к   северо­западу  от нашего   районного   центра.   Кроме   всего   прочего,   в   сумке   были   найдена игральная фишка с нацарапанным на ней номером телефона и ключи с брелком, на котором был изображён храм Христа Спасителя». Вопрос: В каком городе был владелец сумки? (В Москве) ­ У вас есть время для обдумывания. У кого какие предложения? (ребята называют название города) Найдите   этот   город   в   атласе   и   давайте   обозначим   его     на   карте.   (учитель обозначает этот город на карте) Дети читают стихотворение о Москве. Учитель. У вас в папках есть карточка со схемой «Функции городов». Она поможет вам вспомнить какие функции могут выполнять города. Задание. Давайте определим функции нашей столицы. Москва  –   крупный   научный   центр   мирового   значения.   Здесь   находится Российская академия наук, ее институты, отраслевые академии.Москва  –   центр   политической   жизни   страны,   где   работают   правительство, Федеральное Собрание, работают государственные учреждения и руководящие органы политических партий. Москва  –   Центр   экономической   жизни.   Тут   располагаются   штаб­квартиры крупнейших промышленных компаний, банков, торговых организаций, товарно­ фондовых бирж осуществляется до 80% всех финансовых операций в стране. По карте определите, какие отрасли промышленности развиты в городе? (машиностроение,   лёгкая   промышленность,   пищевая   промышленность, химическая промышленность) Москва  – центр культурной жизни. Здесь размещаются правления творческих союзов,   крупнейшие   издательства,   редакции   газет,   журналов,   центральное телевидение и радиовещание, театры и т. д. Москва  –   крупнейший   транспортный   узел   страны.   Город   обслуживает   6 аэропортов, 9 железнодорожных вокзалов, 3 речных порта, с 1935 года в городе работает метрополитен. Рассмотрите  схему  в атласе,  стр.36  и  скажите, какую  структуру  имеет  этот транспортный узел? На доске – кольцевая, радиальная, радиально­кольцевая) (Песня о Москве, ролик) Задание Продолжим наше расследование по определению владельца сумки.   «  оператор АТС сообщает,  что по присланной игральной фишке был определен код города  и владелец номера – Петр Иванов. Из   разговора   с   Петей   стало   ясно,   что   знакомство   их   было   не случайным.   Это   была   встреча   однокурсников   в   его   родном   городе, входящем в состав Золотого кольца России. Он был основан Ярославом Мудрым и считается Родиной первого русского общедоступного театра».   Вопрос: В каком городе происходили выше описанные события? ( Ярославль)                Найдите его в атласах, а я обозначу его на карте.  (Сообщение учащегося о городе.) Владельца сумки нам пока не удалось найти. Продолжаем расследование. Из рассказа Пети Иванова: «В речном порту мы сели на небольшое судно и   поплыли   по   матушке­Волге   в   город,   который   считаю   Родиной Снегурочки. На берегу водохранилища пересели в туристический автобус и отправились в «город невест», а затем в город, который носит имя своего основателя. О каких городах идёт речь? (Кострома, Иваново, Владимир) Найдите   их   на   карте   в   атласе,   а   я   обозначу   их   на   карте,   на   доске) (сообщения об  Иваново, Владимире)Учитель. На вопрос, чья же сумка. Петя Иванов ответил, что с ними в компании путешествовали   3   девушки:   Оля   из   Сергиева   Посада   –   «кукольного царства»,    Светлана из Переславля Залесского – «рыбной слободы» и Таня из города­музея. Вопрос: Кто хозяин сумки? (Оля, т.к. в сумке была деревянная куколка – визитная карточка Сергиева Посада) Какой город называют городом­музеем? Ответить на этот вопрос нам поможет ролик. (Суздаль) Оля   –   студентка   академии   туризма,   изучает   историю   становления городов Золотого кольца России. Часть   дипломной   работы   Оли   –   геральдика   городов,   установите соответствие город­герб, используя карточку на доске. Проверим, как вы справились с заданием?  Есть среди вас такие, кто не сделал ошибок? Посмотрите, о каком городе мы сегодня не говорили. (Ростов Великий) Найдите   краткое   описание   у   себя   на   карточках.   Определите,   чем знаменит этот город? Давайте послушаем колокольный звон, который привлекает не только российских туристов, но и многочисленных иностранцев. (запись колокольного звона) Заключение. Дело успешно расследовано. Владелец сумки найден. Город­музей определён. Нам остаётся только поблагодарить Петю Иванова за помощь в расследовании. Давайте напишем ему письмо. У вас есть карточка с шаблоном письма и слова для справок. Ваша задача дописать письмо.  «Здравствуй, Пётр! Спасибо большое за помощь, которую ты оказал нам в  расследовании. Мы теперь знаем много о городах Золотого кольца России. Это древние русские города, которые славятся своей историей, культурой и  достопримечательностями. Если посмотреть на карту России, то можно увидеть, что они располагаются в виде кольца. К ним относятся  ____________, _______________,  __________________, _____________, ____________, ______________,  _________________, _____________, ____________.   Сергиев Посад назван в честь святого______________________.Город ______________ славен финифтью – это  украшения на эмали.  _____________ ­ это город музей.   ________________ ­  город первого общедоступного театра России. Владимир, расположенный на берегу реки_________, знаменит соборами, а  также таким памятником старины, как Золотые ворота. Этот маршрут назвали Золотое кольцо России, потому что он включает самые  ценные памятники древнерусской архитектуры:  храмы с куполами, ворота и другие уникальные постройки 13 века, которые со хранились до сих пор. До свидания. Твои друзья из Канинской школы ». Слова для справок: девять, десять, Москва, Псков, Сергиев Посад, Муром,  золотыми, Переславль­Залесский, Ростов, Углич, Ярославль, Кострома, Плёс, Суздаль, Владимир, Иваново, Ярослав Мудрый, Сергий Радонежский, И.  Шишкин, И.Левитан, Волга, Ока, Лена, Клязьма, Золотые. Викторина. 1. Город­музей. (Суздаль) 2. В этом городе находится замечательный памятник старины — Золотые  ворота. (Владимир) 3. Красивые эмалевые украшения: броши, серьги, браслеты. (Финифть) 4. Этот город еще в давние времена с уважением называли Великим. (Ростов) 5. Город – родина Снегурочки. (Кострома) 6. Город, который называют «рыбной слободой» (Переславль­Залесский) 7. Город, родина русской матрёшки. (Сергиев Посад) Составить Синквейн. Я благодарю всех участников занятия и желаю, чтобы ваши путешествия были не только воображаемыми, но и реальными. Д.зИтог урока