Урок химии 9 класс "Минеральные удобрения, рациональное использование и производство в Казахстане."
Оценка 5

Урок химии 9 класс "Минеральные удобрения, рациональное использование и производство в Казахстане."

Оценка 5
Презентации учебные +1
docx
химия
9 кл
11.02.2017
Урок химии 9 класс "Минеральные удобрения, рациональное использование и производство в Казахстане."
Презентация к к уроку 9 класс"Минеральные удобрения рациональное использование и производство в Казахстане."
мин.удобр 9 класс.docx
Класс: 9 Урок № Дата : Тема:  Минеральные   удобрения,   рациональное   использование   и   производство   в Казахстане. Цель: представление общего понятия о минеральных  удобрениях. Обучающая:  организовать деятельность  учащихся  по изучению и первичному применению  в   результате   чего   ученики   будут  знать знаний   и   способов   деятельности  по   теме, классификацию  и свойства  минеральных удобрений;  уметь  применять  их в хозяйственной деятельности. Развивающая:  способствовать развитию  мышления, умения  делать логические выводы из наблюдений по опыту,  пользоваться опорными знаниями, работа с таблицами, справочными материалами. Воспитательная: создать условия для формирования у учащихся понимания практического значения минеральных удобрений в природе и жизни человека; их биологической роли   (межпредметная связь). Ожидаемый результат:  учащиеся  будут  глубже  знать  о удобрениях как соединениях, которые содержат необходимые для растений питательные вещества, закрепят знания о единстве живого и неживого. Оборудование: презентация,колекция мин.удобрений. Предметная лексика и терминология:  питателный   элемент,  минеральные  удобрения, классификация удобрений. Ход урока I.  Орг.момент:  Создание   коллаборативной   среды   .  Приветствие   учащихся,   выявление отсутствующих в классе, настрой ребят на восприятие нового материала, деление на группы.    2. Актуализация   знаний.  Республика   Казахстан   приобрела   свою   независимость   и   суверенитет.   Республика выходит   в   своем   развитии   на   принципиально   новый   уровень   ресурсного,   научно­ технического, экологического, информационного, политического и духовного обеспечения. В  ежегодном  Послании Президента   Н. А. Назарбаева  сказано:  «Наши  природные ресурсы являются огромным богатством». В настоящее время наука является непосредственной производительной силой общества, с каждым   годом   все   в   большей   степени   определяющей   его   прогресс.  В   наши   дни потребительские отношение к природе, расходование ее ресурсов без осуществления мер по их восстановлению уходит в прошлое. Не каждый регион, не каждый район может гордиться   плодородием   своей   почвы,   но   любое   наземное   природное   сообщество,   тем более человек, своим существованием обязаны почве.  Почему? ­ С детства мы знаем много сказок, в которых упоминается скатерть – самобранка. Фантазия это или реальность? В современном представлении скатерть – самобранка – это ухоженная, плодородная земля, благодаря которой наш стол полон явств. А как этого добиться? Какие способы повышения урожайности вы можете предложить? Да,   чтобы   повысить   урожайность   почвы,   в   неё   вносят   всё   больше   и   больше   удобрений. Тема нашего сегодняшнего урока  Минеральные удобрения, рациональное использование и производство в Казахстане.  Какие вещества входят в состав растений?                                       ­ Какие органические вещества вам известны?                                 ­ Какие неорганические вещества вам известны?                                 ­ Что необходимо для полноценного роста и развития растений?  ­ Как растения усваивают питательные элементы? ­ Что повышают питательные элементы? ­ Какое определение можно дать терминологии «удобрения»? ­   Зная   многообразие   химических   соединений,   определите,   на     какие   виды   можно разделить удобрения в зависимости от происхождения?  ­ Как можно распределить удобрения в группы с учетом их признаков?  Сейчас я хочу узнать ваше мнение на предложенные мною утверждения.  На обратной стороне вашего листа самооценки(Приложение 1) вы найдете    утверждения на начало урока.  Во второй колонке вы пишите «ДА» или «НЕТ». Цель нашего урока  познакомиться с  понятием минеральные удобрения и выяснить их действие на окружающий мир.   Стадия  «Вызов» Стадия  «Рефлексия » Утверждения Утверждения 1.Минеральные удобрения способствуют повышению  плодородия почвы 2.Фосфор играет важную роль в образовании плодов и семян 3.Азотные удобрения хорошо растворимы в воде 4.Любое удобрение можно вносить в неограниченном количестве 5.Калий усиливает рост корней, луковиц и клубней 6.Фосфорные удобрения вносят осенью 7.Калий принимает участие в синтезе хлорофилла 8.Азот стимулирует рост зелёной массы растений 9.Калий способствует укреплению стеблей злаковых растений 10.Минеральные удобрения получают только на  хим.производствах? 3.Изучение новой темы : группам:  используя   материал   учебника  Работа в группах :Итак, продолжаем работать  в группах с выданной информацией в течении 10 минут  вы составляете группах    флипчарт  ( бумага, фломастеры, коллекция удобрений – на столах)  Задания     и   дополнительную информацию(Приложение   2)  подготовить   выступления   о   классификации   и   составе удобрений по предложенным пунктам: 1 группа  – азотные удобрения  2 группа – фосфорные удобрения  3 группа  – калийные удобрения.   4 группа­ изучение коллекции минеральных удобрений 5 группа – производство минеральных удобрений в Республике Казахстан. 6 группа­  биологическая роль удобрений. Методика  «автобусная остановка» Затем по  одному спикеру от группы переходят в   соседнюю группу по часовой стрелке и объясняют другой группе, а они составляют опорный  конспект. 4.Физминутка : Затем работа в своей группе с составлением  синквейна  : ( 1­существительное,2­ прилагательных,3­глагола, 4­ фраза по  изученной теме.)    Защита синквейна. 5.Закрепление   : Теперь отметьте в  ваших  утверждениях ,что вы узнали нового о  удобрениях поставив «Да» или «Нет» в третей колонке. (проверка по слайду ) Отметьте свои  оценки в листах самооценки. Выполнение тестовых заданий(Приложение 3 ) с проверкой по  слайду. 6. Рефлексия урока.  О чём вы сегодня узнали на уроке?Пригодятся ли вам в жизни эти знания?   Где вы их можете использовать? 7.Домашнее задание. Заполнить таблицу: Азот Калий Фосфор Элемент Влияние на растение  Недостаток в  питании Избыток в питании Срок внесения Творческое задание : Что же делать, если в продуктах присутствует избыток нитратов? Какие советы вы можете дать? Составить   практические советы­ в виде рекомендаций. Приложение 1 Стадия  «Вызов» Стадия  «Рефлексия » Утверждения Утверждения 1.Минеральные удобрения способствуют повышению  плодородия почвы 2.Фосфор играет важную роль в образовании плодов  и семян 3.Азотные удобрения хорошо растворимы в воде 4.Любое удобрение можно вносить в неограниченном количестве 5.Калий усиливает рост корней, луковиц и клубней 6.Фосфорные удобрения вносят осенью 7.Калий принимает участие в синтезе хлорофилла 8.Азот стимулирует рост зелёной массы растений 9.Калий способствует укреплению стеблей злаковых  растений 10.Минеральные удобрения получают только на  хим.производствах Лист самооценивания Работа в группе Утверждения Индивидуальные задания Всего баллов Приложение 2     Вводная информация( для группы 1) : Азотные удобрения        Азот необходим растениям для строительства белка. Поэтому почву с давних времен  удобряют навозом или вносят минеральные удобрения, содержащие азот. Азотные удобрения  – это соли азотной кислоты, соли аммония и мочевина. К ним относятся: натриевая селитра  NaNO3, аммиачная селитра NН4NO3, кальциевая селитра Са(NO3)2,  мочевина или карбамид  СО(NH2)2. Формула карбамида не похожа ни на одну другую. Часть слова «карб» взята из  латинского названия углерода «карбонеум», а группу NН2 называют «амид», отсюда название  удобрения – карбамид. Азотные удобрения представляют собой белые или желтоватые  кристаллические порошки (кроме жидких удобрений), которые хорошо растворимы в воде, не поглощаются или слабо поглощаются почвой. Большинство из них обладает высокой  гигроскопичностью и требует особой упаковки и хранения. Азотные удобрения Стимулируют рост и увеличение зеленой массы растений (стеблей, листьев). Важны в  весенний период.Большое количество азотных удобрений применяют не сразу, а в несколько  приемов. Так, при основном внесении (до или во время посева) вносят не более 5 г на 1 м2  действующего вещества. Оставшуюся часть вносят дробно в подкормках, первоначальная  концентрация раствора не более 0,2 %, затем ее увеличивают до 0,6 %.  Вводная информация ( для группы 2):Фосфорные удобрения Фосфор играет важную роль в жизни плодовых и ягодных культур. Он участвует в жизненно  важных процессах: в образовании плодов и ягод, способствует экономному расходованию  воды, значительно повышает зимостойкость растений. Фосфор входит в состав нуклеиновых  кислот, макроэнергетических соединений (АТФ), участвуя в синтезе белков, жиров,  углеводов, аминокислот. Он принимает участие в фотосинтезе, дыхании растений, регуляции  проницаемости мембран клеток, в образовании и переносе энергии, необходимой для  жизнедеятельности растений и животных. Фосфор обеспечивает устойчивость  энергетического соединения АТФ (Аденозинтрифосфорной кислоты), без которой не могут  проходить ни процессы биосинтеза, ни распада метаболитов в клетках. При нормальном  фосфорном питании повышается урожай плодовых и ягодных культур, благодаря тому, что  усиливается отток питательных веществ из листьев в плоды и ягоды. Улучшаются также их  вкус и химический состав, в плодах и ягодах повышается содержание сахаров. Фосфор играет большую роль в ускорении созревания плодов. Фосфор ускоряет цветение и плодообразование. Самое дешевое удобрение – фосфоритная мука, состав которой  выражается формулой Са3(РО4)2.. К растворимым фосфорным удобрениям относятся простой и двойной суперфосфаты, основу которых составляет Са(Н2РО4)2. Состав простого  суперфосфата – Са(Н2PO4)2  * 2СаSO4 (содержит балласт – СаSO4). В двойном суперфосфате сульфата кальция нет. Растворимые в воде, доступные растениям простой и двойной  суперфосфаты подкисляют почву. Поэтому для снижения кислотности почвы ее известкуют.  Удобрение, содержащее гидрофосфат кальция СаНРО4•2Н2О, называют преципитатом. Это  кристаллогидрат, содержащий в 1 моль удобрения 2 моль воды. Применяют его только на  кислых почвах, т.к. он малорастворим в воде. Вводная информация ( для  3 группы) Калийные удобрения : Калийные удобрения  способствуют росту и укреплению сосудов, по которым движутся вода и растворенные в ней  питательные элементы. Вместе с фосфором калий способствует образованию цветков и  завязей плодовых культур.  Все калийные удобрения хорошо растворимы в воде и  удерживаются в почве, но на глинистых почвах слабо продвигаются в нижние слои. Калийные  удобрения также необходимы для питания растений. Недостаток калия в почве заметно  уменьшает урожай и устойчивость к неблагоприятным условиям. Важнейшими калийными  удобрениями являются: сырые соли, представляющие собой размолотые природные соли,  преимущественно минералы сильвинит NaCl•KСl и каинит KCl•МgSO4•3H2О;  древесная и  торфяная зола, содержащие поташ K2СО3; концентрированные удобрения, получаемые в  результате переработки природных калийных солей: KСl и K2SO4. Хлорид калия – белый  мелкокристаллический продукт. его недостаток – слеживаемость, но ее можно предотвратить глубокой сушкой (содержание влаги 0,1–0,2%), а также грануляцией. Сульфат калия  совершенно не гигроскопичен и не слеживается. Вводная информация: (для 4 группа­ изучение коллекции минеральных удобрений)   По   изучению   коллекции   «Минеральные   удобрения»     по   табл.11   и   12   на   стр.105­106. учебника записать формулы выданных удобрений  и их характеристики. Комплексные удобрения – это удобрения, которые представляют собой смеси нескольких (двух­трех) различных веществ.  Классификация удобрений      по происхождению              по виду питательного                      по агрегатному                                                                                  элемента                                   состоянию          неорганические                      азотные, фосфорные,                                  твердые      органические                                  калийные                                          жидкие Комплексные удобрения делят на сложные и смешанные. Сложное удобрение – это одно вещество, его состав выражен одной  химической формулой.  Вводная информация( для группы 5)    Производство минеральных удобрений в  Республике Казахстан.                                                            Химическая   промышленность   Казахстана   основывается   на   богатейших   запасах фосфоритов   Южного   и   Западного   Казахстана,   развитии   нефтегазовой   промышленности, утилизации сернистых газов металлургической промышленности, больших запасов различных солей в Северном и Южном Казахстане и.т.д. Из 110 элементов таблицы Менделеева в недрах Казахстана выявлено 99, разведано78, а используется более 60 элементов .  Развитие   химической   промышленности   идет   по   следующим   направлениям:  ­   освоение   богатейших   запасов   фосфоритов   и   производство   фосфорных   удобрений;  ­   утилизация   сернистых   газов   цветной   и   черной   металлургии;   ­   производство   продуктов нефтехимического синтеза;  ­ вовлечение в хозяйственный оборот запасов различных солей и.т.д.    Предприятия   металлургической   промышленности   Восточного,   Центрального   и Южного   Казахстана   занимают   благоприятное   экономико­географическое   положение   по отношению к крупным производителям фосфорных удобрений.  В настоящее время химическая промышленность Казахстана представлена фосфорной  отраслью, отраслью производства минеральных удобрений и отраслью производства  хромовых солей, а также рядом предприятий по выпуску продукции малотоннажной химии.   Производство  мин.удобрений в Р.Казахстан : Калийные – Усть­Каменогорск. Азотные – Актау, Темиртау. Фосфорные – Тараз, Шымкент, Жамбыл, Актау, Степногорск. Вводная информация ( для группы 6)  Cодержание белков в продукции определяет ее  пищевую ценность. Значит, земледелец должен добиваться наиболее полного перехода  минерального азота, поступившего в растение, в состав органических веществ..  Биологическая роль важнейших удобрений Удобрения Положительное действие Отрицательное действие Азотные • Азот входит в состав белков, аминокислот,  витаминов, хлорофилла и других жизненно  важных органических соединений.  • Увеличивают содержание белка в зернах  пшеницы, кукурузы, гречихи, проса и других  Токсичность определяется  химическим составом и  агрессивностью  выделяющихся компонентов  (аммиак, оксиды азота) зерновых культур. • Оказывают благоприятное влияние на  содержание клейковины, стекловидность зерна,  выход муки, ее хлебопекарные качества • Фосфор участвует в синтезе аминокислот,  белков, жиров, крахмала, сахаров и других  продуктов обмена. • Повышают сахаристость свеклы, улучшают  качество зерна, увеличивают содержание белков,  входящих в клейковину.  Фосфорные • Способствуют увеличению урожая и качества  подсолнечника, масличных культур, табака,  картофеля, увеличивают питательную ценность  сена Токсическое действие солей  фосфорной кислоты  возможно лишь при высоких  дозах. Токсичность  суперфосфата и нитрофосок  определяется примесями  соединений фтора. Кислые  соли и суперфосфат  (содержит свободный Р2О5)  обладают раздражающим и  прижигающим действием на  кожу • Имеют важное значение в углеводном и  белковом обмене. / • Усиливают фотосинтез и отток сахаров из  листьев в другие части.  Калийные • Способствуют поддержанию тургора клеток,  прочности стеблей, увеличивают накопление  сахара в клеточном соке.  • Повышают качество корнеплодов сахарной  свеклы, волокон льна­долгунца, семян  подсолнечника Решение задач :  Удобрения – это продукты питания для растений. Питательная ценность минерального  удобрения определяется массовой долей питательного элемента в нем. Условно принято  питательную ценность азотных удобрений выражать через долю в них элемента азота,  фосфорных – через долю оксида фосфора(V), калийных – через долю оксида калия. Задача : Вычислить массовую долю азота в натриевой селитре.( NaNO3  ) Дано:                       Решение:          NaNO3                    W(N)= Ar(N):Mr(NaNO3) 100%                                                      Найти:W(N)­?      Mr(NaNO3)=23+14+48=63                               W(N)=1400:63=22%                                                       Ответ:W(N)=22% Тесты по теме «Минеральные удобрения». 1 вариант 1.Что такое минеральные удобрения? А. это рыхлая почва В.это особые химические вещества, которые содержат необходимые для растений  элементы питания. С. это вещества для получения хороших урожаев. Приложение 3 2. Простые минеральные  удобрения. А.содержат 2 элемента питания В.содержат 1 элемент питания С. содержат воду. 3 .Азотные минеральные удобрения. А. аммиачная селитра В. мочевина С.суперфосфат 4. Фосфорные удобрения А.сульфат аммония В. мочевина С.суперфосфат 5. Комплексные удобрения  А.нитрофоска В. древесная зола С.аммофос 6. Почему минеральные удобрения  называют калийным? А.содержит фосфор В. содержит азот С. содержит калий Тесты по теме «Минеральные удобрения». 2 вариант 1.К органическим удобрениям относятся ? А. минеральное удобрение В. местное удобрение (торф, навоз) С.макро и микроудобрения. 2. На какие 2 группы делятся минеральные удобрения? А.простые В.комплексные С.оба варианта 3. Калийные удобрения А.суперфосфат В. сульфат калия С.хлористый калий 4 .Комплексные минеральные удобрения А. содержат 1 элемент питания В. содержат несколько элементов питания С. содержат воду 5.Почему минеральные удобрение называют азотным? А. содержит фосфор В. содержит азот С.содержит калий 6.Почему минеральные  удобрения называют фосфорным? А. содержит фосфор В. содержит азот С.содержит калий .

Урок химии 9 класс "Минеральные удобрения, рациональное использование и производство в Казахстане."

Урок химии 9 класс "Минеральные удобрения, рациональное использование и производство в Казахстане."

Урок химии 9 класс "Минеральные удобрения, рациональное использование и производство в Казахстане."

Урок химии 9 класс "Минеральные удобрения, рациональное использование и производство в Казахстане."

Урок химии 9 класс "Минеральные удобрения, рациональное использование и производство в Казахстане."

Урок химии 9 класс "Минеральные удобрения, рациональное использование и производство в Казахстане."

Урок химии 9 класс "Минеральные удобрения, рациональное использование и производство в Казахстане."

Урок химии 9 класс "Минеральные удобрения, рациональное использование и производство в Казахстане."

Урок химии 9 класс "Минеральные удобрения, рациональное использование и производство в Казахстане."

Урок химии 9 класс "Минеральные удобрения, рациональное использование и производство в Казахстане."

Урок химии 9 класс "Минеральные удобрения, рациональное использование и производство в Казахстане."

Урок химии 9 класс "Минеральные удобрения, рациональное использование и производство в Казахстане."

Урок химии 9 класс "Минеральные удобрения, рациональное использование и производство в Казахстане."

Урок химии 9 класс "Минеральные удобрения, рациональное использование и производство в Казахстане."

Урок химии 9 класс "Минеральные удобрения, рациональное использование и производство в Казахстане."

Урок химии 9 класс "Минеральные удобрения, рациональное использование и производство в Казахстане."

Урок химии 9 класс "Минеральные удобрения, рациональное использование и производство в Казахстане."

Урок химии 9 класс "Минеральные удобрения, рациональное использование и производство в Казахстане."

Урок химии 9 класс "Минеральные удобрения, рациональное использование и производство в Казахстане."

Урок химии 9 класс "Минеральные удобрения, рациональное использование и производство в Казахстане."

Урок химии 9 класс "Минеральные удобрения, рациональное использование и производство в Казахстане."

Урок химии 9 класс "Минеральные удобрения, рациональное использование и производство в Казахстане."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2017