Электролитическая диссоциация
Учитель : Уразбекова А.Х., МОУ Школа с. Катравож,
Приуральский райрн
1 Тема урока: Электролитическая диссоциация
Цель урока: изучение электролитической диссоциации, причин электропроводности
веществ, условия электролитической диссоциации веществ.
Задачи урока:
Образовательные:
Обеспечить усвоение учащимися новых понятий: электролит, неэлектролит,
электролитическая диссоциация.
Установить зависимость электрической проводимости растворов от вида
химической связи и кристаллической структуры веществ.
Раскрыть сущность и механизм процесса электролитической диссоциации на
примере веществ с ионной и полярной ковалентной связями.
формировать у обучающихся представления об электролитах и неэлектролитах,
умение сравнивать эти вещества по их строению;
Развивающие:
развивать логическое мышление через умение анализировать, сравнивать, обобщать,
делать выводы;
развивать умения вести наблюдения опытов, проводить опыты в интерактивном
режиме, анализировать схемы и рисунки.
Воспитательные:
продолжить формирование мотивации учебной деятельности.
продолжить формирование представлений о положительной роли химии для
объяснения происходящих процессов в природе .
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные: давать определение «электролиты», «неэлектролиты», «электролитическая
диссоциация», объяснять причины диссоциации расплавов и водных растворов солей и
щелочей, причины диссоциации кислот.
Метапредметные :
регулятивные: умение планировать и регулировать свою деятельность, самостоятельно
планировать пути достижения цели, владение основами самоконтроля и самооценки;
коммуникативные: готовность получать необходимую информацию, выдвигать гипотезу,
доказательства, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, владение устной
речью;
познавательные: умение определять понятия, устанавливать аналогии, строить
производить поиск информации,
логические
анализировать и оценивать её достоверность.
рассуждения и делать выводы,
2 Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного
смысла обучения, социальных и межличностных отношений.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Применяемые технологии: урок построен с использованием современных
информационных технологий программы Microsoft Power Point, информационных
ресурсов ФЦИОР.
Формы организации обучения: фронтальная, групповая и индивидуальной работы.
Межпредметные связи: физика.
Оборудование урока: мультимедийное оборудование; прибор для испытания
электрической проводимости веществ коллекция ресурсов ФЦИОР, рабочие листы.
Основные понятия: электролит, неэлектролит, электролитическая диссоциация.
Ожидаемые результаты: учащиеся закрепляют представления о видах химической
связи, усваивают понятия электролит и неэлектролит, изучают сущность и механизм
электролитической диссоциации.
План урока
1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала:
3. Закрепление материала.
4. Домашнее задание
1. Организационный момент.
Мотивация обучающихся к изучению нового материала.
Солнышко – настроение радостное, хорошее
Ход урока.
Ёлочка – мне безразлично
Тучка – настроение плохое, мне грустно
2. Изучение нового материала
Учитель: Дождливый день. На остановке троллейбуса люди складывают зонтики и заходят
в салон. Вот один из них поставил ногу на ступеньку и тут же отпрянул: «Ой, током бьет!»
Как же ток добрался до пассажира? ( По воде.)
3 Проблема: 1. Вода проводит ток?
Демонстрационные опыты с использованием прибора для определения электропровод
ности.(слайд 1)
Используя специальный прибор, модель которого представлена на слайде(1), проверим
прибор на дистиллированной воде. (Электрическая лампочка не загорается. Значит, чистая
дистиллированная вода электрический ток не проводит).
2. Как же он добрался до пассажира? (В воде есть вещества, проводящие ток).
Тема урока: Электролитическая диссоциация.(слайд 2)
Цель нашего урока: (Слайд 3)
Познакомиться с процессами, происходящими в растворах.
Задачи урока: (Слайд 4)
дать определение понятия «электролитическая диссоциация»;
изучить механизм процесса диссоциации;
определить различия между веществамиэлектролитами и неэлектролитами
«Сами трудясь, вы многое сделаете для
себя и для близких, а если при труде
успеха не будет, будет неудача, не беда,
попробуйте ещё»
Д.И.Менделеев(Слайд 5)
Учитель: Обратимся к истории 1837 года. В этот период в Лондоне в лаборатории
Королевского института работали два учёных: Гемфри Деви и Майкл Фарадей. Они начали
исследования в области электричества и ввели понятия, которыми мы пользуемся до сих
пор. Деви и Фарадей проводили опыты по определению электропроводности растворов.
Проведем опыт Фарадея и Деви. (демонстрация опыта с поваренной солью.).
Вывод: раствор поваренной соли проводит электрический ток.
Учитель: Все ли вещества ведут себя подобным образом? Для ответа на вопрос, выполните
интерактивную лабораторную работу «Электролиты и неэлектролиты».
(работа в парах). (Слайд 6)
http://fcior.edu.ru/card/9262/laboratornayarabotaelektrolityineelektrolity.html
Выполнение задания в рабочем листе № 1.
Вещества, растворы которых проводят электрический ток, называются
Вещества, растворы которых не проводят электрический ток,
Запишите определения :
●
электролитами.
●
называются неэлектролитами.
Учитель: Знаете ли вы?
Даже в медицине используют понятие « электролит». Термин "содержание электролитов в
сыворотке крови означает содержание отдельных ионов (натрия, калия, хлора, бикарбоната
и т.д.) в циркулирующей крови человека.
4 (Оксфордский толковый словарь общей медицины, 2002 г.)
(Слайд 7)
Учитель: Давайте попробуем разобраться, что же происходит в растворах с веществами,
почему получаются такие результаты.
В 1887 г. шведский ученый Сванте Аррениус, изучая электропроводность растворов
различных веществ, высказал предположение, что некоторые вещества в растворах
находятся в виде ионов . Эта гипотеза объясняла, почему растворы определенных веществ
проводят ток.
Процесс распада электролита на ионы в растворе он называл электролитической
диссоциацией (ЭД) (Слайд 89)
Также Аррениус выявил, какие вещества будут являться электролитами, а какие –
нет. Оказалось, все зависит от типа связи в соединении. (Слайд 10)
Давайте вспомним, как классифицируют химические соединения по типу химической
связи?
Полярная
Неполярная
Химическая связь
Ионная
Ковалентная
Способ связи обуславливает различие в свойствах, различие в кристаллических
решетках. Но это оказывается не всё. Свойства соединений с ионной и ковалентной
химическими связями проявляются также в особенностях их водных растворов.
Электролитами являются вещества с ионной и сильнополярной ковалентной связью,
неэлектролитами – соединения с ковалентной неполярной и слабополярной связью.
Теперь давайте рассмотрим механизм ЭД.
Аррениус не учитывал взаимодействия электролита с водой и считал, что растворяясь
в воде, соединение распадается на ионы за счет разрыва химической связи. При этом
образуются ионы. (Слайд 11).
Задание №2 Определите по схеме и запишите определение ионов.
Катион __________________________________ион.
Анион ___________________________________ион.
К числу самых непримиримых противников теории Аррениуса принадлежал Д.И.
Менделеев, создавший химическую теорию растворов. (Слайд 13)
Итак, давайте сравним точки зрения этих великих ученых на процессы, происходящие
при растворении веществ (Слайд14).
Но, как известно, в споре рождается истина. Было установлено, что и растворение,
и диссоциация – процессы физикохимические.
Посмотрим, как это происходит.
5 В молекулах воды атомы водорода расположены под углом, изза чего молекула
имеет угловую форму (Слайд 15). Кислород заряжен отрицательно, водород –
положительно. Таким образом, в молекуле образуются два полюса: «+» и «–». Такие
молекулы называют диполями.
Это интересно…
Если бы молекулы воды были построены более симметрично они не были бы
полярные, и тогда весь облик Земли изменился бы до неузнаваемости: океаны испарились,
и вокруг земного шара образовалась атмосфера из водяного пара с незначительной
примесью других газов. Что привело бы к исчезновению жизни на Земле. (Слайд 16)
Давайте рассмотрим механизм диссоциации ионного соединения на примере хлорида
натрия (Слайд 17).
Если соединение образовано ионной связью, при их растворении диполи воды
ориентируются противоположно заряженными концами вокруг положительных и
отрицательных ионов электролита. Между ионами электролита и диполями воды
возникают силы взаимного притяжения. В результате связь между ионами ослабевает, и
происходит переход ионов из кристалла в раствор.
Происходящий процесс можно отразить с помощью уравнения:
NaCl D Na+ + Cl
Теперь посмотрим, что происходит с соединениями с ковалентной полярной связью
на примере молекулы хлороводорода (Слайд 18).
Диполи воды ориентируются вокруг полюсов молекулы электролита. Под их
влиянием происходит превращение ковалентной полярной связи в ионную, а далее – распад
молекулы на гидратированные ионы. Уравнение процесса:
HCl D H+ + Cl
Физкультминутка для глаз.
А теперь все отдохнем
Глазки крепенько сожмем
Поморгаем раз пяток
И продолжим наш урок
Крепко глазки зажмурим
Вспомним всё и повторим:
Раз, да, три, четыре, пять
Вернемся к диссоциации опять.
Истина всегда проста:
Щелочь, соль и кислота
Пропускают ток всегда,
Если их раствор – вода.
Почему же кислород,
Спирт, глюкоза и азот,
Растворенные в воде,
Не пропустят ток нигде?
Потому что вещества –
6 Неживые существа,
И зависят свойства их,
Сложных и совсем простых,
От строения частиц,
Микромира без границ.
А раствор, где ток бурлит,
Назван был электролит
Укрепляя мышцы глаз,
Взгляд меняем 8 раз
То поближе, то подальше
Посмотреть прошу я Вас.
От усталости спасет
Вас глазной круговорот.
Круга 3 вращайте влево,
А потом наоборот!
Учитель: Определим этапы процесса диссоциации.( работа со схемой на слайде 19 )
Этапы диссоциации:
1. Ориентация
2. Гидратация
3. Диссоциация
Задание:
1
Подпишите в схеме этапы диссоциации.
1.______________ 2._______________ 3.____________________
Проверка первичного усвоения изученного материала
Выполните тест
1.Вещества , растворы которых проводят ток называют?
а) электролиты;
б) неэлектролиты.
2. В растворах электролиты распадаются на:
а) катионы;
7 б) анионы;
в) оба ответа верны.
3) Что относится к электролитам?
а) сахар;
б) мел;
в) соляная кислота.
Закрепление изученного материала(Слайд 20)
Упражнение 1 Разделите приведенные вещества на электролиты и неэлектролиты.
Рефлексия. Оценивание.
Подведем итоги нашей работы.
Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока?
Как вы считаете, достигли ли мы целей?
Что нового узнали на уроке?
Ребята оцените, пожалуйста, ваше эмоциональное состояние к концу урока.
Домашнее задание (Слайд 21)
1. § 36, упр. 1, 5 (базовый уровень);+ упр. 2,3 (повышенный уровень)
2. Выполнить задание в интерактивном режиме
http://fcior.edu.ru/card/14154/testypotemeelektrolityineelektrolity.html
( по желанию)
8
Урок химии по теме "Электролитическая диссоциация"
Урок химии по теме "Электролитическая диссоциация"
Урок химии по теме "Электролитическая диссоциация"
Урок химии по теме "Электролитическая диссоциация"
Урок химии по теме "Электролитическая диссоциация"
Урок химии по теме "Электролитическая диссоциация"
Урок химии по теме "Электролитическая диссоциация"
Урок химии по теме "Электролитическая диссоциация"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.