Технологическая карта урока по химии 8 класс
Цель урока: изучение электролитической диссоциации, причин электропроводности веществ, условия электролитической диссоциации
веществ.
Задачи урока:
Образовательные:
Обеспечить усвоение учащимися новых понятий: электролит, неэлектролит, электролитическая диссоциация.
Установить зависимость электрической проводимости растворов от вида химической связи и кристаллической структуры веществ.
Раскрыть сущность и механизм процесса электролитической диссоциации на примере веществ с ионной и полярной ковалентной
связями.
формировать у обучающихся представления об электролитах и неэлектролитах, умение сравнивать эти вещества по их строению;
Развивающие:
развивать логическое мышление через умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
развивать умения вести наблюдения опытов, проводить опыты в интерактивном режиме, анализировать схемы и рисунки.
Воспитательные:
продолжить формирование мотивации учебной деятельности.
продолжить формирование представлений о положительной роли химии для объяснения происходящих процессов в природе .
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные: давать определение «электролиты», «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация», объяснять причины диссоциации
расплавов и водных растворов солей и щелочей, причины диссоциации кислот.
Метапредметные :
регулятивные: умение планировать и регулировать свою деятельность, самостоятельно планировать пути достижения цели, владение
основами самоконтроля и самооценки;
1коммуникативные: готовность получать необходимую информацию, выдвигать гипотезу, доказательства, отстаивать свою точку зрения в
диалоге и в выступлении, владение устной речью;
познавательные: умение определять понятия, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения и делать выводы, производить
поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения, социальных и межличностных
отношений.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Применяемые технологии: урок построен с использованием современных информационных технологий программы Microsoft Power Point,
информационных ресурсов ФЦИОР.
Формы организации обучения: фронтальная, групповая и индивидуальной работы.
Межпредметные связи: физика.
Оборудование урока: мультимедийное оборудование; прибор для испытания электрической проводимости веществ коллекция ресурсов
ФЦИОР, рабочие листы.
Основные понятия: электролит, неэлектролит, электролитическая диссоциация.
Ожидаемые результаты: учащиеся закрепляют представления о видах химической связи, усваивают понятия электролит и неэлектролит,
изучают сущность и механизм электролитической диссоциации.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Ход урока
Этапы урока
2Формируемые УУД
Солнышко – настроение
радостное, хорошее
Ёлочка – мне безразлично
Тучка – настроение плохое,
мне грустно
1.Организационный этап.
Отмечают на рабочих листах свое настроение
Регулятивные: умение определять свое эмоциональное настроение
2.Этап мотивации и целеполагания.
Проблемная ситуация:
Дождливый день. На остановке троллейбуса люди складывают зонтики и заходят в салон. Вот один из
них поставил ногу на ступеньку и тут же отпрянул: «Ой, током бьет!» Как же ток добрался до пассажира?
Демонстрационный опыт с использованием прибора для определения электропроводности воды.
Какова цель нашего урока?
Отвечают на вопросы.
Предлагают варианты цели и задачи урока. Выделяют проблему, предлагают тему урока .
Регулятивные: Уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель, составлять план решения
проблемы.
3.Этап изучения нового материала.
Учитель проводит опыт по определению электропроводности веществ (NaCl).
Вопрос к учащимся:
Все ли вещества ведут себя подобным образом? Для ответа на вопрос, выполните интерактивную лабораторную работу «Электролиты и
неэлектролиты».(работа в парах).
3Учитель: Знаете ли вы?
Даже в медицине используют понятие « электролит». Термин "содержание электролитов в сыворотке крови означает содержание отдельных
ионов (натрия, калия, хлора, бикарбоната и т.д.) в циркулирующей крови человека.
Учитель: Давайте попробуем разобраться, что же происходит в растворах с веществами, почему получаются такие результаты.
Рассказывает о теории С.Аррениуса с использованием презентации, дает понятие ЭД, электролитах и неэлектролитах.
Учитель: все зависит от типа связи в соединении.
Учитель демонстрирует слайды особенностях образования ионов по Аррениусу.
В растворах находятся не свободные, а гидратированные ионы. (Учение Менделеева Д.И. и др).
Было установлено, что и растворение, и диссоциация – процессы физикохимические.
Рассказывает о роли воды в процессе диссоциации.
Давайте рассмотрим механизм диссоциации ионного соединения на примере хлорида натрия.
Теперь посмотрим, что происходит с соединениями с ковалентной полярной связью на примере молекулы хлороводорода.
Физкультминутка для глаз.
Учитель: Определим этапы процесса диссоциации
4Этапы диссоциации:
1. Ориентация
2. Гидратация
3. Диссоциация
Выполняют и записывают результаты лабораторной работы «Электролиты и неэлектролиты» в таблицу, анализируют их и делают выводы о
причинах электропроводности или её отсутствия.
http://fcior.edu.ru/card/9262/laboratornayarabotaelektrolityineelektrolity.html
Выполнение задания в рабочем листе № 1.
Слушают информацию.
Слушают учителя, запоминают материал.
5Вспоминают типы химических связей в соединениях
Изучают информацию по слайдам, анализируют.
Выполняют задание №2 в рабочих листах.
Изучают информацию по слайдам, анализируют.
Сравнивают положения теории
С. Аррениуса и Д.И.Менделеева, делают вывод.
Изучают информацию по слайдам, анализируют.
Выполняют упражнения для глаз.
Изучают информацию по слайдам, анализируют. Выполняют задание №3 в рабочих листах.
6Познавательные: Умение работать с эор и находить ответы на поставленные вопросы.
Коммуникативные: Умение работать в парах.
Регулятивные: Уметь работать с тестом.
Познавательные: Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать, преобразовывать информацию из одного вида в другой,
воспроизводить информацию.
74.Проверка первичного усвоения изученного материала
Проверяет степень усвоения материала
Выполняют тест
1.Вещества , растворы которых проводят ток называют?
а) электролиты;
б) неэлектролиты.
2. В растворах электролиты распадаются на:
а) катионы;
б) анионы;
в) оба ответа верны.
3) Что относится к электролитам?
а) сахар;
б) мел;
Регулятивные: Уметь работать с тестом, исправлять ошибки самостоятельно.
Познавательные: Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать, преобразовывать информацию из одного вида в другой.
5.Этап закрепления изученного материала.
Организует работу
Упражнение 1 Разделите приведенные вещества на электролиты и неэлектролиты.
Решают самостоятельно на компьютере проверяют по эталону.
Сверяются с ответами, выставляют себе оценки, а потом осуществляют
взаимооценивание (критерии оценивания на листочках у каждого).
Регулятивные: Уметь работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
8Познавательные: Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать, преобразовывать информацию из одного вида в другой.
6.Домашнее задание.
§ 36, упр. 1, 5 (базовый уровень);
+ упр. 2,3 (повышенный уровень)
Поясняет выполнение заданий.
Открывают дневники, записывают домашнее задание, задают вопросы.
7.Рефлексия.
Подведем итоги нашей работы.
Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока?
Как вы считаете, достигли ли мы целей?
Что нового узнали на уроке?
Отвечают на вопросы, высказывают свои впечатления об уроке.
Регулятивные: Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
9